В погоне за солнцем.
Декабрь 2021

 

 

Сегодня наш последний день в Милане, завтра мы улетаем домой. Решили никуда не ехать, а гулять по городу. Благо интересных мест здесь осталось еще немало.

С утра что-то перекусили, решив пойти пить кофе в парк, который нам страшно понравился в прошлый раз. Мы просто влюбились в него. Вышли из квартиры и пошли к нему уже почти привычной дорогой: через площадь у вокзала, мимо отелей, роз, прокатных велосипедов с солнечными батареями и огромных небоскребов… Настроение преотличное — впереди еще целый прекрасный итальянский день…

Парк встретил нас нереально красивым утренним солнцем, которое лилось сквозь ветки деревьев нежным золотым маревом. Это было волшебно, мы не могли налюбоваться…

     

И хотя на сегодня в Милане обещали пасмурную погоду, утро было чудесным. И мы надеялись, что прогноз ошибся, и наша «погоня за солнцем» выйдет стопроцентно удачной…

     

Посидели за столиком кафе в парке на улице, наслаждаясь почти весенним теплом. Даже не верилось, что на дворе середина декабря… И это было потрясающе — никуда не спешить, а лениво наслаждаться моментом. Да, мы еще многое хотели увидеть в Милане. Но увидим ровно столько, сколько нам сможет подарить неспешная прогулка…

В парке работают малышовые аттракционы, проходят развлекательные праздничные программы для детворы. Хотя у меня, привыкшей к снегу в Рождество, это солнце и зеленая трава никак с Рождеством не вяжется…

     

Уходим из парка с некоторым сожалением, но впереди еще много интересного. Например, такая странная инсталляция…

По дороге попалась церковь святого Франциска Паолийского, заглянули. Небольшая, но уютная и красивая барочная церковь. Посидели немного в тишине и одиночестве…

     

Пошли еще разок взглянуть на собор. Пока шли, погода таки испортилась: небо затянулось тучами, в воздухе повисла плотная сырость. Ну что ж, все равно нам грех на погоду жаловаться — она и так старалась, как могла…

На улицах проходил какой-то автопробег…

Тем временем наш путь лежал в Пинакотеку Амброзиана. После неудачной попытки попасть в пинакотеку Брера, мы решили, что все-таки должны сходить в картинную галерею. Пинакотека Амброзиана не такая посещаемая, как Брера, но тоже достаточно известная. Музей был основан в 1618 году и назван в честь святого Амвросия, покровителя Милана. Находится в Палаццо дель Амброзиана.

Здесь, в отличие от пинакотеки Брера, нет никакого ажиотажа. Билеты взяли без проблем. Людей почти нет. По отзывам, этот художественный музей ничем не хуже Брера. Ну, сейчас поглядим…

При входе нас встречают гипсовые слепки скульптур: Лаокоон с сыновьями и прекрасная Пьета Микеланджело. Пьету мы видели в соборе святого Петра в Ватикане, она меня тогда просто поразила. А вот Лаокоона — нет. В музеи Ватикана мы не попали… Слепки принадлежат собранию скульптора Леоне Леони (1509—1590).

В 1618 году кардинал Федерик Борромео, архиепископ Миланский, передал Амброзианской библиотеке свою частую коллекцию из более чем 250 картин, скульптур и рисунков известных ломбардийских, римских и венецианских художников. В соответствии с пожеланиями кардинала коллекция должна была служить обучению молодых художников в художественной школе «Академия Амброзиана», которую он открыл через три года. Сегодня собрание музея занимает 24 зала и включает работы мастеров с XIV до начала XX века.

Галерея очень красивая, картины хорошо освещены и их можно нормально рассмотреть.

     

Встречаются как незнакомые имена, так и хорошо знакомые. Например, Боттичелли…

Или Ян Брейгель…

Большинство картин, понятно, на религиозные темы. Но есть пейзажи и другие жанры…

В зале Леонардо да Винчи — несколько копий, в том числе фрески «Тайная вечеря» и оригинал — «Портрет музыканта». Это единственный мужской портрет Леонардо да Винчи, сохранившийся до наших дней. Неизвестно, кто именно изображен на картине. Свое нынешнее название она получила после реставрации в 1904 году, когда на листе бумаги, который держал в руках молодой человек, стали видны ноты. Картина осталась незаконченной, только лицо молодого человека было полностью раскрашено. Одежда просто очерчена…

Есть еще вот такая известная копия картины Леонардо «Иоанн Креститель», выполненная его учеником Салаи.

А эскиз Рафаэля к фреске «Афинская школа» — это вообще что-то невероятное! Сама фреска украшает Апостольский дворец в Ватикане. И выглядит так.

А в пинакотеке хранится эскиз. Здесь изображены и Платон, и Диоген, и Пифагор, и Сократ, и Архимед, и другие великие философы древности…

Залы красиво и элегантно оформлены, да и сам палаццо прекрасен. Получаешь удовольствие не только от картин и скульптуры, а и от самого помещения…

     

     

     

     

А вот эта лестница на второй этаж просто поразила. Я от нее не могла отлипнуть, настолько она красива…

     

Симпатичный внутренний дворик, чисто итальянская архитектура…

В экспозиции много старинной посуды и других предметов, которые доставляют эстетическое удовольствие. Вот просто смотришь и чувствуешь, как потихоньку заполняются какие-то «внутренние емкости прекрасного». Когда ты подолгу не бываешь в горах, у моря и даже просто на природе, или в таком вот музее, где количество красоты зашкаливает, эти емкости опустошаются. И ты просто на физическом уровне начинаешь ощущать «нехватку в крови красоты». Поэтому для меня так важны путешествия — помимо всех прочих приятностей, они подпитывают и этот энергетический потенциал…

     

     

     

А какая там библиотека! Вот уж где энергия бьет ключом — и ты ощущаешь, как она проходит сквозь тебя…

…Вышли под впечатлением. И почти сразу почувствовали, что проголодались. Нужно было где-то перекусить. И желательно бюджетно. Пошли в сторону собора и случайно наткнулись на пиццерию Spontini Milano 1953. Это известная в Милане пиццерия с демократичными ценами. Как они сами говорят о себе: «Пиццы Spontini по проверенным рецептам и из продуктов, выращенных и произведенных исключительно в Италии. Помидоры из Пьяченцы, мука с Чертозской мельницы в Павии, моцарелла из Варци или из района Лоди, оливковое масло из Равенны и анчоусы из Средиземного моря». Пицца немного похожа на харьковский «Буфет» (кто знает, тот поймет) ))))) Такие толстенькие большие треугольники, порезанные на кубики для удобства. Это не традиционная итальянская пицца, но вкусно! Людей очень много, место популярно…

     

Подкрепились, отдохнули, идем гулять дальше. Нам хотелось еще посмотреть парочку старинных базилик и дойти до района Навильи…

Дошли до Базилика Сан — Лоренцо – Маджоре. Она была закрыта, но должна была открыться через полчаса. Решили далеко не уходить, погулять вокруг и дождаться открытия. Потому что если бы пошли дальше, вряд ли вернулись бы…

Средневековые ворота Порта Тичинезе (Porta Ticinese Medievale) — ворота бывших миланских городских стен XII века. Это одни из трех сохранившихся средневековых ворот Милана. Жители Милана их обычно называли «Порта Чикка» от испанского слова «chica», означающего «маленькая девочка», поскольку ворота были единственными, имеющими только один вход. Сейчас через арку ворот проходит трамвайная линия. Красивые ворота, но погода совсем испортилась, и хороших фотографий не получилось…

     

Перед фасадом базилики Сан-Лоренцо располагается древнеримская колоннада, один из античных памятников Милана. Она была сооружена в IV веке как часть ансамбля базилики Сан-Лоренцо. Происхождение колонн доподлинно не известно. Предполагают, что их взяли из языческого храма или общественной бани.

Колоннада состоит из 16 мраморных колонн высотой 7,3 метра с коринфскими капителями. Капители немного различаются по высоте. Вероятно, их заимствовали у разных античных построек.

     

Вокруг все выглядит не слишком опрятно из-за граффити… Ну и погода серая дополняет картинку…

Стена кукол (Muro delle bambole) — печальная инсталляция и одновременно мемориал. Посвящен памяти женщин, ставших жертвами насилия. Инсталляция постоянно меняется и дополняется…

…Наконец открылась базилика, и мы смогли в нее попасть. Базилика Сан-Лоренцо-Маджоре относится к IV веку. От таких цифр у меня появляется холодок внутри… Это одна из старейших церквей города, построенная ещё в римские времена, но впоследствии несколько раз перестроенная.

К сожалению, когда мы были в базилике, она реставрировалась: стояли леса, и часть пространства оказалось закрыто. К тому же, там очень темно. Сложно даже что-то рассмотреть, не говоря уже о фотографиях. Создалось ощущение какой-то «заброшенности». Хотя сама по себе базилика красивая, с каменными колоннами и сохранившимися кое-где фресками…

     

После этой базилики пошли дальше, к базилике Сант-Эусторджо. Кстати, если будете в Милане смотреть соборы, обращайте внимание на расписание. У многих есть определенные часы работы с утра и вечером. А в промежутке между 12 и 16 часами они не работают.

И вот эта базилика мне очень понравилась! Раннехристианский храм был построен в XI-XII веках, а в XIV-XV к базилике пристроили многочисленные ренессансные капеллы. Считается, что здесь хранились мощи Трех царей, приносивших дары новорожденному Иисусу. В 1162 году после разграбления Милана войсками императора Фридриха Барбароссы, мощи Трех царей по приказу императора были перенесены в Кельн, где и пребывают по сей день в Кельнском соборе. А в базилике Сант-Эусторджо остался большой саркофаг, на крышке которого вырезаны звезда и надпись «Sepulcrum trium Magorum» (Гробница Трёх волхвов). Вероятно, это всего лишь легенда. А вот произведения искусства, имеющие особую историческую и художественную ценность, здесь самые настоящие!

     

Потом, конечно, миланцы на протяжении веков пытались добиться возвращения украденных реликвий. Только в 1904 году их небольшая часть вернулась в базилику, и они до сих пор хранятся в футляре над алтарем. В память об утраченных святынях колокольня базилики увенчана восьмиконечной звездой вместо креста.

Судя по всему, эта базилика не слишком известна туристам. Хотя она невероятно интересная, настоящий музей. Особенно поражает огромное количество сохранившихся фресок в соборе и крипте. Они не отреставрированы, и потом выглядят естественными…

     

В общем, очень нам эта базилика понравилась. И когда мы из нее вышли, поняли, что оказались уже практически в Навильи. Это очень интересный исторический район Милана. Его название переводится с итальянского как «каналы». Это может показаться невероятным, но на протяжении нескольких столетий Милан, не имеющий морских границ, был судоходным, портовым городом. И его внешний облик напоминал Венецию. С начала XII века сеть водных путей проходила через Милан, соединяя его с реками Тичино, Адда и По, обеспечивая таким образом доступ к озерам Лаго-Маджоре и Комо, а также предоставляя выход к Адриатическому морю. Первым в 1178 году появился Большой канал. Он имел протяженность более 50 километров. Именно его использовали для доставки белоснежного мрамора, из которого строился Миланский собор. К 1888 году в городе насчитывалось около 124 каналов, при этом они простирались на 150 километров.

Но с развитием наземного транспорта каналы стали утрачивать свое значение. Кроме того, из-за слива в каналы нечистот распространялись опасные заболевания. Милан периодически охватывали вспышки чумы. В XIX веке было принято решение засыпать большую часть каналов, и оборудовать под землей систему водопроводных и канализационных труб. Эта работа завершилась лишь к 1979 году. До наших дней сохранилось только три искусственных канала: Большой, Павийский и Мартесана. Вокруг Большого и Павийского канала и сосредоточен район Навильи. И это очень живописный район с красивой архитектурой и большим количеством кафе и ресторанчиков. Но это в теплое время года. Зимой здесь не так живописно. Мы хотели погулять возле каналов, но погода испортилась окончательно как бы намекая: все, хорош, пора домой. Уже начинало темнеть, и воздух стал влажным и промозглым. Да и устали мы за день, ноги гудели. Так что прогулялись совсем недолго. Может, еще когда-нибудь попадем…

Домой поехали на трамвае — идти пешком уже не было сил. Дома собрали вещи, а потом валялись в кровати, пили просекко с клементинами и пели (ну, точнее, я пела) «E intanto il tempo se ne va e non ti senti più bambina», потому что эта песня Челентано звучала из дверей какого-то кафе и въелась в голову бесконечной пластинкой… Мы наслаждались нашим последним итальянским вечером, словно предчувствуя, что через два месяца жизнь изменится бесповоротно…

…А утром мы улетали домой, в заснеженный Харьков. Но напоследок Вселенная преподнесла нам еще один волшебный подарок — абсолютно ясную солнечную погоду и бескрайние заснеженные Альпы под крылом самолета…

            © Юлия Каспарова. 2024

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *