Дороги, которые нас выбирают…
Май-июнь 2023

…Ну, я была бы не я, если бы не встала встречать рассвет в таком волшебном месте. Хотя, сказать по правде, просыпаться в такую рань, да еще и вылезать из палатки в холодное утро — не самое простое дело. Проснулась еще до рассвета…

Посидела немного на лавочке с фотоаппаратом, подождала. И вот горизонт начинает краснеть, свет разливается по небу, словно пламя. (Написала последнюю фразу и поняла, как же сильно она меня триггерит. Слишком часто приходится наблюдать разливы огня по небу и вовсе не от солнца. Мне кажется, что эти триггеры и якоря останутся с нами до конца наших дней. Как у Высоцкого: «И еще будем долго огни принимать за пожары мы…» )

…И вот уже самый краешек солнца показывается над горизонтом. Пока совсем-совсем маленький…

Вот он становится чуть больше…

Вот солнце выглянуло уже наполовину…

Еще несколько секунд — и оно выныривает полностью. Всегда удивляюсь — как быстро это происходит.

И вот уже солнышко все выше и выше, заканчивается самое магическое время суток. Сколько сотен рассветов видела в своей жизни, а не перестаю удивляться этому волшебству…

А кое-кто все проспал… И потом снимал солнце не вылезая из палатки…

Что ж, сегодня последний день похода… Жаль, покатушка получилась невероятно интересной. Но все же рано грустить, сегодня еще едем. И смотрим по пути много всего интересного…

Завтракаем все вместе в домике у Миши с Юлей, собираемся…

Выезжаем из кемпинга. И ехать бы нам в сторону Витачова по нормальной дороге, но, планируя маршрут, нашла я на карте недалеко от кемпинга глиняный карьер, который было интересно посмотреть. И вроде бы там была на карте тропинка над Днепром, по которой можно было проехать. Ну, мы сдуру и поехали к тому карьеру. Вновь слетели по шикарному асфальту с горки в самый низ к реке и стали пробираться по заросшей дорожке через какие-то дебри и буераки. И нужно было, конечно, сразу вернуться. Но чтобы вернуться, пришлось бы опять крутить на гору. Не очень хотелось. А тропинка вроде бы была на карте…

В общем, мы там и по песку пробирались, и через завалы перелазили с велосипедами. Замучались в край, но нашли-таки этот карьер. Красивое место среди леса. Одна беда — проехать там никак нельзя. Какая-то тропинка через гору есть. Ногами, возможно, как-то можно было бы пройти. С велосипедом — нет. И нужно-таки возвращаться назад. Обидно было до чертиков — столько времени потеряли! Решили, хоть прогуляться немного, посмотреть этот злосчастный карьер…

Красивый вид открывается, если забраться на самый верх. Там и весь карьер виден, и Днепр, и еще озерцо какое-то есть. Но у нас было мало времени — до самого верха не дошли.

А затем снова продирались по заросшей, заваленной тропинке обратно к пляжу села Стайки. Потом крутили от пляжа по затяжному подъему. Пока, наконец, не выбрались на нормальную дорогу, где могли быть еще полтора часа назад… Но зато красивое новое место посмотрели, что ж…

А дальше — без приключений докатили до Витачова. Ох, какая же красивая здесь смотровая площадка над Днепром! И я даже не скажу однозначно, какой вид нам в этой поездке понравился больше — каждый был по-своему хорош! Но здесь, пожалуй, самый лучший!

Городище Витачова открыли не так давно — в конце 50-х годов XX века. Здесь сохранились валы и рвы, а экспедицией было найдено немало культурных остатков эпохи Киевской Руси.

…Витачов впервые упоминался в летописях в середине X века. Витачовская крепость занимала важное место в системе обороны Поднепровья от набегов печенегов. Здесь была сигнальная башня, с которой огнём происходило оповещение столицы о появлении противника у брода на левом берегу Днепра напротив Витичова.

Видовая площадка здесь, конечно, бомбезная. Но и людей очень много. По-видимому, место, где стояла крепость, — одно из любимых мест отдыха киевлян. Сюда приезжают на фотосессии, пикники, просто погулять…

Возле деревянного ветряка работает пекарня «Витач». Много выпечки, красивый хлеб. Взяли кофе, синнабоны, уселись на травке в тенечке с видом на Днепр… Лучший обед и придумать сложно…

Поели, передохнули, прогулялись еще к небольшой каплычке на склоне над Днепром. Она была построена в 1991 году в стиле казацкого барокко. На церкви установлен крест с семью лучами — как на древнерусских храмах. Внутри — огромное количество икон, все пространство ими занято. Иконы самые разные. Интересное место…

Но нам пора ехать дальше… Юля с Мишей нас опередили, и уже ехали к Триплью, где мы хотели заглянуть в музей Трипольской культуры. Последнее селфи в этом удивительном месте — и снова в седло…

До Триполья докатили без приключений. Место это древнее, но известно оно, прежде всего, тем, что именно здесь были впервые обнаружены остатки культуры медного века (энеолита), названной по месту находки трипольской.

В самом Триполье есть археологический музей трипольской культуры. Изначально мы планировали ехать туда. Но по пути, чуть не доезжая Триполья, в селе Халепье заприметили музей Викентия Хвойки, того самого археолога, который и открыл трипольскую культуру. Заглянули туда, да и остались на экскурсию.

От чистого сердца рекомендую: будете в тех краях, сходите в этот музей. Мы попали на экскурсию Василия Трубая, поэта, прозаика, публициста и старшего научного сотрудника музея. Это что-то невероятное! Полтора часа пролетели совершенно незаметно. Узнали и про удивительного Викентия Хвойка, обладавшего особым археологическим даром. И про загадочную трипольскую культуру. И рассказ был абсолютно не скучным! Как же я восхищаюсь такими увлеченными людьми, искренне любящими то, чем они занимаются…

Музей небольшой, всего два зала: фотографии, рисунки, записи из полевого дневника Хвойки, реконструкция трипольского жилища и довольно много трипольской керамики. Причем, некоторые предметы можно было подержать в руках. Только представьте: подержать в руках предметы, сделанные в 3 тысячелетии до н.э.!

Трипольская культура невероятно интересна. И посуда, сделанная без использования гончарного круга (трипольцы его не знали), и характерные узоры, и загадочные керамические «бинокли», и устои общества. Рассказывать можно много. Но лучше, все-таки, увидеть и послушать «из первых уст»…

Здесь, в Триполье, подходит к концу наше путешествие и мой рассказ о нем. Мы планировали ехать до Киева на велосипедах. Но день выдался жаркий, а дорога шла по трассе. Поэтому решили сделать иначе. После музея Миша с Юлей ехали сразу в Харьков, без заезда в Киев. Дима поехал с ними до стоянки, где мы оставили машину. А мы с Эдиком и велосипедами остались его ждать. Заметили на карте смотровую площадку над Днепром и переместились туда.

Сидели, любовались картинками, разговаривали о том, о сем, но все больше о предназначении. А я в который раз удивлялась, насколько же этот наш велопоход удачно сложился. Как будто я сама управляла всеми событиями. И даже погодой…

И мне вспомнилась цитата из книги Джона Стрелеки «Кафе на краю земли»: «Я сидел там, лицом к лицу с невероятной красотой и величием природы, и все больше осознавал, что моя жизнь — бесконечно малая частица чего-то намного большего… Просто дело в том, что некоторые люди не осознают, что они и есть авторы и могут писать ее так, как захотят…»