Балканский калейдоскоп
Путешествие по «не европейской» Европе
Сербия, Северная Македония, Албания, Греция
Июль 2019

Дорога петляет крутым серпантином, мы поднимаемся все выше. Высота уже 1500. Из-за тумана дороги почти совсем не видно, встречные машины разрезают мглу фарами. Пикник у озера, говорите? Ну-ну…

…Наконец, после 1500, дорога начинает понемногу спускаться вниз. Ну, кто же знал, что Маврово находится за перевалом, да еще и настолько ощутимым? Такие вещи далеко не всегда можно предусмотреть. Но это не так уж и плохо: в путешествии появляется определенный элемент неожиданности. И если бы погода была другой, мы бы наверняка наслаждались и этой дорогой, и открывающимися видами. Ну, теперь, видимо, нам нужно будет спуститься вниз, в долину…

Но нет. Спустившись на 400 метров, мы уткнулись в озеро и плотину. А так, как поселок стоит на озере, выходит, он расположился на высоте в 1100 метров. Вокруг — никого: ни людей, ни машин. Только темная вода, туман, серые тучи, дождь и мы…

…Навигатор ведет нас вокруг озера, едем по нему. В конце концов, он заявляет, что мы прибыли в пункт назначения. С одной стороны озеро, с другой, на склоне, расположились дома. Беда в том, что наш дом не имел адреса. Ни улицы, ни номера дома — только координаты. Похоже, дома здесь различаются не по номерам, а по названиям. Ведь почти все они — частные гостиницы и пансионы. Наш назывался Pandora.

За бортом льет, как из ведра. Но делать нечего — нужно отправляться на поиски. Дима надел дождевик, взял зонт и пошел искать нашу Пандору. Нашел не сразу. А пока он ходил, мы, надо сказать, успели немножко приуныть. Вот совсем не так представляла я себе нашу ночевку в Маврово, ой, не так! К тому же, собираясь в путешествие, мы готовились к жаре. Все же июль на Балканах — очень жаркое время. Одежду брали соответствующую. А тут пока не то что жары, а даже тепла нет. Высота 1200, туман и дождь. И «дубарь» градусов 12… А у нас самое теплое — это тонкие флиски…

Ну да ладно… Дом нашелся, и это было отлично. Он оказался большущим таким двухэтажным шале с окнами до пола. Зимой его спокойно можно снимать на три семьи. И, наверное, здесь очень уютно, когда горит камин, а на улице — снег и мороз…

В доме довольно серьезная система отопления помимо камина. Но летом, конечно, дом не отапливался. И все бы ничего, если бы не разгулявшаяся погода. Решили спать на верху — там было как-то теплее.

Нашу хозяйку звали Пандорой (вот откуда название шале). Она оказалась очень приятной и приветливой. И даже любезно разрешила нам воспользоваться ее кухней. В шале кухни не оказалось, даже совсем маленькой. Только электрочайник. А мы рассчитывали, что сможем приготовить вечером полноценный ужин. Пандора жила в смежном доме с отдельным входом, и, судя по царившему там беспорядку, жила одна.

Мы с Машей отправились на кухню, сварили спагетти с тушенкой, нарезали салат. Пандора принесла нам тарелки. Потом принесла местных сладостей — лукума и халвы. Потом — журнал для Тимофея о Маврово с наклейками. Потом опять пришла немного поболтать, сказав, что сделает нам скидку 5е на ребенка. Казалось, что ей очень одиноко, и она ищет любой повод, чтобы к нам заглянуть. Хотя и не хочет быть навязчивой…

В конце концов, мы остались одни и поужинали, приправив еду вином. Не берег озера, конечно. Но тоже неплохо… Вообще, ночевка в Маврово была, пожалуй, одной из самых странных наших ночевок…

День шестой. Наутро от вчерашней непогоды не осталось и следа. Небо расчистилось, светило солнце. Неужели нам все-таки удастся увидеть Маврово во всей красе?

Пандора заглянула к нам забрать грязную посуду и попрощаться. Она уходила, но сказала, что мы можем оставаться в доме столько, сколько захотим. На мое предложение помыть посуду, ответила, чтобы мы не переживали, она сама все помоет. Мы сделали кофе и бутерброды, позавтракали и отправились на прогулку…

Та самая затопленная церковь оказалась почти рядом с нами. Правда, из-за жары озеро обмелело, и церковь временно оказалась не в воде, а на суше…

Церковь Святого Николая Летнего была построена в 1850 году. На протяжении 153 лет там шли богослужения до тех пор, пока в этом месте не решили соорудить искусственное озеро. После строительства дамбы и ГЭС на реке Радика в 1959 году, церковь была частично затоплена водами Мавровского водохранилища…

Место потрясающе атмосферное и фотогеничное! Не зря мне так хотелось сюда попасть. Конечно, в затопленном виде церковь выглядит более впечатляюще. Зато нам удалось зайти внутрь. Спускаемся к церкви, а внутри все поет и вибрирует — до того классное место…

Озеро сказочно живописно, а вокруг — горы и заливные луга с роскошным разнотравьем. И людей совсем нет, кроме нас да парочки туристов, которые ушли почти сразу. И такое я удовольствие получала от прогулки, что и не передать. Хотелось упасть в траву и просто глядеть в небо на плывущие облака…

…Маше непременно нужно куда-нибудь залезть. Наверное, ей нужно было рождаться мальчишкой. Очень уж не девчачьи вещи ее привлекают: ушу, мечи, ножи, скалы… Скобы в каменной стене совсем хлипкие. Лучше бы не лазать туда. Но эту — не остановить…

Внутри — атмосфера немного таинственная. Она всегда присутствует среди подобных развалин с историей. Маша принялась исследовать обломки в поисках каких-нибудь артефактов. Она собирает всякие необычные штуки из старинных заброшенных мест: старые поржавевшие гвозди, осколки, да хоть бы и просто камни… Тима смотрит по сторонам, разинув рот: вот он-то такого точно не видел…

Уже позже я узнала, что в этой церкви есть тайник с кладом. Существует такая чудесная игра под названием геокэшинг. Суть ее в том, что в разных уголках планеты участниками создаются тайники, куда прячется клад. Найти его можно, пользуясь подсказками. Если тайник найден, можно взять из «клада» любой понравившийся предмет, а взамен оставить что-то свое. В лежащем в тайнике блокноте далается пометка с датой обнаружения тайника и информацией об оставленном кладе. Вполне логично было создать тайник в таком таинственном месте. И было бы интересно его найти! Я совсем забыла об этой игре. Можно было бы поискать тайники и в других местах, по которым мы путешествовали. Тиме было бы такое понравилось…

Взамен затопленной церкви в Маврово в 90-х годах начали строить новую. И тоже Святого Николая. Освятили ее в 2006 году.

Тима носится по траве и по берегу озера, бросает в воду камни и пытается научиться делать «блинчики», лупит палкой по воде и радуется, что никто ему не делает замечаний и ничего не запрещает…Вот она, свобода!

А Маша все ищет свои артефакты…

Маврово — типичный горный курортный поселок, ориентированный на зимние виды спорта. Здесь проложено 18 горнолыжных трасс разной степени сложности с кресельными и бугельными подъёмниками, что не так уж и мало. Причем, начинаются они на высоте в 2000 м. Да и сам национальный парк — место интересное: несколько горных хребтов, в составе которых 52 вершины более 2000 метров высотой, ущелья, реки, пещеры и водопады. Площадь заповедника — более 73 тысяч гектаров. Леса населяет около 140 видов птиц и множество других обитателей, а в озере выращивают форель. Так что сюда вполне можно приехать как зимой, так и летом — заняться уж точно будет чем…

Гуляем, никуда не спешим, наслаждаемся… Мне вообще очень нравится наше нынешнее путешествие именно своей неспешностью и расслабленностью…

Заметили лошадь, пасущуюся недалеко от новой церкви, пошли к ней поближе. Как же легко и приятно дышится — воздух свежий, влажный и бодрящий. И совсем не хочется уезжать из этого дивного места. Но впереди нас ждут места не менее приятные…

…Двигаем обратно, в сторону дома. Выпьем кофе — и в путь. Я стараюсь получше разглядеть, запомнить, впитать всю эту красоту. Так часто бывает: едешь в какое-то место, знакомое лишь по фотографиям, и даже не предполагаешь, до какой степени оно прекрасно…

Забор из лыж — классная идея! Тима озадачен…

Подходим к дому…

Еще раз проверили, все ли вещи собрали. В таком большом доме не мудрено что-то забыть. Выпили кофе, немножко передохнули, и понесли вещи в машину. До свидания, Маврово! Но мы еще не совсем уезжаем — хотим заглянуть и в новую церковь.

Подъехали к церкви. Здесь тоже совершенно безлюдно… Церковь хоть и новострой, но смотрится симпатично.

Внутри яркая роспись. Даже слишком яркая…

Подошли к колокольне. Вход оказался открытым. И никого нигде нет. Конечно, поднялись наверх. Разве тут удержишься? Правда, колокольня, похоже, еще не совсем достроена — внутри лежит строительный мусор и материалы.

Спускаемся и идем к машине. Пора ехать дальше…

Наш сегодняшний маршрут выглядит следующим образом. И сейчас путь лежит через национальный парк Маврово к Бигорскому монастырю.

Бигорский монастырь в нашем маршруте был сомнительной точкой. В общем-то он находится по пути от Маврово к Охридскому озеру. Но это если ехать через национальный парк, где горы, перевалы и бесконечные серпантины. Но к озеру можно ехать и другой дорогой, которая по расстоянию совершенно такая же, но легче и занимает гораздо меньше времени. Я, понятное дело, хотела заглянуть в монастырь. Дима сомневался — рулить-то ему… Но поглядеть это место нам настоятельно советовала Пандора. И в подаренном Тимофею журнале были очень красивые фотографии монастыря. Так что решено было ехать. А заодно и парк немножко посмотрим…

Мы ни разу не пожалели, что поехали именно этой дорогой. Да, она непростая и 120 километров до озера мы ехали часа четыре (без учета времени на монастырь). Правда, мы никуда не спешили: делали остановки, чтобы полюбоваться панорамами, рвали придорожную алычу, устроили пикник на крутом берегу реки Черный Дрин. Одним словом, получали максимум удовольствия от дороги. Но сначала был монастырь. До него от Маврово ехать 30 километров, а, с учетом серпантина, это около часа.

Дорога довольно узкая, с крутыми поворотами, но покрытие везде хорошее. Встречных машин почти нет. Вокруг — красота: высоченные скалы, поросшие лиственным лесом, ущелья, крошечные деревушки на склонах с красными крышами и башнями минаретов. И хотя Македония не считается мусульманской страной, на севере мечетей много…

Наконец, добрались до монастыря. Монахи умели выбирать места для своих поселений — виды вокруг такие, что ума можно лишиться…

Бигорский православный монастырь Святого Иоанна Крестителя был основан в 1020 году. По легенде, монах Йован выловил в реке Радике удивительную икону Иоанна Крестителя, на которой святой был изображён трехруким. На месте своей чудесной находки, прямо над горной рекой, монах построил обитель, и со временем стал её первым настоятелем — архиепископом Иоанном.

Монастырь приютился на склонах планины Бистре. Планиной на Балканах называют горную вершину, покрытую лесом. А название монастыря (Бигорский) связано с материалом, из которого он построен — туфом. Туф — это прочная известняковая горная порода. На македонском языке ее название звучит, как «бигор». Отсюда и «бигорский».

Поднимаемся к монастырю. Если верить описаниям, здесь живет около 30 монахов. Мужчин, разумеется, потому что монастырь — мужской. За вход внутрь берут какие-то небольшие деньги (не могу вспомнить сколько именно). Девушкам и женщинам, если они не в платье, выдают юбки…

Красиво здесь — не передать! Хорош и сам монастырь, и виды, которые из него открываются. Конечно, это не тот же самый монастырь, который был построен монахом Йованом. В XVI веке первый монастырь был разрушен турками. И отстроен заново лишь спустя два века.

Удивительно, что во времена балканских войн монастырь не пострадал. Но в 2009 году здесь случился сильный пожар, уничтоживший Верхние монастырские палаты. К счастью, нашлись и деньги, и возможность все восстановить…

Маша и Тима зависли возле клетки с попугаем…

Заглянули в небольшой музей, посвященный традиционной женской свадебной одежде македонок…

…Я очень люблю бывать в монастырях. Здесь всегда ощущается какая-то особая атмосфера. Особенно в монастырях на Балканах. Когда-то нам очень понравились монастыри Болгарии и Черногории. Теперь вот познакомились еще и с македонскими. Все эти древние камни, архитектура (очень похожая на болгарскую, кстати), цветы, умопомрачительные виды, монашеская неспешность настраивают на философский лад. Была бы возможность, с удовольствие пожила в таком месте месяцок. Без телефона и Интернета. Но с многочасовыми прогулками по окрестностям. Уж что-что, а голова точно бы перезагрузилась и сказала спасибо… Как раз сейчас читаю отличную книгу Лоран Гунель «День, когда я научился жить». И там масса отголосков моих тогдашних размышлений. Вот, например: «Природа возвращает нам то, что отняло общество. Нашу цельность. Мы — существа цельные, и природа подводит нас к тому, чтобы мы это прочувствовали очень глубоко. А вот общество создает внутри нас нехватку этой цельности. Оно умеет заставить нас поверить в то, что нам чего-то все время не хватает для счастья. Оно мешает нам довольствоваться тем, что мы имеем, и тем, что мы есть, и без конца заставляет думать о нашей неполноте, о несовершенстве».

В монастыре красивая церковь с деревянной резьбой и иконостасом XIX века. Но фотографировать там категорически нельзя. Впрочем, как и во всех монастырских церквях. За этим следят очень строго.

Галерея возле церкви расписана фресками. Они очень впечатлили Тимофея. Он, как и любой ребенок родителей, не посещающих регулярно церкви, от всего подобного далек. Поэтому, и росписи, и особая торжественная атмосфера подобных мест, и возможность зажечь свечу ему невероятно нравились. Рассказала ему, что нужно не просто зажечь свечу, а подумать о своих близких, пожелать им здоровья. Он потом в каждом соборе и монастыре, где мы были, обязательно ставил свечи. Так трогательно было на него смотреть. Интересно, о чем он думал? Может, просил для себя у Бога квадрокоптер? ))))

Но, как и любой шестилетний ребенок, больше всего Тима любит бегать. И пока мы сидим на скамейке, он наматывает круги по ступенькам…

Эта каменная кладка — что-то необыкновенное! Так нарядно и гармонично…

Везде — море цветов. Особенно прекрасны гортензии. Все очень ухоженное и аккуратное.

Нагулялись, насмотрелись, зарядились энергией… Теперь можно ехать дальше. Не спеша возвращаемся к машине…

Теперь мы едем знакомиться с озером Охрид — там у нас запланировано три ночи в кемпинге. Сначала я хотела заехать в город Охрид, погулять там, и к вечеру уехать обустраиваться в кемпинг. Охрид был по пути, и такой план казался логичным. Но мы так долго ехали по горам и серпантинам, что порядком подустали. Поэтому решили ехать сразу в кемпинг и провести остаток дня на озере — всем не терпелось поскорее искупаться. И хорошо, что мы так сделали. Иначе могли бы остаться без одного из самых невероятных впечатлений путешествия. Но об этом чуть позже…

…Дорога еще какое-то время струится через национальный парк. Потом парк заканчивается, но природа от этого хуже не становится. В месте слияния рек Радика и Черный Дрин — очередная плотина ГЭС и Дебарское озеро. Дальше Черный Дрин течет, зажатый с двух сторон ущельем. А вдоль всей этой красоты проложена дорога. Едешь, глядишь в окно и млеешь от удовольствия…

Отыскав живописное местечко над ущельем в стороне от дороги, делаем небольшой привал и перекус. Жуем, любуемся красотой и радуемся… Такие вот остановки в пути, такие места и мини-пикники добавляют путешествию особый привкус свободы. Теплая трава, не жаркое солнце, горы, ущелье, река, глоток сухого вина для тех, кто не за рулем… Разве такое забудешь?