В погоне за солнцем.
Декабрь 2021
…Сегодня мы снова гуляем по Милану. А что там за окном? Конечно, солнце! Зимняя Италия снова дарит нам прекрасный солнечный день. Вышли из дома около девяти или даже еще раньше. На сегодня у нас довольно насыщенный маршрут. И первым делом мы идем к «вертикальному лесу»…
Красивые небоскребы в этом районе. Особенно отражения на зеркальной поверхности…
Да и вообще район симпатичный — современный, просторный…
Итак, Вертикальный лес. Я уже упоминала, что это — жилой комплекс из двух башен высотой 110 и 76 метров. Главная особенность домов заключается в том, что на террасах вокруг каждого этажа размещены растения. Здесь высажены около 900 деревьев, 5000 кустарников и 11 тысяч травяных дорожек.
Конечно, дома эффектнее всего смотрятся летом, когда деревья и кустарники покрыты зелеными листьями. Но и зимой они нас впечатлили: это просто поразительный эко-проект! Во-первых, вертикальный лес создает вокруг себя определенный микроклимат и фильтрует частицы пыли, содержащиеся в городском воздухе. Во-вторых, он выделяет кислород и поглощает углекислый газ, повышает уровень влажности и защищает людей от солнечной радиации и шума. В-третьих, все эти деревья и кустарники могут заселяться птицами и насекомыми, что увеличивает биологическое разнообразие города. Ученые подсчитали, что в искусственном лесу могут поселиться до 1600 птиц и бабочек. Ну и в- четвертых, это просто красиво! Приятно, наверное, жить в таком доме. Психологически комфортно…
Говорят, что квартиры здесь стоят баснословных денег. И нам, конечно же, мало было просто полюбоваться на дома снаружи. Нам хотелось попасть внутрь. И мы решили попробовать. Вошли в подъезд, улыбнулись охране на входе и пошли к лифту. Нас никто не остановил, не задал вопрос, куда мы идем, так что мы беспрепятственно поднялись лифтом на самый верхний этаж и вышли на балкончик. Вообще, меня просто поразило в этот раз в Италии то, что ты спокойно можешь войти во дворик или подъезд респектабельного дома, поглядеть на красоту и тебе никто не будет препятствовать. И дворики эти, и подъезды, в большинстве своем, не закрыты воротами и дверями с кодовыми замками, а вполне себе доступны…
Но вернемся к Вертикальному лесу. С верхнего этажа нам открылся волшебный вид на миланские крыши и на Альпы вдали. «Хочешь, за окошком Альпы?» Ну, так вот, это практически об этом месте…
Спустились вниз в полном восторге. Как по мне, очень интересное место. Но нам пора идти дальше. Бросаем последний взгляд на удивительную парочку…
Засаживать балконы и крыши домов разными растениями, похоже, характерно для Милана. Не припомню, чтобы где-то в других итальянских городах это было распространено так же массово. Некоторые балконы вообще похожи на миниатюрные ботанические сады.
…Наш путь лежит к Монументальному кладбищу, «Чимитеро монументале». Это одна из тех достопримечательностей Милана, о которой знают далеко не все туристы. А место это невероятно интересное! Но о нем — чуть позже. А пока — идем, рассматриваем все по пути, заглядываем во дворики и подъезды, наслаждаясь местным колоритом…
И во встречные соборы тоже заходим. Вот, встретился нам собор Святого Антония Падуанского, расположенный возле железнодорожной станции Порта-Гарибальди. И он нам очень запомнился — необычный и снаружи, и внутри. Необычный, прежде всего, сочетанием цветов.
Собор этот относительно новый. В 1870 году монахи-францисканцы построили на этом месте монастырь и часовню. А чуть позже было решено возвести большую церковь в стиле нео-барокко. Строительство длилось с 1902 по 1906 год. В 1932 году храм расширили, была достроена колокольня, и в 1937 году его освятили. И вот что удивительно: в Италии даже новоделы таковыми не выглядят…
Не смотря на свою новизну, собор хорош. Мрамор и необычные, приятно-пастельные цвета, гармонично подобраны и производят приятное впечатление. И еще вот эта вот мрачность. Люблю такое…
Ну и вертеп, конечно, куда ж без него…
Покидаем собор, проходим еще немного и добираемся до Монументального кладбища. «Чимитеро монументале» считается одним из самых богатых надгробными украшениями и памятниками в Европе. И одним из самых красивых некрополей мира. Здесь работало немало известных скульпторов. Это настоящий огромный музей под открытым небом! И попасть сюда можно абсолютно бесплатно…
Кладбище основали в 1866 году. Погребение здесь было доступно лишь богатым людям и обладателям высокого социального статуса. Миланцы заранее покупали места для захоронения, заказывали известным скульпторам и архитекторам проекты надгробий или склепов в зависимости от вкуса, количества денег и веяния моды. По скульптурам можно отследить развитие итальянского монументального искусства за два последних столетия, от реализма до абстракционизма, увидеть произведения самых известных итальянских скульпторов.
Кто-то возможно удивится: «Посещать во время отпуска кладбища? Ну, нет!» Но я люблю бывать в подобных местах — на исторических кладбищах или старинных некрополях. То же Лычаковское кладбище во Львове, например. Такие места невероятно атмосферны, здесь начинаешь еще больше ценить жизнь, каждое ее мгновение… Ну а человеку с фотоаппаратом подобные места интересны вдвойне: если повезет со светом, фотографии могут получиться просто волшебные…
Отдельные склепы просто поражают архитектурой и роскошью. Это место — своего рода «ярмарка тщеславия». Есть даже итальянская поговорка, о том что нет ни одного оперного певца, не мечтающего покорить сцену Ла Скалы, как и нет такого скульптора, который не желал бы представить свое творение на Монументальном кладбище. Местами склепы образуют целые улицы…
Но, пожалуй, стиль скульптур и роскошь склепов были для меня не так уж важны. Гораздо важнее здесь — настоящая история города. Сказала бы, «живая» история, да только слово это не слишком вяжется с кладбищем. Ходить в одиночестве среди камня и мрамора, которые поросли мхом времени. Слушать тишину. Рассматривать выгоревшие фото на эмали. Читать фамилии, имена, даты рождения и смерти. Примерять все это на исторические события двух последних веков. И уноситься мыслями в давно ушедшие времена…
Бродили мы там, наверное, часа полтора, но не обошли и трети территории. Некрополь просто огромный! Зато отыскали самое знаменитое надгробие — «Тайную вечерю» Леонардо да Винчи в камне. Надгробие принадлежит семье Кампари. В 1861 году Каспар Кампари изобрел биттер кампари — известный всему миру горький ликер на основе трав и фруктов.
Дальше наш путь лежит в Чайнатаун (Chinatown). Да-да, в Милане есть и такой район! Мы уже были здесь, когда ходили вечером в супермаркет Лидл. Но тогда было темно, да и мы были уставшие. Так что решили еще раз сюда заглянуть. Чайнатаун — многонациональный район, прилегающий к историческому центру города. Здесь можно отыскать продуктовые рынки, китайские магазинчики и закусочные, киоски с уличной азиатской едой и особый колорит. Временами ощущение Италии напрочь теряется, потому как масса вывесок здесь на китайском языке…
К тому времени мы уже проголодались и решили, что заглянуть в одну из китайских закусочных — отличный вариант бюджетного обеда. Зашли в первую попавшуюся. Выбор блюд здесь – тот еще квест. Меню просто огромное. Хорошо хоть все представлено в виде картинок и под иероглифами можно прочитать на английском компоненты блюда. Хотя бы понимаешь, что там — курица, свинина или еще что. Но, как не выбирай, а все равно твой выбор будет больше интуитивным и случайным. В результате у меня оказались китайские пельмени, а у Димы — рис с курицей. Порции огромные, все вкусно. И цена была какая-то совсем небольшая…
Наелись, побродили еще немного по Чайнатауну, и пошли в сторону дворца Сфорцио. Но возле Триумфальной арки наблюдался какой-то движ. Мне кажется, что Италия такая страна, где митинги и забастовки профсоюзов — дело обычное и привычное. То мусорщики бастуют, то транспортники, то еще кто-то… Мы так поняли, что бастовали транспортники, не согласные с бюджетом на 22 год. Забастовка была всеобщей, и весь транспорт в тот день, вроде бы, тоже стоял.
Ну, как по мне, эти люди и флаги гармонично дополнили пейзаж возле Триумфальной арки. А сама арка, носящая название Арка Мира, считается главным неоклассическим монументом Милана времен Наполеона. Она была спроектирована в честь побед Наполеона в 1807 году по образцам древнеримских триумфальных сооружений. А вот построена была позднее, после падения Наполеона, в 1826—1838 годах, и воплощала уже иной смысл — достижение мира между европейскими народами после Венского конгресса 1815 года.
Дима не смог пройти мимо, чтобы не сфотографироваться с митингующими…
И, в целом, митинг выглядел довольно мирным… И даже веселым. Такая себе тусовочка… ))))
Арка Мира является частью пейзажного парка Семпионе. Здесь же расположен и замок Сфорцио. Этот парк нам тоже понравился. Но, все-таки, не зацепил так, как городские сады Монтанелли. Хотя гулять тут тоже очень приятно. И снова это удивительное зимнее освещение с низким, мягким солнцем…
На месте, где сейчас расположен парк, Наполеон задумывал амбициозный архитектурный проект. Бонапарт хотел сделать Милан второй столицей империи, подобно Парижу. Потому изначально план охватывал большую территорию, где должен был располагаться «Форум Бонапарта», широкие проезды для экипажей, и судоходный канал, соединенный с основной сетью миланских каналов. Но из-за дороговизны от таких масштабов отказались, и территория ограничилась замком Сфорцио с одной стороны и Аркой Мира — с другой. В центре предполагалось строительство большой арены длиной 238 метров и шириной 116 метров, способной вместить 30 000 человек. Полностью проект не был осуществлён. После падения Бонапарта и перехода северной Италии под власть австрийцев в 1814 году строительные работы были приостановлены. Нынешний же парк был разбит в 1893 году. Оставшиеся между Триумфальной аркой и замком 50 гектаров пустующей земли городские власти решили превратить в «Парк Семпионе», который вырос вокруг замка Сфорца всего за три года.
Здесь, в парке Семпионе, как и в садах Монтанелли, тоже много собак. Мы скучали по своей Баффи, а потому залипали возле каждого «хвостика». Особенно весело было наблюдать за целой «бандой» такс, которые загнали на дерево белку и потом долго пытались ее достать…
Через парк дошли до замка Сфорца. Он стоит прямо напротив триумфальной арки…
Замок Сфорца служил резиденцией миланских герцогов династии Сфорца. Первоначально его построили в XIV веке как резиденцию Висконти. Но замок был разобран толпой восставшего народа после провозглашения Амброзианской республики, которая не просуществовала и трех лет. Заново его отстроил Франческо Сфорца в середине XV века. Когда путешествуешь по Италии и хоть немного интересуешься историей ее замков, соборов и палаццо, складывается впечатление, что Леонардо да Винчи «засветился» везде. Помните, я рассказывала, что да Винчи по приглашению герцога Сфорце участвовал в украшении замка в Павии? Вот и к украшению этого замка он тоже приложил руку.
Позже в Кастелло Сфорца жил французский король Людовик XII, затем была казарма на 2000 солдат. В замок попадала молния, он неоднократно перестраивался, его чуть не разрушили французские патриоты, требовавшие снести его, как и Бастилию — символ ненавистного им самовластия. Но, не смотря на все напасти, замок сохранился до наших дней. В 1893 году его реставрировали в романтическом духе, восстановив такую примету средневековья, как ров вокруг замка.
Сейчас в замке находится несколько музеев: музей древнего искусства, пинакотека, музей декоративного искусства, музей мебели и скульптуры из дерева, археологический музей. Их все можно посетить по единому билету в 5 евро. Кроме того, каждый первый и третий вторник с 14:00 и каждое первое воскресенье месяца вход бесплатный. Мы не планировали идти в музеи замка, а хотели просто погулять по территории и полюбоваться замком снаружи.
Интересно, что замок Сфорца — один из крупнейших замков Европы. Он и в самом деле внушителен по своим размерам! И, в то же время, очень органичный…
Когда смотришь на крепостные стены замка, можно заметить странные ряды аккуратных маленьких отверстий. Точно такие же были на замке Висконти в Павии. Возникает вопрос: что это и для чего?
