Одиннадцать друзей Оушена.
Август 2021

День пятый. Утро началось с не слишком приятного мероприятия — сдачи тестов в ближайшей лаборатории в Рахове. Нужно было сняться с самоизоляции, а то нам еще 10 дней путешествовать. Какая уж тут самоизоляция? И снова: спасибо правительству за это «чудесное» нововведение. Видимо, в Румынии вероятность заболеть ковидом выше, чем у нас. Ну да, ну да…

Решили, раз уж все равно заезжаем в Рахов, то где-нибудь там и позавтракаем. Но перед Раховым остановились на минутку возле Географического центра Европы. На самом деле, этих гипотетических точек центра Европы довольно много. Все зависит от методики вычисления и от того, какие именно границы Европы брались во внимание. Ведь можно считать только материковую Европу, а можно учитывать и удаленные от материка острова. Так что на центр Европы претендует сразу несколько мест в разных странах — Баларуси, Литве, Польше, Словакии.

«Наш» центр Европы — один из самых «старых». Его определили учёные из венского Императорско-Королевского военно-географического института в 1887 году и установили каменный знак на берегу реки Тиса возле села Деловое. Этот памятный знак сохранился до сих пор. После Второй мировой войны исследования советских учёных подтвердили версию австрийцев, после чего знак в Рахове был обновлён — 27 мая 1977 года возле старого знака была построена стела высотой 7,2 м.

Ну, а теперь едем в Рахов. Лабораторию я, конечно же, нашла заранее. Очереди не было, управились довольно быстро. А вот найти кафе для завтрака оказалось не таким уж и простым делом. Рядом с лабораторией отыскали по карте кафе «Рандеву». Отзывы были неплохими, решили заглянуть. В общем и целом, оказалось довольно вкусно и недорого. Мы с утра не завтракали и уже порядком проголодались. Поэтому, получилось что-то среднее между завтраком и обедом. Я взяла себе банош с брынзой, очень люблю, как его готовят в Закарпатье. Может, на картинке выглядит не очень, но это было очень вкусно. Вот прямо очень!

Подкрепились, едем дальше. Путь у нас сегодня не близкий. Из Закарпатья нам нужно добраться к Днестру в село Хмелева Ивано-Франковской области. Там находится кемпинг «Белый бизон». Мне хотелось постоять пару дней на Днестре с палатками. И вот, когда я подыскивала по карте место для лагеря, я совершенно случайно наткнулась на этот кемпинг. Точнее, два кемпинга, один — в Хмелевой, другой — в Луке. По описанию и фотографиям место мне понравилось невероятно. Я долго выбирала между двумя «бизонами» и, в конце концов, выбрала тот, что в Хмелевой. Так что едем туда. А по пути завернем еще в несколько интересных мест.

…Дорога очень красивая, бежит вдоль Тисы, а за рекой — уже Румыния.

…Проехали через любимые Ясиня, где много раз останавливались во время зимнего и весеннего отдыха. Но в этот раз едем дальше. Первое наше интересное место по пути — перевернутый дом недалеко от Поляницы. Мы были в перевернутом домике в Закопане, очень занятное место. Захотелось и на наш посмотреть…

Наш домик оказался не столько домом-иллюзионом с перевернутой обстановкой, где ощущаешь себя в другой реальности, сколько фотозоной с различными оптическими эффектами. Как по мне, не так интересно, как в Закопане. Но можно сделать интересные фотографии. Людей было не просто много, а очень много. Похоже, в этом году летом в Карпаты поехало пол Украины…

Рядом с домиком есть кафе, небольшой динопарк и чудесные качели с водяной завесой, на которых мы с Тимой с удовольствием покачались.

Следующая остановка в Яремче. Припарковались у ресторана Гуцульщина, построенного без единого гвоздя, и пошли к водопаду Пробой. У меня было большое желание завернуть к скалам Довбуша и немного там прогуляться по тропе. Но времени было не так много, пришлось ограничиться водопадом. По пути купили картофельные чипсы на палочке. Прикольная штука: картофелина нарезана в виде спирали и зажарена до хруста.

Мы уже приезжали в Яремче в мае 2014. Почитать об этом путешествии можно здесь. Тогда ярко светило солнце, а у водопада было совершенно безлюдно. Сегодня же на небе плотные облака, и людей тьма. Немного грустное зрелище, если честно. Хотя само по себе место очень красивое…

…Едем дальше. По пути заворачиваем к смотровой платформе. Я ее тоже случайно нашла, просматривая дорогу на карте. Не то, чтобы вокруг был какой-то супер-вид, но поглядеть на окрестности сверху всегда интересно. Возле вышки за столиком сидит дядечка и собирает по 5 гривен за подъем. Было ощущение, что это какой-то местный Остап Бендер, но спорить не хотелось — деньги не значительные…

Наверху ветрено, но виды красивые…

Спускаемся вниз и катим дальше. До кемпинга у меня были запланированы еще три интересных места, хотя я понимала, что чем-то точно придется пожертвовать — не успеем. И первой жертвой стала церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Нижнем Вербиже. Церковь была построена в 1756—1808 годах и является наследием ЮНЕСКО. Мы же посмотрели несколько деревянных юнесковских церквей в Румынии. Хотелось поглядеть и что-то наше подобное. Но для этого нам нужно было несколько отклониться от основной дороги. А ехать по второстепенным дорогам здесь — тот еще риск. Да и время поджимало. Так что решили ехать дальше, в поселок Гвоздец, к бернардинскому монастырю.

Бернардинский монастырь и костел Непорочного Зачатия Девы Марии были построены в 1723 – 1735 г. в стиле барокко. Как и любое старинное строение подобного рода, костел за свою жизнь пережил немало, но сумел сохраниться до наших дней практически в неизменном виде. И оказался никому особо не нужным. Как и многие исторические памятники в нашей стране, увы. Точнее, он очень нужен местной громаде. И неравнодушным туристам, конечно же, тоже нужен. Но средств на реставрацию не хватает. Хотя собор чудо, как хорош, хоть и находится в почти аварийном состоянии. И каменная колокольня тоже прекрасно сохранилась…

Знаете, что меня больше всего притягивает к себе в старинных соборах? Порталы. Здесь вход в храм не только закрывает старинная дверь, а еще и высятся по бокам четыре коринфские колонны с изысканными капителями. Атмосферно, но очень уж печально, что такая красота разрушается — в некоторых местах в стенах видны глубокие трещины…

Похоже, место пользуется популярностью у молодоженов…

Ходим, любуемся архитектурой и не можем оторваться от этого занятия. Костел выглядит величественным и производит сильное впечатление.

Надвратная колокольня — еще одно уникальное и совершенное архитектурное произведение комплекса. Она была возведена в 1776 – 1778 годах, а позже перестроена в стиле необарокко. Колокольня каменная, двухъярусная, с двумя входами. С внутренней стороны мы обнаружили винтовую лестницу, которая ведет на балкончик. Сюда поднимались звонари для исполнения мелодии…

Хорошее место, красивый монастырь, а нам пора ехать дальше…

Еще одно место, который я хотела посмотреть на пути к Днестру — костел, и тоже Непорочного Зачатия Девы Марии, но уже в поселке Городенка. Однако решили быть реалистами: дело к вечеру, а нам нужно успеть добраться до кемпинга и разбить лагерь. И желательно делать это не в темноте. А ехать нам еще часа полтора. Так что катим в сторону Днестра. И хорошо, что так сделали. Но об этом чуть позже…

В одном месте заметили целую «плантацию» солнечных батарей. Даже остановились сфотографировать — не часто у нас такое увидишь…

Итак, мы ехали в кемпинг «Белый Бизон» в Хмелевую. «Белых Бизонов» на Днестре два, второй находится возле села Лука. Я никогда раньше не слышала об этих кемпингах, хотя живо интересуюсь местами для дикого отдыха в Украине. Ни в одном отчете мне не попадалось упоминания о них. Нашла я эти кемпинги случайно, когда просматривала карту в поисках места для дикой стоянки на Днестре. По картинкам и отзывам они понравились мне невероятно, и я решила, что можно здесь отдохнуть пару дней на природе перед поездкой в Черновцы. Некоторое время я выбирала между двумя этими кемпингами и, в конце концов, склонилась к Хмелевой. По фотографиям это место мне понравилось больше, к тому же, отсюда можно было съездить в Червоногродский замок и к Джуринскому водопаду.

