Натальевка
В Харьковской и смежной с ней Сумской области что ни усадьба — то наследие династии сахарозаводчиков Харитоненко. Вот и «Натальевка» — не исключение. И хотя мы обследовали почти все мало-мальски известные достопримечательности Харьковской области, доехать до Натальевки у нас все как-то не получалось. Все же больше 100 километров от Харькова! Я уже пару лет собиралась сделать круг на велосипеде от железнодорожной станции Гуты, проехав по местным усадьбам (Шаровке и Натальевке), поглядеть национальный парк Слобожанский и поискать старые деревянные особняки, которые сохранились в этих местах. Но не складывалось отчего-то. И вот в один прекрасный июльский день мы таки решили сюда приехать, не смотря на жару и дальнюю дорогу…
…Дорога на удивление хорошая. Узкая, конечно, и загруженная, но покрытие нормальное. Только уже после съезда с трассы идет километров семь латанного-перелатанного асфальта. Но видали мы и похуже дороги…
Итак, что же это за место такое — усадьба Натальевка? Более 100 лет назад на территории Владимировки росла дубрава. Владимировка — это село, возле которого находится усадьба. Оно и сейчас есть. В 1884 году Ивану Харитоненко понравилось это место, и он решил построить здесь летнюю резиденцию. Об Иване Харитоненко и его сыне Павле я подробно рассказывала в отчете о Сумах, который можно почитать здесь. К сожалению, Ивану Харитоненко так и не удалось выстроить дом, зато это сделал его сын Павел. Говорят, что свое имя двухэтажный особняк получил в честь одной из дочерей Павла — Натальи.
…Усадьба встречает нас красивыми парадными воротами. К сожалению, до наших дней дом Харитоненко не сохранился — его уничтожили в советские времена. Но остались некоторые служебные постройки. И ворота — одна из них. Их спроектировал русский, а затем советский архитектор Алексей Щусев. Он же автор уникального собора, спрятавшегося в натальевском парке. А что еще спроектировал Щусев? Вы не поверите — Казанский вокзал и мавзолей Ленину…
…Въезжаем в ворота, представляя себя гостями усадьбы. Когда-то в имении устраивались пышные приемы. Говорят, здесь гостили Антон Чехов и художник Кузьма Петров-Водкин. От ворот вглубь парка ведет старая каштановая аллея — один из элементов композиции парка. А еще в парке растут редкие виды деревьев, в том числе карельская береза и дубы-великаны, многим из которых по 200-300 лет…
…Доехав до поворота к церкви, оставляем машину и дальше идем пешком. Какой же приятный здесь лес!
А вот и церковь показалась!
Эта церковь по-своему уникальна. И только ради нее одной стоит приехать в Натальевку. Потому что такой архитектуры в наших краях точно больше нигде не увидишь. Храм выполнен в стиле псковско-новгородского православного зодчества. Павел Харитоненко планировал орга¬низовать храм-музей и разместить в его стенах свою уникальную коллекцию древних икон, церковных книг и утвари. Но после революции все ценности были вывезены из Натальевки и хранятся сей¬час в музеях, по большей части в Третьяковской галерее. Многие годы церковь использовали как котельную и даже бильярдный клуб. И только в 2001 году здесь возобновили службы.
Мы подошли ближе и ахнули — до чего красивое и гармоничное сооружение!
…В конце XIX века семь сахарных заводов Харитоненко приносили огромную прибыль. Имение дышит благополучием и процветанием: здесь устраиваются шумные балы и охоты, парк заселяют экзотической дичью, а хозяйская коллекция пополняется шедеврами мировой живописи. Но больше всего Павел Харитоненко гордится уникальной коллекцией предметов культа XII – XVIII веков. Для ее показа на Всемирной выставке 1900 года в Париже был арендован целый павильон.
Именно для хранения этой бесценной коллекции и была задумана Спасская церковь. Проект небольшого храма в 1908 году разработал архитектор Алексей Щусев, о котором я уже упоминала. Из-за поиска материалов и организации строительных работ начало возведения церкви отодвинулось на три года. Потом еще два года шло строительство.
