Дороги, которые нас выбирают…
Май-июнь 2023

…Утром проснулась рано. Я почти всегда рано просыпаюсь. Но если дома обычно могу еще немного поваляться в постели или даже попытаться снова уснуть, то в путешествиях встаю сразу. Очень жаль тратить на лишний сон эти драгоценные мгновения. Обожаю утреннюю прохладу, низкое рассветное солнце, росу на траве или туман, которые бесследно исчезнут к тому времени, когда проснутся все остальные. Для меня эти мгновения особенные: можно не спеша сходить в душ, выпить кофе, побродить с фотоаппаратом в одиночестве, да и просто побыть в одиночестве, провести босой ногой по мокрой траве, закрыть глаза и подставить лицо утреннему солнцу. И настроиться на новый день…

Мне было интересно, что делают туристы в таком месте, где, вроде бы, никаких достопримечательностей поблизости нет. Оказывается, хозяева до начала полномасштабной войны устраивали для гостей лодочные экскурсии по Днепру, ходили на байдарках к Трахтемирову. Переяслав недалеко, да и вообще места вокруг красивые. А многие приезжают просто для того, чтобы пожить на природе, но при этом с комфортом — у хозяев есть глемп, но они еще не успели его поставить.

Мы стали уточнять, как обстоят сейчас дела с отдыхом на берегу Днепра. К церкви на воде нас действительно не пропустили бы, а вот следующей ночевке возле села Хоцки, в национальном природном парке Белоозерский ничего не должно помешать. Только нас предостерегли соваться в сам парк на велосипедах: дороги там сплошь глубокий песок, проехать будет крайне сложно. Ну, мы по парку особо кататься и не планировали, нам бы только к воде подъехать…

…Мы позавтракали — кто вчерашней пастой с песто, кто овсянкой с бутербродами, сварили кофе, собрались. Дальнейший план был такой: велосипедисты отправляются в путь с самого утра, автомобилисты немного позже, а встречаемся в Переяславе в музее.

Нам подсказали, что недалеко есть озера. Эти озера были нам совсем не по пути, но решили заехать поглядеть одним глазком. Главный ориентир — за аистом налево…

И я снова удивляюсь: как же приятно здесь кататься! Отличные дороги, приятные глазу картинки…

Доехали до первого озера. Ну, не столько озеро, сколько пруд. Но вода прозрачная и песчаный пляж неплохой. Было бы больше времени, можно было бы искупаться. Но у нас сегодня по плану Переяслав, а на него много времени уйдет. Так что решили сильно не расслабляться, а выбираться на маршрут…

…Сегодня — 31 мая, в школах последние звонки. Катим через Сошников и другие села и наблюдаем такую чудесную картинку: «живые» линейки, нарядные дети и родители, выступления, стихи и песни в микрофон. Мне никогда особо не нравились все эти «торжественные части». Но сейчас у меня ком в горле. Как же эта спокойная, практически мирная жизнь, отличается от Харькова. Как приятно видеть детей возле школ. Какое счастье, что хоть где-то такое возможно…

За селом въезжаем в лесок, через него идет асфальтированная дорога без машин. Это практически велодорожка. И я снова вспоминаю польский маршрут GeenVelo…

Дальше мы довольно долго едем полевыми дорогами по песку. Но песок не очень глубокий, колеса большие, и ехать, в общем-то, нормально. Вот где я заценила-таки свои большие колеса…

Пожалуй, я больше всего люблю для велопрогулок самое начала июня, когда трава еще не выгоревшая, луга утопают в цветах, а поля зеленеют колосками. Вот эти зеленые просторы колышущихся на ветру колосьев просто сводят меня с ума. Особенно, когда по полю начинают плыть гонимые ветром волны. Это просто невыносимо красиво!

Катим дальше. Поля сменяются лесом, лес — лугом, луг — снова полем. И все эти картинки настолько умиротворяют, что ты на какое-то время чуть отвлекаешься от действительности и плывешь на волнах блаженных мыслей и ощущений… И везде акации цветут…

По пути встречается подобие каналов, рядышком пасутся коровы, заливные луга дышат влагой, и местность здесь практически ровная. Теперь картинки до боли напоминают мне Северную Голландию…

И снова эти безумные зеленые поля, которые просто невозможно не фотографировать. Они меня притягивают еще сильнее рапсовых…

Так, не спеша и любуясь сельскими пейзажами, мы докрутили до Переяслава…

Миша с Юлей приехали раньше нас и уже гуляли по скансену. Ну и мы отправились на поиски входа…

…Проехали мимо дамбы на речке Трубеж. У воды много детей — сегодня был последний звонок, и детвору вывезли на пикник…

Наконец, нашли, где вход, потому как территория музея достаточно большая. И если бы вы спросили у меня совета перед посещением Переяслава, я бы сказала только одно: выделяйте на скансен целый день. Потому что место это невероятно интересное, и там, внутри этого одного Музея народной архитектуры и быта есть множество интересных маленьких музейчиков.

