Мы в дороге не скучаем!

 

Эх, дороги… Короткие и длинные, гладкие и ухабистые, интересные и скучные… Едем ли мы на море или к бабушке в другой город, путешествуем ли поездом или автомобилем, но в любом случае сталкиваемся с вопросом: как сделать эту дорогу интересной и полезной для себя и ребенка, как не превратить ее в сплошные капризы и нервотрепку.

Часто мамы и папы воспринимают дорогу, как препятствие на пути к отдыху, как некий промежуток времени, который нужно как-то пережить, перетерпеть, чтобы потом насладиться отдыхом в полной мере. И это, наверное, самая большая ошибка, которая превращает путешествие с детьми в непростое испытание родительского терпения и нервов. Да и в детских воспоминаниях не остается ничего приятного. А вот закройте на минутку глаза и постарайтесь вспомнить себя в детстве: как будоражило вас предвкушение предстоящего путешествия, как мечтали вы о далеких, неизвестных, таинственных землях, как не могли уснуть накануне поездки. И ведь действительно, любую, даже самую незначительную дорогу можно превратить в увлекательное приключение.

Конечно, можно дать ребенку планшет с мультиком или игрушкой. И он так и просидит всю дорогу, уткнувшись в него носиком. И даже не увидит, что за окном сменяются пейзажи. Что вы проезжаете через степи и леса, большие города и совсем крошечные деревеньки. Что мимо мелькают реки и озера. Что каждая река и каждая деревенька имеет свое название…

Так может, пусть планшет подождет до лучших времен? Может, лучше превратить дорогу в увлекательный урок географии и просто пообщаться, поиграть со своим малышом? У нас и так не слишком много остается времени для общения с ребенком, теряется оно в круговороте повседневных дел и проблем. А ведь «дорожных» игр и занятий существует великое множество. И если вам удастся увлечь ребенка в дороге, он не станет баловаться и капризничать. Ведь только скучающие дети ведут себя подобным образом. Ну что, попробуем?

Раз словечко, два словечко…

Самое простое в дороге — словесные игры. Хороши они тем, что не требуют никакого специального оборудования и будут интересны и для детей, и для взрослых, а в некоторые можно играть даже с двух-трехлетними малышами. Наверняка, вы и сами играли в них в детстве. Давайте вспоминать. Перво-наперво, «города». Мало кто из крох знает названия городов в нужных количествах, но эту игру можно слегка изменить, оставив неизменными лишь правила: каждое следующее слово начинается с последней буквы предыдущего. А категории могут быть самыми разными: звери или птицы, растения или рыбы, имена или, скажем, «все, что нас окружает». Для самых маленьких можно не ограничиваться никакими рамками, а называть совершенно любые слова. А для умеющих читать детишек во время путешествия в автомобиле предложите называть населенные пункты, используя карту.

Следующая игра из детства «Я знаю пять имен…» В нее совсем не обязательно играть, ударяя мячиком о землю. Можно называть слова на каждый шаг, а если вы сидите — на каждый хлопок в ладоши. «Я знаю пять музыкальных инструментов: скрипка (хлоп!), гитара (хлоп)…» Эта игра поможет ощутимо пополнить словарный запас малыша, ведь можно выбирать самые разные группы предметов от моделей машин до динозавров.

Следующая игра научит малыша обобщать. Предложите ему назвать одним словом пилу, молоток и отвертку или, скажем, шапку, кепку и фуражку. Даже трехлетки хорошо справляются с этой игрой, только для них подбирайте слова попроще. А старшим ребятишкам предложите перед тем, как они скажут обобщающее слово, продолжить ваш список еще двумя-тремя словами. Вы говорите: «Береза, клен, липа…», малыш продолжает: «сосна, каштан, дуб — деревья».

Можно поиграть в антонимы: вы говорите слово, а малыш называет противоположное по смыслу (день — ночь, горячо — холодно…). Можно вместе порассуждать, чем отличается тигр от кошки, кресло от стула, а море от океана или придумать, что общего у слона и горы или у пылесоса и автомобиля. Можно поиграть в аналогии. Вы говорите: «Стакан — стекло, книга — …» Малыш должен понять закономерность и подобрать подходящее слово. В данном случае — бумага.

А словесная игра «Караван» потренирует память. Мама называет какое-нибудь животное, например, верблюда. Малыш повторяет «верблюд» и добавляет свое животное, например «лошадь. Мама говорит «верблюд, лошадь» и цепляет к «каравану» еще животное. Так по очереди и собираем цепочку до тех пор, пока кто-нибудь не собьется. Не забывайте иногда поддаваться малышу. Ребятишкам очень нравится выигрывать у взрослых.

А за окном…

Да, за окном действительно масса всего интересного! Еще бы, столько новых мест, людей, пейзажей! И рассматривание всего этого великолепия уже само по себе интересно для малыша, но довольно быстро надоест, если мама будет молча сидеть рядом. В далеком детстве мы с семьей несколько лет подряд отдыхали в доме отдыха в двух часах езды от города. Как же я любила эту автобусную поездку, потому что мама всегда показывала мне гнездо с аистом на крыше одного из деревенских домов. Мгновение — и автобус проносился мимо важной красноносой птицы. Всего мгновение — но радости хватало надолго. Я хорошо усвоила, что именно из таких крошечных разноцветных кирпичиков и складываются счастливые детские воспоминания. И построить такой крепкий домик помогают порой сущие пустяки: маленькая церквушка за окном, затейливый колодец или белый аист на соломенной крыше…

Итак, во что поиграем дальше? А давайте посоревнуемся, кто больше насчитает птичьих гнезд или машин определенного цвета. Затем обозначим какой-нибудь предмет, который может встретиться нам по дороге (река, мост, собор, определенный дорожный знак, белый Мерседес, трактор, корова или курица, велосипедист и т.д.), и будем терпеливо ждать его появления. Кто первый заметил — тот и победил. Победителю — приз! А теперь будем называть все встречные предметы задуманного цвета, скажем, красного: красная крыша дома, девочка в красной юбке, красные цветы…

Любые передвижения и путешествия можно использовать для изучения географии. Равнины и холмы, поля и леса, реки и озера — чего только не увидишь за окном. И все это заслуживает внимания. А еще в дорогу можно купить компас специально для малыша и научиться по нему определять части света. Пусть ребенок следит, куда вы в данный момент едете: на север или на юг. И пусть сам убедится, что солнышко встает на востоке, а уходит спать на западе. Маленький штурман будет горд своей важной миссией, если вы дадите ему собственную карту и поручите «следить за дорогой» и отмечать те населенные пункты, которые проезжаете. А для развития творческого мышления и чувства юмора, можно вместе придумывать смешные имена для встречных городов и деревень или переделывать названия, прочитанные на табличках-указателях. У нас, например, Песчаное превратилось в Печальное из-за унылых пейзажей за окном, а Розовка — в Березовку, потому что ни одной розы мы там так и не увидели, зато берез было хоть отбавляй. А еще порассуждайте вместе, почему тому или иному населенному пункту дали именно такое название. Часто они бывают очень «говорящими»: Виноградное, Просторное, Новое, Замостье, Калиновка и др. Это замечательное упражнение по развитию речи.

Ну, если уж учить в дороге географию и развивать речь, то почему бы не заняться и английским языком? Ведь можно называть по-английски встречные предметы. Увидали реку – кричим «river», едем по мосту — вспоминаем слово «bridge», повстречалась собака — поскорее назовем ее «dog».

Автомобильное путешествие — прекрасный повод познакомиться с дорожными знаками и правилами движения. Но не спешите сразу пояснять малышу, для чего нужен тот или иной знак. Многие из них настолько красноречивы, что ребенок и сам догадается, для чего на табличке нарисовали вилку и нож или кровать с красным крестом. Предложите малышу придумать свои дорожные знаки и найти на дороге места, где их можно поставить.

А еще в дороге хорошо говорить о профессиях. Ведь за окнами мелькают сотни людей, занятых своими повседневными делами. Проехали мимо сельской больницы или магазина — поговорили о врачах и продавцах, заметили полицейскую машину или пожарную станцию — вспомнили полицейских и пожарников, промелькнули за окном поле или ферма — обсудили, кто такие агрономы, трактористы, комбайнеры, доярки, ветеринары…

Танцуем и поем

Да-да, не удивляйтесь! В салоне автомобиля вполне можно танцевать… сидя. Включите веселую музыку или детские песенки и подвигайтесь ритмично вместе с малышом. Такая зарядка будет весьма кстати после долгого сидения, а музыка хорошо поднимает настроение.

Можно поиграть в «корову»: малыш загадывает какое-нибудь животное и показывает его маме одними жестами, без слов, а мама отгадывает.

Петь песни — самое, что ни на есть дорожное занятие. Можно просто знакомые песенки и подпевать. Можно загадать какое-нибудь слово, желательно из того, что попалось вам на пути, и вспомнить песни, где это слово встречается. Заодно и спеть их. А вот было бы здорово, если бы мама вспомнила любимые песни своего детства. Малышу будет интересно узнать, что пела мама, когда была такой же, как он сейчас. А может быть и папа подпоет? Поющий папа — это будет покруче любого развлечения! Ну, а когда петь надоест, поиграйте в молчанку. У вас будет несколько минут тишины и покоя, а малыш сможет немного успокоиться. Итак:

Чок-чок,
Зубы на крючок,
А язык на полочку,
Молчок!

Все замолчали, а кто первым откроет рот — тому щелчок. Конечно, чисто символический…

Дорожный мешочек

Эта замечательная вещь поможет надолго увлечь малыша и сделает интересной любую дорогу. О чем же пойдет речь? Об обыкновенном тканевом мешочке. Мешочек-то обыкновенный, а вот лежать в нем могут самые удивительные вещи. И достаются они оттуда мамой, будто по волшебству. Итак, номер первый — рулончик обычной пищевой фольги. Из такой фольги можно… лепить. Это занятие любят практически все ребятишки, но вот обычный пластилин в дорогу не возьмешь. А фольга — совсем другое дело. И забавные скульптурки из нее получаются, и салон автомобиля не перемажется. «Лепить» можно все, что угодно, например, тех животных, которые попадаются по пути. А еще можно делать бусы, браслеты, колечки.

Следующий номер нашей программы — разные шнурки, веревочки, шерстяные ниточки. Из них можно плести косички, делать бубенчики, учиться вязать различные узлы. А еще в мешочке могут лежать мелкие игрушки из киндер-сюрпризов. Их можно доставать оттуда с закрытыми глазами и определять на ощупь. А можно сочинить сказку, поступая следующим образом. Вы достаете из мешочка одну игрушку, например, бегемотика, и придумываете первое предложение: «Жил-был в Африке маленький бегемотик». Малыш вытаскивает, скажем, машинку и продолжает сказку: «Решил он поехать покататься на машине» и т.д. Эта веселая игра хорошо развивает речь и творческое мышление. Кстати, для нее не обязательно нужны конкретные предметы. Можно вставлять в историю все то, что мелькает за окном или окружает вас во время прогулки.

Жили-были пальчики

Десять маминых пальчиков и десять пальчиков малыша — это настоящее сокровище! С ними можно играть во множество занятных и полезных игр. Самое простое — пальчиковая гимнастика. А если вы положите в уже известный нам волшебный мешочек несколько фломастеров на водной основе, то сможете устроить пальчиковый театр. Для этого достаточно нарисовать на пальцах мордочки животных с носиками, глазками и усиками или лица людей. Так можно разыграть в ролях целую сказку. А можно сделать кукол для дорожного спектакля из подручных материалов, которые нужно приготовить заранее и сложить все в тот же мешочек. Это могут быть пластиковые стаканчики и бутылочки от йогуртов, соломинки, кусочки ткани, салфетки и прочие «отходы». Чтобы из всего этого великолепия получились необычные куклы, нужно лишь чуть-чуть пофантазировать.

Наверняка вы хорошо помните игру из детства с хлопками по ладоням. Удивительно просто, но настолько затягивает, что невозможно оторваться. Поиграйте в нее с малышом. Это потренирует внимание и быстроту реакции. Есть несколько разновидностей игры: можно хлопать ладонями по ладошкам, а можно хватать рукой пальчики. Протяните руку ладонью вниз, а малыш пусть держит пальцы под вашей ладонью. Чтобы было веселее, поможет такая прибаутка:

На горе стояли зайцы
И кричали: «Прячьте пальцы!»
Хвать!

Малыш старается убрать ручку, а вы — схватить его за палец. Если получилось — меняемся ролями.

Отгадай загадку

Отгадывание загадок — полезное и интересное дорожное занятие. Если вы запасетесь книжкой с загадками, то скучать вам не придется. Если же такой книжки нет — не беда. Загадки можно сочинять. Например, такие вот простые загадки-рифмовки:

Ча-ча-ча!
Мы были у… (врача)

От-от-от
Мурлычет рыжий… (кот)

А еще «самодельные» загадки могут быть такими: «Маленькая, серенькая, живет в норке и пищит» или «Скачет и в сумке детенышей носит». Но самые необычные загадки придумывают сами малыши. Предложите им попробовать, и вы сами в этом убедитесь. Ох, как не просто бывает отгадать детскую загадку!

Все это — капля в море интересных игр и занятий, в которые можно играть по пути. А сколько еще их можно придумать! И пусть дорога для вас и малыша будет веселой и интересной, без томительной скуки и однообразия! Ведь не гаджетами же едиными жив человек… ))))

 

             © Юлия Каспарова. 2019

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *