Большая прогулка.
Румыния, Болгария.
Сентябрь 2010

Паничище – это новый горнолыжный курорт, как нам показалось, еще толком не “раскрученный”. Потому и информации об этом месте немного. Но, как удалось выяснить, именно оттуда удобнее всего попасть к знаменитым рильским озерам, которые считаются одним из красивейших мест Болгарии. А раз красивейшее – значит, нам туда надо 🙂 Причем, чем красивее и “непопсовее”, тем лучше…

Едва заехали в Паничище, как почти сразу уткнулись в отель “Магнолия”. Просто удивительно узнавать те самые места, которые раньше видел только на фото. Причем, на фото зимнем. Ну да, вот этот лес, и склон, и подъемник. Только сейчас здесь не снег, а сочная зеленая трава… И больше не захотелось ничего искать… Цена нас вполне устраивает: 55 левов в сутки с завтраком и СПА (сауна и джакузи). А место – просто фантастическое. Высота порядка 1500 метров, бодрящий горный воздух, ели и сосны, изумрудная трава… Накрывает ощущение, что именно так и должен выглядеть рай. Эх, разрекламирую я сейчас Паничище! Будет там скоро не протолкнуться…

Комната тоже очень даже ничего…

Разгружаем вещи, переодеваемся и идем осматривать окрестности. Даже моего красноречия не хватит, чтобы описать, до чего же там хорошо…

Отходим от отеля метров на 400 и попадаем на потрясающий открытый склон. Картинка такая, что просто дух захватывает (могу предположить, что о “захватывании духа” я еще не раз упомяну на протяжении ближайшего времени, потому что это было лишь начало нашего знакомства с рильскими горами). Склон с луговым разнотравьем, ели и сосны, горы впереди, сколько видит глаз, мягкое закатное солнце, освещающее всю эту красоту – такие картинки врезаются в память надолго, такие места запоминаются на всю жизнь… Долго сидим в траве на склоне и не можем налюбоваться. Только когда солнце окончательно прячется, и воздух становится слишком холодным, мы возвращаемся в отель. Завтра нас ждет интересный день…

День восьмой. Утром встаем пораньше, завтракаем в отеле, пакуем в рюкзак теплые вещи, воду, “перекус”. На машине доезжаем до подъемника. Это совсем близко. На этапе планирования путешествия, рильские озера были самым сомнительным его пунктом. Но, пожалуй, и самым желанным. Все испортить было проще простого: заряди в этот день дождь – и поход пришлось бы отменять… Хотя, мы запаслись дождевиками и были настроены решительно… Но солнце с утра светит такое, что даже не верится, что дождь вообще существует в природе! И это первый по-настоящему солнечный и погожий день с начала поездки. Нет, нам определенно везет!

Оставляем машину возле канатки. Людей на подъемник не очень много, но есть. Практически все они приехали к открытию, чтобы иметь в запасе больше времени для горной прогулки. Обратно нужно успеть до четырех вечера, иначе придется спускаться пешком. Берем билеты в оба конца. На табло проставлена температура на конечной станции канатки на данный момент: +4ºC. Как-то совсем не жарко. Теплые куртки мы не брали, решили, что обойдемся флисками. Ну не было у нас раньше опыта прогулок по высокогорьям! Выше Ай-Петри с его 1400 не поднимались. А тут перепад высоты между станциями канатки от 1700 до 2200 м. Но деваться некуда. Надеемся, что это утренняя температура, а там, на солнышке потеплеет, да еще и подъем предстоит… В общем, согреемся…

… Подъем на канатке длится минут 20. За это время я успеваю конкретно замерзнуть. Нужно было не полениться одеться еще внизу. Но на холод почти не обращаешь внимания, потому что открывающиеся вокруг виды просто не дают думать ни о чем другом. Только о фотоаппарате и видеокамере…

… Наверху первым делом одеваемся и осматриваемся по сторонам. Прямо перед нами – хижа “Рильские озера”. Хижа – это горный приют. Со всеми удобствами, между прочем. Я потом узнала, что в национальных парках, вроде Рильского, многие туристы так и путешествуют – от хижи к хиже, без всяких палаток. Куда дальше идти – не совсем ясно. Но поднявшиеся вместе с нами группки таких же, как мы, неорганизованных туристов, уверенно начинают подъем по тропинке вверх. Отправляемся за ними. Становится жарко… Наверху отдыхаем и любуемся на хижу с высоты.

Дальше идем почти по прямой, любуясь настоящими альпийскими лугами. Здесь всегда весна. Даже осенью…

Ну, вот и первое озеро. А чуть дальше видно и второе. Если быть точнее, эти озера не первые, а последние. Их нумерация идет сверху вниз, а до верха еще далеко.

Во время всего похода не покидает ощущение нереальности происходящего. Наверное, только в таких местах можно ощущать себя по-настоящему свободным.

А потом мы увидели лошадей… Они просто паслись, не оседланные и не взнузданные. И стало понятно, что для завершения образа этим просторам не хватало именно их.

Конечно, я не смогла пройти мимо. И пошла к ним с фотоаппаратом. А потом вспомнила о том, что в рюкзаке есть хлеб… Позитивнее, чем лошади из животных только дельфины…

С сожалением покидаем лошадей, проходим еще чуть-чуть – и перед нами озеро Почка. По классификации – это третье озеро. Мы на высоте 2280 м. Вода ледяная, прозрачная. Озеро сказочно красиво… По пути в нескольких местах встречаются небольшие водопадики. По-болгарски это звучит как “паничище”. Видимо, название нашего поселка в переводе и обозначает “водопад”.

Возле каждого озера есть стенд с описанием: точка на карте, величина и глубина озера, высота над уровнем моря и прочие интересности. От этого места можно уйти к нижним озерам, сделать круг и вернуться к станции канатки. Но легкие пути не для нас, и мы отправляемся выше, чтобы увидеть все семь озер с верхней точки. Теперь озеро Почка смотрится совсем иначе и действительно похоже на почку. С этой высоты уже видны и другие озера.

Еще выше – озеро Око. На его склоне самый настоящий ледник. Это озеро мне понравилось больше всего. Его суровая красота завораживает…

Еще один, последний рывок по склону – и мы на самой высшей точке. Отсюда видно сразу шесть озер. Но все они в разных сторонах. Седьмое озеро — Слеза — прячется за скальным выступом. Эмоции захлестывают… Ощущения непередаваемые…

Начинает чувствоваться усталость. И еще, наверное, сказывается небольшое кислородное голодание. Хочется присесть и отдохнуть. Но наверху слишком холодно и ветрено. Спускаемся чуть ниже, находим безветренное местечко, отдыхаем, жуем бутерброды, пьем кофе и припасенный во фляжке коньяк… Подобное блаженство испытываешь нечасто…

Сверху хорошо видны круги на земле. Именно это место поклонники Белого Братства считают самым близким к солнцу на Земле. Каждый год в августе они съезжаются сюда со всего мира, выстраиваются вот по этим линиям и проводят свои ритуалы. Спускаемся к этому месту и мы…

Но внизу пасутся наши старые знакомые лошади. Они перебрались на новое место. Увидев нас, ринулись со всех сторон и буквально окружили. Конечно, у нас еще остался для них черный хлеб. Каждая норовила засунуть свою морду в рюкзак, тыкалась горячими ноздрями в ладошку, терлась головой о плечи…

Самой настырной оказалась гнедая лошадка. После того, как сеанс раздачи хлеба подошел к концу, она отправилась следом и долго шла рядом, касаясь мордой наших спин и пофыркивая. В общем, увели лошадку…

Погода начала понемногу портиться. Небо затянуло облаками. Времени оставалось впритык, а идти еще далеко. Пришлось немножко ускорить темп. Вот и еще одно озеро, которое мы видели сверху. Называется оно Близнецы.

Дальше идут подряд три озера: Трилистник, Рыбное и Нижнее. По очереди проходим по берегу каждого из них. Озеро Рыбное действительно кишит рыбой. Ей мы и скормили последний стратегический запас хлеба. Машка уже заметно подустала и начинает капризничать, требуя частых передышек. Но мы и так часто останавливаемся: просто невозможно перестать фотографировать всю эту красоту. И я заранее прихожу в ужас от перспективы потом, дома, разгребать все эти сотни фотографий…

Ну вот, еще чуть-чуть – и мы будем у станции канатки. Внизу уже видна знакомая хижа “Рильские озера”. Осталось только к ней спуститься.

… Ну, вот и все. Осталось только спуститься вниз и, по пути, в последний раз полюбоваться на эту неземную красоту. Вот куда нам точно захочется снова вернуться, так это в рильские горы. Здесь осталось так много нехоженых тропок…

…К вечеру погода окончательно испортилась. Небо затянули плотные облака, стало холодно и неуютно. Но нас это уже не пугало: поход состоялся, а путешествовать под дождем по городам нам не привыкать. Сауна пришлась очень кстати. После такого активного дня расслабиться в ней было дополнительным удовольствием. А Машка не вылезала из джакузи. Спасть легли еще засветло. Устали…