В погоне за солнцем.
Декабрь 2021

Как же я давно не была в Италии! И как я безумно по ней скучала! У нас к тому времени исчерпались все отпускные дни, но когда билеты в Милан из Харькова стоят 340 гривен, разве можно их не взять? И мы их купили на декабрь еще в августе, чтобы провести в Италии хотя бы пару дней, маленький уикэнд, не смотря на все сложности и ограничения…

Еще у нас были билеты на Кипр на середину октября — мы запланировали десятидневный велопоход, своего рода «кругосветку» вокруг острова на велосипедах. И очень-очень этого ждали, рисуя в мечтах, как мы будем засыпать и просыпаться под шум волн, и думая о том, сколько прекрасных закатов и рассветов на море и в горах мы увидим во время этого путешествия…

Но, начиная с конца августа, что-то пошло не так… Сначала «дельтой» заболели я и Маша, потом Дима. И если мы с Машей переболели относительно легко (если неделя температуры и долгий хвост в виде апатии и потери всяческих смыслов подходит под определение «легко»), то Дима попал в больницу на три недели, и выписался оттуда в октябре. Понятно, что ни о каком походе речи уже быть не могло, и мы сдали билеты. Благо, Визэйр несколько раз менял то даты вылета, то время, и благодаря этому можно было отменить билеты и вернуть 120% на счет для дальнейших покупок. Но, вместе с Кипром, поменялось и время вылета в Милан. И это подарило нам прекрасную возможность поменять бесплатно даты вылета и слетать в Италию не на три дня, как планировалось сначала, а на неделю. Раз с Кипром не сложилось, должны же мы были получить хоть какую-то компенсацию.

Я долго думала, в каких числах лучше лететь. Все упиралось в некую семейную дату, в которую мне хотелось быть дома. Но тогда выходило, что лететь нужно 16 декабря. А «открытая Италия» гарантировано была до 15, а после решение об «открытости» запросто могли пересмотреть. И мы решили не рисковать и взять билеты на 12 декабря. И правильно сделали, интуицию нужно слушать. Уже когда мы были в Милане, власти Италии объявили о полном закрытии страны для туристов с 16 декабря…

Итак, у нас были билеты в Милан и обратно с 12 по 19 декабря, и это было просто мега чудесно! Кроме того, мы не только не потеряли деньги на неиспользованных билетах, а еще и чуть-чуть заработали на будущие путешествия. И подстроили даты поездки так, как нам хотелось на тот момент. Я всегда говорю: из любого свинства (в данном случае — ковида и спутанных планов) можно вырезать кусочек ветчины. Главное — оставаться в потоке…

…План был такой: на всю неделю поселиться в Милане поближе к вокзалу, два-три дня погулять по городу, в остальные дни покататься по окрестностям. Из мест, куда точно хотелось съездить, были Комо, Бергамо и Павия. Запасными вариантами оставались Кремона и Пьяченца. Но, так как зимой на севере Италии погода весьма переменчива, и может быть довольно промозгло и туманно, решили так: смотрим прогноз и, где солнце, — туда и едем. Вот так и получилась у нас поездка под кодовым названием «В погоне за солнцем». И эта погоня почти удалась. Вообще, с погодой нам сказочно повезло. Но у нас иначе и не бывает…

…Еще мне очень хотелось съездить в Лугано, «распечатать» так сказать новую для нас страну. И если бы не декабрь с его самым коротким в году световым днем, мы бы, наверное, поехали. Но тут такое: поезд выходил дороговато, автобус недорого, но до автовокзала нужно было добираться в другой район города, и еще Швейцария требовала свежий тест для въезда. В общем, решили отложить знакомство со Швейцарией до лучших времен. Хватит с нас и прекрасной Италии…

…И вот мы снова в аэропорту. Как же я люблю это предвкушение свободы и приключений. В этот раз мы летим вдвоем с Димой, чего с нами практически никогда не случается — с нами всегда или дети, или внуки, или друзья, или все сразу. Но неделя… вдвоем… в Италии… перед Рождеством… до чего же это восхитительно! И наконец появилась возможность выгулять новый зеленый чемодан…

…Долетели без приключений. Аэропорт Милан Мальпенса находится довольно далеко от города. Добраться можно автобусом, коих немало отправляется от здания аэропорта, и электричкой. Автобус стоит 10е, электричка — 13. Выбрали автобус. Ехать около часа.

Смотрим в окно на мелькающие домики и огоньки — и тихо радуемся. Целая безмятежная неделя в Италии впереди…

Автобус приезжает к вокзалу. Нам это очень удобно — наша квартира в 5 минутах ходьбы. Жилье в Италии недешево, в Милане — вообще заоблачные цены. Мне, в общем, было все равно снимать отель или апартаменты. Я почти сразу решила, что не хочу никакой кухни, потому что готовить ничего не буду. Главными критериями были близость к вокзалу и удобоваримая цена. В результате, я нашла крошечную квартирку за 390 е на 7 дней, что для Милана было большой удачей.

Дом нашли довольно быстро. Идти и в самом деле близко. Квартирка оказалась на первом этаже, сразу у входа в подъезд. Нас встретила девушка, все рассказала, просила проверять окна и жалюзи, когда уходим, потому как вокзал рядом, оставила все необходимые телефоны на всякий случай и ключи, и убежала. Квартирка оказалась хоть и крошечная, зато довольно милая. Как мы поняли, это, на самом деле, была часть квартиры, которая сдавалась отдельно от основной — комната с большой кроватью, стол, телевизор, холодильник, электрочайник, санузел. Нам для двоих вполне достаточно…

Времени — около 9 вечера. Изначально я думала, что мы сходим вечером по прилету в какой-нибудь большой супермаркет и купим продуктов и вкусняшек на всю неделю, чтобы больше не тратить времени на магазины. Но ближайший Лидл оказался в 2,5 км, идти туда в тот вечер было лениво. Вышли пройтись по окрестностям, присмотреться, что тут вообще есть. Улицы пустынны, работает какая-то пиццерия и магазинчик с китайскими продуктами. Побродили немного, да и вернулись домой. Посмотрели прогноз погоды: в Милане завтра пасмурно, зато в Бергамо солнечно и +8. Значит, едем в Бергамо. А для этого встать нужно пораньше и пораньше выехать — световой день в декабре короткий…

…Следующим утром спешим на вокзал на электричку на 8.05. На улице темно, здание вокзала возвышается слегка подсвечивающийся громадой. Миланский вокзал вообще довольно примечательный. Это один из крупнейших вокзалов Европы, построенный в стиле Ар-деко. Он огромный и массивный, с кучей всяческих деталей. Но нам практически не удалось рассмотреть его при дневном свете: мы уезжали, когда было еще темно, и возвращались, когда было уже темно…

Берем билеты туда и обратно в автомате Trenitalia. Сделать это достаточно просто – есть меню на английском. Билет на региональный поезд до Бергамо стоит 5,6е в одну сторону…

Как же я соскучилась по поездкам на поездах! Это же удовольствие невероятное — сидеть, смотреть в окошко и радоваться проплывающим картинкам. И все это под звуки любимой музыки…

…Сели в поезд, на улице уже окончательно рассвело. Как же хорошо! Поехали. И вот спустя немного времени за окном появились заснеженные горы, розовые от всходящего солнца. У меня аж дыхание перехватило от этих картинок. Я как-то забыла совсем, что горы здесь совсем рядом. «Хочешь, за окошком Альпы?» Хочу, хочу, хочу!!!

…От Милана до Бергамо ехать около часа. Дорога пролетел незаметно — и вот мы уже выходим на перрон. Я давно хотела побывать в Бергамо. Во-первых, это аутентичный старинный городок с узкими улочками, шикарными соборами, крепостной стеной и видами — все, как я люблю. А, во-вторых, в нашей семье все, от мала до велика, нежно любят фильм «Труффальдино из Бергамо». Так что мысли об этом городе будоражили меня с самого детства. Правда, оказалось, что звучит его название вовсе не БергАмо, как запомнилось из песенки: «А я смогу! А я такой! А я упрямый! Я — Труффальдино из БергАмо». Ударение падает на совсем другой слог — БЕргамо. И переучить себя произносить название правильно, было ох, как не просто!

