Море и каньоны:
смешать, но не взбалтывать. Август 2020

Когда-то, в 2015 году, я начинала летний отчет точно так же, как можно было бы его начать и сейчас: «Изначально это путешествие должно было быть совершенно другим. К океану. Во Францию. Сколько раз, читая Акунинскую «Сокол и ласточка» я представляла себе суровые бастионы пиратской крепости Сен-Мало. Как же часто видела я во сне беснующиеся волны Ла-Манша, разбивающиеся о скалы Этреты… И искрящийся на солнце Берег розового гранита… И отлив у монастыря Мон-Сен-Мишель… И себя, на берегу ветреного Канкаля, запивающую устрицы вином совершенно по-пиратски, прямо из горлышка бутылки…»

Когда-то мы уже планировали эту поездку, но отложили из-за финансового кризиса. И вот, в этом году, она была совершенно реальной. Все было продумано и спланировано до мелочей. Мало того, ехать мы собирались с друзьями тремя машинами. Но, увы, Франции снова придется нас подождать. Надеюсь, только до следующего года. А пока мы продолжаем путешествовать по своей стране и изучать те места, где давно хотелось побывать, но все откладывалось «на потом».

Планируя августовский отпускной маршрут, мне хотелось одновременно и моря, и путешествия. Поэтому, решили побыть недельку у моря и еще недельку посвятить небольшому трипу, чтобы поближе познакомиться с некоторыми каньонами, коих в Украине много. Ну и еще несколько интересных мест по пути захватить.

Выбор пал на Лебедевку, которая находится за Одессой, почти у самой границы с Румынией. Мы давно хотели там побывать, но очень уж Лебедевка далеко от нас, как-то все не находилось веского повода ехать туда 1100 км…

Можно было, конечно, снова поехать на привычную и знакомую Арабатку. Но, во-первых, не было желания плавать в супе из медуз, а, во-вторых, хотелось новых мест. К тому же, по отзывам, в Лебедевке, в лесу, на крутом песчаном обрыве располагался неплохой кемпинг. Вот на него мы и нацелились.

Недавно прочитала у кого-то в статусе на Фейсбуке фразу, которая меня повеселила: «Моя любимая стадия опьянения — это когда ты начинаешь договариваться о совместных поездках куда-то». Во время периодических встреч с друзьями мы доходим до этой стадии регулярно. Ох, сколько же чудесных совместных поездок и путешествий было нами задумано! Мы летим, едем, бежим всей большущей компанией в самые невероятные места, арендуем микроавтобусы, яхты, баржи и собачьи упряжки, но чаще всего мчим на своих машинах. Проблема в том, что мы-то, чаще всего, запланированное осуществляем, а у друзей находятся всяческие причины дать задний ход. Но в этот раз, на удивление, к нам многие решили присоединиться. Ехать мы собрались четырьмя машинами: я, Дима, Маша и пес, Машин друг Сергей, старшая дочь Катя с семьей (муж Антон и дети Тимофей и Никита) и две семьи друзей — Олег и Наташа (которые так и не доехали с нами до Прибалтики, если кто помнит) и Юля, Миша и Тимофей (с ними мы как-то уже были на Арабаткеи на Шацких озерах). Всего 13 человек. Меня это и радовало, и пугало. С одной стороны, большая компания — это хорошо и весело. С другой — когда ты организовываешь подобную поездку, то и чувствуешь ответственность за ее успешность. Плюс разные бытовые моменты: организация лагеря, питание, ночевки в дороге и т.п. Правда, расширенным составом мы были только неделю. На вторую неделею остались только мы, Тима и Наташа с Олегом.

Итак, стартовали мы в тот самый день, в который должны были начать путешествие во Францию — в субботу 1 августа. План был такой: к обеду доехать до Белой Церкви, посвятить полдня прогулке по парку «Александрия», поужинать где-нибудь в центре, переночевать и на следующий день в обед быть уже в Лебедевке. В Белой Церкви я очень удачно забронировала простенький отель, где нашлись отдельные номера для каждой семьи, можно было останавливаться с собакой, цена не могла не радовать, плюс в стоимость входил завтрак. Правда, отель располагался чуть в стороне от центра, но нас это не смущало.

…Выехать планировали в семь утра. Но, понятное дело, когда машин четыре, плюс наличие детей, вовремя собраться не у всех получилось. Встретились на окружной и выдвинулись около восьми. Решили не ехать «паровозиком», чтобы не усложнять, а встречаться по возможности в «контрольных точках».

Баффи крайне довольна. Она точно знает: если пустили в машину — будет весело…

…Ехали в этот раз как-то медленнее, чем обычно. То кофе пили, то пса и детей выгуливали, да и заправляться газом приходилось чаще, чем бензином. И я понимала, что на прекрасную «Александрию» остается все меньше времени. Но я для себя сразу решила, что ничего не буду принимать близко к сердцу: как бы все не сложилось, все равно сложится хо-ро-шо!

Зато всю дорогу за нами летели красивенные облака. И Киев очень быстро и легко проехали…

Было большое желание найти где-нибудь за Киевом удобное место для отдыха, собраться всем вместе и устроить небольшой пикничок, перекусив домашней едой. А потом уже ехать в Белую Церковь. Но едва мы отъехали от Киева, полил дождь. Да и никаких придорожных беседок замечено не было. Решили ехать в отель, и уже там что-то придумать с едой…

Отель наш находился на окраине Белой Церкви, почти рядом с трассой в промзоне. Нашли его не сразу. По адресу навигатор ведет дальше, вглубь частного сектора. Но, в конце концов, разобрались. Отель простенький, без изысков, но довольно опрятный. Персонал тоже простой, но очень внимательный: расселили нас, порадовались собачке.

Мы спросили, можем ли мы в их кафе пообедать своей едой. Администратор мялась, мялась, потом говорит, мол, у нас запрещено, нас ругают за это, но если вы возьмете чего-нибудь гривен на 30, тогда можно. И потом уточнила, что 30 гривень — это с каждого. И давай причитать, что это же за всех очень дорого получится! И давай извиняться… Мы посмеялись, говорим: «Да ничего, как-нибудь осилим» и пошли обедать. К слову сказать, еда была очень вкусной и невероятно дешевой. Мы все набрали кто борща, кто пюре с мясом, кто салатов, а кто и пива, и отдали за все какие-то совсем смешные деньги. И снова, как месяц назад в Сумах, я подивилась, насколько люди и устройство жизни разнятся в крупных городах и таких вот маленьких, провинциальных. Не то, чтобы мне захотелось переехать в Белую Церковь. Но пребывание в этом городке мне уже нравилось…

…Времени было около пяти часов. Все устали с дороги, но сидеть в отеле, конечно же, не собирались. Уже было понятно, что прогуляться по самому городу мы не успеем, а вот заглянуть в «Александрию» вполне можно. Это очень большой парк, не для двухчасовой прогулки. Но работает он допоздна. Так что время у нас еще есть…

Мы расселись по машинам и выдвинулись к парку. Но по пути заехали еще в одно интересное местечко. Я знала, что где-то в Белой Церкви есть одно из творений Шухова — гиперболоидная водонапорная башня. Нашли ее почти сразу: такая махина видна издалека…

Чем же эта башня примечательна? Своей необычной конструкцией. Это — однополостной гиперболоид с дважды линейчатой поверхностью. Если через любую точку такой поверхности провести две пересекающиеся прямые, они будут целиком принадлежать поверхности. Вдоль этих прямых и устанавливаются балки, образующие характерную решетку. Такая конструкция является жесткой. То есть, если балки соединить шарнирно, гиперболоидная конструкция всё равно будет сохранять свою форму под действием внешних сил. Для высоких сооружений основная опасность — это ветер. Но для решетчатой конструкции он не страшен. Поэтому конструкция прочная и при этом не требует большого количества строительного материала.

Гиперболоидную форму конструкций придумал архитектор Владимир Шухов и запатентовал ее в 1899 году. Самое известное его творение — Шаболовская телебашня. А самая первая сетчатая башня была построена для Всемирной промышленной и художественной выставки в Нижнем Новгороде в 1896 году. По проектам Шухова стали возводить маяки, водонапорные башни, линии электропередач и даже корабельные мачты.

К слову, в Украине довольно много Шуховских конструкций: два Станислав-Аджигольских маяка в Днепровском лимане, водонапорные башни в Николаеве, Черкассах, Конотопе и других местах. Вот эта башня в Белой Церкви была построена в 1929 году.

Как я уже говорила выше, подобные конструкции невероятно прочные. Эту башню немцы пытались взорвать во время войны. Но им удалось лишь частично разрушить резервуар для воды. Сама же конструкция уцелела и после войны была восстановлена. Интересно, что не смотря на свою кривизну, вся башня состоит из прямых блоков. Плюс при ее строительстве не использовалась сварка.

Мы этой башней залюбовались. Она просто огромная! Я раньше, кроме Шаболовки, других Шуховских конструкций не видела. Очень хотелось к ней поближе подойти, но башня находится на территории водоканала. Было воскресенье, все закрыто наглухо. Да и вряд ли нам разрешили бы на нее подняться. Так что поглядели только со стороны…

Ну, а теперь «Александрия». Подъехали к одному из входов. Парковки там не оказалось, припарковались возле стоящего неподалеку Сильпо. Входной билет 25 гр. Катя с Антоном и Никитой пошли гулять в своем (точнее в Никитином) темпе, а мы, всей остальной «бандой», вместе.

