It´s a wonderful, wonderful life
Страны Балтии, Стокгольм
Октябрь 2018
…Сначала была мечта о Париже. Не моя, Димина. Дима хотел в Париж. Осенью. И я начала еще с весны подыскивать варианты недорогих перелетов и жилья. Но как-то без настроения искалось. Не то, чтобы я не хотела в Париж. Мне просто не очень хотелось лететь куда-то в одно место. А хотелось путешествия. Потому что, чем больше путешествуешь на машине ли, проездами ли, велосипедом ли, тем сильнее этим заболеваешь. И потом уже какие-то простые варианты кажутся не такими интересными, не столь яркими. Не хватает остроты, что ли.
И я стала параллельно думать, куда бы еще бюджетно отправиться на недельку осенью. В Прибалтику я уже давно хотела. И ехать совсем близко: до Вильнюса всего 1200 км! И бюджетно выходило. Особенно, если поехать с кем-то из друзей и разделить затраты на дорогу и жилье пополам. И интересно должно быть — совершенно новое для нас направление. Стала я потихоньку маршрут накидывать и все просчитывать. А тут еще виртуальный знакомый Юрий Олешко подкинул идею: сплавать из Таллина на денек паромом в Стокгольм.
Предложила Диме альтернативный вариант осенней поездки, и он, неожиданно легко согласился. Ключевую роль в выборе сыграл Стокгольм. Там ведь Карлсон живет, любимый детский литературный герой и все такое… Все мы родом из детства…
…Мы кинули клич по друзьям с предложением интересного, насыщенного и крайне недорогого путешествия. Конечно, очень хотелось поехать с Машей. Но на первом курсе не очень-то и пропустишь учебу. Да она и сама отказалась категорически — сознательная… Я забронировала апартаменты на четверых в Вильнюсе, Риге и Таллине в надежде, что кто-то из друзей, в конце концов, созреет. Ехать решили в первой половине октября. Специально выбрали именно это время, вспоминая, до чего же хорошо было осенью в Польше. Хотелось застать и в Прибалтике золотую осень. Да и слишком холодно быть еще не должно. Хотя, тут как повезет…
…К середине лета с нами готовы была ехать пара друзей, Сергей и Света. Правда, они долго переживали, как смогут оставить на 10 дней детей и работу. И что осень — горячее время для бизнеса. И что не вовремя. Но ведь работа никогда не закончится. И всегда будет не вовремя. Всегда отыщутся какие-то дела и проблемы, которые, словно якорь, держат нас на месте: работа, родственники, ремонт, болезни… И чтобы на время оторваться от этого притяжения нужно порой приложить немалые усилия. А если не прикладывать, то так всю жизнь и просидишь на месте, связанный делами и обстоятельствами по рукам и ногам…
А ближе к сентябрю к нам решила присоединиться еще семья друзей, Олег, Наташа и Полина, на своей машине. Мы были рады хорошей компании. Правда, мне пришлось заново искать варианты жилья. В случае Прибалтики это не сложно: вариантов много, цены приемлемые. Одна проблема — парковки. Желательно частные и бесплатные. В центре старого города с этим, обычно, бывают сложности. Но, в конце концов, я нашла хорошие варианты. А чуть позже купила на всех билеты на паром.
…С паромом интересная штука выходит. Сначала я думала плыть в Стокгольм на пару дней. Даже нашла там недорогой прикольный хостел. Но, оказалось, что не все так просто. Из Таллина в Стокгольм есть круизы. Вечером садишься на паром, утром ты в Стокгольме, день гуляешь, вечером возвращаешься на паром в свою каюту и плывешь ночь обратно в Таллин. Стоит такой круиз за двух-трех-четырехместную каюту от 60 е в зависимости от сезона, типа каюты и дня недели (пятница-суббота дороже). Т.е., если брать билет на четверых в одну каюту, выходило меньше 20 е на человека за ВЕСЬ КРУИЗ! В общем, совсем смешные деньги какие-то. Ночевки в Таллине дороже выходят. Но если плыть в Стокгольм одним паромом, а возвращаться обратно другим, получалось ровно в два раза дороже. Подумали-подумали, да и решили брать билеты на этот круиз. Хоть день в Стокгольме, хоть два — это все равно очень мало. Поэтому, будем расценивать поездку, как возможность поплавать впервые в жизни на круизном лайнере, поглядеть на красоту Стокгольмского архипелага, познакомиться со Стокгольмом, развлечься и отпраздновать на пароме мой день рождения. Шампанское на палубе — здОрово же! И все это за совсем небольшие деньги…
Билеты берутся через этот сайт. Но прежде, чем их брать, имеет смысл стать членом Club One. Регистрация на сайте бесплатная и занимает всего несколько минут. Но билеты будут стоить чуть-чуть дешевле уже с первой поездки. Через пару недель я нашла в почтовом ящике пластиковую карту члена клуба. За оплату билетов и покупки на борту лайнера после поездки начисляются бонусные баллы.
Итак, я забронировала и оплатила две каюты на троих и на четверых. Каюты брала без иллюминатора (В-класс), но не самые дешевые. Разница между ними только в расположении: те, что стоят дешевле могут располагаться недалеко от двигателей и быть шумными. Плюс к этому заказала на всех завтрак по пути в Стокгольм (стоит 10,5 е на человека) и экскурсию по Стокгольму (20 е с человека). Общая сумма на семь человек, включая страховки на пароме, получилась 375 е.
…Все было готово и распланировано. Оставалось дождаться часа Х. Но за пять дней до поездки заболела Наташа. Она интенсивно лечилась, и к пятнице, на которую был запланирован выезд, ей вроде бы стало лучше. Всю неделю она никак не могла решить, ехать ей или нет. Но не ехать было обидно. И лишать семью поездки тоже. К тому же, уже было оплачено жилье в Таллине и паром. В конце концов, Наташа решила ехать…
День первый. …Старт был назначен на четыре часа вечера пятницы. Нужно было успеть доехать до Чернигова, где был забронирован аппарт-отель для ночевки, а за следующий день пройти две границы и попасть в Вильнюс. В Вильнюсе планировалось две ночи. Олег немного не успевал закончить работу. Договорились, что мы с Сергеем и Светой выедем в четыре часа, а Олег с семьей немного позже, и будет нас догонять.
Встретились с друзьями, закинули сумки в багажник. Настроение взбудораженное, как и всегда перед стартом…
…На свою беду поехали не через город, а по окружной. А там ремонт моста. И многокилометровая пробка. Потеряли как минимум час драгоценного времени. И когда ж мы теперь до Чернигова доберемся? Но дорога и закатное солнце быстро эту печальку рассеивают — когда доберемся, тогда и доберемся, на ближайшие десять дней мы абсолютно свободны…
Долго, конечно, мы ехали… В Чернигов въезжали в 12 ночи. Очень эффектно это было: совершенно пустая дорога, лес с двух сторон, желтые фонари и Свято-Троицкий собор прямо перед нами. Оказывается, наше жилье от него совсем близко.
Проехали по ночному городу, позвонили хозяину, он ждал нас во дворе. Аппарт-отель «Парасолька» — это небольшие отдельные квартиры в старом доме в самом центре Чернигова. Расплатились, взяли ключи от трех квартир и пошли осматриваться.
В общем и целом — не плохо. Поели что-то из домашней еды и, кажется, выпили немного коньяка из фляги — в голове уже не было полной ясности от усталости. Отправили друзей спать в их номер, и сами тоже немного задремали в ожидании Олега, который еще не доехал. Через час проснулись, отдали Олегу ключи, показали, где припарковать машину, и, наконец, провалились в сон до утра…
День второй. Встали около семи утра. По-хорошему, нужно было бы поспать еще. Но трудно было рассчитать, сколько времени у нас займет прохождение двух границ. Да и расстояние до Вильнюса не близкое. Быстренько собрались, позавтракали, кофе и к машинам. Ах да, еще несколько снимков города с балкона. Транзитным городам чаще всего достается незавидная доля — на их осмотр почти всегда не хватает времени. Но Чернигов — город с богатой историей. И мы даем себе слово обязательно приехать сюда как-нибудь на уик-энд.
Загружаем вещи в машину, обсуждаем план дальнейших действий с Олегом. Наташа чувствует себя не слишком хорошо, кашель усилился. Мы все надеемся, что приятные эмоции от путешествия справятся с болезнью, и едем дальше.
Большинство автомобилистов проходит границу с Беларусью в Новых Яриловичах. И там нередки очереди, причем большие. Находим на карте еще один переход — Славутич. Ехать до него даже ближе. И дальше, пробираясь окольными белорусскими путями, можно частично объехать платные дороги. Плюс, как истинным путешественникам, нам хочется поглядеть на Беларусь хотя бы из окошек машины. А делать это, как раз, лучше с второстепенных дорог. С автобанов страну не увидишь… Главный баламут в тот день у нас был Олег. Это он предложил ехать через Славутич. Впрочем, он и в другие дни легких путей не ищет. Ну, хорошо, поехали, приключения — это наше все…
…Погода с утра была пасмурной и холодной. По пути сквозь тучи стало проглядывать солнышко. Настроение пело и вибрировало радостными нотками. Прогнозы обещали впереди солнечную и теплую неделю бабьего лета. И я думала о том, что как все хорошо складывается. И как удивительно я угадала со временем, и погода — будто по заказу. Ну как такое может быть?
…А еще я думала о том, что путешествие — это не только те места и города, которые ты запланировал увидеть. Оно состоит из самых разных неожиданных мелочей по пути тоже: кофе на заправке, остановки в красивом месте, чтобы сделать фотографию, уютного перекуса на природе… Все эти приятные вкрапления делают путешествие более целостным и настоящим. Они дарят массу эмоций, обещая большего, подготавливая тебя к еще более ярким впечатлениям…
…К границе подъехали около девяти утра. На нашей стороне переход выглядит не слишком презентабельно. Еще и на пересменку попали, простояли у шлагбаума и в будке с документами около часа. И ладно бы очередь. А то ведь никого!
У белорусов все четче и солиднее. Не смотря на оформление временного ввоза на машины, управились за полчаса. Итого на прохождение границы ушло в общей сложности часа полтора. Отличный результат!
Отъехали немного от границы, остановились ждать Олега — они задержались на переходе чуть дольше. Красивая здесь природа — густые леса с двух сторон дороги… Настроение отличное.