…Итак, мы приехали в Бергамо, вышли из поезда и не спеша пошли к Старому городу. На самом деле, Бергамо состоит из двух частей. Нижний, или Новый, город раскинулся в долине реки По. А Старый (Верхний) город расположился на высоте 380 метров на холме, который является отрогом Альп. От вокзала к холму ведет длинная прямая улица — заблудиться невозможно…

Украшения на улицах напоминают, что скоро Рождество. Невзирая на ковид и прочие напасти. Причем, каждый итальянский городок украшен по-своему. Основной мотив Бергамо — многочисленные красные шары на длинных нитках… А вон там, наверху — это и есть Старый город…

Проходим мимо ярмарки. Но сейчас всего девять утра — все еще закрыто…

Здесь же — памятник Труффальдино. Вы можете возразить, что это никакой не Трцффальдино, а Арлекин. На самом деле, Труффальдино и Арлекин — по сути один и тот же персонаж итальянской комедии дель арте (комедии масок). И Труффальдино, и Арлекин — слуги, уроженцы Бергамо, приехавшие в Венецию в поисках лучшей доли. Интересно, что корень имени Труффальдино образован от итальянского truffa — мошенничество, надувательство, плутовство.

Идем не спеша по улице, присматривая для себя кафе. Я уже много раз писала, что для нас кофе с вкусняхами в каком-нибудь новом месте — это неизменная традиция и особое удовольствие. Мы даже во время велопоходов стараемся этой традиции не изменять. И Италия в этом смысле для меня на первом месте. Я, может, именно за это и люблю ее ))) Утром мы лишь слегка перекусили решив, что, как только приедем в Бергамо, сразу завернем в кафе…

И завернули… Ну, как можно пройти мимо такой красоты? Я себе взяла канноли — полюбила их еще с Сицилии. Ну и капучино, куда ж без него. А какое удовольствие сделать заказ на итальянском — это же, как песню пропеть. Я, конечно, уже практически забыла все, что когда-то учила. Но «Signora, due cappuccini per favore» все еще сказать могу…

Ну вот, теперь можно и достопримечательности смотреть…

Недалеко от фуникулера еще одна ярмарка: большая, со всеми необходимыми атрибутами в виде палаток с сувенирами и вкусняшками, елочкой, каруселью, колесом обозрения и деревянными щелкунчиками. Вся эта рождественская атмосфера мила до невозможности — и внутри теплой волной поднимается радостное возбуждение…

Сначала мы хотели подняться наверх минуя фуникулер. Но потом прикинули, что придется далеко обходить, и мы потратим на подъем слишком много времени. Поэтому, идем к фуникулеру. Билет стоит 1,2 евро.

Фуникулер в Бергамо — не только городской транспорт, а и историческая достопримечательность. Он появился здесь в 1887 году по проекту инженера Алессандро Феретти и на тот момент считался пиком технического прогресса.

Наконец, на станцию подъехал вагончик, мы уселись в него и поехали наверх. Три минуты — и мы оказываемся в настоящем средневековье…

Первым делом решили подняться на крепостную стену, посмотреть сверху на город и Альпы. Какие же шикарные виды оттуда открываются! И погодка — как по заказу…

Крепостная стана окружает старый город, по ней можно прогуляться, обойдя город по кругу. Каменный мост, ведущий к Porta San Giacomo, смотрится просто шикарно. Да и сами мраморные ворота хороши. Они были построены в 1575 году. Если бы мы пошли наверх пешком, то поднимались бы сначала по лестнице, а потом вошли бы в Верхний город как раз через эти ворота. Сверху ворот красуется лев святого Марка как напоминание о прошлом города в составе Венецианской республики…

Налюбовавшись видами на город и Альпы, идем неспеша в сторону центральной площади Дуомо. И снова я буду восхвалять путешествия в не сезон. Погода сказочная — солнечно и очень тепло. Туристов мало. Отсутствие летней зелени совершенно не расстраивает — в южной Европе из-за обилия вечнозеленых растений не бывает унылых серых картинок. К тому же, здесь постоянно что-то умудряется цвести даже зимой. А если смотреть на архитектуру, так отсутствие листьев на деревьях — это даже плюс. Не мешает и не отвлекает. Ну и всегда же приятно вырваться из своей морозной зимы в теплую весну хоть на недельку…

И везде столько всякой красоты, столько интересных деталей. Особенно если заглядывать внутрь двориков и сворачивать на боковые улочки…

А вот и собор показался…

Базилика Санта-Мария-Маджоре — настоящее украшение Бергамо. Она прекрасна и снаружи, и внутри. Была построена в XII веке в романском стиле, потом, вплоть до XV века, перестраивалась и расширялась. Вероятно, именно поэтому она выглядит снаружи несколько необычно, сочетая в себе одновременно и романскую массивность, и изящную легкость.

Внутрь мы вошли через «Ворота розовых львов». И это действительно так — колонны портала опираются на львов, сделанных из розового веронского мрамора. Они были построены (страшно подумать!) в 1353 году. До чего же мне нравятся львы, которые украшают порталы многих итальянских соборов. Они обычно такие страшненькие и, в то же время, невероятно трогательные…

Внутри — красота невероятная. Барочный интерьер базилики создавался на протяжении XVI—XVII веков.

И если обычно стены соборов выполнены из мрамора или расписаны фресками, здесь же они покрыты гобеленами. Часть из них выполнена во Флоренции (1583—1586), часть — во фламандских мастерских. Никогда не видела ничего подобного…

Ну, мы в этой базилике надолго зависли. Красота, тишина, почти полное отсутствие людей…

А еще там была шопка. Ну, это мы называем шопкой композицию, рассказывающую о рождении Христа. А в Италии эта штука зовется презепе. И в декабре презепе можно встретить в каждом соборе. У меня после путешествия целая коллекция фотографий собралась.

Рядом с Воротами розовых львов находится капелла Коллеони. Она примыкает к северному фасаду базилики. Капелла была построена в 1472—1476 годах и играла роль семейной часовни. Снаружи она украшена резьбой по камню и узорами из разноцветного мрамора. И это так красиво, что невозможно глаз оторвать…

Поблизости находится и баптистерий — место для крещения — созданный в 1340 году. Его несколько раз переносили и, в конце концов, в XIX веке, переделали в отдельное строение.

Но здесь, на площади Дуомо, есть еще один собор — собственно, Дуомо, кафедральный. Он посвящен святому Александру, покровителю Бергамо. Собор невзрачный снаружи, вход в него можно даже не заметить на фоне блеска базилики. Но заглянуть внутрь стоит — собор очень хорош!

Ну и здесь, конечно, есть презепе…

Через арки в здании напротив базилики попадаем на соседнюю площадь — пьяцца Веккья. Площадь маленькая и совершенно очаровательная. Над ней возвышается Кампаноне — городская башня высотой 54 метра. Людей мало, серебристые рождественские шарики и снежинки блестят и переливаются на солнце, архитектура вокруг потрясающе-средневековая… Эмоции накрывают с головой…

Заглянули в Палаццо Нуово. В старину здесь была городская ратуша. А сейчас — одна из самых больших библиотек Италии. Тут хранится 700 тыс. томов, 11 тыс. газет и журналов, а также 2 тыс. книг, изданных в Европе до 1501 года. В библиотеку мы не попали, просто прошлись по вестибюлю и посидели немного на крыльце…

Дальше ныряем в узкие улочки старого города. Они и сами по себе прекрасны. А вместе с рождественскими витринами и праздничными украшениями создают такую атмосферу, что ты просто не можешь не чувствовать, как счастье накрывает тебя с головой…

В итальянских городах что-нибудь интересное подстерегает тебя на каждом шагу. И вот идешь, идешь по улочке. И тут вдруг раз — крошечная площадь. А на ней фонтан. И вход в церквушку. И такое все милое…

А витрины с едой — это вообще взрыв мозга! Особенно десерты красиво смотрятся. Главный десерт Бергамо — полента. Точнее, Полента и Озеи (Polenta e Osei). Из названия можно подумать, что это кукурузная каша. На самом деле это бисквит с кремом, покрытый желтым марципаном. Из-за сходства с горкой кукурузной поленты, запеченной с перепелами, называется Polenta e Osei — «полента с птичками». Говорят, вкусно. Но мы так и не попробовали…

А вот в удовольствии съесть фокаччу мы себе не смогли отказать. Очень уж она аппетитно смотрелась. Да и цена для перекуса более чем приемлемая…

Подкрепились — и пошли гулять дальше…

Куда ни глянь — то старинная башня, то каменная арка, то какой-нибудь дворик средневековый, то красивая церковь…

Сначала мы еще пытались следовать карте. Потом плюнули на это дело и просто шли, куда глаза глядят… Так мы кружили, кружили и опять вышли к станции фуникулера Città Alta. А внутри оказалось кафе с террасой и великолепным видом. А нам как раз хотелось кофе. Но когда мы сели за столик да посмотрели на всю эту красоту, захотелось большего. И мы заказали по бокалу апероля. А в Милане и окрестностях существует чудесная традиция под названием аперитив. Во многих кафе и ресторанах к заказанному бокалу коктейля или вина приносят закуски, которые входят в стоимость. Это могут быть бутерброды-канапе, чипсы, гренки с соусом и даже пицца. И всего этого бывает так много, что вполне можно довольно сытно перекусить. Вот и нам к нашему аперолю принесли две тарелки закусок. И так было тепло, что я даже сняла куртку. Мы сидели, пили апероль, любовались видами Бергамо и были практически счастливы… Наконец появилось ощущение, что жизнь налаживается после этого чертового ковида…

Пошли гулять дальше… Верхний город в Бергамо небольшой. Весь его можно обойти за пару часов. Но если заходить в соборы, музеи и не спешить, то не хватит и дня — очень уж много разных интересных уголков…

Как называлась эта церковь я уже и не вспомню. Но она встретилась нам на пути, и мы туда заглянули…

Вскоре мы вышли из старого города и снова попали на крепостную стену, но уже с противоположной стороны. Нашли небольшой сквер с интересными инсталляциями…

Потом в одном месте заметили снег. Так-то снега в Бергамо нигде не было — солнце грело совершенно по-весеннему. Но в затененных местах его можно было отыскать…

…Крепостные стены Бергамо — одна из его прекрасных достопримечательностей. Их называют венецианскими, потому что строили их именно пришедшие к власти в 1428 году венецианцы. Вероятно, крепостная стена была здесь и раньше, в эпоху Римской империи. Но венецианцам было недостаточно такой обороны. Они решили восстановить и укрепить внешние стены и превратить Бергамо в неприступную крепость.

Строительство укреплений началось в 1562 году под руководством граф Сфорца Паллавичино. К работам было привлечено несколько тысяч бергамских и венецианских солдат и строителей. Длина стены превысила шесть километров, а высота стен — почти 50 метров. Однако стены так и не были использованы по назначению. Армия Наполеона без единого выстрела вошла в Бергамо в 1797 году.

Уже в наши дни, в период с 1974 по 1986 года, крепостную стену реконструировали. Теперь она — прекрасное место для прогулок. И панорамы отсюда открываются шикарные. Мы немного прошлись, потом облюбовали лавку на солнышке и зависли на ней. Было так хорошо просто здесь сидеть, ловить лучи не по-декабрьски теплого солнца, вдыхать запахи снега, хвои и влажных листьев…

В Бергамо есть еще один фуникулер. На нем можно подняться еще выше. Выше Верхнего города, к замку Сан-Виджилио. Но мы любим подниматься пешком — так интереснее, можно больше увидеть. Решили прогуляться наверх, в сторону замка. Ну мы поднимались, поднимались, поднимались… Дошли до церкви Святой Граты. Посидели на ступеньках лестницы Сан-Готтардо, любуясь собором XVIII века. Внутрь не попали — церковь была закрыта.

Вокруг — ну очень красиво. Холмы, виллы и каменные улочки. Здесь совершенно другой Бергамо. Но мы понимаем, что времени у нас в обрез — уже почти четыре часа, а световой день в декабре самый короткий. Подняться и спуститься — это часа полтора, не меньше. Можем не успеть до темноты. Решаем возвращаться, но идем другой дорогой…

Но до чего же здесь красиво! Зелено, солнечно и даже цветы цветут. Совсем не ощущается зима. Мне жарко — и я снова снимаю куртку.

Оранжевые фрукты на безлистом дереве. Мы сначала думали, что это мандарины. Оказалось хурма…

Несчастные, покинутые кем-то, гранаты… Нет, это определенно рай…

Эти холмы, залитые вечерним солнцем… Просто невыносимая красота…

В конце концов, мы спустились в старый город и еще немножко по нему побродили, прежде, чем начали двигаться в сторону вокзала.

Возвращаться решили пешком, минуя фуникулер. Было приятно еще немного прогуляться по крепостной стене, любуясь красивенными видами.

А вот так выглядит фуникулер снаружи и внутри…

Постояли еще немного возле Porta San Giacomo. Просто невозможно налюбоваться… И день сегодня — как по заказу: солнечный, теплый. А лучи низкого зимнего солнца делают все эти виды особенно притягательными. Что ж, первая «погоня за солнцем» удалась…

Можно было бы спуститься вниз по лестнице, которая начинается недалеко от ворот. Но нам хочется прогуляться по стене, поэтому выбираем другой путь, более длинный…

Идем не спеша, наслаждаемся картинками, которые постепенно меняются. Эти красные крыши и горы вдали — коктейль, еще покруче апероля..

Постепенно мы спускаемся вниз по Viale delle Mura. Крыши становятся все ближе.

Солнце опускается все ниже, прячется за крыши и скоро уже совсем сядет. Цвета меняются, становятся темнее и насыщеннее. И я прошу прощение за то, что фотографий слишком много. Мне невероятно хотелось запечатлеть в памяти и на фотографиях каждый шаг, каждый взгляд на этот чудесный город, который подарил нам идеальную погоду и идеальную прогулку…

По Viale delle Mura дошли до Porta Sant’Agostino, одних из четырех ворот, ведущих в Верхний город.

Дальше идем уже Нижним городом. Здесь тоже очень интересно… Где-то тут, поблизости, находится Академия Каррара — отличная картинная галерея с работами Боттичелли, Рафаэля, Каналетто и других итальянских мастеров. Но мы туда уже не успеваем. Одного дня для Бергамо мало, вот два — было бы в самый раз…

Когда мы шли по крепостной стене, то все время видели красивую колокольню, возвышающуюся над городом. Пошли искать эту церковь, хотелось в нее заглянуть.

И мы ее нашли. Церковь Сант-Алессандро делла Кроче была построена между 1600-ми и 1700-ми годами. А вот фасад закончили только в 1922 году. В названии церкви присутствует слово «кроче» (Croce), которое переводится с итальянского как «крест», и это не случайно: церковь построена на пересечении четырех средневековых борго (районов).

Очень красивый собор с картинами итальянского мастера Джованни Баттиста Морони — итальянского художника, одного из крупнейших портретистов XVI века.

Но меня не картины поразили, а мраморные алтари, расположенные в боковых капеллах. Вся эта инкрустация из цветного мрамора разных сортов — что-то невероятное! И если бы вам нужен был совет перед посещением Бергамо или любого другого итальянского города, я бы сказала лишь одно: заходите во все встречные соборы. Даже те, которые не на слуху. Каждый из них стоит целой художественной галереи. И почти в каждом ты будешь ощущать мурашки на коже от красоты и величия…

Идем дальше, в сторону вокзала. Красивая архитектура, сказочный город…

И еще в один собор заглянули мы по пути — в церковь Святых Бартоломео и Стефано. Нравятся мне такие темные, мрачноватые соборы, лишь слегка подсвеченные. Главное украшение собора — большое панно Лоренцо Лотто под названием «Алтарь Мартиненго». Картина написана маслом на дереве и относится к 1513-1516 годам.

А на улицах города уже вовсю работает рождественская ярмарка. Ну, как не прогуляться немного между ярмарочных лавок, фонариков и праздничной мишуры? Походили, позаглядывали, съели по мороженому. Все-таки здОрово бывать в европейских городках незадолго до рождества. И достопримечательности тебе, и праздничная кутерьма — два в одном…

Вот и подошла к концу сказка с именем Бергамо. Мы благополучно дошли до вокзала, сели в поезд и вернулись в Милан. Но завтра будет новая сказка. Прогноз обещал в Милане солнечную погоду. Значит, самое время познакомиться с Миланом поближе…