Турция. Все выключено:)
Апрель 2021

День шестой. Какой же это кайф: просыпаешься, выходишь на балкон, вдыхаешь утреннюю свежесть, протягиваешь руку — и срываешь с дерева мушмулу. Кстати, я этот фрукт впервые именно здесь попробовала. Раньше только название слышала, а «живьем» не видела. В этих краях мушмула повсеместно растет, как декоративное дерево. И в магазинах плоды продаются. Мякоть у них сочная и очень приятная на вкус — такая себе смесь сливы и клубники.

А после такого чудесного пробуждения — не менее чудесный завтрак. Вообще, если бы я захотела приехать в Гелимиш летом, я бы с удовольствием остановилась в этом отеле. Хорошие номера и вид с балкона, ухоженная территория, бассейн, невысокая цена. Да еще и завтраки отличные! С нашей компанией это получается не завтрак, а просто таки маленькая свадьба…

…После завтрака выселяемся из отеля и катим в сторону Олюдениза.

Этот участок дороги — самый красивый из всего нашего путешествия. Горы и виды на море и острова такие, что сердце начинает учащенно биться. Но оно, конечно, учащенно бьется еще и от выброса адреналина — серпантин здесь не детский! Я к серпантинам отношусь спокойно, но тут и у меня все внутри екало.

Олюдениз — это небольшой курортный поселок, где до недавнего времени соотечественников было не встретить. Потому как здесь нет отелей с системой «олл инклюзив», а, в основном, небольшие отельчики 2-3 звезды. Олюдениз любят немцы и англичане, а также парапланеристы со всего мира — гора Бабадаг, что нависает над поселком, считается одним из лучших в мире мест для полетов с парапланом. Ну и, конечно, Голубая лагуна хороша. Это шикарный пляж в Олюденизе, признанный национальным заповедником. В последнее время Олюдениз стал мелькать в рассказах блогеров, так что назвать его местом малоизвестным уже язык не повернется. Но, тем не менее, «наши» здесь по прежнему малочисленны. О вкусах не спорят, но на мой скромный вкус, Олюдениз — одно из самых красивых мест турецкого Средиземноморья. Если не самое красивое…

Я было сначала думала подняться машиной на Бабадаг, полюбоваться парапланеристами и красивенными виды на Голубую лагуну с высоты почти 2000 метров. Но слушая, как наша несчастная машинка надрывно гудит, взбираясь по серпантинам, подумала, что забраться на Бабадаг ей будет крайне тяжело. Поэтому решили начать знакомство с этим местом с долины Бабочек. Вид с дороги на долину — один из самых открыточных видов Турции…

…Подъехали к видовой точке, припарковались.

Погодка, к сожалению, облачная, и фотографии получаются не такими яркими, как хотелось бы. Но это место трудно чем-то испортить. Чтобы получить тот самый шикарный вид, нужно немного покарабкаться по камням и подойти к самому краю…

Вот он, этот вид! Вживую все еще невероятнее, чем на картинках, а синеву воды не способно заглушить даже пасмурное небо.

Долина Бабочек — это небольшой каньон. Он идет от моря и, постепенно сужаясь, заканчивается водопадиком. Попасть сюда можно только по морю, пешеходной тропы нет. Хотя мне попадалась информация, что при определенной сноровке (и, возможно, снаряжении), в долину можно спуститься и сверху. Но этот путь точно не для простых смертных…

Мы залипли над обрывом и не успокоились, пока не облазили все камни. Ну, как можно оторваться от такого?

Рядом со смотровой площадкой качели и маленькое кафе на колесах. Турчанка и ее сын предлагают кофе и травяной чай. Цены какие-то совсем смешные — 5 лир.

Но нам пора ехать дальше — теперь очень хочется увидеть эту заповедную долину не сверху, а изнутри. Долина Бабочек — и в самом деле заповедник. В период цветения кустарников в мае-июне, по оценкам биологов, здесь насчитывается около 100 видов бабочек. В долине запрещено строительство и активное развитие инфраструктуры. Поэтому пляж, да и сама долина, остается довольно диким местом.

…По серпантину спустились в Олюдениз. Вид на пляж с дороги открывается просто чудесный. И там — пусто! А ведь в сезон здесь яблоку негде упасть. Особой безлюдности добавляет локдаун, и нам это ну очень нравится! Вот только не понятно пока, ходят ли лодочки в Долину Бабочек. Будет очень обидно, если мы не сможем туда попасть…

Припарковали машины недалеко от пляжа. Судя по всему, парковки нынче бесплатные даже там, где они обычно платные. Забрали из машины вещи, которые могут пригодиться для прогулки, пакет с провизией и пошли искать кораблик…

Едва мы пришли на пляж, на нас тут же набросились зазывалы с «Дракона»: долина Бабочек, подводная пещера, море впечатлений и все это на пиратском корабле за 60 лир с человека! Мы так обрадовались, что есть хоть какие-то морские прогулки, что почти уже согласились. Останавливало только то, что отчаливал кораблик в 14-00, а сейчас на часах было всего 11. Мы, конечно, могли пока прогуляться вдоль пляжа, но как-то не очень хотелось терять столько времени.

