В погоне за солнцем.
Декабрь 2021

 

 

…Утренний прогноз не радовал. В Милане обещали пасмурную погоду. Значит, нужно было куда-то из Милана сегодня уезжать. Только вот куда? Солнца нигде не обещали. Решили ехать в Павию. Потому что Комо без солнца — это было бы слишком печально.

Павия находится в том же регионе Ломбардия, что и Милан. Ехать до нее поездом от Милана около 40 минут. Позавтракали дома, благо вчера купили всяких вкусняшек в Лидле. Идем на вокзал…

Взяли билеты, сели в поезд, смотрим в окно — а в Милане совсем и не пасмурно, солнышко всходит. Ладно, думаем, может прогноз ошибся и в Павии тоже будет солнечно. Всего ведь 30 километров от Милана. Поехали. И вот постепенно, по мере того, как мы отъезжали от Милана, картинка за окном менялась…

Все вокруг постепенно затягивалось туманом. Какое-то время солнце еще пыталось пробиваться сквозь его плотную мглу. Но постепенно оно исчезло. Наш поезд двигался в каком-то нереальном мире. Да… Видимо солнца в Павии мы не увидим…

…Вышли из поезда. Вокруг сумеречно, сыро и довольно холодно. Точнее не холодно, а зябко. Как будто мы внутри большущего облака. Но нас это не сильно расстраивает. Даже туманная и промозглая Италия — это все-таки Италия. Так что идем гулять…

Нас встречает статуя Минервы. Конечно, она тоже вся в тумане. Минерва — древнеримская богиня мудрости и войны (уж не знаю, как могут сочетаться в одном образе эти два понятия). Считалась покровительницей ремесленников, писателей, актеров, поэтов, художников, учителей, учеников и врачей. Разностороння дама, в общем. Статуя из бронзы и мрамора была установлена в 1938 году и является символом Павии…

Античное название Павии — Тицинум, по имени реки Тицин, на левом берегу которой возник город. В те времена здесь проходила Эмилиева дорога, которая соединяла Пьяченцу и Римини. Предполагают, что город основали лигуры — древние племена, населявшие северо-западную Италию. Павия имела огромное политическое значение в 572—774 годах, когда был столицей Лангобардского королевства.

Но то все дела давние. Хотя, нынешняя Павия тоже выглядит довольно средневеково — узкие каменные улицы, деревянные двери, ставни на окнах… Она определенно нам нравится!

     

     

Из тумана выныривает базилика Санта-Мария-дель-Кармине — яркий пример ломбардской готической архитектуры. Строительство базилики было начато в 1374 году миланским герцогом Жаном Галеасом Висконти. А завершилось строительство только в 1461. И вот я когда думаю об этих цифрах — 1374, и о том, что таких старых соборов только в одной Павии несколько (не говоря уже про всю Италию), у меня начинают мурашки бегать по коже…

В базилике пусто, только мы одни. Эта величественная готика, наши гулкие шаги в тишине, мрачная погода и туман, так подходящие средневековью, еще больше добавляют мурашек к уже имеющимся. В подобные мгновения меня накрывают такие сильные эмоции, что и не передать. Внутри все начинает вибрировать от восторга, от ощущения, что ты можешь прикоснуться к чему-то великому. Все-таки энергетика подобных мест, если получается на нее настроиться, — это что-то невообразимое… И когда ты скучаешь за путешествиями, наверное, ты скучаешь именно за такими вот ощущениями…

     

     

     

В боковых часовнях сохранились старинные фрески и картины XV века.

     

     

И здесь в преддверии Рождества тоже, конечно, есть шопка. Точнее, пресеппе…

Санта-Мария-дель-Кармине нам больше всего понравился из соборов Павии. Может потому, что он был первым…

     

Дальше мы еще немного побродили по старому городу, прошлись по рынку, который, как это часто бывает в Италии, развернулся прямо на центральных улицах, купили там Димке неплохой шерстяной свитер. А потом пошли в сторону главной достопримечательности Павии — замка Висконти, выпив по пути кофе в одной из кофеен.

     

Итак, замок Висконти. Его начали строить по приказу того самого миланского герцога Жана Галеаса Висконти в 1360 году. К 1365 году сооружение было достроено. Замок казался огромным на фоне тогдашней маленькой Павии с населением в 20 000 человек. Но, хочу сказать, что он и на фоне современной Павии не маленький…

Точно неизвестно, по чьему проекту была построена крепость. Золотым веком замка называют те годы (около 150 лет), когда он был резиденцией Висконти и Сфорца. Говорят, что в 1495 году Лодовико Сфорца (тоже миланский герцог) пригласил для украшения замка Леонардо да Винчи. Но от отделки и обстановки тех времен в крепости мало что осталось — после Сфорца в замке размещалась казарма.

Мы берем билеты и заходим внутрь. Похоже, мы тут единственные посетители. Как же я люблю бродить по подобным замкам, когда вокруг нет других туристов. Это дарит совершенно иные ощущения…

     

Хотя замок был надежно защищен, он выглядит, как для крепости, довольно изящно за счет венецианских окон.

Внутри — огромный двор со сводчатыми галереями. Над галереями — красивенные бифории (арочные окна, разделенные столбиками на две части) и квадрифории (окна, разделенные на четыре части). Эти окна сохранили свой изначальный вид. Зубцы же стен были отреставрированы и восстановлены.

     

Место и само по себе атмосферное, где ощущаешь ауру давно ушедших времен. А полное отсутствие людей, снег и туман делают эту атмосферность еще острее…

В центре двора располагалась занятная инсталляция. Мы сначала не могли понять, что это. Думали, что, может, какой-то древний водопровод. Оказалось, что это выставка известного итальянского скульптора Антонио Иеволеллы. Инсталляция называется Fons Vitae. И действительно связана с водой. На железных конструкциях подвешено 30 терракотовых бурдюка с водой. По замыслу автора, бурдюк с водой символичен и намекает на человека и его уникальность и, в частности, на монаха в его молчаливой и добровольной изоляции, даже в коллективном измерении. Как-то так. Я не большой почитатель современного искусства, но что-то в той инсталляции было притягательное…

Вдоль стен галереи устроено что-то типа мини-археологического музея с фрагментами старых стен, колонн, плит…

Прогулялись вокруг, вдоль крепостных стен. Не смотря на то, что на дворе зима, здесь что-то цветет. И вообще такое ощущение, что это просто посреди лета выпал снег…

Нашли дерево с хурмой. Плоды небольшие, но очень сладкие. Так что еще и наелись…

     

Поднялись по лестнице наверх и еще раз обошли замок, но уже по галерее второго этажа… Как же здесь здОрово!

Сейчас в замке Висконти размещается пинакотека Маласпина. Она носит имя основателя музея — маркиза Луиджи Маласпины (1754 — 1835). В музее собраны произведения искусства Средневековья, а также картины (до 20 века), работы из гипса и дерева. А еще — старинные книги и посуда…

В картинной галереи есть всякие интерактивные штуки с «живыми» картинами. Я просто зависла перед экраном, наблюдая, как оживают персонажи…

А эта деревянная модель кафедрального собора Павии относится к XV веку. Шедевр! В кафедральном соборе мы не были, но еще заглянем…

Нагулявшись по замку, возвращаемся в старый город. По пути, прямо возле замка, есть небольшой парк Барсальери со старым памятником Гарибальди в виде грота с фонтаном и рыбками…

В центре города проходило какое-то традиционное костюмированное студенческое шествие. Ребята пели и собирали деньги на какие-то свои нужды. Мы так и не поняли, на что именно… Но было весело…

А вот и кафедральный собор Павии. Хотели зайти, но было закрыто. Собор работает не целый день, а утром с 07:00 до 12:00 и потом снова открывается с 15:00. Ладно, зайдем позже…

Прошли немного по узким улочкам и обнаружили еще один собор — базилику Сан-Теодоро (Святого Феодора).

     

     

И эта базилика тоже невероятно старая, построенная между XII и XIII веками на естественной террасе, спускающейся к реке Тичино. В средние века этот район населяли рыбаки, лодочники и торговцы, чья работа была связана с рекой. Вероятно поэтому, церковь была посвящена святому, считающемуся покровителем рыбаков и который был епископом Павии в середине VIII века.

Невероятно атмосферная церковь с кирпичными стенами и старыми росписями.

     

     

Побродив по базилике, топаем дальше искать в тумане достопримечательности Павии. И одна из них — крытый мост над Тичино.

     

Мы вышли на набережную Тичино и не увидели ни набережной, ни Тичино. Туман у воды был таким, что ничего не было видно буквально в двух шагах.

Мы к тому времени уже проголодались. У нас были с собой прошутто, сыр и хлеб, но мы никак не могли найти место, где бы все это съесть. На набережной есть лавочки, но сидеть на них было холодно. Погода и так промозглая, а у воды сырость чувствовалась еще сильнее. Но вариантов у нас особо не было. Вытащили еду, перекусили. С одной стороны, как бы сейчас было здорово на набережной, если бы светило солнце. Я, в общем-то, Павию выбрала как раз из-за этой набережной и моста. Очень он мне понравился на фотографиях. С другой стороны, мрачная погода дополнила картинку средневековой Павии, наполняя нашу прогулку особыми оттенками и эмоциями…

А что же мост? Ну, мост как бы есть. Но его как бы и нет — вокруг сплошное молоко. Вообще, этот мост соединяет исторический центр Павии с кварталом Борго Тичино, который раньше находился за городскими стенами. Мост на этом месте существовал еще в римскую эпоху, при императоре Августе. И некоторые остатки опор античного моста сохранились до сих пор. В 1351-54 годах на остатках римского моста был построен новый семиарочный мост с галереей и двумя башнями, защищавшими въезды на мост.

Интересное ощущение: вот ты идешь, идешь сквозь это непроглядное молоко, и вдруг из тумана прямо перед тобой выныривает силуэт огромного моста.

В 1944 году мост сильно пострадал от бомбардировок. После войны решили не восстанавливать старый мост, а построить новый. Современный мост был построен между 1949 и 1951 годами. Он повторяет форму древнего крытого моста. Вот здесь на фотографиях видны остатки опор римского моста…

Перешли по мосту на другую сторону.

На другой стороне моста над рекой установлена скульптура Прачки из Павии. Она рассказывает о временах, когда прачки стирали белье в Тичино. Это была тяжелая работа. Снчала одежду замачивали на всю ночь в огромных бетонных контейнерах, затем выносили на берег и стирали с помощью деревянной стиральной доски. Мужчины и дети разносили выстиранную одежду клиентам. Работа прачки была не только тяжелой, а и малооплачиваемой. Поэтому, было большой удачей привлечь богатых клиентов — врачей или юристов из Павии. Я читала, что таким образом здесь стирали белье до начала 1970-х. Невероятно! А памятник прачкам установили в 1981.

Возвращаемся по мосту обратно в старый город. Наш путь лежит на площадь Леонардо да Винчи к старым башням Павии…

В Павии тоже есть свой пассаж Cupola Arnaboldi, построенный в 1882 году…

А вот и башни! В Средние века во многих итальянских городах строились подобные башни. Зачем они были нужны, точно сказать не могу. Есть предположение, что их строила городская знать. Это было своего рода соревнование: у кого башня выше, тот и круче. Но я читала и мнение, что башни использовались в оборонительных целях: в случае нападения врага, в башне могла укрыться вся семья. Хотя эта версия мне кажется менее убедительной — слишком уж тонкие у башен стены для оборонительного сооружения…

     

     

В средневековой Павии насчитывалось около 100 башен. На сегодняшний день сохранилось пять из них. Они датируются XI-XII веками. На площади Леонардо да Винчи возле Университета возвышается три башни. Высота наибольшей, башни Маино — 51 метр, высота Часовой башни и башни Фраккаро — около 40 метров. Они впечатляют!

     

     

Походили в тумане вокруг кирпичных громадин и потопали обратно к кафедральному собору. Очень уж хотелось и в него заглянуть.

Возле кафедрального собора расположился дворец Бролетто. Бролетто — это своего рода ратуша, здесь на протяжении веков размещались правительственные учреждения. Это одно из самых старых строений Павии, ему около 800 лет! Очень интересная архитектура…

Ну, а теперь идем в Дуомо.

Кафедральный собор Санто-Стефано и Санта-Мария-Ассунта был заложен в 1488 году и строился 410 лет. Конечно, он впечатляет и своими размерами, и строгой мраморной облицовкой, и изысканно-красивыми капеллами. Среди всех итальянских храмов по высоте центрального купола Дуомо Павии уступает только собору святого Петра в Ватикане и флорентийскому Санта-Мария-дель-Фьоре. Но, все же, по атмосфере нам куда больше понравились два предыдущих собора. Может, сказывалась усталость от целого дня хождения по городу, любования средневековыми красотами и не слишком приятной погоды. Может еще что… Но мурашек мы там не почувствовали. Хотя, конечно, это нисколько не умаляет ни красоту собора, ни его значимость…

     

И еще — там был слишком яркий свет. Когда собор хорошо освещен, это дает возможность все как следует рассмотреть. Но при этом, как по мне, теряется нечто большее — атмосфера таинственности. Когда из полумрака вдруг выныривает какой-нибудь прекрасный завиток или загадочная скульптура, и ты замираешь от восторга. Когда в темноте скрывается все самое волнующее, прекрасное и одновременно пугающее, что ты только можешь себе вообразить…

     

     

     

     

Дуомо стал нашей последней достопримечательностью в тот день. Хотя в Павии осталось еще достаточно много интересных мест. Но мы не успевали их посмотреть. Да и устали уже… По гулким, темным каменным улицам пошли мы в сторону вокзала, вспоминая чудесную прогулку по городу, сохранившему свой средневековый облик. А то, что погоня за солнцем сегодня не удалась, — это не беда. Зато туман подарил нам массу волнующих впечатлений. А солнце у нас еще будет…

            © Юлия Каспарова. 2023

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *