Одиннадцать друзей Оушена.
Август 2021

 

 

День четвертый. А сегодня утром тумана не было! Совсем. Я, правда, с рассветом уже не вставала, но вид на горы утром был совсем иным, не таким сказочным, как вчера. И это еще одно подтверждение того, что каждый рассвет уникален, каждый рассвет не похож ни на один другой. И эти прекрасные мгновения стоит стараться не пропустить…

…Сегодняшний завтрак у нас снова состоял из всякого разного, что нашлось в холодильнике — йогурты, овощи, отварные яйца, оливки, сыр, колбаса и всякие намазки на хлеб. Мальчишки изъявили желание поесть овсяную кашу. Варить не хотелось, сделала им овсянку быстрого приготовления. Позавтракали, сварили и выпили кофе, собрались. Ужасно не хочется уезжать из этого чудесного места, да и вообще из Румынии. Но делать нечего. Ничего, у нас сегодня еще есть на Румынию целый день…

…Наш путь лежит в городок Бырсана. Там есть сразу два интересных места — монастырь и деревянная церковь. Но в эту поездку ремонты дорог преследуют нас везде — и в Украине, и в Румынии. Приходится ждать…

Дороги в Румынии часто небыстрые. То горные серпантины, то повозки, с которыми нельзя не считаться. Но ты воспринимаешь это не как досадные заминки в пути, скорее, как местный колорит…

Да и вообще смотреть по сторонам интересно. Эта часть Румынии весьма колоритна…

А вот и монастырь, приехали! Возле монастыря — небольшой сувенирный рыночек…

Монастырь Бырсана — современное сооружение. Хотя монастырь на этом месте существовал аж с далекого 1390 года. Точнее, это дата первого упоминания о монастыре в старинных документах. Старый монастырь, освященный в честь Святителя Николая, являлся настоящим центром культурной и духовной жизни Марамуреша — там издавна была резиденция православных епископов. В 1791 году земли и собственность монастыря конфисковали Габсбурги. Монахи были изгнаны и укрылись в Молдове в монастыре Нямц. Чуть позже, в 1802, неиспользуемые деревянные здания были перенесены в центр города. Старая деревянная церковь монастыря, построенная в 1711 году и впоследствии перенесенная на новое место, была включена в Список ЮНЕСКО в декабре 1998 года вместе с семью другими деревянными церквями Марамуреша. Мы ее еще увидим, а пока идем в монастырь…

     

     

Сейчас монастырь Бырсана — один из самых известных и наиболее популярных в Румынии. И расположение у него зачетное — какие горы вокруг!

Все монастырские постройки здесь выполнены из дерева в традиционном стиле мармарошской готики с высоко возносящимися шпилями. Даже фонарики деревянные!

     

     

Я уже упоминала, что каждое утро давала мальчишкам несколько заданий на день. И вот сегодня им нужно было сфотографировать три деревянные церкви, сосчитать всех кошек, побывать на веселом кладбище и узнать, что такое «притвор». Попав в монастырский двор, они тут же побежали фотографировать деревянные сооружения, а потом стали меня донимать, а что же такое «притвор». Говорю: «Подождите, вот зайдем внутрь церкви — расскажу». Понятно, что им не так уж и интересна вся эта деревянная архитектура. Но таким нехитрым способом удалось на некоторое время их увлечь и удержать внимание на том, что они видят вокруг…

А посмотреть-то есть на что! Территория монастыря утопает в цветах, все аккуратное и ухоженное, да еще на фоне всех этих чудесных деревянных построек…

     

     

…После закрытия монастыря австрийцами, верующие периодически надеялись его возродить. Но сначала это было невозможно из-за империи Габсбургов, которая была враждебно настроена к румынским церквям и монастырям. Позже, после Второй мировой войны, коммунистический режим тоже не приветствовал создание новых монастырей. Возрождение обители стало возможным лишь в 1989 году, когда жители Бырсан приняли решение о возведении нового монастыря на том месте, где был старый. И в 1991 году они собрали строительный материал для церкви. Бывший мужской монастырь возродился, как женский. В настоящее время на его территории 12 строений. Это храмы, часовня над источником, монашеские кельи, покои настоятельницы, дом духовника, башня-колокольня при въезде в обитель, Музей иконы, древних книг и рукописей (XVI-XIX вв.).

     

     

Заглядываем в церковь Двенадцати апостолов. Внутри — традиционная для Марамуреша роспись по дереву. Эта церковь совсем новая, построенная в 2012 году, но, тем не менее, очень интересная. Вот тут и рассказываю двум Тимофеям, что же такое «притвор». Так издавна называют пристройку перед входом в церковь, отделенную от основного храма стеной с дверным проемом, аркой или колоннами. Находим вместе и притвор, и арку…

     

Мармарошские деревянные церкви — удивительные! Внутри тоже все из дерева — все-все! И эта резьба, и светильники, и необычная роспись завораживают…

Что ж, бросаем последний взгляд на это красивое место и двигаемся к машинам…

     

Прежде, чем ехать, немного передохнули в тени и съели по мороженому — день сегодня очень жаркий…

Теперь катим к той самой Введенской церкви, которую в 1806 году перенесли из монастыря в деревню, чтобы спасти от разрушения. А построена она была в 1711 году! На сегодняшний день в румынских Карпатах сохранилось 42 деревянные церкви, около трети из них построены в XVII—XVIII веках. Восемь церквей внесено в список ЮНЕСКО, и церковь в Бырсане — одна из них.