На работах по отделке трудился целый коллектив скульпторов и мраморщиков. И вот, наконец, 7 июня 1913 года храм — настоящее произведение архитектурного искусства — был освящен. Но, к сожалению, в таком виде Спасская церковь просуществовала лишь год. В 1914 году умер хозяин Натальевки, а через три месяца началась Первая мировая война, а потом и революция. Все частное имущество было реквизировано, а семья Харитоненко покинула родину.
…На первых порах церковь оставили в качестве музея древнерусского искусства вместе с ее уникальными экспонатами. Но постепенно особо ценные экспонаты стали изыматься в личное пользование, а потом остатки коллекции Харитоненко перевезли в Москву. С 1934 года на территории Натальевки открывают туберкулезный санаторий, а опустевшая церковь становится складом…
…На первых порах церковь оставили в качестве музея древнерусского искусства вместе с ее уникальными экспонатами. Но постепенно особо ценные экспонаты стали изыматься в личное пользование, а потом остатки коллекции Харитоненко перевезли в Москву. С 1934 года на территории Натальевки открывают туберкулезный санаторий. Опустевшая церковь становится складом, а после Второй мировой войны котельной санатория. Лишь в 2001 году Спасская церковь была возвращена православной общине…
…Зашли внутрь. Церковь небольшая и атмосферная. Внутри местами еще можно разглядеть остатки старых фресок. Фотографировать нельзя.
Церковь интересна не только своим архитектурным видом, а и всяческими деталями. Самое необычное здесь — это, пожалуй, купол. Он очень большой по сравнению с остальной постройкой и отделан резьбой по камню.
Сам храм построен из шлифованного известняка. И эти камни классно смотрятся, потому что они не гладкие, а с насечками. И если проводишь по ним рукой, ощущаешь приятную шероховатость…
…А еще приятно трогать руками выпуклые круглые розетки с ликами святых, небесных защитников дома Харитоненко, которыми украшена церковь. Как будто от этих старых камней сквозь твои пальцы струится светлая энергия. Я показала Никите, что камни можно потрогать, провести рукой, ощутить объем, и он потом без конца это делал. Быть может, и он что-то почувствовал?
Обходим церковь вокруг…
У церкви необычная колокольня. Впрочем, у этой церкви все необычное…
Рассматриваем резьбу по камню, украшающую церковь. Каждый элемент здесь — особая изюминка, придающая месту очарование и загадочность.
Каждая из этих деталей была мила сердцу хозяина. Как, например, вмурованный в стену мальтийский крест. Павел Иванович привез его с Мальты, куда крест по преданию попал из Святой Земли.
А вокруг растут старые деревья, некоторым из которых по 200-300 лет. И это тоже добавляет месту очарования…
Передохнули немного в беседке возле церкви — очень уж жаркий сегодня день…
Бросаем последний взгляд на храм, и идем через лес дальше, на поиски одного из сохранившихся строений усадьбы — дома управляющего…
Вход в дом украшают каменные львы. Сколько же мы видели самых разных подобных львов за годы путешествий! Львы показались мне грустными. Наверное, потому, что все достопримечательности в нашей области находятся в полузаброшенном состоянии. А ведь эти львы по-своему уникальны. Скульптор Сергей Конёнков сделал всего три такие пары. Одна находится в Натальевке, другая — в Санкт-Петербурге и третья — где-то за границей…
Говорят, что в харитоненковских зданиях не было ни одного кирпича, кото¬рый не прошел бы тест на прочность. По рассказам местных жителей, прове¬ряли стройматериалы так: с высоты двух метров кирпич бросали на гладкую по¬верхность. Если из тысячи штук три раз¬бивались — браковали всю партию…
Хорошее место, не хотелось уходить…
Еще рядом с усадьбой сохранились остатки конезавода Харитоненко. Его питомцы в свое время не раз брали призы на столичных скачках. Но мы уже не пошли его смотреть: было очень жарко, и дети устали. Решили попробовать выйти к реке, чтобы искупаться…
В этих краях немало старинных домов. Но, в большинстве своем, они находятся в плачевном состоянии…
…Реку мы, в конце концов, нашли. Но для купания она оказалась не пригодной — очень мелкая и вся в корягах. Тогда мы вернулись к машине, забрали оттуда пакет с едой, нашли в лесу ровное место среди густой высокой травы, и устроили небольшой пикник. А после без проблем вернулись домой…
© Юлия Каспарова. 2021