Ну, что вам сказать о дороге к кемпингу? Ее не просто нет. Это худшая дорога, которую я видела в своей жизни. А я то думала, что дно — это дорога от Лебедевки до Татарбунаров. Я даже не знаю, как ее правильно назвать. Гравийка? Каменка? Это вот такая грунтовая дорога с почти полным отсутствием покрытия, из которой торчат камни. И булыжники. Пыль столбом, камни летят, булыжники скребут дно машины, и этот ад продолжается полтора часа… Теперь мне понятно, почему о «Белом Бизоне» мало кто знает…

Но делать нечего, едем. Добрались до Хмелевой. Спуск в село вот такой…

На удивление, в самом селе часть дороги хорошая. Но, как они отсюда выбираются? Это какие машины нужно иметь?

Нашли кемпинг. Он находится в начале села прямо на берегу Днестра. Но…свободных мест нет. Некая организация арендовала весь кемпинг для сотрудников под корпоратив. Мы в легком шоке. Ладно бы еще были одной машиной. А то — куча людей, нужно же где-то ночевать. Подошли к Днестру. Место живописное — Днестр образует каньон с крутым скалистым берегом, поросшим лесом. Но заход в воду не очень: мелко, вода мутная, дно — ил вперемешку с камнями. Не очень-то и покупаешься. Да и сам кемпинг мне уже не сильно нравится, на фотографиях все было как-то уютнее. Хотя, может, это во мне говорит досада…

Прошлись по селу в поисках места под лагерь. Но нормальных мест для пяти палаток нет. И везде ты, по сути, будешь стоять на чьей-то территории, потому как дома подходят почти вплотную к реке. Потом, на наше счастье, приехал администратор кемпинга. Он позвонил в другого «бизона» и сказал, что места там есть, и нас будут ждать. Время — семь вечера. Ехать туда по такой дороге часа полтора, не меньше (хотя расстояние всего-то 30 километров). И я переживаю, что народ уставший, голодный, да еще и дорога водителей подзадолбала, мягко говоря. Но никто не жалуется. Напротив, все ржут — у нас же путешествие, а путешествие без приключений не бывает. И я чувствую, как внутри поднимается волна теплой благодарности всем этим человечкам, которые за многие годы дружбы стали тебе уже даже не друзьями, а гораздо более близкими людьми… Ну, что ж, приключения, так приключения! Разве не за этим мы всякий раз отправляемся в путь?

Выехать из Хмелевой оказалось тем еще квестом. Навигатор повел нас как-то не правильно, завел на такую стремную дорогу, что мы потом еле выгребли в горку. Но нам, как всегда, везет на хороших людей. Один из местных взялся нас проводить и вывести на короткую дорогу, которая оказалась, в общем и целом, получше той, что была у нас до этого…

Наконец, в девятом часу добрались до кемпинга. Место понравилось сразу и безоговорочно. И этот «бизон» нам всем показался гораздо лучше и приятнее того, первого. Единственный минус — машины оставляются на парковке у служебных помещений, а полянка для палаток находится чуть ниже, у реки. Поэтому все вещи из машин нужно было перетаскать к месту лагеря, и все время вверх-вниз…

Мы выбрали удобную полянку, где смогут поместиться все наши палатки. Рядом был большой деревянный стол и мангал, что тоже было очень удобно. Еще днем мы купили окорочка, чтобы вечером в кемпинге их пожарить. Но возиться с мясом было уже некогда — стремительно темнело. Поэтому курицу решили оставить на завтра на плов, а сейчас — быстренько ставить палатки, параллельно готовя нехитрый ужин. Нарезали колбасу, сыр и овощи, открыли паштеты, и, в общем, вполне себе нормально поужинали, запивая все это пивом. Несмотря на усталость, засиделись допоздна. Как-то очень уж хорошо было…