Едва зашли в парк, полил дождь. А мы без зонта. Впрочем, это не так уж и страшно — парк настолько густой, что при не сильном дожде можно прятаться под деревьями.

К счастью, мы увидели неподалеку строение и побежали туда, чтобы спрятаться под крышей. Так мы попали в Бальный зал. Но, пожалуй, стоит сначала сказать пару слов об истории создания парка…

По легенде, графиня Александра Браницкая, племянница Григория Потемкина и супруга гетмана Польши Ксаверия Браницкого, во время объезда своего имения, остановила карету у построенного ею постоялого двора. Виды вокруг настолько понравились Александре (Санечке, как с любовью называли ее современники), что она передумала делать здесь гостиницу и решила обустроить летний дворец. Отсюда и пошла будущая «Александрия». В те годы (1784-86), князь Потемкин делал всяческие приготовления к поездке императрицы Екатерины на юг и мог по такому случаю помочь любимой племяннице деньгами из казны. Браницкая заказала проект большого дворца, но этот проект так и не был реализован. Вместо него были построены несколько павильонов, разбросанных по территории Александрийского парка. Постоялый двор, с красивым, но вместе с тем незамысловатое название «Аустерия» (гостиница по-польски) постепенно стал местом жительства гетмана Браницкого и его семьи, сначала летним, а затем и зимним. Было удивительно, почему, обладая несметными сокровищами, Браницкие так и не построила себе дворца, а жила в небольшом здании бывшей гостиницы. Вот что говорила об этом сама Александра: «Меня все бранят за то, что я не строю дворца. Я люблю садить, а не строиться; одно потруднее другого и требует гораздо более времени. После меня, если сыну моему вздумается взгромоздить хотя мраморные палаты, будет ему из чего.»

К сожалению, и Аустерия, и другие павильоны до наших дней не сохранились (они были разрушены большевиками во время гражданской войны) и остались лишь на старых фотографиях. Но Бальный зал не так давно отстроили заново, постаравшись придать ему аутентичный вид. Вход стоит 10 гр., прежде, чем войти, нужно надеть бахилы.

Стены внутри украшены современными портретами семьи Браницких…

Пока осматривали павильон, дождь закончился. И это не могло не радовать!

С другой стороны павильона, перед фасадом, по бокам лестницы, стоят две бронзовые статуи: слева — Аполлон Бельведерский, справа — Артемида с козленком. Такие же статуи были и у исторического здания…

…После дождя в парке сыро и свежо. Гулять невероятно приятно. И людей почти нет.

На одной из аллей замечаем памятник Александре. А вы знаете, что существовал слух о том, что Александра Браницкая на самом деле вовсе не племянница Потемкина, а тайная дочь императрицы Екатерины, которую Потемкин воспитывал, как племянницу. Императрица весьма нежно к ней относилась. К тому же, она родилась в один год с великим князем Павлом Петровичем. Так и возник слух, что на самом деле она являлась дочерью императрицы. Будто бы вместо долгожданного мальчика-наследника у Екатерины родилась девочка (то есть Александра), и её подменили сыном служанки-чухонки, который в итоге и стал императором. Но достоверных подтверждений этой истории, конечно, нет…

Мне очень нравится, что парк не слишком «окультуренный». Местами в нем царит атмосфера дремучего леса, но при этом ты идешь по аккуратной дорожке. И вообще, аллей и разветвлений так много, что можно и растеряться: а куда идти? Общая протяженность дорожно-аллейной сети парка более 20 км. То есть обойти весь парк практически невозможно даже за целый день! И это не удивительно: Александрия — не только самый старый, а и самвый большой дендропарк Украины. Многие думают, что самый большой — Софиевка. Но это не так. Он просто более «раскрученный».

Вышли на Большую поляну — самую большую поляну парка, где растут старые деревья. Место мегаприятное… Большая поляна — рекордсмен по количеству видов растений, расположенных на ограниченной площади. Здесь растет 83 вида деревьев и 97 видов трав. И это всего на 10 гектарах!

То здесь, то там можно заметить разные скульптурные композиции. Вот, например, Скамейка декабристов. Этот современный памятник был установлен в 1992 году. В середине ХІХ века парк посещали многие известные люди того времени, в числе которых были и декабристы. Неоднократно здесь бывали члены Южного общества М.П.Бестужев-Рюмин, С.И.Муравьев-Апостол, П.И.Пестель и другие. Говорят, что это — любимое место съемки молодоженов, которые любят приезжать в парк на фотосессии.

А вот скульптура бога торговли — Меркурия.

Идем к Лебединому пруду и Китайской беседке. Вообще, в парке очень много прудов, самых разных. Да еще и река Рось рядышком протекает. Это очень хорошо, когда много воды. Это не только красиво и романтично. Это создает особую ауру…

Очень романтичное место, которое одновременно является и беседкой, и мостиком. Это одно из первых парковых сооружений, построенных еще при гетмане Браницком.

Рядом с мостиком — очаровательные бронзовые китайцы. Мы не смогли удержаться, чтобы с ними не сфотографироваться…

…Два Тимофея гуляют с удовольствием, бегают по аллейкам, трогают деревья, охотно фотографируются с бронзовыми китайцами и бросают в воду мелкие камешки. И о телефоне почти не вспоминают. Разве только один раз. Мудрый добрый китаец смотрит на них с пониманием и легким сочувствием: ведь на ближайшую неделю, пока мы будем у моря, все телефоны и планшеты отменяются. Совсем. Остаются книги, настольные и пляжные игры, прогулки и купание, конечно…

Хорошее место, уходить не хочется…

А потом выглянуло солнышко, и мрачноватый парк сразу преобразился…

Особенно красиво в лучах закатного солнца смотрелись пруды с кувшинками. Мы даже стали смеяться, что это почти усадьба Моне и его пруд с кувшинками. Ну, вроде как не увидели французские кувшинки, поглядим на наши. Потом мы будем сравнивать волны на Тузловской косе с океаном, и пробовать сыр из Европейской сыроварни, представляя, что дегустируем камамбер в одноименном городке. Я все никак не могла смириться с тем, что пришлось полностью менять августовские планы…

Река Рось очень хороша! Выглядит чистой, водная гладь — как стекло…

Идем дальше, на поиски других интересных уголков парка…

Вот и еще одно интересное место — Руина. Нет-нет, колоннаду никто не разрушил. Она изначально была выстроена в виде руин. Это романтичное сооружение символизировало связь с прекрасным прошлым древнего мира. Эпоха романтизма, что тут скажешь… Подобные сооружения есть в очень многих парках конца XVIII — начала XIX века. Но в Александрии, Руина построена у воды, на берегу большого пруда, в виде старого палаццо, полуразрушенного дворца. То, как это выглядит в Александрии — один из лучших образцов планировки и архитектурной, и пейзажной. Но вместе с тем, это еще и плотина, стоящая на ответвлении реки Рось, и образующая заводь. Пожалуй, это место мне понравилось больше всего. Невероятно красиво, уютно и гармонично…

Гуляем дальше… Вот еще один интересный парковый павильон (а Александра считала его главным павильоном) — ротонда под названием Храм Потемкина. В 1791 году второй человек Империи умер на руках у Александры. Племянница едва не сошла с ума от отчаяния. Сейчас уже никто точно не скажет, кем на самом деле был Потемкин для Александры, любящим дядюшкой или тайным мужем, одно бесспорно: Александра его боготворила. И захотела построить в парке мавзолей в его честь. Но на трон взошел Павел I, и любить прошлую власть стало опасно. В итоге, вместо огромного мавзолея, в парке появился тайный «Дружеский сад», огороженный оградкой от прочей парковой территории, а в нем ротонда с бюстом Потемкина. Здание сильно пострадало во время войны и было отреставрировано в 1961 году.

Недалеко от ротонды находится скульптурная композиция Конская могила. По легенде здесь был похоронен любимый конь князя Потемкина.

Солнце почти село, нужно было топать к выходу. Я была довольна: все сложилось удачно, и мы успели погулять по парку. Хоть прогулка и получилась немного скомканной, гораздо важнее ведь не увидеть в каком-то месте абсолютно все, а получить от созерцания максимум эмоций. И это вполне удалось. «Александрию» часто сравнивают с более раскрученной «Софиевкой». Какой из парков лучше? Знаете, я давно перестала сравнивать те места, в которых бываю. Как писал Пауло Коэльо в своих «Правилах путешествий», «не сравнивай. Ничего не сравнивай: ни цены, ни чистоту, ни качество жизни, ни транспорт. Ничего! Ты путешествуешь не для того, чтобы доказать, что ты живёшь лучше. Знакомься с жизнью других и находи то, чему ты можешь у них научиться.» Сравнивать эти два парка сложно да и ни к чему. Они совершенно разные. И каждый подарил нам свои эмоции и впечатления. Но Александрия осталась в памяти, как нечто приятное, уютное, теплое, романтичное, где было здОрово погулять с близкими людьми. Парк так нам понравился, что мы задумали непременно еще раз сюда приехать. И покататься по дорожкам на велосипедах (вход в парк с велосипедами разрешен, но нужно покупать специальный билет), и пройтись по аллейкам с экскурсоводом, потому что история семьи Браницких и самого парка невероятно интересна и хранит много тайн…

Заглянули в «Сильпо», купили еды, чтобы вечером перекусить, и поехали в отель. Но по пути снова наткнулись на Шуховскую башню. Да еще и с луной. Не могли не остановиться, чтобы сделать несколько фотографий…