Стамбул. Перезагрузка
Март 2018

 

…Утро было не таким добрым, как предыдущее. Во-первых, ночью по крышам барабанил дождь. А, во-вторых, около 6 утра меня разбудили напевы муэдзина с какого-то ближайшего минарета. Но были и хорошие новости: услышав призыв к молитве, я поняла, что предыдущую ночь таки спала, раз не слышала этого вчера. А мне-то казалось, что я всю ночь не сомкнула глаз (есть у меня такая скверная особенность не спать на новом месте первые пару ночей).

…После завтрака решаем начать маршрут не так, как вчера, и пойти не в сторону Султанахмет, а к морю, заглянув по пути в Малую Ай-Софию. На улице заметно прохладнее, чем вчера. Но дождя нет. Уже хорошо. Хотя прогноз обещает дожди с грозами на весь день.

 

…Маша не может пройти мимо ни одной встречной кошки. Потому идем не быстро и все-время останавливаемся.

 

 

 

До мечети — рукой подать.

 

Впрочем, это сейчас здесь мечеть. А когда-то собор был христианской церковью святых Сергия и Вакха. Это одна из самых древних сохранившихся церквей Константинополя. Она старше собора Святой Софии, и, вероятно, послужила для нее прообразом. Отсюда и второе название — «Малая Айя-София».

 

 

Малая Айя-София стала первой мечетью в моей жизни, в которой я побывала. Было еще довольно рано, и внутри не было ни одного человека, кроме служащего, который подметал ковер. А, может, туристы, которые кучкуются ближе к Султанахмету, сюда не забредают… Мы с Машей накинули на голову платки, все разулись и зашли внутрь. Меня поразила гармония внутреннего убранства: эти замысловатые орнаменты, мягкие цвета, приятный на ощупь и идеально чистый ковер, идти по которому удивительно приятно. Очень светлое место. Впрочем, все мечети, в которые мы потом заходили, вызывали схожие чувства: чего-то хорошего и возвышенного.

 

 

 

 

 

…Вышли из мечети и пошли по пустынным улочкам к морю.

 

 

 

Вдоль Мраморного моря протянулась улица Кеннеди. Это очень длинная улица, целых 13 км! Но только часть ее проходит вдоль моря. Здесь построена симпатичная набережная с велодорожкой и прочей инфраструктурой для отдыха. И я не переставала удивляться, насколько же Стамбул — современный и удобный для жизни город. Хотя, конечно, и очень-очень населенный!

 

 

 

…Любым музеям я без тени сомнения предпочту прогулку вдоль моря. Раз уж не удается пока жить у моря, нужно возле него хотя бы периодически гулять, впитывая и аккумулируя энергию. Тем более у этого, нового для нас, моря такое красивое имя — Мраморное. Но свинцовые тучи на горизонте вносят в планы и желания свои коррективы. Мы могли бы дойти пешком вдоль моря до Эминёню, хотя это и не близко, но тучи немного пугают.

 

 

 

 

 

 

…Мы прошли совсем чуть-чуть, как дождь нагнал нас. И что это был за дождь! Мы добежали до ближайшей заправки, и, спрятавшись там, стали обдумывать дальнейшие планы. Гулять в такую погоду было как-то не очень. Значит, нужно было двигать куда-то под крышу, в какой-то музей. Из всех стамбульских музеев нам больше всего хотелось попасть в индустриальный музей Рахми Коча. Решили пробираться к нему. Заметили недалеко остановку автобусов и побежали к ней. Практически все автобусы здесь идут вдоль моря и доезжают до Эминёню.

… Рядом с выходом к паромам на Эминёню находится бюро туристической информации. Очень рекомендую туда заглянуть. Получили не только хорошую карту Стамбула, а и массу полезных советов и подсказок.

Дождь все никак не хотел успокаиваться. А у Галатского моста все так же упоительно пахло жареной рыбой. И мы опять не устояли, взяли балык экмек, сели за столик внутри лодочки-закусочной и с удовольствием все это сжевали, поливая рыбу лимонным соком…

 

 

 

…От Эминёню до индустриального музея мы доехали автобусом. В Турции очень приятно обращаться к людям за помощью, будь то водитель автобуса или просто прохожий. Все очень внимательны, дружелюбны и искренне стараются тебе помочь. Например, если ты спрашиваешь у водителя автобуса, доедешь ли до того или иного места, водитель потом непременно скажет тебе, где выходить или отправит к тебе с подсказкой кого-то из пассажиров. Так что перемещаться по Стамбулу на транспорте довольно просто.

Рахми Коч — турецкий миллиардер, коллекционер и благотворитель. В 1994 году он основал музей, посвященный истории транспорта, коммуникаций и промышленности. Большая часть экспозиции музея — его личная коллекция. Музей находится на северном берегу залива Золотой Рог и занимает площадь 27000 кв. м. Он состоит из трех отдельных частей: исторического здания Lengerhane (Якорный дом), исторической верфи Hasköy (Хаскёй) и части музея под открытым небом для показа крупномасштабных и прочных объектов — таких, как самолеты, подводная лодка, паром и плавучий подъемный кран.

