Жить здесь и сейчас…
Украина, Польша.
Сентябрь 2023

…Наше небольшое польское путешествие началось рано утром в четверг 14 сентября. Выехали сразу после окончания комендантского часа. Летом на границе творился адище — машины стояли по 12-18 часов. С начала сентября поток уменьшился, но очереди периодически возникали. Так что тут уж как повезет…

Я даже не знаю, что может быть лучше, чем встречать рассвет в дороге…

Решили не заморачиваться с мониторингом очередей и поиском менее загруженного перехода. Поехали сразу на Краковец в надежде на наше привычное везение. И да, оно и в этот раз нас не подвело. Обе границы прошли за 2,5 часа, что в нынешних реалиях очень даже неплохо.

И понеслись такие знакомые польские дороги и красные мосты… Любимая Польша, привет, я скучала!

Изначально у нас было два варианта дороги до места. Если бы пришлось надолго застрять на границе, то поехали бы прямиком в Краков. А раз границу прошли быстро, решили до Кракова немножко покататься. Точнее, это я предложила, а дети были не против.

Наверное, у каждого есть свои «гештальты» в путешествиях. Какие-то места, куда пытаешься попасть, и каждый раз что-то не складывается. У меня тоже такие есть. В Польше их было два: Залипье и Свидница с ее деревянной церковью Мира. Ну, теперь-то осталась только Свидница, потому что до Залипья мы таки добрались…

Залипье — это деревня недалеко от Кракова. Но она расположена не совсем по пути, нам пришлось съехать с трассы и сделать небольшой крюк. А знаменита эта деревня своими расписными домами.

…Мы заехали в деревушку и стали искать эти самые дома. Нужно понимать, что Залипье — не музей под открытым небом. Это село, в котором живут люди, только вот дома у них необычные. Поэтому, здесь нет такого, что ты стал в одном месте и обошел все интересности. Дома разбросаны на некотором расстоянии друг от друга. И чтобы их посмотреть, понадобится несколько часов. У нас много времени не было, поэтому мы увидели не так много, как хотелось бы…

Этот первый домик нас очаровал. Было похоже, что он не жилой. Поэтому мы не стеснялись обойти его вокруг и порассматривать со всех сторон.

Традиция расписывать дома появилась в Залипье из-за… отсутствия дымоходов. Дым из очага проходил через дыру в крыше. От этого стены домов были черными, закопченными. Хозяйкам хотелось как-то украсить свои дома. И они стали разрисовывать стены узорами. В качестве материалов использовали глину, сажу и известь. Клейкой составляющей было молоко, сахар и яичные белки. Первоначально в орнаменте преобладал геометрический рисунок с точками, кривыми линиями, кругами, зигзагами. Спустя время в домах появились дымоходы, но традиция расписывать стены не исчезла. Она развивалась и передавалась из поколения в поколение. Узоры стали цветными, и разрисовывать ими стали не только стены, а все, что можно — колодцы, заборы, лавки, печи, посуду, собачьи будки и даже ульи!

Здесь нет какого-то одного особого образца, и рисунки не настолько узнаваемы, как, скажем, наша петриковская роспись. Каждая хозяйка рисовала так, как ей подсказывала фантазия.

Самой известной местной художницей была Фелиция Цурило́ва (1904-1974гг). После ее смерти дом мастерицы превратили в музей. В музей этот мы не попали. Зато попали в местный Дом культуры, который по совместительству является туристическим центром. Очень красивое место: и сам дом, и территория вокруг…

Внутри можно получить информацию о Залипье, посмотреть фотографии домиков. Там готовились к какому-то мероприятию, раскладывали бутерброды. Возможно, ждали туристов. Накормили бутербродами Тиму, пока мы глазели по сторонам. Парень остался доволен…

Каждый год, через неделю после Пасхи, в Залипье проходит конкурс «Малевана хата». Хозяева расписывают свои дома новыми узорами или обновляют старые, а жюри оценивает их старания. В первый раз фестиваль провели в 1948 году, а с 1965 года он стал ежегодным. Красиво здесь, что тут еще скажешь…

Разрисованы колодцы, ящики, беседки, ульи и даже стволы деревьев. Солнечные часы — и те с узорами!

А это — какое-то строение на территории школы. И тоже в цветах…

Встретили ребят — пару молодоженов из Ольштына. У них свадебное путешествие, едут на велосипедах в Марокко. Еще раз. Из Польши. В Марокко. Я аж обзавидовалась…

Нам пора ехать дальше. Но по пути тормознули еще возле одного домика. Немного неловко заглядывать в чужой двор, но здесь это вполне уместно. Ворота открыты, табличка приглашает пройти внутрь. У входа стоит фигурка гнома с тарелочкой. И ты можешь при желании отблагодарить хозяев за экскурсию, оставив на тарелке монетку. Ну и пусть эти разрисованные домики выглядят по-детски наивно. Но сколько любви и тепла в этих рисунках…

…К тому времени мы изрядно проголодались. Ну, на этот случай у нас тоже был припасен вариант. Есть у меня привычка просматривать на гугл картах предстоящую дорогу в поисках интересных мест по пути рядом с трассой. Так можно найти какую-то интересную локацию (озеро, красивое место отдыха, видовую площадку, старинный мост и т.п.) и заехать туда ненадолго, чтобы отдохнуть и переключиться в дороге. Так я и нашла по дороге на Краков от Залипья ресторанчик «W Starym Młynie». Находится он в 17 километрах от Залипья. Координаты 50.24780, 20.72509. Как раз подходящее место для обеда…

Ресторанчик и в самом деле располагается в здании бывшей водяной мельницы. Традиции расписывать дома распространилась из Залипья по окрестным селам. Вот и здесь тоже есть немножко узоров…

Внутри все тоже весьма колоритно выглядит. Обожаю такие аутентичные места.

Пока ждали заказанную еду, прогулялись немного вокруг. Ресторан стоит на берегу Вислы в месте, где она соединяется с Дунайцом. Такая простая, спокойная природная красота…

Кухня здесь, в основном, национальная. Есть и журек, и фляки, и бигос, и пироги разных видов. А еще есть пицца, причем, говорят, очень вкусная, из печи. Многие местные посетители ее заказывали. Тима тоже захотел пиццу. Девочки выбрали для себя пироги — со шпинатом. Мне же захотелось фляки. Я этот польский суп пробовала лишь однажды, во время велопохода по Польше. Мы тогда случайно попали в столовую для местных возле вокзала в каком-то крошечном городке. И вот там ели эти самые фляки. Вот здесь я об этом писала. Блюдо весьма специфическое, но мне понравилось…

…Нам принесли еду. Порции большие, вкусно, цены средние. Так что вполне могу рекомендовать.

Поели, отдохнули. Еще час, и мы будем в Кракове. По пути было еще одно красивое место — дворец в Смиловицах (Pałac Śmiłowice). Во дворце расположился отель. И, если судить по фотографиям, место интересное и с красивым парком. Но решили уже туда не заезжать. Катя устала за рулем, да и не терпелось уже поскорее добраться до Кракова. Но этот час второстепенных неспешных пасторальных польских дорог подарил нам невероятное удовольствие. Как же хочется покататься здесь на велосипеде…