Тогда мы пошли дальше, к стоящим у берега лодочкам и договорились об аренде для нашей компании всей лодки за… 600 лир (около 60 евро). Дешевле, чем на «Драконе», отправление — прямо сейчас, и в долине Бабочек нас будут ждать столько, сколько нам будет необходимо. Это было просто удачей для нас! И мы, конечно, согласились…

Взошли на лодочку, мальчишки сразу кинулись на мостик на носу и оккупировали его. Отчалили…

…Для меня морская прогулка — одна из самых радостных штук. Все, что вокруг тебя происходит, оно все способствует радости — шум двигателя, скорость, соленый воздух, брызги воды, картинки за бортом и ветер. Ветер — особенно! Когда он, наполненный солеными каплями, бьет в лицо, треплет одежду, развивает волосы на голове, радость начинает бурлить внутри цветными пузырьками, словно ты — бокал с экзотическим коктейлем. И вот я стояла там, на палубе, смотрела по сторонам, ловила лицом ветер и брызги, и кайфовала так, как уже давно не кайфовала. Плотность радости в этом путешествии явно превышала среднестатистические мерки…

Олюдениз славится своей водой голубого цвета. Но нам немного не повезло с погодой: было пасмурно. А без солнца, конечно же, никакой голубой воды не увидишь. Хотя удивительный цвет был заметен даже без солнца — такая глубокая, изумительная, плотная синева…

Мы проплывали мимо отелей на берегу, мимо отвесных скал и уютных пляжиков, мимо подводной пещеры… Красивые здесь места…

А вот и пляж Долины Бабочек показался. Говорят, со стороны моря он чертовски похож на бухту Maйя Бэй в Taилaндe. Это там, где снимали фильм «Пляж» c Ди Kaпpиo. Я плохо помнила этот фильм, пляж из фильма помнила еще хуже, так что о сходстве ничего не скажу. Но это разве имеет какое-то значение, если место волшебно само по себе, без всяких сравнений?

Пока мы подплывали к этому, такому популярному, но сейчас совершенно безлюдному, пляжу, у меня в голове крутилась только одна мысль: вся Турция сейчас только для нас, для нас одних… Для тех, кто не побоялся рискнуть…

…Мы высадились на берег, осмотрелись — место совершенно райское. Цивилизация здесь минимальная, стационарного жилья нет — в долине можно стоять только с палатками.

Решили сначала прогуляться к водопаду. Оставили вещи на лодке и потопали по дорожке среди луговых цветов и кустов олеандра…

Тропа сказочно красивая. Особенно весной, когда трава еще изумрудно-зеленая и вокруг все в цветах. По пути попадаются небольшие бабочки — ну, это ж Долина Бабочек все-таки. Хотя встречала утверждение, что вся эта история с бабочками — просто легенда для привлечения туристов. Но если бабочки здесь обитают всего пару месяцев в году, понятно, что в другое время их не встретишь, особенно, в августе, когда в Турции больше всего туристов. Думаю, бабочки здесь и в самом деле бывают — не зря же долина объявлена заповедником…

Минут через 15 долина перешла в каменистое ущелье, идем вперед…

Дальше, чтобы подняться к водопаду, придется немного покарабкаться по камням. Для большего удобства и безопасности вдоль тропинки натянут трос…

Ну и вот он, водопад! Не то, чтобы водопад был каким-то особенным, но, в целом, место симпатичное. И прогуляться среди скал было приятно…

Посидели немного у водопада, и пошли обратно на пляж. Вся прогулка заняла у нас около часа…

А теперь — купаться! Разве можно не окунуться в море в такой волшебной бухте? Вода оказалась довольно теплой, если учесть что сейчас — конец апреля. Сначала кажется прохладной, но потом привыкаешь — и вылезать уже не хочется. Особенно, когда она такая прозрачная, нежная, обволакивающая и баюкающая. А вокруг — сказочная природа, и невозможно на это все насмотреться. И людей совсем нет! Просидели в море минут 20. Даже Ира, которая холодную воду совсем не переносит. Я даже удивилась…

…Место мне невероятно понравилось. И эта бухта, и это прозрачное лазурное море. За время купания я просто физически ощущала, как сверху белым, светящимся потоком в меня проникает энергия, заполняет все внутренние хранилища и «пауэрбанки», аккумулируется и сжимается, чтобы потом, когда придет зима, и внутренние ресурсы будут на исходе, поддерживать на плаву и радовать теплыми, светлыми воспоминаниями…

Время было давно обеденное, и мы ужасно проголодались после лазания по камням и купания. Разложили на большом камне еду — овощи, колбасу, сыр, хлеб, откупорили бутылку вина и отлично пообедали, заполировав потом это все еще и мороженым.