 

 

Билет в музей стоит совсем небольших денег – всего 15 лир. Но удовольствие получаешь невероятное! Мы взяли билеты в музей, вместе с ними нам дали еще картонные билетики на поезд, на котором можно будет прокатиться в 15-00. А я уже и забыла, что когда-то, в моем детстве, билеты на поезд выглядели именно так…

Решили сначала выпить по чашке кофе. Капучино оказался очень даже приличным. Вообще, в Стамбуле не так просто отыскать кафе, где делают капучино. Понятно, что в Турции нужно пить кофе по-турецки, с этим здесь все прекрасно. Но я не пью кофе без молока или сливок, и наперсток невероятно крепкого напитка по-турецки меня не удовлетворяет. Так что, попробовав его однажды, мы потом стали искать везде капучино. Но во многих местах, даже если в меню кофе называется «капучино», с большой долей вероятности вы получите растворимый кофе из пакетика. Так что хороший кофе в кафе музея был приятен вдвойне… Ну и, конечно, здесь тоже не обошлось без кошек…

 

 

Осмотр мы начали с исторического здания «Lengerhane» — «якорный» или «литейный» цех. Раньше здесь действительно находились анкерные и якорные цеха, пока их не выкупил культурный фонд Рахми Коча для организации музея. В холле — большая коллекция старинных игрушек.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дальше — ретро-автомобили и паровые машины. Даже те, кого машины не очень-то интересуют, я уверена, не смогли бы остаться равнодушными, глядя на сверкающий никель, матовую кожу и дорогое дерево. Все машины в идеальном состоянии, ну просто конфетки! Любоваться можно бесконечно…

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В музее много разных интерактивных штук, которые помогают расширить свои познания. Например, если та или иная модель автомобиля снималась в известной кинокартине или рекламе, рядышком будет стоять монитор, транслирующий кадры из фильма. Очень интересная задумка! Вот, например, форд Англия, такой же, как тот, на котором летал Гарри Поттер…

 

 

Музей — популярное место для свадебных фотосессий. Пока гуляли, встретили не одну свадьбу…

 

Многие экспонаты в музее можно потрогать и даже посидеть в них. Отличная идея — показать детям (да и многим взрослым, наверное, тоже), как работает привычная бытовая техника. Все модели действующие: они имитируют работу прибора, показывая принцип действия. Плюс анимированные герои на экране дополнительно рассказывают об этом. Кроме этого, куча действующих моделей разных устройств и двигателей…

 

 

 

 

На втором этаже — зона для детских экспериментов. Наверняка, малышне здесь будет интересно!

 

 

 

 

Дальше — лодки и все, что связано с морем и судостроением. Проводишь рукой по полированной поверхности — и внутри что-то сладко вздрагивает забытыми детскими мечтами…

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рядом со зданием «Lengerhane» на специальной площадке — настоящие трамваи, конки, поезда, вагоны… Практически везде можно зайти внутрь, посидеть в салоне и в кабине, потрогать старую обшивку и, конечно, чуть-чуть помечтать, представив себя одним из пассажиров…

 

 

 

 

 

 

 

А этот роскошный железнодорожный вагон был построен в 1866 году специально для султана Абдул-Азиза, когда он решил совершить тур по Европе.

 

 

 

Этот зал тоже очень любят невесты…

 

 

Идем дальше…

 

Что еще мне невероятно понравилось в музее, кроме, самих экспонатов, так это его оформление. Очень стильно все оформлено! Все удачно и к месту, просто глаз радуется. Все эти дополнительные детали на стенах — номерные знаки, диски, старинные фотографии — создают невероятно уютную атмосферу. Или вот, допустим, подходишь к двухэтажному красному автобусу и слышишь, что внутри играет Битлз. И сразу как будто перенесся в Англию 60-х годов прошлого века…

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Музей приспособлен для посещения людьми с ограниченными возможностями: есть специальный лифт.

 

Сани, повозки, старинные детские коляски и велосипеды, мотоциклы и мотороллеры — масштабы коллекции впечатляют…

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

…Вышли на улицу — дождь ненадолго прекратился. Здесь расположены большие экспонаты — корабли, катера, самолеты, поезда и даже подводная лодка…

 

 

 

 

 

 

 

 

Ряд небольших домиков, имитирующих улицу. В каждый можно заглянуть: сапожная и часовая мастерские, лавка, торгующая разными приборами…

 

 

 

 

 

 

…Поднимаемся на борт самолета. Можно полазить внутри и посидеть в кабине пилота…

 

 

 

 

 

Вот с этой исторической станции в 15-00 отправится поезд, на котором можно будет прокатиться. У нас есть еще немного времени, чтобы выпить кофе на кораблике, внутри которого тоже полно музейных экспонатов и есть кафе.

 

 

 

…Взошли на кораблик, взяли чай, пирог со шпинатом, салеп и борек — слоеный турецкий пирог с сыром, очень вкусная штука, которую тоже стоит попробовать в Стамбуле. Уселись на палубе. Как же приятно перекусить среди красивых старинных вещей и с видом на Золотой Рог. Даже солнышко ненадолго выглянуло…

 

 

 

 

 

 

 

 

Основные экспонаты на корабле — всевозможные механические игрушки. Но у нас уже почти не осталось времени их разглядывать — пора бежать к поезду.

 

 

 

 

Маленький исторический поезд отправляется в 15-00 от станции Хаскёй. Кондуктор прокомпостировал наши билетики, и мы уселись внутри вагона. Поездка, конечно, совсем короткая, чисто символическая, но все равно занятно.

 

 

 

 

…После прогулки мы перебрались в другое здание, которое тоже впечатляет размерами. Вообще, индустриальный музей очень-очень большой. И нужно планировать для его посещения целый день. Хотя, конечно, спустя время, от переизбытка впечатлений внимание начинает рассеиваться, и ты уже смотришь на все не так внимательно. Хотя вокруг по-прежнему масса всего интересного: старая фото- и кинотехника, фоторужья, монтажные пульты, киностудия, самолеты, снова корабли, разные модели…

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Часов в 5 вечера мы поняли, что больше уже не в состоянии смотреть на технику. Но на улице так зверски похолодало, и дождь продолжал лить, а мы были немного не готовы к такой погоде и не совсем понимали, чем себя занять. Ну, не в отель же ехать. Мы вернулись на автобусе на Эминёню. Куда податься? Рядом — Египетский базар. Идем туда, все же он крытый…

 

 

…Египетский базар был построен в 1660 году. Продаются здесь, в основном, сладости и пряности. Отсюда и название. Ведь в старину пряности и специи поставлялись из Индии в Европу через Египет.

 

 

 

 

Шум, краски и запахи обрушиваются на тебя, едва ты переступаешь порог. Ходить между лотками довольно тяжело — тебя тут же пытаются зазвать к себе продавцы. Машу сначала это просто шокировало. Но потом ничего, привыкла. Даже перестала отказываться попробовать лукум или выпить яблочный чай, пока мы делали покупки. Мы купили порошок салепа, яблочный и цветочный чаи, немного развесного лукума разных видов, а на выходе — огромные и невероятно вкусные оливки. Но долго там не выходишь — толкотня и шум начинают раздражать почти сразу. А на улице тоже не сахар — холодно и дождь…

 

 

 

 

 

…Мы вышли на улицу, ежась от ветра, и стали думать, куда двигать дальше. Новая мечеть, в которую стоило бы заглянуть, была закрыта на реставрацию. Тогда мы решили подняться к мечети Сулеймание — одной из самых почитаемых турками. Говорят, от нее открывается красивый вид на Босфор. Хотя было понятно, что из-за погоды никакие виды нам не светят…

Мы потопали вверх по почти пустым улочкам, закрываясь скрипящими и гнущимися зонтами от ветра и дождя. По пути заглянули в небольшую лавочку и выпили по стакану гранатового фреша. И это тоже то, что обязательно нужно пробовать в Стамбуле! И не просто пробовать, а пить много-много раз! Это божественно! Это самый вкусный фреш, который я когда-либо пила.

Наконец мы, промокшие и замерзшие, дошли до мечети. Один из входов был закрыт, но в мечети явно были люди. Мы обошли ее вокруг и нашли другой вход. Здесь снятую обувь кладут в пакет и забирают с собой. А уже нутрии мечети есть специальные ячейки, где ее можно оставить.

 

…Сулеймание, включенная в список культурного наследия ЮНЕСКО, была построена в середине XVI века по приказу султана Сулеймана I Великолепного. За 450 лет мечеть пережила 89 землетрясений и ни разу не пострадала благодаря фундаменту, заполненному водой. Она очень большая! Одновременно мечеть может вместить до 5000 человек. Когда мы зашли, в церкви еще находились верующие, которые сидели вокруг имама и слушали его.

 

В мечети было тепло. Мы уселись на пол, пригрелись, расслабились, и как-то даже уходить не хотелось — так хорошо было…

 

 

 

 

 

 

…Стуча зубами, мы на секундочку-таки вышли на смотровую площадку. Правда, ветер чуть не сломал нам зонт. Красиво, конечно. Но лучше все-таки приходить сюда в хорошую погоду…

 

 

 

 

…Совершенно окоченев, мы доехали до Султанахмета, нашли там кафе с сидениями с подогревом и от души наелись кебабов. Потом последний рывок — и мы дома. Хорошо, что во фляге был коньяк. А то так и простудиться не долго…

 

 

             © Юлия Каспарова. 2018

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *