Жить здесь и сейчас…
Украина, Польша.
Сентябрь 2023
Сегодня – понедельник, наш последний день в Кракове. Катя и Маша планировали немного поработать с утра. Потому я отправляюсь на раннюю прогулку в одиночестве. Я очень люблю в путешествиях вставать рано-рано и идти бродить с фотоаппаратом по еще пустому городу или любоваться природой. Но, увы, это удается далеко не всегда по разным причинам. И вот сегодня как раз такой день, когда возможность есть. Правда, для этого нужно вытряхнуть себя рано утром из постели…
Встала, приняла душ, быстренько собралась и выдвинулась. Моей главной целью был мост св. отца Бернатка, который называют еще «мостом гимнастов». Еще я нашла на карте довольно большой парк Беднарского, ну и надеялась дойти до фабрики Шиндлера. Экскурсию на фабрику нужно бронировать заранее, а вот посмотреть на строение снаружи вполне было можно…
Иду, балдею от утреннего города, свежего воздуха и разных интересных объектов вокруг…
Прошла мимо церкви братьев-госпитальеров. В церкви шла служба, поэтому заходить не стала, а просто заглянула одним глазком…
Сначала сделала небольшой крюк и дошла до моста Юзефа Пилсудского. Он соединяет Казимеж и район Подгуже, по которому я и собиралась прогуляться. Это самый старый автомобильный мост через Вислу в Кракове.
А теперь чуть-чуть вдоль Вислы – и вот он «мост гимнастов», который я очень хотела увидеть…
Пешеходный мост отца Бернатка известен своими удивительными скульптурами. В 2016 году эту инсталляцию планировали сделать временной. Но горожане захотели оставить скульптуры навсегда, и городская администрация пошла навстречу. Эта арт-инсталляция получила название «Между водой и небом». Ее автор – известный польский художник и скульптор Ежи Кендзера. Его скульптуры фиксируются в 1 или 2 опорных местах с помощью стержней. Такая работа требует точных расчетов еще в процессе создания. Героями своих скульптур Ежи Кендзера выбрал спортсменов и гимнастов, потому что они – единственные, кто умеет балансировать в воздухе или ходить по канату.
Мы уже видели когда-то балансирующую скульптуру этого мастера в Быдгоще. И это действительно завораживает…
Неспеша иду через мост, любуясь фигурками. Невероятно красивое место!
За мостом начинается район Подгуже. И этот район – тоже интересная историческая местность. Как и Казимеж, Подгуже был когда-то самостоятельным городом, получившим городские права в 1784 году. А с Краковом он объединился 1 июля 1915 года. Во время Второй мировой войны в 1941-1943 годах здесь было еврейское гетто, куда переселяли еврейское население со всего Кракова. Тут же находилась и фабрика Шиндлера.
И здесь тоже – старые дома и особняки, улочки и каменная кладка. И какая-то особая атмосфера провинциальной умиротворенности. Туристов здесь почти нет, да и людей с утра на улицах встречается не много. Для меня такие прогулки – лучшее лекарство и подзарядка…
На пути встретился большущий неоготический костел Святого Иосифа. Внутрь зайти не удалось – церковь была закрыта. Полюбовалась красными кирпичными башнями, колокольней и скульптурой лишь снаружи…
Топаю к парку. Вокруг – симпатичные виллы. Некоторые выглядят так, будто там непременно можно встретить привидение…
А вот и парк Беднарского. Захожу в него со стороны радужной лестницы.
Наверное, для кого-то парки в туристических городах никогда не станут местом интереса. Для меня же с некоторых пор стало важно бывать по возможности в таких старых парках. Возможно, это из-за нежной любви ко львовском Стрыйскому парку. Или потому, что мы с Димой оставили частичку своего сердца в удивительном миланском саду Монтанелли. Но, как бы там ни было, даже получасовая прогулка в подобном месте помогает мне заземлиться и достаточно быстро «подзарядить» батарейки. В таких местах природа и история сливаются воедино, образуя тот самый мощный энергетический заряд, от которого можно легко и быстро пополнить ресурс. Если, конечно, уметь подключиться…
У меня было огромное желание зависнуть в этом парке. Вот так вот лечь на шезлонг и просто лежать, глядя на сплетенные ветви деревьев. И если бы у меня был с собой кофе, я бы, наверное, так и сделала. Но кофе не было, и вообще я еще не завтракала. Планировала перекусить где-нибудь по пути, но с утра еще все было закрыто. Потому не зависла. Посидела немного, погуляла, подышала, поразмышляла, да и пошла обратно… А до фабрики Шиндлера доберусь как-нибудь в другой раз…
Снова к Висле и через мост с замочками и гимнастами…
И дальше к дому – уже по Казимежу. С его граффити и милой обшарпанностью. По пути съела круассан и выпила кофе в одном из многочисленных кафе. И была дома как раз к пробуждению детей…
Маша планировала поработать часов до 11, а потом идти гулять вместе со мной. Так и получилось. Первым делом мы пошли к Базилике Божьего Тела. Она расположена совсем рядом с нашим домом, мы много раз проходили мимо, но все не успевали туда заглянуть.
Эта готическая базилика стоит на небольшом возвышении и она просто огромная! Была построена в XV веке. Сначала мы обошли ее вокруг…
Внутри церковь нам с Машкой очень понравилась. Хотя есть некое несоответствие готики снаружи и барокко внутри. Точнее, внутри присутствуют элементы барокко – позолота, завитки и вся вот эта барочная помпезность. Но колонны и своды абсолютно готические…
В последнее время я смотрю довольно много блогов велопутешественников по Европе. И что меня больше всего удивляет, так это то, что, проезжая мимо огромного количества церквей по пути, они (причем практически все!) никогда туда не заглядывают. Конечно, в рамках велопохода ты обязательно пропустишь массу интересных мест, если ты, конечно, специально не планируешь их все посетить (велопоходы ж разные бывают – можно проезжать по 150 км в день, а можно по 50 и при этом заглядывать в разные интересные места). Но церкви мне всегда очень интересны. Не с точки зрения веры или религии, я об этом уже много раз говорила. А с очки зрения культуры, истории, архитектуры, искусства, атмосферы. Они же все разные! Даже в одной стране могут очень сильно отличаться. Есть такие старые, что, кажется, древняя пыль висит там в воздухе, и ты вдыхаешь в легкие не кислород – время. Есть современные, с какой-то космической архитектурой. И ты понимаешь, что время не стоит на месте. Есть маленькие камерные церквушки в крошечных деревеньках с запахом бабушкиного деревенского дома из далекого детства… В таких местах я совершенно иначе себя ощущаю, как будто впитываю каждой клеточкой энергию, чувствую то, чего не могу почувствовать в обычной жизни. Как будто я подключаюсь к какому-то вселенскому источнику и сквозь меня проходит невидимый поток. А для многих людей все это вообще ничего не значит. Хотя, может, они просто не пробовали…
Эти древние стены, колонны, сводчатые потолки, удивительный свет просто завораживают. Внутри прохладно и тихо. И безлюдно. Пожалуй, лучшее место для медитации. Или не для медитации, а для того, чтобы просто посидеть в тишине, успокоиться и поразмышлять…
Пробыли с Машей в базилике минут 40, все никак не могли уйти. Будете в Кракове, загляните, рекомендую!
Дальше мы с Машей хотели-таки попасть в одну из синагог. Я раньше в синагоге не бывала, Маша тоже, и нам было любопытно. Пошли сначала к синагоге Темпель. Она считается самой красивой в Казимеже. Мы уже раз к ней подходили – было закрыто. И в этот раз опять закрыто. Походили вокруг и заметили объявление, что синагога вообще сейчас не работает, похоже, из-за реставрации. Что ж…
Тогда мы пошли к синагоге Рему, куда не попали в пятницу. Бросаем прощальный взгляд на Казимеж – завтра мы уезжаем домой…
Синагога Рему была построена в ренессансном стиле в 1557 году на краю недавно основанного кладбища и поначалу называлась Новой синагогой, в отличие от стоящей неподалёку Старой. Название «РеМУ» появилось позже и представляет собой акроним (аббревиатуру) на иврите от имени известного раввина и талмудиста Мойши Иссерлеса. Нынешний вид здание приобрело во время перестройки в 1829 году. Сейчас это одна из двух действующих синагог Кракова.
Вход платный, карты не принимают. Злотых у нас оставалось мало, но были евро. Их охотно взяли за билеты, дав нам сдачу тоже в евро. Обстановка внутри довольно необычная. Особенно понравились витражные окна, сквозь которые проходят цветные лучи света…
На территории синагоги находится старое еврейское кладбище. И оно, основанное в 1530-е годы, не просто старое, а старейшее в Польше.
Наиболее известная могила принадлежит раввину Мойше Иссерлесу. В годы Второй мировой войны кладбище было почти полностью разрушено, надгробия использовались для укладки мостовых и были безнадёжно утрачены. Среди сохранившихся старинных надгробий самое старое датируется 1552 годом.
После войны на территории синагоги проводились археологические раскопки, которые обнаружили несколько сотен надгробий и саркофагов начала XVIII века. Из их остатков у входа на кладбище соорудили Стену Плача.
Место удивительно по своей атмосфере, как и любой старинный некрополь. Такие места не вызывают у меня уныния, скорее настраивают на философский лад…
Заметили с Машей, что на некоторых надгробьях лежат камешки. Где-то их меньше, где-то больше. Стало интересно, что это за обычай. Тут есть два основных смысла. Первый: в еврейской традиции считается, что добрые дела человека — это «камни» его духовного наследия. Оставляя камень, человек как бы приобщается к добрым делам усопшего. Именно поэтому больше всего камней на могилах известных раввинов, праведников и уважаемых личностей. Второй смысл: камни на могилах евреев значат примерно то же, что цветы у христиан. Это символ памяти и уважения, способ показать, что к могиле приходили, что человек не забыт. В отличие от цветов, камень не вянет, он «вечен», как и память о покойном.
Что ж, на этот раз наши прогулки по Кракову завершены. Но, уверена, я еще вернусь сюда. К слову сказать, т.к. я пишу этот отчет спустя полтора года после поездки, я планировала быть в Кракове в марте 25 года. Должна была летать с подругами из Кракова в Ниццу. И даже бесплатные билеты в музей Чарторыйских забронировала. И запланировала сходить в таверну Wilczy Dół в стиле «Ведьмака». Но по семейным обстоятельствам я не смогла поехать, подруги летали без меня. Но это ничего не значит, я еще вернусь в Краков…
Ну и еще об одном случае расскажу напоследок. Ближе к вечеру мы планировали все вместе съездить в торговый центр за покупками и поужинать там же. Пришли к машине, а колеса заблокированы. Мы не сразу сообразили в чем причина: парковка разрешена и оплачена. Но потом заметили маленькую табличку под знаком, что парковаться здесь могут только местные. Катя расстроилась, парковки – это ее крест, вечно с ними происходят какие-то траблы. Мы, в общем, тоже. В бумаге, прикрепленной к стеклу, написано, что нужно звонить по некому номеру, и сегодня они уже не работают. А нам же завтра с утра выезжать домой.
В общем, нашли мы на карте ближайший торговый центр и пошли туда пешком. Утром Димин приятель, который живет в Польше, позвонил в полицию по указанному номеру и договорился, в какое время нам нужно быть возле машины. С утра лил дождь стеной. Это просто фантастика: все пять дней в Кракове погода была солнечной и необыкновенно теплой, совсем не сентябрьской. А в день отъезда вылилась дождем, как будто сдерживала этот дождь до последнего, чтобы дать нам возможность насладиться поездкой. Так вот, лил дождь. Мы перебежками перенесли вещи в машину, по пути купили в заранее присмотренной пекарне кремувки домой (нужно же было привезти какие-то польские вкусняшки нашим мальчикам, которые остались дома) и уселись в машине ждать.
Приехала полиция, парень и девушка разблокировали нам колеса, сели в свою машину и сидят. Ну и мы сидим, ждем, когда нам придут штраф выписывать (а штраф в этом случае не маленький). Потом заглянули к ним в машину, спрашиваем, мол, что нам делать. Они говорят: ничего не делать, мы все разблокировали, счастливой дороги. Сказать, что мы были удивлены – это ничего не сказать. Видимо, сыграли роль украинские номера. Ну и то, что в машине три женщины и ребенок быть может. Но это было очень неожиданно и приятно. И когда мне кто-то пытается рассказывать, какие поляки такие-сякие, я его даже слушать не хочу. Я люблю Польшу, и она отвечает мне взаимностью…
Все это подняло нам настроение, и на этой приятной волне мы без проблем доехали до Львова. Даже границу прошли на удивление быстро…
© Юлия Каспарова. 2025