Но время неумолимо — пора возвращаться. Переодеваемся, собираем вещи, бросаем последний взгляд на волшебную долину и поднимаемся на лодочку…

Пляж остается за кормой. А тут и солнышко стало проглядывать. И вода сразу преображается, став невероятного синего цвета…

Мы плывем, настроение, как в старой детской песенке «вверх подлетает к самым облакам». Капитан предлагает нам коктейли. Я беру пина коладу, усаживаюсь на носу, медленно пью. Ира спрашивает:
— А какой коктейль ты заказала?
— Пина коладу.
— А сколько он стоит?
— Не знаю. Это не важно. Бывают такие моменты, когда цена не имеет значения…
И это чистая правда: бывают моменты, когда наслаждение от какой-то спонтанной покупки в разы превышает ее возможную стоимость. И тогда цена для тебя не важна. Имеет значение только удовольствие, которое ты получаешь здесь и сейчас…

Впереди показался Олюдениз. Все, почти приплыли. А несчастный «Дракон» так, похоже, и не покинул бухты. Хотя времени было уже три часа дня. Хорошо, что мы не стали его ждать, а то так и не попали бы в Долину Бабочек. У путешествия большой компанией, как не крути, есть свои преимущества: можно без проблем арендовать на всех лодку и это выйдет очень и очень бюджетно…

Итак, мы весьма удачно прокатились в Долину бабочек, и у нас еще оставалось время, чтобы увидеть еще что-нибудь в Олюденизе. Решаем ехать смотреть заброшенный город Каякёй…

Развалины старого греческого поселения Левисси (сейчас его называют Каякёй) раскинулись на склоне горы между Олюденизом и Фетхие. Ехать туда совсем близко. Мы топаем к нашим машинам, по пути пьем кофе на набережной.

Сейчас Каякёй все чаще называют городом-призраком. Он является охраняемым памятником архитектуры и популярной туристической достопримечательностью. Вход в город платный. Но мы уже привыкли, что для нас сейчас бесплатно почти все. Приехали, нашли парковку, оставили машины. В кассах никого нет, платить некому. Что ж, осматриваемся вокруг и идем в сторону развалин. Нас сопровождают неизменные собаки…

У этого места трагическая история. Когда-то в зажиточном греческом городе было более 400 домов, три церкви, больница и школа, а на каменных улочках кипела жизнь. Здесь проживало около 4000 человек. Но с 1919 по 1922 год шла греко-турецкая война. Она завершилась поражением Греции и договором, по которому между странами состоялся большой обмен населением. Греки-христиане были депортированы в Грецию, а турки-мусульмане вынуждены были уехать в Турцию. Именно поэтому в 1923 году город полностью опустел.

Но пострадали не только греки. Турки, переехавшие сюда из Македонии, тоже были жертвами этого обмена. Они не захотели селиться в греческих домах на холме, им казалось, что в домах живут привидения. Они построили себе жилье у подножья холма, в долине, и стали заниматься земледелием. Часть старых домов разобрали на стройматериалы, деревянные крыши разрушились от времени. И теперь весь холм с домами, пустующими почти сто лет, превратился в музей под открытым небом…

Каякёй — место невероятно интересное. Каменные улицы полностью сохранились, во многих домах можно увидеть остатки внутреннего оснащения — камины, трубы, каменные полки. Интересно рассматривать разные виды кладки, где-то еще остались синие и красные краски, в которые, вероятно, были выкрашены дома… И все это на фоне гор, моря, потрясающей природы…

…Поднимаемся на самый верх, к руинам церкви. Виды сверху открываются совершенно сюрреалистические. У собора знакомимся с семьей из Марокко, фотографируем сначала мы их, потом они нас. Перебрасываемся нехитрыми фразами о том, что мечтаем о Марокко, и это — то место, куда хочется попасть ну прямо очень-очень. Некоторое время просто сидим наверху, хочется остановить мгновение…

Спускаемся другой дорогой, по другой улице. Идем не спеша, заглядываем по пути в некоторые дома. Делать это нужно осторожно — некоторые места аварийно опасны…

Я читала о тяжелой энергетике этого места. Это вполне логично, учитывая историю города. Но ничего такого я здесь не почувствовала. Время и природа все исцеляют, очищая места от энергии черных человеческих деяний. Сейчас это просто своего рода архитектурный музей. Как и любой другой древний город.