У нас, конечно, столько времени не было, нам еще сегодня ехать и ехать. Но посмотреть очень хотелось хоть одним глазком. Взяли билеты, оставили велосипеды недалеко от входа, здесь же, у входа, быстренько перекусили на деревянных столиках и пошли гулять по скансену…

Сколько же здесь всего интересного: образцы жилищ древних людей, традиционные дома Среднего Поднепровья, уникальные деревянные церкви, мельницы…

Вот, например, деревянная церковь Иоанна Богослова 1606 года. Ее еще называют Казацкой церковью. Была построена на средства казацкой общины из тесаных дубовых бревен. Рядом — деревянная колокольня 1760 года из села Бушево.

К сожалению, церковь была закрыта. Вообще, многие музеи не работали. Где-то делался ремонт, где-то просто убирали. Было впечатление, что там только-только начали готовиться к туристическому сезону. С одной стороны, было жаль. С другой, как-то даже кстати. Мы все равно не успели бы заглянуть в каждый домик. А тут, вроде, и не так обидно — не работает же…

Рядом с церковью — каменные казацкие кресты и церковная сторожка, и это — типичное жилье Поднепровья начала XIX века…

А это — двор сельского священника. Сельские священники жили большими семьями. Их усадьбы традиционно располагались около церкви и школы.

Дом сельской управы из села Вьюнище. Там полным ходом шла уборка, но нам разрешили заглянуть внутрь одним глазком… Староста и писарь за работой…

Каждый дом представляет собой жилище не просто крестьянина, а крестьянина определенного рода занятий. Вот, например, усадьба крестьянина, занимавшегося изготовлением масла.

А здесь — старинные ульи и музей меда…

Двор столяра XIX века из села Цибли. В эти самые Цибли мы потом как раз будем держать путь…

Усадьба зажиточного крестьянина…

Охотничий домик, построенный в 1909 году в урочище Белое Озеро…

И еще масса всего интересного…

На центральной аллее есть киоск с кофе и холодными напитками. Выпили кофе, немного передохнули, пошли дальше… Даже не знаю, хватит ли дня, чтобы обойти все уголки и заглянуть в каждый домик…

В парке полно детворы с учителями — отмечают последний звонок. Под навесом накрыты столы. Мы к тому времени проголодались и пошли поглядеть, нельзя ли там чем-то поживиться. Приветливая тетечка продавала вареники с картошкой и капустой. Мы, конечно, от вареников не отказались…

Рядом — большая фотозона…

Пока мы ели и фотографировались, нашлись Юля с Мишей. Мы немного друг друга не поняли, где встречаемся. В результате, они ждали нас в другом месте и немного обиделись, что мы без них устроили пир с варениками. К счастью, вареники еще были, так что недоразумение быстро разрешилось. Пока они обедали, мы пошли посмотреть еще одну деревянную церковь.

Деревянная церковь Святого Георгия Победителя и Рождества Богородицы, построенная в 1769 году в селе Андруши возле Переяслава, пожалуй, самый красивый храм скансена. Церковь построена в сруб, сложенный из плотно прилегающих дубовых тесаных бревен. В советские времена, как это часто бывало, собор использовался в качестве зернохранилища, потом — как клуб. В 1968–1970 гг. в связи с затоплением села Андруши и окрестных сел водами Днепра для строительства Каневской гидроэлектростанции, церковь перевезли и установили на территории музея…

После прогулки к церкви, собрались, наконец, вместе и стали потихоньку двигаться к выходу, заглядывая по пути туда, где еще не были…

Музей «Почтовая станция». Вот сюда мне очень хотелось зайти, но он был закрыт…

Казацкая застава XVII века — фортификационное сооружение казаков, которые несли караульную службу на границах казацких земель. Ров шириной 6 метров, заостренные дубовые колья, земляной вал…

Музей транспорта… Невероятно интересно: повозки, сани самых разных видов и эпох, от скифской повозки и цыганской брички до фаэтона и тачанки…

Музей хлеба…

И еще довольно большая коллекция всякой техники на улице…

…Мы много раз собирались приехать в Переяслав. Наверное, лет десять собирались. Просто сесть в машину и прикатить на выходные, чтобы погулять-посмотреть, такой себе тур выходного дня. Но как-то все не складывалось. С одной стороны, ехать не очень далеко, с другой — кажется, что далеко, ради одного Переяслава. Теперь понимаю, что место точно стОит поездки. Хочется вернуться сюда осенью, когда листья буду желтыми и красными, и солнце косыми лучами станет освещать сквозь них все эти соломенные крыши и беленые стены… Мы многого не увидели, и этот пробел стоит восполнить. И музей почтовой станции, и музей космоса, который расположился внутри деревянной церкви, и музей народных обычаев, и лекарственных растений, и чудесный шинок, и много еще всего интересного…

Ох, находились, устали… Кто-то сейчас в машину сядет и поедет себе с кондиционером. А кому-то еще 30 километров крутить по жаре. Ну, это мы тогда думали, что 30…

Согласовали с нашей «машиной сопровождения» следующую точку встречи, да и покатили каждый на своем транспортном средстве…

А следующей нашей точкой были руины церкви святого Ильи в селе Цибли. Здесь мы снова все встретились.

