Март, лыжи, Карпаты…
Мини-отчет о поездке в Буковель
Март 2016
… В лыжном Буковеле мы были не первый раз. Но до этого — всегда в январе. И не на своем транспорте: то добирались поездом, то машиной друзей. Прошлый сезон мы пропустили, поэтому желание покататься в этот раз просто зашкаливало. Но поглядев цены на скипассы (а в начале года на них установили цену в 3900 на 5 дней), пришли к выводу, что отдавать такие деньги за Буковель как-то обидно. И стали присматриваться к ближнему зарубежью. Но потом цена опустилась до 2700. А в октябре появились акционные скипассы на «низкий» сезон (на декабрь и с 9 марта) по 1400 за 5 дней. Ехать кататься на лыжах в наши невысокие Карпаты в марте было немного страшновато. Но все друзья и знакомые в один голос уверяли, что трассы в это время еще вполне хорошие. Хотя, конечно, как повезет… По собственному опыту мы хорошо знали, что попасть на «некатательную» погоду в Буковеле можно и в январе, когда с неба льет дождь, а половина трасс закрыта. Поэтому, раздумывали мы совсем недолго и заказали три скипасса для себя и Маши… И стали ждать марта. И надеяться, что с погодой нам повезет…
…Выезд наметили на субботу, 12 марта. Забронировали жилье в знакомой частной гостинице в закарпатских Ясинях. Уже на месте должны были встретиться с друзьями из Харькова и Киева. Но чем ближе к дате старта, тем большие сомнения нас одолевали: погода была явно не лыжной. Почти перед самым выездом прогноз вдруг резко поменялся. Синоптики обещали снег и легкий минус. Сомнения остались, но настроение стало получше…
… Выехали в 4 утра. Забрали по пути Машину подружку Лизу, которая ехала с нами, и погнали привычной дорогой на Киев. За Киевом, на житомирской трассе, остановились перекусить в знакомом месте с беседками. Подобные традиции во время долгих странствий — весьма приятная штука. Словно встреча со старым другом…
Перед поездкой все никак не могли решить, ехать ли в Закарпатье одним днем или переночевать где-нибудь по пути. Расстояние в 1200 км за день для нас, в принципе, не проблема. Проезжали и больше. Но тут все зависит от качества дороги. Если бы весь путь лететь по автобану наподобие Киев-Житомир, никаких сомнений бы не было. А тут до Полтавы вечные ремонты с переездом с полосы на полосу, да понимание, что за Ивано-Франковском дорог нет вообще… В конце концов решили ехать одним днем. А там — как получится.
Еще одной дилеммой стал выбор маршрута. Короче всего ехать на Тернополь. Но, по слухам, дорога там совсем разбита. Зато от Львова до Ивано-Франковска трассу в прошлом году сделали наново. Ехать на Львов — это, конечно, крюк. Но зато удастся максимум пути проехать по нормальной дороге…
Дорога Львов-Ивано-Франковск действительно хорошая. Правда, особо там не разгонишься: она узкая, извилистая, скачет вверх-вниз и утыкана сплошными поселками. Но ехать по ней приятно: вокруг, сколько видит глаз, раскинулись живописные холмы. А на холмах — поля и луга с уже зеленеющей вовсю травой. Местами немного похоже на Моравию. Очень много воздуха и простора…
А вот за Ивано-Франковском… Нет, это не дорога… Для этого безобразия еще не придумали культурного названия… И если до Яремчи еще как-то можно ехать, то дальше приходится пробираться со скоростью велосипеда. Этот участок пришелся уже на полную темноту и пришибающую усталость от 16 часов пути. Дорога узкая, освещения нет, разметки нет, обочины не видно, местами дорожные ограждения завалены куда-то вниз, в реку… И ямы-ямы-ямы, сплошные, ужасающие ямы… От последних 100 км мы устали больше, чем от предыдущих 1100 вместе взятых. И, уже подъезжая к Ясиням, я в сердцах сказала, что не поеду больше в Буковель до тех пор, пока здесь не будет нормальной дороги…
…Ну что ж, все хорошо, что хорошо кончается. Мы на месте, друзья тоже добрались без приключений. Ужинаем, поднимаем по рюмке за встречу и спать…
… Нам очень нравится останавливаться в Ясинях. Во-первых, это здорово экономит бюджет по сравнению с Буковелем. Во-вторых, здесь, в отличие от шумного Буковеля, сказочно тихая и умиротворяющая обстановка. Каждый раз, просыпаясь и выглядывая в окошко, видишь перед собой такие светлые и уютные закарпатские пейзажи. И, что самое интересное, они каждое утро совершенно разные. Все пять дней нашего пребывания в Ясинях погода менялась по нескольку раз на день. И каждое утро было совершенно не похожим на предыдущее. Вот день первый, пасмурный, туманный, дождливый и мрачный… Но, по-своему, живописный.
А вот второе утро. Солнечное и веселое, чуть припорошенное ночным снежком…
…Третье утро выдалось по-настоящему зимним и суровым, со снегопадом и туманом. Хотя к обеду небо полностью расчистилось…
А следующее утро уже вот такое — нежно-розовое, подернутое легкой дымкой и как будто нарисованное акварелью мягких пастельных тонов…
…Кататься в марте довольно приятно. Если повезет. Нам — повезло. Правда, первый день погода была такая, что даже засомневались — а ехать ли вообще сегодня на горку? Небо было затянуто низкими тучами, сверху лепил противный мокрый снег, что в тандеме с плюсовой температурой превращало все вокруг в грязное месиво. В первый день решили ехать на бесплатную крытую парковку возле первого подъемника. Там хоть можно было спрятаться от дождя под крышу и переобуться в более-менее комфортных условиях. Кататься в тот день было очень тяжело. В основном из-за того, что большинство трасс было разбито в хлам. Но мы так соскучились по скорости и адреналину, что это не особенно нас расстраивало. К тому же, на следующий день ожидалась перемена погоды. И ожидание не подвело! Ночью ударил мороз, и вершины гор припорошило снегом. Утром трассы встретили нас легким морозцем и шикарным отретраченным вельветовым снегом. Кататься до обеда — одно удовольствие. Потом большинство трасс подтаивает и разбивается. Либо покрывается жесткими буграми и трамплинами, между которыми тяжело маневрировать и сложно держать равновесие… Я с друзьями, в основном, уезжала часа в два-три, а Дима с Машей, Лизой и остальными ребятами докатывали до пяти.
…Обычно, наши дни на горе проходили так. Приезжали с утра пораньше на бесплатные парковки у первого или пятнадцатого подъемников. Катались часов до двух. Затем собирались к машинам на обед (бутерброды, кофе). А затем кто-то ехал домой, а кто-то катался дальше. Ох, и контраст же весной между горкой и парковками… Если наверху все завалено белоснежным снегом, смереки в снегу, то внизу — зеленая трава и грязь… И жа-а-а-арко!
Ну, конечно, и на горке, бывало, в Фильварке сиживали. Я — исключительно с кофе или чаем (принципиально не пью на горе спиртное), а остальные с глинтвейном…
Как и всегда, фотографий с горки получилось совсем мало. Это все от моего пренебрежительного отношения к любой другой фототехнике, кроме хорошей. Конечно, на горку нужно брать с собою мыльницу или вообще фотографировать телефоном. Хоть какая-то память останется. В один из солнечных дней мы взяли с собою фотоаппарат. Но таскаться с такой «бандурой» в рюкзаке всем было лень. А потом и фотографировать тоже лень. Потому как погода сказочная, и хочется кататься… Одним словом, фотографий чуть-чуть. Но, поверьте мне на слово, более красивого Буковеля, чем в эти мартовские дни, я еще не видела…
…Вечерами удавалось чуть-чуть прогуляться по Ясиням. Но совсем мало в этот раз — темнеет рано. Замечательное село, очень люблю его…
…Четвертый день катания выдался настолько прекрасным, что мне совершенно не захотелось уезжать после обеда с горы. Это было ошибкой. Серьезно травмированное 4 года назад колено последнее время совершенно меня не беспокоило. И это создало иллюзию вседозволенности. Уже поднявшись на подъемнике, я почувствовала острую боль в колене, и с досадой поняла, что в этом сезоне катание для меня окончено. Оставалась самая малость – спуститься вниз по нескольким трассам. Не буду описывать в деталях, как я спускалась по рыхлому снегу разбитой пятнадцатой трассы на плохо слушающихся ногах и чуть не плача. Но ехать кататься в последний день в таком состоянии мне действительно было нельзя. После травмы я выработала для себя оптимальный график катания, позволяющий не перегружать колено: два дня катаюсь, день перерыв, затем еще два дня. Почему я не сделала перерыв в этот раз — ума не приложу. Одним словом, сама виновата. Раздосадованная, я с утра проводила всех кататься, немного повалялась в номере с планшетом, выпила кофе, да и решила идти гулять. Когда за окном теплая, закарпатская весна, и птицы поют радостно, и солнце светит вовсю, и трава зеленеет, и воздух сводит с ума, сидеть в номере — настоящее преступление!
…Дорога к центру Ясиней мною была досконально изучена. Поэтому я повернула в другую сторону и пошла вдоль дороги и реки Черная Тиса. Конечно, гораздо приятнее было бы подняться на одну из окрестных горок. Но на солнце грунт основательно подтаял, и на склонах было очень грязно. Никакой цели у меня изначально не было. Просто шла вперед и наслаждалась умиротворяющими картинками вокруг…
…Но просто идти без какой-то конечной точки пути спустя время становится скучно. Не понятно, в какой момент пора поворачивать назад. Потому решаю дотопать до водопада Труфанец. Помню, что находится он километрах в пяти от гостиницы. Пять километров туда и столько же обратно — пустяк.
То тут, то там уже вовсю цветут первоцветы. Мать-и-мачеха, удивительно нежные карпатские подснежники с желтыми точечками над зубчиками колокольчиков, и еще какие-то непонятные мохнатики…
Заканчиваются Ясиня, о чем сообщает табличка. Дальше идти одной по пустынной узкой дороге между склоном и речкой становится жутковато. Но я упрямо топаю вперед. Не возвращаться же, когда до водопада осталось всего каких-нибудь 500 метров…
…Ну и вот он, старый знакомый! Здравствуй, два года не виделись…
…Поднимаюсь к водопаду и стою минут 10, слушая только шум бегущей воды. Хорошо здесь…
Пора возвращаться. Колено стало болеть сильнее, и, значит, обратный путь будет не быстрым… Отдохнула, называется… Но я иначе не умею…
Вот и все, путешествие подошло к концу. Что же осталось? Ранний утренний подъем, последний завтрак в гостеприимном доме, сказочный рассвет и 1200 км дороги домой…
© Юлия Каспарова. 2016