Оказывается, это отверстия для крепления лесов, при помощи которых в средние века возводили стены замков. Почему их ничем не заделывали после окончания строительства? Ну, может, для красоты. По-моему, смотрится довольно симпатично. Или, возможно, оставляли, чтобы потом было проще ремонтировать стены при необходимости…
Да, хороший замок. Сейчас, когда пишу, даже жалею, что не пошли внутрь. Там действительно есть, на что посмотреть. Но… нельзя объять необъятное…
Идем дальше, любуясь Миланом. И нам он все больше нравится. О Милане сложилось мнение, что это «город одного собора», «город на день», «не интересный», «нечего делать»… Милан воспринимается лишь как «мекка» моды и место для шопинга. Не знаю, чем Милан заслужил такую репутацию. Мы гуляли по городу три полных дня и не успели посмотреть и половины того, что запланировали. Да, местами архитектура города выглядит тяжеловатой. Но, помимо этого, здесь есть огромное количество уголков, которые очаровывают. Впрочем, нам нравилось и просто ходить по миланским улицам — атмосфера этого города будоражит и наполняет ощущением радости…
Дошли до Католического университета. Нашей целью был не он, а расположенная рядом базилика Сант-Амброджо. Но возле университета задержались ненадолго, наблюдая за выпускниками. Мусора после них осталось много. Но… праздник есть праздник…
А неподалеку от университета находится Амвросианская базилика, одна из старейших церквей Милана и вторая по значимости в городе. Вход в нее выглядит довольно необычно. Перед входом находится атриум, окруженный с двух сторон крытыми галереями. Он использовался, как убежище для паломников. А сзади виднеется две колокольни, разные по стилю и высоте. Низкая — «колокольня монахов» — строилась вместе с собором. А более высокая — «колокольня каноников» — в 1128-1144 годах.
Построена базилика была в романском стиле. Произошло это — страшно представить — в 1080-1128 годах. По крайней мере, так считают ученые. Здесь хранятся мощи святого Амвросия Медиоланского, покровителя Милана.
Я очень хотела сюда попасть — в таких древних местах царит какая-то совершенно особенная, непередаваемая атмосфера. Впервые я ощутила ее много лет назад в Софии Киевской. Наверное, за многие века здесь накапливается сумасшедший коктейль людских слов, поступков, молитв, надежд и потрясений. И все это проникает внутрь тебя, просачивается, рождает холодок в животе и заставляет сердце биться чаще. Я неоднократно упоминала, что соборы для меня не столько символы веры, сколько музеи искусства и места с особой энергией и эмоциями. И Амвросианская базилика в этом смысле не разочаровала… Она потрясающая…
Мозаики собора датируются IX – XIII веками…
Здесь огромное количество разных интересных деталей, от которых невозможно оторваться. И, что поражает, так это бесплатный вход… Собору более 1000 лет, а ты можешь просто прийти сюда и рассматривать, сколько захочется…
Но больше всего мне в этой базилике понравились капители на колоннах. Чудо! Я от них просто отлипнуть не могла. Колонн много, капителей на них тоже много. Все разные. И каждый по-своему интересный. Где с орнаментом, а где и с разными причудливыми существами…
Но пора двигаться дальше, если мы хотим успеть еще что-то сегодня увидеть…
Дальше держим путь к церкви Санта Мария делле Грацие. Той самой, где на стене в трапезной находится фреска Леонардо да Винчи «Тайная вечеря». Мы не планировали смотреть фреску. Для этого нужно было сильно заранее бронировать посещение на определенную дату и время, а нам было довольно сложно все это точно спланировать. Плюс, читала много отзывов, что фреску уже столько раз реставрировали, что не понятно, что там осталось от оригинальной росписи. Не то, чтобы нам было жалко 30 евро (билет стоит 15 евро на человека), но почему-то острого желания увидеть «Тайную вечерю» у нас не возникло. И мы решили пропустить эту миланскую достопримечательность. А вот в саму церковь зайти было интересно…
…В 1463 году граф Гаспаре Вимеркати, капитан войска герцога Франческо Сфорца, подарил монахам доминиканского ордена участок земли, на котором те построили капеллу с фресками, изображающими Мадонну делле Грацие (Мадонну Милостивую). В 1466—1490 годах на этом же месте построили церковь и здания монастыря. Но вскоре миланский герцог Людовико иль Моро задумал разместить в церкви усыпальницу герцогского дома Сфорца и приказал архитектору Донато Браманте расширить её, что и было сделано в 1492—1497 годах. В результате появилась на свет церковь — образец архитектуры переходного периода между Готикой и Возрождением…
Росписи в соборе весьма необычные, с цветочным орнаментом. Это придает собору легкий и нарядный вид. В 1980 году весь монастырский комплекс объявлен памятником Всемирного наследия — первым в Италии. Ну что ж, еще один объект ЮНЕСКО в нашу копилочку…
…Есть в Милане отличная и весьма известная картинная галерея — пинакотека Брера. Находится она в во дворце Брера, построенном в конце XVI — начале XVII века. Сейчас там располагается Миланская академия художеств (академия Брера). Мы очень хотели туда попасть. А там, оказывается, каждый третий четверг месяца с 18 до 22 вход всего 3 евро против 15 евро обычной цены. И как раз этот третий четверг припадал на нашу поездку. Решили воспользоваться возможностью. Почему нет? Этот четверг — как раз сегодня.
У нас еще есть время до шести вечера, когда должен заработать этот самый льготный вход. А потому мы не спеша идем по кварталу Брера, разглядывая витрины магазинов. Этот район называют «миланским Монмартром». Здесь кипит ночная жизнь Милана и расположено много ресторанчиков, антикварных и художественных магазинов. Красиво здесь! И дух Рождества витает в воздухе…
Дошли до галереи. Очень красивый особняк, просто дух захватывает!
Зашли внутрь. Пусто, полутемные коридоры, людей нет. Бродили, бродили — что-то совершенно не похоже, что галерея работает. Нашли какого-то охранника, стали спрашивать. Оказалось, что из-за сегодняшней забастовки галерея закрыта. Уж и не знаю, какая тут связь… В общем, «пролетели» мы с галереей. На ближайшие два дня свободных мест уже не было. Мы расстроились немного — очень уж хотелось погулять по художественному музею. И тогда мы решили, раз уж в пинакотеку Брера мы не попадаем, пойдем в другую миланскую пинакотеку — Амброзиана. Не все знают, что в Милане есть еще одна картинная галерея. Она не такая раскрученная, как Брера, попасть в нее можно безо всякой брони, но она ничуть не хуже. На том и порешили…
…Не спеша пошли в сторону дома. И по пути наткнулись еще на один собор, в котором не были — церковь Святого Марка. Собор был открыт, заглянули…
Церковь святого Марка — очень старый готический собор, датой постройки которого считается XIII век. В XVII веке были пристроены дополнительные части в стиле барокко, что сделало собор крупнейшим в городе после Миланского собора.
Собор действительно очень большой. Внутри — торжественный полумрак. И полное отсутствие посетителей. Мы одни…
Стены церкви украшают средневековые фрески. Здесь 22 мая 1874 года впервые прозвучал «Реквием» Джузеппе Верди. А еще церковь известна тем, что в монастыре при церкви в начале 1770-х в течение нескольких месяцев жил молодой Вольфганг Амадей Моцарт…
Но запомнилась нам эта церковь совсем не Моцартом и фресками. Пока мы ходили внутри, прислушиваясь к гулкому эху от своих шагов, зазвучал орган. В соборе Святого Марка очень хороший орган. Все пространство заполнила грустная и торжественная мелодия. Она все лилась и лилась, добираясь до каждой клеточки тела, и, казалось, все внутри начинало вибрировать в такт. Мы сидели, как зачарованные. Было ощущение, что мастер играет исключительно для нас, потому что кроме нас двоих в соборе больше никого не было. А потом он вдруг заиграл «За что, за что, о, боже мой!» из «Летучей мыши». Это было так неожиданно: легкомысленная опереточная песенка в стенах старинного храма. И это было ТАК круто! Мы стали напротив органиста и, когда он закончил играть, стали хлопать в ладоши и кричать «браво». Он встал, повернулся к нам и поклонился. Помню, у меня все это вызвало тогда такой восторг, что просто слезы стали наворачиваться на глаза. И огорчение от того, что мы не попали в галерею, улетучилось без следа. Теряя одно мы, зачастую, находим нечто гораздо большее…
Посидели еще немного в соборе и без приключений добрались домой. Еще один потрясающе-интересный день подошел к концу. Завтра мы едем в Комо. Не переключайтесь…
© Юлия Каспарова. 2023