Дошли до одной из уцелевших церквей. Увы, ворота закрыты и внутрь не попасть. Но даже отсюда видно, что перед церковью сохранились мозаики…

Честно сказать, я немного сомневалась, стоит ли включать Каякёй в наш маршрут. Но мы ни разу не пожалели, что сюда приехали. И с погодой повезло — было немного облачно, и от этого не жарко…

Что ж, а нас снова ждет дорога. Сегодня мы ночуем в Дальяне, а до него еще нужно доехать. Сначала я думала остаться в Олюденизе. Но, во-первых, жилье здесь было дороговатым. Во-вторых, решила, что лучше дотянуть до Дальяна и остаться там на две ночи, чем снова каждый день переезжать. Мы загружаемся в машину, решая, что нам нужно по пути где-то поужинать. Во многих отчетах упоминается закусочная «Paşa Kebap» в Фетхие. Что ж, едем туда. Фетхие у нас по пути…

В Фетхие, помимо хороших пляжей и красивых видов, есть еще ликийские гробницы, высеченные в скале в IV веке до н.э. Хотелось туда попасть, но мы уже не успевали. Так что просто мельком глянули на них из машины. Вообще в Фетхие всякие разные артефакты ну просто на каждом шагу. Едем по трассе, а каменные гробницы стоят просто посередине дороги, и их приходится объезжать…

…Припарковались на одной из улочек Фетхие и пошли искать кебабную Паши. Нашли. Еда, как и везде сейчас, только на вынос. Ну, что тут сделаешь. Долго изучали меню — очень уж большой выбор самых разных кебабов.

В конце концов, набрали всякого разного, и давай с этими коробками и пакетами метаться в поисках, где бы притулиться и поесть. Можно было бы, конечно, добраться до Дальяна, заселиться и уже там поесть. Но еда к тому времени остынет, да и мы были страшно голодными, особенно пацаны. Покрутились немного по окрестным улочкам. Нашли какие-то пустые железные прилавки и там расположились. Ну, место, конечно, так себе, но вкус еды от этого ничуть хуже не стал. А кебабы там и в самом деле знатные! Особенно, фирменный паша-кебаб. Что-то типа лазаньи по-турецки: такое же лапшовое тесто, но не листовое, а в виде рулетиков с начинкой из фарша, и все это запечено с сыром и овощами. Ну и к кебабам традиционно куча всяких ништяков — салаты, соусы, лепешки. Очень вкусно!

Ну вот, поели теперь можно… нет, спать еще рано, нужно ехать в Дальян. Час прекрасной дороги — и мы на месте. Приехали уже в плотных сумерках. Немного покрутились в поисках наших апартаментов и, наконец, запарковались в нужном месте. Наше жилье называется Turtle Beach Bungalows. Я забронировала три бунгало. Каждое имеет три уровня: первый этаж — большая кухня-столовая, второй и третий этажи — спальни. Как оказалось, нам вполне хватило бы и двух секций. Но я переживала, что будет слишком тесно, и возникнут проблемы с душем, так что в нашем распоряжении оказался весь дом целиком. И стоило это на 11 человек 180 е за два дня. Правда, здесь не было завтрака. Но я же думала, что мы утром пойдем завтракать в какое-нибудь чудесное кафе на волшебную дальянскую набережную. И это будет куда приятнее завтрака дома. Но, увы, с этим немного не сложилось, так как кафе просто-напросто не работали…

Хозяйка апартаментов оказалась очень приятной молодой женщиной. Она принесла нам дополнительные одеяла, так как в бунгало было довольно прохладно. И предложила помочь заказать на завтра лодку для прогулки к Черепашьему пляжу. Мы согласились, и она привела нам капитана. Мы быстро договорились о времени и цене. Оказалось, что с завтрашнего дня локдаун еще сильнее ужесточается. Магазины будут работать только до 17, а чтобы выйти в море капитанам нужно брать специальное разрешение в полиции. В общем, чем дальше, тем веселее. Капитан предложил нам обед на лодке. Мы, конечно, согласились. Тем более, цена за все (аренда лодки на весь день и обед) выходила просто смешная —1800 лир (около 180 е) за всех, т.е. около 16е с человека.

Все, вот теперь можно спать! Завтрашний день обещает быть не менее интересным, чем сегодняшний. Мы посидели немного на первом этаже в нашем бунгало, доели остатки кебабов, выпили вина и разошлись по спальням…