Кирпичная церковь святого Ильи была построена здесь в 1861 году. В 1930-х годах храм закрыли большевики, а колокольню разобрали. Но в 1941 служба была восстановлена. В 1960-х годах село Цибли перенесли выше зоны затопления при строительстве Каневского водохранилища. А церковь осталась на старом месте. Когда водохранилище заполнилось, она оказалась на островке недалеко от берега…

Место потрясающе красивое! И дело не столько в руинах церкви, сколько вот в этой панораме Днепра с куч. Смотрел бы и смотрел…

Интересно было бы спуститься вниз и прогуляться к руинам. Но внизу — заливной луг. После дождей, которые лили всю предыдущую неделю, это сделать было бы проблематично. Говорят, что добраться до церкви можно только на лодке или вброд. Скорее всего, так и есть. Мы проверять не стали…

Ну, что сказать? Место для медитаций просто зачетное. И людей нет. Но пора ехать дальше. Бросаем последний взгляд на всю эту бесконечную красоту и катим в сторону Хоцков…

Мы планировали ночевку на берегу Днепра в национальном природном парке Белоозерский. Там было красивенное место под соснами у песчаного пляжа, где можно стоять с палатками. Но тут с ночевкой опять вышла незадача. Проехать к воде здесь тоже было нельзя — дорогу перекопали. Это сообщили нам друзья, когда мы встретились с ними в Хоцках. Вероятно, на велосипедах мы бы там проехали. И даже, возможно, смогли бы поставить палатки на берегу. Но машина проехать не могла, и это сразу ставило на ночевке у воды крест. Ну да бог с ней, с водой. Вопрос был в другом: а где же тогда нам ночевать. Как назло, в Хоцках и рядом никакого жилье нет. Вообще. Нужно было или возвращаться обратно к Циблям, что в велопоходе совершенно нерационально или искать что-то возле Канева, а это было еще дополнительных километров 30 и совсем не по асфальту… А время-то уже шесть вечера…

Давай снова рассматривать карту и искать ближайшее жилье. Нашла базу отдыха Kaniv Fish Club на берегу Днепра. Позвонили туда — работает и можно снять домик. Прикинули по карте — 20 километров. Из них около 12 по непонятной проселочной дороге, которая может оказаться какой угодно. А если объезжать по асфальту — это больше тридцатки. Решили рискнуть и поехать по короткому пути. В конце концов, какой бы дорога не была, до темноты доедем…

И поехали…

Сначала кусочек дороги был прекрасный. Но на выезде из села нас ждала полевая дорога вдоль национального парка сплошь из песка. А потом к песку добавилась еще и колея. И местами с грязью и лужами. Не буду в подробностях рассказывать, как мы ехали эти 12 километров до трассы. Это была не самая приятная моя дорога с точки зрения покрытия. Колеса то несло по песку, то они слетали в колею, и это сильно выматывало. А ведь мы и так уже были на тот момент уставшими. Но… Не смотря на всю сложность, мне ехать было в кайф. Да, я не раз и не два мысленно материлась. Да, этот путь добавил мне пару новых синяков и ссадин на ногах. Да, у меня уже начали дрожать колени от постоянного напряжения в попытке выровнять велосипед и не свалиться в очередную лужу. Но вот это вот ощущение, что ты можешь, что ты справляешься и с такой дорогой тоже, дорогого стоит… В конце концов, это была неплохая тренировка навыков езды. И я снова поблагодарила свои большие колеса. На маленьких выгребать было бы куда тяжелее…

Кусочек дороги пришелся на Белоозерский национальный парк. Как же там хорошо! Нетронутый лес, тишина, вечерняя свежесть, птичий щебет. И никого!

В конце концов, в районе Озерища, мы выбрались на асфальт. До трассы еще километра три. И там такие красивые поля были с дождевальными установками — глаз не отвести. Брызги искрятся на солнце, едешь — и попадаешь в облако водяной пыли. Так приятно после долгой жаркой дороги…

Добрались до трассы, теперь еще около шести километров до поворота в лес к базе. Тут уж ничего не остается, как просто крутить педали…

Свернули в лес, доехали до базы, еще немного поплутали, пока нашли домик. Эти последние метры были, наверное, самые тяжелые: вниз-вверх по песку. Не туда, обратно. Вниз-вверх по песку… И главное, координаты места нам Миша сбросил, да связи никакой нет…

Наконец, добрались до места. Домик зачетный: новый, довольно уютный, с душем, туалетом, кухней и прямо на берегу. Правда, четырехместный, так что кому-то опять спать на полу… И это не про Баффи )))

Сил готовить ужин оставалось не много, но все были голодные, так что нужно было думать что-то незамысловатое, но сытное. Сварила суп-харчо из брикета с тушенкой, вышло вполне съедобно. Плюс колбаса, паштет, овощи. И сухое вино.

Какой же красивенный и интересный день сегодня был! Но и устали, конечно. Всем спать!