Наконец подъехал и Олег, и мы покатили дальше. Хорошие белорусские дороги — увы, миф. Местами, конечно, есть неплохие. Но масса и таких, по которым едешь, словно на американских горках — волнами. Тряска такая, что фитнесбраслет, который, конечно же, в машине никогда расстояние не считает, был уверен, что я иду пешком и насчитал 10 километров. В какой-то момент, мы начали жалеть, что поехали этой нижней дорогой, вместо того, чтобы ехать на Минск. Выходило дольше. И хуже. Хотя, конечно, на пейзажи насмотрелись. Дорога идет через небольшие деревни, поля, леса и болота. Деревни большей частью выглядят скромно. Но почти везде вдоль трассы стоит новый, однотипный еврозабор. И снова, как и летом, когда мы из Шацка ездили в белорусскую Малориту на велосипедах, возникает ощущение, что ты находишься внутри большого детского сада. Автобусные остановки, разрисованные картинами, изображающими местную флору и фауну, похожи на детсадовские павильоны. Композиции из шин и пластиковых бутылок на сельских улицах — на детские площадки. А зайчики и матрешки из стогов сена в полях чего стоят! И этого всего очень много! И весь этот повсеместный креатив выглядит, конечно, мило, но немного наивно. Вот как-то очень по-детски. И я даже не решаюсь дать этому однозначную оценку…
…Вот за что еще люблю путешествовать машиной, так это за то, что ты имеешь возможность замечать, как меняется окружающий мир от страны к стране. Когда ты только пересекаешь границу, тебе кажется, что ничего особо не изменилось: природа та же, да и домики похожи — отличия у приграничных территорий часто размыты. Но чем дальше ты отъезжаешь от границы, тем разительнее отличия. Вот, например, поля. Местами они похожи на пустыни — сплошной песок. И снующие по полям тракторы поднимают такую пыль, что солнца не видно. Для меня стало открытием, что в Беларуси, оказывается, практически нет чернозема. А почвы здесь дерново-подзолистого типа. А еще здесь огромное количество болот. Ну и лесов, конечно! Леса здесь просто роскошные.
Наверняка из-за другого состава почвы, сельское хозяйство здесь тоже отличается. Иначе чем объяснить такую любовь белорусов к тыквам? Они везде: в полях, на огородах, в прицепах машин. Местами на приусадебных участках тыквы выложены для просушки в невероятных количествах, штук по сто — не меньше!
Еще удивили кладбища. Мы даже не с первого раза поняли, что это кладбища — пролетаешь мимо и не успеваешь толком рассмотреть. Вот едешь через чисто поле, населенных пунктов вокруг как-то не наблюдается. Вдруг посреди пустоты возникает большое дерево, обнесенное забором. Нам сначала даже показалось, что это, может, места для отдыха. А иначе, зачем обносить дерево кованым забором? Потом пригляделись и поняли, что под деревьями — кладбища. Плотно-плотно стоят кресты на совсем небольшой территории. Выглядит все это немного апокалиптически…
…Время перевалило за полдень, пора было бы и пообедать. Изначально я думала, что мы в Беларуси пообедаем где-нибудь в кафе. Но сделать это здесь практически невозможно. Во-первых, больших населенных пунктов по пути нет. Попадаются только небольшие деревеньки, где, конечно, никаких кафе не найдешь. Заправок мало. И там тоже пообедать, в общем-то, негде. И время нас поджимает. Но жевать на ходу не хочется — мы этого не любим. Решаем найти место для отдыха и там перекусить остатками домашней еды. А вот места для отдыха в Беларуси зачетные! Нашли такое местечко чуть в стороне от дороги, забрали пакеты, термосы и корзинки и потопали туда…
…В лесу — чудо, как хорошо! На солнышке тепло, даже хочется снять куртку. Обедаем, пьем растворимый кофе, отдыхаем. И все бы хорошо, но Наташа продолжает кашлять, и настроение у нее не очень…
…Что ж, катим дальше. Проехали город Солигорск, где добывают калийные соли, поглядели в окно на терриконы.
…В какой-то момент Дима начал засыпать, пересадил за руль Сергея и пошел на заднее сидение подремать. И минут через 15 мы чуть было не вылетели на платную дорогу без чудо-устройства от BelToll. Оказалось, что совсем объехать платные дороги у нас не получится, и покупать устройство все-таки придется.
О платных дорогах чуть подробнее. Меня редко что-то раздражает в путешествиях. Но оплата дорог в Беларуси просто выбесила! Значит, во всех цивилизованных странах государство заботится о том, чтобы проезд платных дорог для автомобилистов был максимально комфортным и простым. Купил виньетку на нужное количество дней — и езди себе сколько влезет! Или съехал с платной дороги, оплатил в автомате или у кассира — и arrivederci. В Беларуси же все проблемы переложили «с больной головы на здоровую». Прежде, чем ты въедешь на платную дорогу, ты должен купить (или взять в аренду) некое электронное устройство, которое вешается на лобовое стекло в строго установленном месте. Стоит эта радость 20 долл. Затем ты кладешь на счет некую сумму денег. Теперь, проезжая под рамками на платной дороге, устройство будет пикать. Если пикнуло раз — хорошо, деньги на счету еще есть. Если пикнуло три раза — деньги закончились, нужно срочно куда-то ехать и пополнять. Если вообще не пикнуло — вернись обратно и поменяй устройство… И делать это можно только в специальных офисах BelToll, список которых тебе дают вместе с картой платных дорог. И их не так уж и много по трассе. А потом, когда будешь выезжать из страны, устройство можно сдать и получить возврат на карту денег за него и остатка оплаты. И ты еще пойди найди, где его сдать! Вот такой вот, блин, квест…
…В общем, мы успешно проскочили будку BelToll на одной из заправок. А когда увидели, что через 700 м начинается платная дорога, нам пришлось разворачиваться и пилить километров семь обратно. Въезжать под рамку без оплаты нельзя — по платным дорогам ездят машины специальной службы, которая отлавливает нарушителей и сурово карает. Сумму штрафа не знаю, но она точно не маленькая. Вот правда, транзит через Беларусь, начиная с границы, с ее невероятным количеством разных заградительных приспособлений, вызывал у меня «шок и трепет». И как-то очень хотелось отсюда поскорее уехать…
В конце концов, мы нашли пункт оплаты. Вот так он выглядит.
А потом началось заполнение документов. Мама мия! Несколько листов договора, все, абсолютно все сведения о тебе: имя, адрес, паспорт… Десять (!!!) подписей. И это просто для того, чтобы проехать страну транзитом… Ребята, на кой вам сдались все эти данные транзитного туриста? У нас сложилось впечатление, что такая сложная система оплаты дорог именно для того и нужна, чтобы контролировать передвижение людей по стране. А-а-а-а, хочу в Литву, и чем быстрее, тем лучше!
Но и это еще не все. Сначала тебе дают некий прибор, и ты с его помощью проверяешь машину на предмет прохождения сигнала. Бывают какие-то стекла, которые электронные сигнал не пропускают. Если все гуд, тебе дают собственно само устройство с клипсой, которое нужно приклеить на лобовое стекло. Ну и если под первой рамкой не пикнуло — возвращайся обратно и меняй… Да уж, захочешь тут путешествовать по Беларуси… Раньше мне хотелось, но теперь как-то желания поубавилось…
Из-за всей этой кутерьмы, мы потеряли полтора часа времени, которого у нас и так крайне мало. Передвижение по Беларуси получается не быстрым… Ну, а что делать: постояли у машин, посмеялись над ситуацией да и поехали дальше. И вот едешь по платной дороге, смотришь на отдельные ее участки и думаешь: и за что я плачу? И еще вот это вот бесконечное: пик, пик, пик…
Когда я собирала информацию о дороге и погранпереходах, мне посоветовали ехать не через основной переход в Каменном Логе, а через небольшой в Лоше. Потому что там очереди меньше. Ну, Лоша, так Лоша. К границе подъехали около девяти вечера. Опять куча бумажек, проверок. Олега заставили все вытаскивать из багажника. Но, к слову сказать, белорусские пограничники практически всегда вежливы. Хотя и смотрят на тебя испытывающее, как мудрая мать на ребенка: ты от меня ничего не скрываешь?
…На литовской стороне машин очень мало. И видно, что пограничники работают быстро и четко: раз — и машина проехала. Следующая! Я рада невероятно этой четкости, и даже говорю о том, какие же литовцы молодцы. И уже предвкушаю, как мы пройдем эту, последнюю границу, и потом целую неделю будем свободны: никаких границ, никаких проверок…
…Подошла и наша очередь. Молодой приятный пограничник по-русски перечисляет документы: паспорта, техпаспорт, страховка, диагностическая карта. На последней фразе неприятным холодком закрадываются плохие предчувствия. Дима дает документы, пограничник смотрит и повторяет: «Диагностическая карта, техосмотр». Мы хором отвечаем, что у нас нет техосмотра, и его ни на одной границе никогда не требовали. Пограничник говорит, что он знает, что в Украине нет техосмотра. Но у них есть, и по новому закону для въезда в страну нужна диагностическая карта. Он уходит и возвращается с ксерокопией некой бумажки — мол, вот так она выглядит. У меня начинает шуметь в ушах:
— И как мы могли об этом знать? На официальном сайте посольства такой информации нет.
— Мне очень жаль, такое требование с весны. У всех требуем.
— И что нам делать теперь?
— Едьте к себе и проходите техосмотр.
— Но у нас НЕТ техосмотра… У нас жилье оплачено, билеты на паром…
— Мне очень жаль…
И опять по кругу.
Мы просто в ауте. Мы не можем поверить, что такое с нами происходит. Этого не может быть!
— А если мы поедем через Латвию?
— Пожалуйста, можно через Латвию.
— А если через другой переход?
— Попробуйте…
Еще какое-то время мы просим и убеждаем. Подходит начальник и тоже отрицательно качает головой. В конце концов, становится окончательно понятно, что нас не пропустят. Нужно разворачиваться и опять въезжать в Беларусь. А там очередь на въезд. И опять оформлять временный ввоз… А у нас в Вильнюсе жилье на всех забронировано на две ночи и уже без возможности бесплатной отмены. И на часах десять вечера…
Кое как выбираемся из общей очереди и разворачиваемся в сторону Беларуси. Находим в очереди еще ничего не подозревающего Олега и сообщаем последние новости. Теперь Олегу нужно как-то выбраться из плотной колонны машин и развернуться обратно. Проделываем сложные телодвижения, оставляя ему место впереди себя. Мы настроены прямо сейчас рвануть на другой переход и попытать счастье там. Все равно ночь, похоже, псу под хвост и поспать особо не удастся. Ну не может быть, чтобы такое требование было давно и повсеместно. Иначе информация гуляла бы по форумам, и где-то я на нее обязательно бы натолкнулась. Но Олег говорит, что Наташа себя совсем неважно чувствует, ей нужно в тепло и горячего чая, и они едут искать ночлег. Ну, тогда мы, конечно, тоже.
Пока стоим в очереди на въезд в Беларусь, я связываюсь по WhatsApp с хозяином квартиры и объясняю ситуацию. Прошу по возможности не снимать оплату. Он сокрушается, что, мол, если бы чуть раньше я сообщила (так я ж не знала!) и просит как можно быстрее снять бронь, чтобы он смог отменить штраф. Мобильный интернет невероятно тормозит, и у меня ничего не выходит. Дима пробежал вдоль очереди из машин и нашел паренька-литовца с ноутбуком, который любезно разрешил воспользоваться его компом. Сажусь к нему в машину и, в конце концов, мне удается отменить бронь. Ура, одной проблемой меньше! Литовец возмущен нашей ситуацией, говорит, что этот переход — самый отвратительный, и нужно было ехать через Котловку. Там никто ничего не спрашивает. Елки, кто ж знал… Да и не факт, что не спрашивают. Если есть закон, он для всех переходов одинаковый, так ведь? Или нет?
В конце концов, почти в двенадцать ночи, мы въехали в Беларусь. Причем, Олега опять заставили вытащить из машины все вещи…
Ближайший город — Островец. Едем туда, хотя на границе нам сказали: в Островце есть гостиница, но свободных мест там вы не найдете. Что ж это за чудо-город такой, Островец, что там в гостинице нет свободных мест? Оказывается, россияне строят здесь атомную станцию, и все занято командированными строителями. Но ехать все равно больше некуда. Катим в Осровец, к гостинице. Там действительно мест нет. Нам рекомендуют частную гостиницу чуть дальше. Едем туда. Гостиница — огромное новое здание. Неужели и здесь все занято? Нет, не все занято. Но цена двухместного номера —91 доллар. Занавес! Ну, можно считать, что в Париж съездили…
Я дико хочу спать, просто умираю. Но платить такие деньги за самый простой номер в непонятном Островце? Дима долго уламывает девушку на ресепшене, чтобы она поселила нас, четверых, в двухместный номер. Олег, Наташа и Полина тоже хотят селиться в двухместный втроем. Девушка долго не соглашается, потом сдается, но просит уехать пораньше. Ладно, годится. Мы со Светой ложимся спать на кровать, ребята приносят из машины пледы, подушки и карематы и укладываются на полу. В общем, та еще ночка…
День третий …Утром Олег сказал, что они возвращаются домой. Так решила Наташа, потому что у нее сильная слабость и кашель, и она не хочет портить нам поездку, да и вообще переживает о своем состоянии. Мы пытались ее отговорить, но она стояла на своем. Сказать по правде, в тот момент я думала, что эта поездка — самая неудачная в моей жизни. Просто плакать хотелось, так было обидно: продумала все до мелочей, такой маршрут интересный получился — и тотально не везет сразу по всем направлениям… Было жаль Наташу, еще больше Олега, который так рвался в это путешествие, и вот теперь, вместо приятных впечатлений, ему предстоит еще один неблизкий перегон до дома.
Но, забегая наперед, хочу сказать, что, в конце концов, путешествие получилось одним из самых ярких и эмоционально теплых. Просто зачем-то в начале пути нам необходимы были эти испытания. Может, Наташе действительно нужно было вернуться. Или нам не стоило именно в тот день попадать в Вильнюс. Не то, чтобы я верила в знаки. Но бывают ситуации, когда ты ощущаешь, как в твою жизнь врываются силы, с которыми ты не можешь совладать. На самом деле, эти силы хотят тебе добра и делают все для этого. Но тебе в тот момент может казаться, что это полный провал…
…Мы выселились из гостиницы, попрощались с Олегом, Наташей и Полиной, и стали думать, как быть дальше. Первой мыслью было делать огромный крюк и заезжать через Латвию. Но, почитав немного инет, я нашла информацию, что для въезда в Латвию тоже нужна эта чертова диагностическая карта. И ее тоже нередко требуют. Так что самым простым стало решение ехать в Котловку и рискнуть перейти границу там. Ну, мы и поехали…
…Подъехали к границе, очереди нет. Но, тем не менее, нас развернули и отправили к шлагбауму на заправку получить талончик электронной очереди. Такой у них порядок. Поехали, получили, вернулись. Прошли все проверки довольно быстро и, с замиранием сердца, подъехали к литовскому шлагбауму.
И никакого техосмотра у нас не потребовали! Правда, сложилось впечатление, что украинские машины здесь такая редкость, что литовские пограничники не совсем понимают, что с ними делать. Мы действительно не видели на литовской границе ни одной украинской машины. Да и в Прибалтике украинских машин не было. У нас проверили номер двигателя. Потом решили еще проверить номер кузова. Не тот, который наклеенный, а выбитый. А он никогда никому не был нужен, и мы даже не знали, где он выбит. Мы долго всей компанией вместе с пограничником лазали по машине с фонариками в поисках этого номера. И нашли наконец. Потом нам задавали вопросы, а въезжали ли мы уже на этой машине в Евросоюз. И мы отвечали, что въезжали и неоднократно. Потом у нас еще сканировали пальцы. Казалось, что это не закончится никогда, но внутренне мы уже почти ликовали — получилось!
Ну ладно, въехать-то мы въехали, а что делать дальше? Бронь-то мы отменили. Решаем ехать по старому адресу. Вряд ли хозяева так быстро нашли жильцов, может, приютят нас.
…Когда я подбираю жилье в путешествиях, я стараюсь, чтобы это было что-то не совсем уж стандартное, с историей, чтобы квартира хотя бы немного передавало атмосферу места. Квартира в Вильнюсе покорила меня отзывами. Их было много и практически все восторженные. И, хотя называлось жилье апартаментами, на самом деле это своего рода семейный хостел. В большой квартире старого дома живут отец Саулис с дочкой Милдой и сдают комнаты путешественникам. У нас была целая инструкция, как попасть в квартиру. Мы оставили машину у въезда во двор, а сами зашли в подъезд.
Дверь нам открыла Милда, очень милая девушка, говорящая только на английском. Мы объяснили, что мы те самые горе-путешественники, которые все-таки доехали до Вильнюса. И теперь нас не семеро, а четверо. Комната оказалась свободной и она была в нашем распоряжении. Кроме нас, в квартире на данный момент жил еще молодой англичанин. Милда сказала, что мы можем без стеснения пользоваться всем, что отыщем в квартире — кофе и другими продуктами на кухне, парфюмерией в ванной комнате и т.п.
Но сначала нам нужно загнать во двор машину. Чтобы открыть ворота, необходимо позвонить Саулису. Открываются ворота дистанционно и на короткое время. Мы этого не знали, и заехать не успели. Пришлось звонить еще раз. Теперь уже мы не мешкали. Машину поставили во дворе. Частная парковка — это большая удача!
Пошли обживаться. В квартиру я влюбилась сразу и бесповоротно! Это не квартира, а настоящий музей. Масса старых вещей, стеллажи с книгами, картины, кисти и мастихины, куклы ручной работы и еще множество самых разных удивительных мелочей, которые можно бесконечно рассматривать. Энергетика невероятная — очень спокойно и уютно здесь себя чувствуешь.
Судя по книгам, хозяин — математик, философ и художник одновременно. Здесь дышит творчеством каждый уголок.
Куклы совершенно удивительные…
Из кухни есть выход на очаровательную веранду. Как хорошо здесь, наверное, пить по вечерам чай в теплое время года… От всей этой обстановки веяло такой теплой, доброй энергией, что я сразу забыла о всех наших невзгодах. Так хорошо и спокойно мне уже давно не было…
Я сразу облюбовала себе кровать под окном. И, надо сказать, спалось мне там просто сказочно. Пожалуй, на восприятие того или иного места, жилье тоже накладывает свой отпечаток. Благодаря этой квартире, Вильнюс остался в моей памяти, как камерный, интеллигентный город, милый, теплый и уютный…
Мы немного проголодались, поэтому решили слегка перекусить, прежде чем отправляться гулять. Кухня, совмещенная со столовой, тоже весьма уютная. Мы сварили кофе, сделали бутерброды и устроились кушать.
…Но особо рассиживаться времени у нас нет. Мы и так потеряли полдня со всеми этими границами. Собираемся и идем знакомиться с городом.
С кошками в Вильнюсе все в порядке. А то города, где на улице не встретишь кошек, меня немного настораживают…
…На этом чудесном доме даже номер необычный — керамический.
Еще дома мы набрасывали для себя примерные маршруты передвижения по городам, чтобы по пути захватить максимум интересных мест. Стараемся следовать этому маршруту и направляемся к главному входу в старый город — Острой Браме. До ворот от нашей квартиры минут пять ходу…
Несколько веков назад эти ворота составляли часть укрепленной городской стены. На сегодняшний день, это единственные сохранившиеся городские ворота. Литовцы называют их Воротами Зари — Aušros Vartai.
Острая брама — не просто памятник архитектуры XVI века. С обратной стороны ворот видна встроенная часовня. В ней хранится Чудотворная икона Девы Марии Милосердной, которой поклоняются все христианские конфессии.
Почти рядом с воротами — костел святой Терезы. Этот храм был построен в виде базилики в середине XVII века монахами кармелитами.
…А мы заходим в Старый город и не спеша идем по улочкам, рассматривая все вокруг.
Старый город в Вильнюсе оказался довольно большим и симпатичным. С 1994 года он внесен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.
По пути познакомились с милыми гончими…
Старый город, который находится на левом берегу реки Нярис, охватывает 74 квартала с 70 улицами и переулками. И обойти его за день совершенно невозможно. А у нас ведь на Вильнюс получился даже не день, а всего полдня… Кстати, Нярис — это литовское название реки. Белорусы называют реку Вилия. Она и в Беларуси тоже течет.
…Вышли на улицу Пилес — главную и древнейшую улицу старого города. Пилес — своего рода лицо Вильнюса, отражение его истории. Здесь сосредоточена основная масса туристов (хотя, стоит отметить, что туристов в городе было не так уж и много). Здесь располагаются кафе и сувенирные магазинчики. Здесь играют уличные музыканты. Красивая улица, вот только с погодой нам в Вильнюсе не очень повезло — было пасмурно и прохладно. Но, хорошо хоть без дождя…
…Затем мы пошли в квартал, который почти полностью занимает Вильнюсский университет. Это, пожалуй, одна из главных достопримечательностей города. Строиться университет начал с 1570 года. И каких только стилей здесь не намешано: готика, ренессанс, барокко, классицизм… Сейчас в помещениях ансамбля располагается администрация, библиотека, философский, исторический и филологический факультеты…
Бродить по улочкам квартала — сплошное удовольствие…
На колокольню костела святых Иоаннов можно подняться. Наверное, классный оттуда вида на крыши старого города. Но мы как-то проскочили мимо, думали, что вернемся позже, но вернуться так и не получилось…
Ансамбль университета состоит из 12 зданий с несколькими корпусами, костела святых Иоаннов и колокольни. Все это образует 13 двориков. Вход в дворики платный. Изначально мы собирались повнимательнее погулять по этим дворикам. Но из-за нашего форс-мажора на границе времени на это не оставалось. Вообще, я категорически не согласна с мнением, что Вильнюс — город на один день. Нам катастрофически не хватило времени, чтобы в достаточной мере им насладиться и увидеть хотя бы основные интересные места. Была бы возможность, я бы нашла, чем здесь заняться еще, как минимум, пару дней…
…Прошли мимо президентского дворца, который находится рядом с университетом, и потопали в сторону Кафедральной площади.
Кафедральная площадь раскинулась у подножия Замковой горы. Здесь находится Кафедральный собор Святого Станислава с колокольней, памятник князю Гедимину и Дворец великих князей литовских. Очень просторная площадь, собор и колокольня классно смотрятся!
Мы немного устали и слегка проголодались. Взяли кофе to go и уселись пить его прямо на бордюре на площади, наблюдая за людьми вокруг. Обожаю такие моменты!
Город Вильнюс впервые упоминается в 1323 году как столица великого князя литовского Гедимина. Несколько веков он был главным городом Великого княжества Литовского, а позднее — Речи Посполитой. С 1795 по 1918 город назывался Вильной и входил в состав Российской империи. С 1922 по 1939 Вильно был польским городом, потом являлся столицей Литовской ССР. И вот теперь, наконец, он — столица независимой Литовской Республики.
Князь Гедимин, памятник которому стоит на Кафедральной площади, считается основателем Вильнюса. Конечно, на этот счет имеется легенда! Давным-давно Великий Князь Литовский Гедимин охотился в святых рощах долины Швянтарагиса. Устав после долгой и успешной охоты, решил Великий Князь остановиться там на ночлег. Едва успел владыка закрыть глаза, как посетил его необыкновенный сон. Снилось Гедимину, что на горе, где он сегодня убил тура, стоит огромный железный волк, и, подняв огромную голову к луне, воет так, словно воет сотня волков. Разбуженный лучами восходящего солнца, вспомнил князь необыкновенный сон и попросил мудрого языческого жреца Лиздейку раскрыть его тайну. Тот истолковал пророческий сон так: «Да свершится то, что предначертано государю и Литве богами! Железный волк символизирует неприступный замок и город, который будет основан владыкой на этом месте. Этот город будет столицей литовских земель, а волчий вой говорит о славе того города — она достигнет всех краев мира». И владыка Литвы Гедимин, покоряясь воле богов, сразу начал строительство будущей столицы, а ее имя — Вильнюс — позаимствовал у реки Вильня.
Так это или нет, но памятник на площади стоит. И воющий волк на постаменте тоже в наличии…
Покончив с кофе, пошли смотреть Кафедральный собор…
Здесь же, на Кафедральной площади, находится Дворец великих князей литовских. Оригинальный дворец до наших дней не сохранился. Но после раскопок в области Нижнего замка Вильнюса, парламент республики принял закон о воссоздании дворца. В 2002 втором году началась масштабная реконструкция. Сейчас во дворце находится национальный музей. В целом, очень симпатичное место…
На одной из стен — вертикальные солнечные часы…
От Нижнего замка хорошо видна Замковая гора с башней Гедимина и Трехкрестовая гора.
Вот как раз к башне Гедимина и лежит наш путь. Очень уж хочется полюбоваться городом сверху. Эта башня и кусочки крепостной стены — все, что осталось от Верхнего Виленского замка. Доступ к башне периодически закрывают из-за аварийного состояния горы и оползней. Но нам повезло — все было открыто. Правда, фуникулер не работает и, похоже, давно. Но мы предпочитаем обходиться без фуникулеров — бешеной собаке семь верст не крюк…
…Наш путь лежит через парк у подножия Замковой горы, вдоль речушки Вильна, притока реки Вилия. Очень красиво здесь осенью. Эх, солнышка бы хоть немножко…
По пути познакомились с литовскими гончими. Эта порода собак была выведена литовскими охотниками. Ее держали для охоты правители Литвы и вельможи.
Поднимаемся на гору, осматриваясь по сторонам. Уже становится красиво…
В принципе, можно этой панорамой и ограничиться. Но всегда ведь хочется подняться еще выше. Наверху башни есть смотровая площадка, внутри — филиал исторического музея с небольшой экспозицией оружия. Вход 4 е. Ну, как не подняться?
Сверху открывается отличный вид на старый и новый город, на Дворец правителей и Кафедральный собор, на мост и реку Вилия, на красные вильнюсские крыши и Три креста. Осенние краски придают всему этому особое очарование. Все-таки осень — лучшее время для путешествия…
…Спускаемся вниз, бросая прощальные взгляды на город с высоты. Очень красиво! Даже не смотря на пасмурную погоду…
…Наш путь лежит дальше. Было бы здорово перебраться на другую сторону Вильны и подняться на гору с Тремя крестами. А потом прогуляться по Ужупису — богемному кварталу, наполненному всевозможными арт-объектами, республике, со своими законами и конституцией. Но скоро начнет смеркаться. Пора потихоньку двигать в сторону улицы Пилес, где мы планировали поужинать. А по пути посмотреть еще несколько интересных мест…
Бернардинский сад, который раскинулся у подножия Замковой горы — отличное место для прогулок. Он хоть и небольшой, но очень милый. И с историей. В средние века здесь был заболоченный и непроходимый лес. А вы знаете, что Литва последней в Европе приняла христианство? Именно сюда перенесли литовцы свои главные капища, чтобы подальше от глаз христианских проповедников служить своим древним языческим богам. Но слишком близко от князя находилось это место. Правитель недолго терпел непослушание своих подданных в вопросах «правильной» веры, поэтому приказал начисто вырубить все деревья, чтобы спрятаться было нельзя.
В середине XV века пустырь был дарован монахам Ордена Святого Бернардина Сиенского (отделение ордена Францисканцев). Монахи использовали полученные земли для устройства сада (непременная часть любого монастыря), огорода (овощами, пряными и лекарственными травами монахи обеспечивали себя самостоятельно, горожане также имели возможность получить природное лекарство в аптеке обители), каналы, пруды (место отдыха для насельников в жаркое время). Спустя некоторое время, к монастырю обратились профессора университета с просьбой разрешить студентам практиковаться на огородах садов. Скоро студенческие опытные грядки занимали половину площади огорода. После Первого и Второго Польских восстаний были закрыты и университет и сам монастырь. Сад быстро зарос, а огородами теперь пользовались вильнюсцы. Восстановить парк удалось только к концу XIX века. Правда, монахам обратно его не отдали.
А вот и Бернардинский костёл виднеетя…
В парке ежегодно проходит любительский турнир по шахматам имени Остапа Бендера. Шахматистов здесь много даже в прохладную пасмурную погоду и срывающийся мелкий дождик…
Очень красиво выглядит парк осенью — так мастерски подобраны растения вокруг прудов и фонтанов…
Но наш путь лежит дальше, к Бернардинскому костелу и костелу Святой Анны. Они расположились рядышком.
Сначала заглянули в Бернардинский костел — яркий образец вильнюсской готики XVI века. Великий князь литовский Казимир Ягеллон в 1469 году пригласил в Вильну монахов францисканцев из Кракова и выделил им земельный участок под строительство монастыря и костела. Францисканцев в Литве и соседних странах называли бернардинцами (по имени реформатора ордена святого Бернардина Сиенского). Первый деревянный костел был построен на месте языческого святилища. Но он сгорел во время пожара. Каменный же собор был возведен около 1490 года рядом с костелом Святой Анны.
Как и практически любой древний храм, Бернардинский костел страдал от пожаров и постоянно перестраивался. Но сумел сохранить готический характер архитектуры.
Затем заглянули в костел Святой Анны. Он просто потрясающий — вот уж где готика, так готика… И не простая, а пламенеющая! По размерам — очень большой, но при этом смотрится удивительно легким и изящным.
Идем дальше…
Следующее место, которое стоит увидеть в Вильнюсе, — улица Литерару (Литераторов). Это одна из самых древних улиц старого города. Скорее даже не улица, а узкий переулок. Уже в начале XIX века здесь было множество книжных магазинов, букинистических и антикварных лавок. Отсюда и название.
Но эта улица интересна не только фасадами старинных домов и уютными видами для фотографий. Это еще и своего рода арт-улица. Начиная с осени 2008 года стены улицы украшают миниатюрными произведениями скульпторов и художников из дерева, керамики, металла, стекла и других материалов. Авторы безвозмездно создают свои работы, посвященные литовским и зарубежным авторам разных эпох. Сейчас таких миниатюр уже более 200. Интересно бродить там и все это рассматривать…
По Литерару вышли на улицу Пилес — здесь мы уже были сегодня.
Проголодались мы, как звери. Пора было предаться одному из приятнейших занятий в путешествиях — поужинать в каком-нибудь местном ресторанчике с этнической кухней. Для этих целей мы выбрали ресторанчик Форто Дварас (Forto Dvaras). Это очень популярная в Вильнюсе (и в других городах Литвы тоже) сеть ресторанов, специализирующихся на местной кухне. Тот, что находится на улице Пилес, называется Etno Dvaras. Пришли мы туда около семи вечера. Не смотря на то, что ресторан довольно большой, с несколькими залами на разных уровнях, свободных мест не оказалось. Можно было бы, конечно, пойти куда-нибудь в другое место. Но на улице моросил дождь, и искать что-то другое не хотелось. Мы решили подождать, и буквально через пять минут свободный столик для нас нашелся.
Оформление очень приятное, и вообще, чувствуешь себя уютно — наш столик был как бы в отдельной «нише». Еда здесь стоит относительно недорого, и очень хорошее темное местное пиво. Конечно же, мы хотели попробовать главное национальное блюдо — цеппелины. Что такое цеппелины? Это большие отварные клецки из сырого картофеля с начинкой из мясного фарша. Хотя используются и другие начинки. Например, творог. Блюдо обязательно поливают соусом. Традиционно — поджаркой из сала, сметанной подливой (иногда с чесноком), томатным соусом. Свое название блюдо получило во время Первой мировой войны благодаря германским дирижаблям Zeppelin. Литва в 1915-1918 годах находилась под немецкой оккупацией, почти на линии фронта. И через нее летали германские военные дирижабли. Своей формой они напоминали литовские клецки. Но, сказать, по правде, мне цеппелины не очень понравились. Возможно потому, что я не особо люблю клецки. Нет, они вполне съедобные. И очень сытные. Но… не впечатлили…
…Но, не смотря на то, что цеппелины не впечатлили, ресторанчик очень понравился. Обслуживание приятное, обстановка аутентичная, выбор блюд достаточно большой — кроме цеппелинов там много всего другого есть. И вкусно. Ну, а цеппелины — это такое, дело вкуса…
…На улице моросил дождь, улицы опустели. Если бы не дождь, можно было бы еще побродить по вечернему Вильнюсу. А по дождю не очень хотелось. Да и устали мы после такого нервного пересечения границы. Решили топать домой, по пути посмотрев еще на ратушу.
И снова через Острую Браму. А там до дома — рукой подать… Кстати, если присмотреться, в часовне можно разглядеть ту самую Чудотворную икону Девы Марии.
…Дома сделали чай и уселись его пить в уютной столовой. И было невероятно хорошо и спокойно. И даже дождь за окном не расстраивал.
© Юлия Каспарова. 2018