Дороги, которые нас выбирают…
Май-июнь 2023

…Утро было совершенно волшебным. Люблю просыпаться рано в путешествиях. Когда все еще спят. И солнце только-только взошло. И роса на траве. И воздух звеняще-свежий… И настроение такое же — радостно-звенящее…

Сделали легкую разминку, наплавались. Наконец-то я смогла искупаться. А то мечтала, что буду плавать каждый день и утром, и вечером, специально подбирала места ночевок у воды, а к воде не подъедешь… Хорошее здесь место — тихое и пляжик неплохой.

Приготовили нехитрый походный завтрак — овсянка, хлеб, паштет, кофе. Поели, стали собираться. Миша, Юля и Баффи могут еще немного почилить — им не нужно крутить педали целый день по пересеченке…

…Сначала едем по песку через лес, потом выбираемся на трассу и катим вдоль Каневского моря. Погода отличная – солнечно, тепло, но не жарко, легкий ветерок обдувает. И виды на Днепр такие, что дух захватывает…

…Перед Каневской ГЭС есть красивое место с панорамным видом и надписью «Канев». Остановились полюбоваться. Ну и сделать несколько фотографий, конечно. Велосипеды на фоне огромных букв — это же классика ))) Думаю, здесь должно быть очень красиво на закате, но и утром был очень даже ничего…

Здесь же находится памятник Кобзарю. Я где-то читала, что ни автор памятника, ни время его создания неизвестны. По крайней мере, я такой информации тоже не нашла. Бронзовый Кобзарь сидит на небольшой возвышенности над Днепром, благодаря чему смотровая площадка выглядит еще более эффектно.

Мы планировали подняться на Тарасову гору, но не были уверены, пускают ли туда. Многие возвышенные смотровые площадки по понятным причинам сейчас закрыты. К Кобзарю подъехал туристический автобус, и мы спросили у гида, открыт ли подъем на гору. Гид сказал, что да, открыт, и они как раз туда едут. Ответ нас вдохновил, и мы покатили в уютный город Канев к Тарасовой горе.

Канев — город невероятно древний. Его история начинается со второй половины XI века. В княжеские времена Канев был важным перевалочным пунктом на торговом пути «из варяг в греки». В XIII веке был разрушен ханом Батыем и стал резиденцией наместников монголо-татарского хана в завоеванных землях. Но вот начался XVI век, и город превращается в неофициальную казацкую столицу — здесь формируется один из центров казачества…

…Проехали мимо казацкой деревянной церкви Покрова Пресвятой Богородицы. Она была основана в XVI веке, не раз уничтожалась, но потом снова возрождалась. В 1701-1702 годах по инициативе гетмана Ивана Мазепы и Переяславского епископа Захаревича казаками-монахами в урочище Монастирок под Чернечей горой церковь восстановили на деньги Ивана Мазепы. Церковь была неотъемлемой частью древнего Каневского монастыря, в котором похоронены гетманы Иван Подкова и Самойло Кошка. Нам не удалось попасть внутрь, но, по рассказам, там красиво…

А наш путь лежит к Тарасовой горе, которая раньше называлась Чернечей. Свое имя гора поменяла в 1861 году, после перезахоронения здесь Тараса Шевченко. Сейчас эта территория — Национальный Шевченковский заповедник. От памятника Кобзарю до подъема на Тарасову гору ехать около семи километров.

На гору ведет лестница из 392 ступеней. Возле начала подъема бабушки продают цветы. Мы купили букетик у одной из них, чтобы положить на могилу Кобзаря. А заодно попросили бабушку присмотреть за велосипедами. Поднимаемся… Красивая лестница, тенистый подъем, на перилах периодически встречаются цитаты Шевченко…

Что и говорить, виды сверху открываются потрясающие. На Днепр, на острова, на ландшафтный заказник «Тарасов горизонт», что находится на левом берегу Днепра напротив Тарасовой горы. В него входит пойма Днепра и лес. Говорят, что за эту землю шла настоящая война. И если бы не заказник, вместо чудесных пейзажей можно было бы наблюдать одни лишь крыши…

Когда смотришь на всю эту красоту, строки «Заповіта» всплывают в памяти сами собой:

Щоб лани широкополі,
І Дніпро, і кручі
Було видно, було чути,
Як реве ревучий.

И ведь именно об этих местах писал Шевченко! Вот же они: и ланы, и кручи, и могучий Днепр! Именно здесь, на Чернечей горе, великий поэт хотел поселиться и даже разработал проект небольшого домика…

Полюбовались еще немного Днепром, оставили цветы на могиле Кобзаря. Тарас Шевченко умер в Санкт-Петербурге и был там похоронен. Но царская власть разрешила перезахоронить поэта на том месте, где он завещал. Современный памятник над могилой был поставлен в 1939 году…

Спустились вниз, оседлали велосипеды и покатили дальше. Очень хотелось кофе. Но как-то нам на пути кофейни не попадались. Почему-то в Каневе с этим не очень хорошо. Ну или может мы такой дорогой «безкофейной» ехали. Потом заметили кафе среди многоэтажных домов, завернули. Это оказалась не столько кофейня, сколько заведение с едой. И там еще родители школьников последний звонок отмечали. Не слишком было уютно, мы любим пить кофе в маленьких кофейнях. Но тут выбирать не приходилось. Сели на улице, заказали капучино. И я еще — безалкогольный мохито. Очень уж хотелось чего-нибудь прохладного. Ждали заказ долго. Пока ждали — Дима сбегал в магазинчик рядом, купил выпечку. Отдохнули в тени, перекусили. День обещает быть жарким…

На выезде из Канева заметили небольшую выставку военной техники. Остановились поглядеть. Особенно хорош бронепоезд…

Катим дальше вдоль трассы. Машин не много, картинки вокруг приятные…

…Изначально я планировала ночевать на озере Бучак. Это искусственное озеро, образовавшееся на месте котлована недостроенной Каневской ГАЭС — гидроаккумулирующей электростанции. Ее начали строить в 1980-х годах. Но в 1990 строительство было полностью остановлено по экономическим причинам. Не смотря на то, что озеро искусственное, оно считается очень чистым, т.к. самоочищается и питается водами родников. Расположено оно возле берега Каневского водохранилища, но лежит выше. В этих местах уже начинаются довольно высокие холмы, которые дальше, на Трахтемировском полуострове, переходят почти в горы. Местность там невероятно живописная. Если подняться выше уровня озера, можно увидеть одновременно и Бучак, и Днепр, и горы. И, конечно, эти места окутаны легендами и магией. Где-то недалеко от озера затерялся в песках Лабиринт — особый магический круг, выложенный из камней. Говорят, если пройти лабиринтом, можно узнать свое предназначение или постичь некие важные для себя истины. Меня это место притягивало, как магнит. Хотелось посмотреть и озеро, и лабиринт, подняться на Бабину гору и Дедов Шпиль. И переночевать на берегу, среди зарослей древнего леса…

А следующую ночь мы должны были провести уже на Трахтемировском полуострове. Я довольно долго искала, где там можно поставить палатку недалеко от цивилизации. В принципе, нам с Димой и Эдиком цивилизация особо не была нужна, но Миша и Юля хотели домик. Потом я нашла на карте Эко-простір «Писанка». По информации, которую мне удалось найти, там проводяться ретриты и, вероятно, можно будет поставить палатки у них на территории. Я стала искать контакты хозяев и наткнулась на администратора Валентина, который проводит экскурсии по Трахтемирову и организовывает разные мероприятия. И через него вышла на пани Катерину, хозяйку «Писанки». Уже потом я поняла, как нам повезло. Потому что в «Писанке» не сдают жилье просто так, людям «с улицы». Хозяйка дома предлагает территорию своего дома для друзей-туристов. Одним словом, для своих. А так как я к ней обратилась через Валентина, нас тоже записали в категорию «своих». И я cмогла договориться о комнате для Миши и Юли и двух палаток на территории усадьбы.

Но в тот день, когда мы планировали ночевать на озере Бучак, я вдруг подумала, что с озером могут быть такие же проблемы, как были с берегом Днепра в предыдущие дни. Списалась с Катериной, спросила, нет ли актуальной информации об озере. Она ответила, что на днях там были знакомые туристы. Дорога перекопана, машиной не проехать. Пешком пройти можно, около двух километров. Конечно, если бы мы были без машины, то поехали бы. Раз можно пешком, то можно и на велосипеде. Но как тогда быть с Мишей и Юлей, где им ночевать? В общем, поразмыслили и решили отказаться от озера. Было очень жаль. Но я для себя твердо решила, что обязательно когда-нибудь вернусь в эти места. Очень уж они для меня оказались притягательными. А в лабиринт я все-таки тем летом попала. Не возле Бучака, а в Буше. Но это уже совсем другая история…

Итак, к озеру мы не ехали. Попросились к пани Катерине на две ночи в ее «Писанку». Дорога ушла от трассы и повела нас проселочными, полевыми и луговыми тропинками… По грунту. И по холмам.

Чем ближе к Трахтемировскому полуострову, тем холмистей становится рельеф. Полуостров расположен на Приднепровской возвышенности. Средняя высота здесь 220-240 метров. А если учесть, что дорога то спускается в низину, то снова лезет вверх, можно представить, что велосипедистам здесь приходится не сладко…

Но сколько же здесь акаций! В жизне столько не видела. На пути встречаются целые акациевые рощи. И они как раз сейчас цветут. Аромат стоит такой, что можно голову потерять. А над белыми деревьями гудят пчелиные рои. Как позже мы узнали, Трахтемировский полуостров — рай для пчеловодов. И именно акациевый мед с Трахтемирова особенно ценится. К моменту цветения акации пчеловоды полностью очищают соты от остатков другого меда, чтобы получалась чистая акация, без каких-либо примесей. Я позже еще про акациевый мед расскажу, а пока — катим среди акаций и балдеем от красоты. Хотя дорога, прямо скажем, не из легких…

Тропинки местами почти совсем заросли плюс день выдался жарким. Ну и подъемчики еще эти… К середине дня мы уже порядком устали…

Природа здесь сказочно красивая. Вот, казалось бы, ничего особенного. Ну, луга. Ну, поля. Ну, холмы… А смотришь на все это — и сердце замирает. И тихая радость просыпается внутри и мягко окутывает тело. И луговые цветы — словно изысканная приправа для всего этого великолепия…

Заехали в село Ромашки, где находится наш еко-простір. Оставалось проехать каких-то два или три километра, но тут Эдик пробил колесо. Ну, что делать, бывает… А тут и Миша с Юлей подъехали. Провозились с колесом минут пятнадцать наверное…

Ну и потом покатили искать садибу. Миша быстрее вперед, мы следом. Ну, как покатили… Кусок дороги шли пешком — очень уж крутой подъем…

Ох, каким же классным местом оказалась эта «Писанка»! Небольшой аккуратный домик, просторная лужайка под деревьями и луг, уходящий склоном вниз. За лугом — высокий крутой холм, поросший акациями. Красивая большая беседка. Лужайка — место для кемпинга, там же туалет и летний душ, еще одна беседка и кухня. Туалет и душ есть так же и в доме…

Место понравилось сразу. Просто влюбилась я в него. Очень приятная хозяйка, и энергетика какая-то особенная. Тишина и покой. Для Миши и Юли нашлась комната в доме. А так как комната была трехместной, я решила тоже там с ними спать. Дима и Эдик отправились ставить палатки…

…Когда с бытовыми делами было покончено, мы уселись в беседке. Жарили сосиски, пили вино, болтали, смеялись, смотрели, как за деревьями садится солнце… И так было классно… И снова я удивлялась, как хорошо и приятно складывается это путешествие. Как будто в пути ведет нас и поддерживает какая-то неведомая светлая сила. А, может, так оно на самом деле и было…