Подъехали к воротам, припарковались и потопали к церкви.

     

Вокруг раскинулось старое кладбище.

Попасть внутрь исторических церквей не так-то просто. Все эти церкви действующие, но служба в них проходит только по воскресеньям. В остальные дни церкви закрыты. И чтобы их осмотреть, нужно звонить по телефону, указанному на дверях инфоцентра (инфоцентр, как правило, расположен недалеко от церкви). По звонку приходит служитель с ключами и открывает церковь. Но нам повезло — в церкви проводилась экскурсия, так что никуда звонить не пришлось…

     

Церковь маленькая и очень старая, нижняя часть почернела от времени. Но, судя по более светлому и новому дереву кровли, ее недавно реставрировали.

     

     

     

Окна у церкви совсем маленькие, света сквозь них пронимает мало. Так что внутри — таинственный полумрак. И росписи. Необычные и удивительные…

Порассматривали росписи, побродили вокруг церкви — и обратно к машинам…

Мы не планировали смотреть все восемь юнесковских церквей, но еще в одну по пути решили заехать. Хотя вся деревянная мармарошская готика заслуживает внимания! Церкви, хоть и кажутся схожими, на самом деле очень разные. В каждой свои росписи и своя, неповторимая атмосфера. И если судьба еще занесет меня в эти края (а в Румынию я таки надеюсь еще вернуться), непременно побываю и в остальных…

Наш путь лежит в село Будешти. Но по дороге еще остановились сфотографировать деревянные ворота — очень уж они хороши. И снова так захотелось покататься по этим селам на велосипеде, чтобы не спеша все рассмотреть и пофотографировать…

     

     

…Ну, вот и еще одна деревянная церковь — Святого Николая в Будешти. Она была построена в 1693 году и считается самой большой в Марамуреш.

     

     

     

     

И до чего же четыре башенки на шпиле колокольни хороши! Нигде такого раньше не видела…

Здесь нам тоже повезло — церковь была открыта. Заходим внутрь…

Как же мне понравилась эта церковь! Такие маленькие, камерные, «домашние» церквушки отчего-то переносят меня мыслями в детство. Вернее, не мыслями, а ОЩУЩЕНИЯМИ. Может, потому, что здесь даже пахнет, как в деревенском бабушкином доме. Или оттого, что атмосфера здесь уютная. И ты как-то сразу чувствуешь себя легко и радостно, словно в детстве. В безопасности себя ощущаешь. И в беззаботности. И эти тканые ковры на полу, и иконки с лампадками, словно в красном углу в деревенской избе — от всего этого струится мягкая энергия, которая наполняет душу светом и любовью. Просто невероятно!

     

Роспись храма состоит из сцен, разделенных цветными полосами. Фигуры нарисованы так, чтобы их можно было рассмотреть вблизи, как на миниатюрах рукописей, которыми художник был вдохновлен. Преобладают светлые, яркие, чистые цвета. Роспись датируются 1762 годом.

Кроме всего прочего, в церкви сохранилось большое количество икон на дереве, датируемых XVII-XVIII веками. И страшно даже представить, сколько людей, сколько разных судеб, сколько людских радостей и бед повидала эта церковь за почти 500 лет своего существования…

…И возле этой церкви тоже кладбище. Я уже как-то упоминала, что у нас Женя — большая любительница кладбищ. Сначала она их в Турции везде выискивала, теперь вот в Румынии. И ведь на самом деле, кладбища — это неотъемлемая часть культуры, очень характеризующая тот или иной народ. Здесь тоже есть своя эстетика, хоть и мрачноватая, конечно. Ну, вот эти резные деревянные кресты разве не хороши? И, в общем, деревянные кресты — вполне характерная деталь местности, где из дерева делается почти все… А каменные кресты хороши уже тем, что им оогромное количество лет. И мох в их щелях и выемках — словно дыхание столетий…

     

     

На румынских кладбищах невольно обращаешь внимание на памятники без даты смерти. Таких здесь немало. Впрочем, подобная традиция существует и у нас в Закарпатье…

А нам пора ехать дальше. И снова… на кладбище. Только теперь уже на веселое. Это одна из самых известных и, вместе с тем, странных достопримечательностей Румынии. По истине, отношение к смерти у румын весьма своеобразное…

На Веселом кладбище в селе Сэпынца все перевернуто с ног на голову. Ведь как у нас принято? О покойном говорить или хорошо или ничего. Здесь же можно узнать правду о едва ли не каждом человеке, умершем в Сэпынца. Резные деревянные кресты с картинками вместо фотографий раскрашены в яркие цвета, а стихи на надгробиях рассказывают о погребенных под ними людях с весьма специфическим юмором. Причем, рассказывается обычно или о том, как человек жил, или о том, как он умер… «Под этим тяжёлым крестом / Лежит моя свекровь, бедняжка… / Если бы она прожила еще три дня / То здесь лежал бы я, а она это читала / Вы, проходящие мимо / Постарайтесь её не разбудить / Если она вернётся домой / То откусит мне голову / Но я сделаю всё / Чтобы она не вернулась / Оставайся здесь, моя дорогая свекровь.» Ну, как-то так…

…Приезжаем в Сэпынца. Народу там — не протолкнуться! За три дня ни возле одной достопримечательности столько туристов не видели. Припарковались довольно далеко от входа, потому как все забито машинами. Посреди кладбища стоит новенькая церковь, в которой церковь угадывается с трудом. Хотя архитектура у нее узнаваемо-румынская, внешний вид похож скорее на какой-нибудь сказочный Теремок. Взрыв мозга…

     

     

А вот и само кладбище…

     

     

Автор этих надгробий — Стан Йон Пэтраш. Он родился в 1908 году в Сэпынце, а в 14 лет уже начал вырезать кресты для местного кладбища. К 1935 году Пэтраш стал украшать их ироничными стихами-эпитафиями, а также рисовать изображение умершего, и часто способ, которым этот человек умер.

     

Стан Йон Пэтраш вскоре разработал свою точную систему символов. Зеленый цвет символизировал жизнь, желтый — плодородие, красный — страсть, черный — смерть. Фон всегда был темно-синий, известный как синий цвет Сэпынца, который, по мнению автора, означал надежду, свободу и небо. Другая символика: белые голуби для изображения души, черная птица — для трагической или таинственной смерти.

     

В течение 40 лет Пэтраш вырезал, написал стихи и нарисовал более 800 шедевров народного искусства. Но известным Веселое кладбище стало лишь к концу жизни мастера, в начале 1970-х годов. Французский журналист опубликовал о нем статью, и село Сэпынца стало знаменитым на весь мир. Пэтраш умер в 1977 году, он сам вырезал свой собственный крест, а свой дом и работу завещал самому талантливому ученику, Думитру Попу. С тех пор на протяжении трёх десятилетий Думитр продолжал работу: вырезал кресты на кладбище, а также превратил дом в мастерскую-музей Весёлого кладбища.

…Всматриваясь в картинки на крестах, испытываешь странное чувство. Как будто жизни некоторых людей вывернуты на изнанку и показаны с самой неприглядной стороны: «Йон Тоадеру любил лошадей. Есть ещё одна вещь, которую он очень любил: сидеть за столиком в баре. В обнимку с чьей-то женой». Хотя есть и картинки, изображающие людей за работой. И таких, кстати, большинство. Но тут такое дело: румынского-то мы не знаем, и, может, прочитаешь подпись под вполне невинной картинкой, а там тако-о-о-о-е…

     

     

     

А вот женская доля выглядит как-то не весело. Большая часть женщин изображена в домашних делах и заботах. И хорошо, если за столом со всей своей большой семьей. А то, все чаще, за прялкой…

     

     

Хотя встречаются, конечно, и женщины других профессий. Вот здесь, похоже, учительница…

Есть совсем старые кресты…

     

     

А есть и современные, совсем свежие. Стиль рисунка немного отличается от старых…

     

…На улице жарко невыносимо. Зашли в церковь чуть-чуть передохнуть от жары. Вот неоднозначные впечатления остались от посещения Веселого кладбища. Необычно — да. Самобытно — да. Но вот не весело совсем. Может, так и нужно относиться к смерти — с иронией. Но мне отчего-то показалось все это странным фарсом…

…Ну, вот и все, наши румынские приключения подходят к концу. Осталось только пообедать и добраться до границы с Украиной. Дальше тоже будет интересно, но, увы, уже не в Румынии. Потратили некоторое время, чтобы найти кафе. Вроде, такое популярное у туристов место, а поесть особо и негде. Нашли какую-то с виду забегаловку с ценником выше среднего. Но супы оказались очень вкусными! Вообще, в Румынии везде вкусные супы. И к ним всегда подают стручки горького перца…

     

Едем к границе…

Границу в Солотвино прошли за полчаса. Очередь небольшая, все достаточно быстро. Для ночевки у нас был забронирован отель «Президент» недалеко от Солотвино. Довольно неплохое место за небольшие деньги — 2700 гривень за всех. Приехали, заселились, собрались в Женькином номере, заказали детям карошку фри на ужин, а сами ужинали бутербродами, запивая их итальянским вином, купленным в Румынии, и стараясь слишком сильно не шуметь. Но это не очень хорошо получалось — веселые воспоминания то и дело вызывали взрывы гомерического хохота…

 

 
 

            © Юлия Каспарова. 2021

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *