Турция. Все выключено:)
Апрель 2021

Долгожданное, свободное, новое, цветное, яркое, активное, эксклюзивное, веселое, винное, автомобильное, серпантинное, невероятное, насыщенное, необычное, радостное… И это далеко не полный список эпитетов, которыми наградили это путешествие его участники. Вышло и в самом деле очень весело, насыщенно и по-новому. Потому что такой большой компанией мы в подобные путешествия еще не ездили. И это был весьма интересный опыт. Особенно для меня как организатора. Разговоры о том, чтобы прокатиться по Турции на большой машине велись давно, наверное, лет пять. И вот этой весной звезды сошлись таким образом, что все у нас получилось. Причем, у всех 11 участников путешествия. Все смогли решить вопросы с отпусками, никто не заболел, Турция не перестала пускать туристов, и даже полный локдаун не стал помехой, а, напротив, подарил нам такую Турцию, какой, вероятно, в нашей жизни больше никогда не случится. Когда в самых популярных и обычно ОЧЕНЬ людных местах ты ходишь в совершенном одиночестве (если не считать остальных участников путешествия), когда по трехполостной автостраде летят всего две наши машины и пробок нет даже там, где они есть всегда, когда… Впрочем, будет лучше, если я расскажу обо всем по-порядку…

…Билеты в Стамбул мы взяли еще в ноябре, почти сразу, как вернулись из Каппадокии. В Черную пятницу у Пегасуса были хорошие скидки, так что билеты на двоих в оба конца обошлись нам в 150 долларов. Даты подбирали исходя из самых низких цен, никакого конкретного плана тогда еще не было. В результате в Стамбул мы летели 24 апреля, обратно — 5 мая.

Вместе с нами билеты взяла и моя коллега Женя, с которой мы путешествовали по Каппадокии. Для экономии нам нужно было еще два человека, чтобы разделить траты на машину. Почти сразу к нам присоединились Наташа и Олег и купили билеты. В общем, на этом можно было бы и остановиться. Но постепенно к нашей маленькой группе примкнуло еще две семьи: Эдик с Ирой и Миша с Юля и сыном Тимофеем. Раз ехал Тимофей, решили взять и нашего Тимофея. В общем, так и получилось 11 человек…

Неожиданной сложностью стала покупка билетов для восьмилетнего Тимы. У Пегасуса совершенно никак нельзя купить отдельно детский билет, и присоединить его к ранее купленным взрослым тоже нельзя. Мы звонили в кассы Пегасуса в аэропорту, звонили в представительство Пегасуса в Харькове, писали в авиакомпанию, но ничего сделать не смогли. Нам повезло, что на тот момент Миша и Юля еще не взяли билеты. Они тянули с покупкой до последнего — опасались каких-нибудь сложностей, связанных с короновирусом. Так что билет для Тима взяли с их помощью.

Маршрут я рисовала достаточно долго: нужно было вложиться в отведенные десять дней и впихнуть все самые интересные места. Причем, впихнуть таким образом, чтобы не просто поставить галочку «я здесь был», а еще и постараться получить удовольствие… Отдельной сложностью было найти отели, чтобы разместить всех в нужных номерах (два трехместных, два двухместных, один одноместный), при этом чтобы отели были удобно расположены, хорошие и бюджетные. Еще мы забронировали две машины: девятиместный Форд и легковой Фиат. В конце концов, все было готово. Оставалось только ждать и надеяться, что Турция не закроется, вылет не отменится и не случится еще какой-нибудь фигни.

…Перед самым нашим вылетом в Турцию перестали пускать россиян. Еще раньше ввели новшества, связанные с HES-кодом. Плюс комендантский час по выходным в Стамбуле. Плюс рамадан. Плюс ПЦР-тесты на въезд в Турцию и по возвращении домой. Все это наслаивалось одно на другое и испугало бы кого угодно, только не нас. С самого начала я была абсолютно уверена, что все сложится наилучшим образом. И именно так и произошло…

За двое суток до вылета мы заполнили анкеты на сайте Минздрава Турции и получили HES-коды. Один код сразу же привязали к Истамбулкарт, которая у нас была. Сейчас для поездок по Стамбулу у каждого пассажира должна быть своя карта, привязанная к HES-коду. Ездить всем по одной карте, как раньше, не получится. Потом сделали тесты и получили отрицательные результаты. Заранее поменяли гривну на турецкие лиры, чтобы была наличка на всех для проезда из аэропорта.

План был такой. Вечером в субботу 24 апреля прилетаем в Стамбул. Селимся на азиатской стороне рядом с автостанцией и причалом Кадыкёй. Весь следующий день проводим в Стамбуле, прогуливаясь по самым интересным местам и любуясь тюльпанами. В понедельник с утра отправляемся в аэропорт, забираем машины и следующие десять дней путешествуем по юго-западу страны, ночуя каждый день в новом месте. 5 мая возвращаемся в Стамбул, сдаем машины и улетаем домой.

День первый. 24 апреля встречаемся в аэропорту. Настроение отличное. Правда, я немного волнуюсь, как все пройдет. Все-таки девять отелей, аренда машин, продолжительное путешествие в не самых простых условиях (я имею в виду карантин) и одиннадцать человек, включая детей, — та еще задачка и ответственность…

Но кофе быстро все расставляет на свои места. Кофе в аэропорту — обязательная традиция! Не смотря на не самую гуманную цену…

Долетели без происшествий. Забрали багаж, нашли экспресс до Кадыкёй. Стоит 18 лир с человека (около 1,8е), сели, поехали…

На азиатской части Стамбула находится множество торговых центров и офисных небоскребов. Обычно все это горит, светится и переливается, здесь кипит жизнь. Но сейчас мы едем по совершенно темным улицам, торговые центры закрыты, офисные здания чернеют в темноте неясными силуэтами. Суббота, вечер — в Стамбуле комендантский час. Немного грустно. Интересно, как все будет завтра?

Примерно через полчаса приехали на набережную. Город совершенно пустой — и это очень непривычное ощущение для Стамбула. Сориентировались по карте и пошли искать отель. До него совсем близко — метров 400.

Дошли, поселились. Отель называется Kosk Hotel Kadikoy. Стоил на всех (11 человек) на две ночи с завтраком 240 евро. В целом, неплохой. И расположение удобное — до причала идти пять минут.

Немного передохнули и пошли прогуляться. У нас на сегодня было три важные задачи: найти что-нибудь поесть, купить на всех транспортные карты (и потом в отеле привязать их к HES-коду) и уточнить, ходят ли паромы (попадалась информация, что по выходным не ходят из-за комендантского часа).

Первая задача оказалась самой трудной. Понятно, что почти все кафе и закусочные были закрыты. Побродили по окрестным переулкам и нашли закусочную, в которой делали лахмаджун. Это такое подобие турецкой пиццы — овальная лепешка с бортиками и самыми разными начинками. Заказали несколько разных. Естественно, на вынос.

Забрали пакеты и коробки. Куда ж со всем этим добром податься? Пошли к Босфору. А недавно дождь прошел, все лавки мокрые, так что и не сядешь. Ничего, разложили коробки на лавку, едим стоя и кайфуем — приключения начинаются )))

Потом пошли к паромному терминалу покупать Истанбулкарт для всех — там есть автоматы по продаже. И тут столкнулись с очередной трудностью. Мы совсем забыли, что для покупки карт нужны мелкие деньги. Автоматы не дают сдачу и все «лишние» деньги кладут на карту. А зачем нам для одного дня в Стамбуле пополнять карты, скажем, на 40 лир? И банковской картой оплатить нельзя — только наличкой. А у нас, как назло, только крупные купюры — по 50 и 100 лир.

Истанбулкарт сейчас стоит 10 лир плюс нужно положить на нее денег немножко. Крутились, вертелись — разменять деньги негде. А нам нужно этих карт 10 штук! В конце концов, каждый снял в банкомате понемногу лир, и таким образом удалось купить карты.

Вернулись в отель, собрались у нас в номере, так как он оказался самым большим, выпили по глотку виски за удачное начало путешествия и разошлись спать. А, нет, еще не спать — сначала заполнять анкету для привязки Истанбулкарт к HES-коду, а потом уже спать…

День второй. Прогноз погоды не радует — весь день пасмурно, дождь и довольно холодно. Мне жаль, что такая погода пришлась именно на Стамбул. С другой стороны — дождливым и холодным будет всего один день, дальше, если верить прогнозам, нас ждет настоящее лето…

Немного видов из окна номера — куда ж без них…

…На завтрак спустились к восьми. Сразу постановили, что завтракать будем как можно раньше, чтобы запас по времени на день был больше. Лучше раньше ложиться спасть. Хотя, с этим вчера не особо получилось — улеглись за полночь. Да и дальше не получалось — было приятно посидеть за бокалом вина в хорошей компании, обсуждая события дня. В путешествиях обычно организм мобилизируется и недосып переносит спокойно — каждое утро вскакиваешь в 6-7 утра бодрый, как огурчик и готовый к новым приключениям. Спустя время, правда, усталость свое возьмет. Но это будет уже потом, дома…

Завтрак был весьма скромный. Но, как это часто случается в турецких отелях, место для завтрака оказалось зачетным — очень уютно. Была бы погода хорошей, можно было бы пойти с тарелками на веранду — там все в цветах, фикусах и кошках. Но, увы, не в этот раз…

Около девяти утра выходим из отеля. На Стамбул в этот раз у нас всего день. Кто-то из нашей группы в Стамбуле уже был, кто-то впервые. Поэтому старалась построить маршрут прогулки таким образом, чтобы захватить самые «знаковые» места (для новичков), побывать в новых местах (где мы сами еще не были), показать всем многогранность Стамбула и, конечно, полюбоваться тюльпанами. А для того, чтобы Стамбул влюбил в себя с ходу, чтобы понять красоту и мощь этого города, начинаем с парома через Босфор.

…Каждая поездка через Босфор для меня праздник. Она всякий раз меня будоражит и наполняет радостью. И даже мелкий дождь и ветер в лицо этому не помеха. Впрочем, у остальной нашей команды, кажется, схожее настроение…

Сошли на причале Каракёй. Удивительно, но за все наши визиты в Стамбул, мы здесь ни разу не гуляли. Решили восполнить этот пробел. Набережная пустынна. Только мы, чайки и коты. Да еще немногочисленные продавцы мидий и гранатового фреша… Таким Стамбул мы еще никогда не видели…

Выпили фреш и пошли по улочкам в сторону Галатской башни. Снова начал моросить дождь…

Каракёй — исторический район Стамбула и он достаточно большой. Его главные достопримечательности — извилистые улочки со стильными кофейнями и барами, граффити и прочее уличное искусство, большой рыбный рынок. Но сейчас абсолютно все закрыто. Как точно подметила Женя, создается ощущение, что все, что можно увидеть вокруг — бутафория, и мы как будто актеры на съемочной площадке, а всех остальных — удалили… Я рада, что на улице нет туристов, это дорогого стоит. Но и местных жителей тоже нет. А без них Стамбул стал немного ненастоящим, не живым, потерял свой яркий колорит…

Но, если честно, нас это не сильно удручало. Вот только хотелось выпить кофе в какой-нибудь уютной кафешечке. Но в Каракёе было закрыто все. Абсолютно все! Идем к Галатской башне в надежде, что она открыта…

Ура, башня открыта. Мало того, в нее практически нет очереди. При входе просили показать HES-код.

На Галатскую башню мы уже когда-то поднимались. Но это — одна из визитных карточек Стамбула и лучшая видовая площадка. Почему бы не поглядеть на Босфор и Золотой Рог еще раз? Правда, погода серенькая. Но тут уж ничего не поделаешь…

Меня хлебом не корми — дай позаглядывать с высоты на крыши и балконы…

Внутри башни тоже много интересного. Особенно макет Стамбула с движущимися корабликами. Было смешно, когда пришел работник и стал протирать тряпкой… Босфор.

Хорошо, что пошли вниз пешком, а не стали спускаться на лифте. Во-первых, спуск внутри башни привел в восторг мальчишек. А, во-вторых, на каждом этаже есть разные интересные штуки. Например, симулятор полета. В 1632 году инженер-изобретатель Хезарфен Ахмед Челеби стал «турецким Икаром». Он смастерил планер в форме орлиных крыльев, прыгнул с Галатской башни и перелетел через Босфор на азиатскую сторону. Так вот, симулятор позволяет полетать вместе с Хезарфеном. Для старта нужно подпрыгнуть на месте, а потом, двигая телом и руками можно управлять полетом…

Вышли из башни и потопали дальше по крутым мощеным улочкам. На улице стало повеселее — появились люди. Немного туристов, немного местных. Видимо, проснулись, наконец…

Тем временем мы идем к одной из самых инстаграммных достопримечательностей Стамбула — лестнице Камондо. Названа она по имени банкира Камондо, семья которого жила неподалеку. Именно на пожертвования графа Аврахама де Камондо в 1860 году лестница и была построена.

Лестница Камондо — яркий пример стилей барокко и ар нуово, которые были распространены в Стамбуле в конце XIX века. В докарантинные времена, чтобы сделать фото на лестнице, нужно было отстоять длинную очередь. Сегодня же мы здесь совершенно одни. Приходится даже немного подождать случайных прохожих, чтобы сделать общую фотографию на ступенях… Нет, пустой Стамбул — это, все-таки, не плохо…

Рядышком есть еще одна фотогеничная лесенка с цветными ступенями. Но две турецкие тетушки так долго по ней поднимались, что ждать было совершенно бессмысленно…

Вот чем меня удивляет Стамбул, так это тем, что в каждую нашу встречу с ним, он совершенно разный. Отчасти это связано с разным временем года и разной погодой. И еще с тем, что всякий раз мы ходим новыми дорогами и частично по новым местам (потому как, сколько не ходи по Стамбулу, а все равно останется огромное количество нехоженых улочек и неизведанных мест). И отсутствие людей на улицах тоже меняет город до неузнаваемости. Но, думаю, дело и в самом Стамбуле. Есть у него какая-то удивительная магия перевоплощения. Он как будто очень боится тебе наскучить. И потому всякий раз показывает себя с новой стороны. Чтобы ты непременно захотел вернуться еще…

Но что в Стамбуле остается неизменным — так это коты и приязненное отношение к ним…

И вот мы снова на набережной Каракёй…

А народ как-то уже проголодался. Завтрак был не особо сытным, кофе попить не удалось. Обед на сегодня был запланирован у Супер Марио. Это легендарная закусочная на берегу Босфора недалеко от Галатского моста упоминается во многих отчетах по Стамбулу. Здесь готовят самый вкусный балык экмек. Точнее, балык дурум. Потому что балык экмек — это рыба (балык) в хлебе (экмек). А тут рыбку заворачивают в лаваш. Поэтому выходит балык дурум. Я каждый раз хотела сюда попасть, но всякий раз это место не укладывалось в наши маршруты. В принципе, балык экмек можно было бы поесть и в другом месте. На площади Эминёню, например. Но в прошлый раз мне там бутерброд совсем не понравился — он был какой-то сухой. Возможно, не повезло с местом или их и в самом деле стали делать хуже. Но у Супер Марио, по отзывам, рыба всегда была отменная. Потому что здесь добавляют в блюдо какой-то особый соус. Ну, идем пробовать…

Главное, чтобы закусочная работала. Но здесь, вдоль моря, были и другие ресторанчики. Конечно, все они работали на вынос. Но, по крайней мере, можно было поесть…

Ну вот, пришли, все работает, и даже ставридки поджарено уже достаточно, чтобы накормить нашу большую компанию. Самого хозяина, Эмина Уста (он же Супер Марио) не было. Говорят, он ужа на пенсии. Что ж, будем надеяться, что балык дурум от этого не стал хуже…

В общем, я не знаю, какой была здесь рыбка на вкус раньше, но сейчас она божественна! Ни в какое сравнение не идет с балык экмек с Эминёню. Правда, и цена повыше — 20 лир. Но мы чуть язык не проглотили! Ну и перемазались все, конечно. Потому что есть стоя не очень удобно. Зато, получили еду вообще без очереди. А в докарантинные времена, говорят, нужно было не меньше получаса в очереди отстоять…

Сытые и довольные топаем дальше, по Галатскому мосту в сторону Султанахмет. Галатский мост с закрытыми ресторанчиками и практически без рыбаков — совершенно сюрреалистичное зрелище…

Видеть шумную, людную, веселую площадь Эминёню пустой тоже немного странно…

Египетский базар закрыт. Но на улице есть несколько рядов со сладостями и специями. И жареная кукуруза продается, и голубям комендантский час нипочем. Так что, по большому счету, мы можем себе ни в чем не отказывать…

Наш путь лежит в мечеть Рустема Паши. Она находится совсем рядом с Египетским базаром, но мы ни разу в ней не были, хотя обошли довольно много стамбульских исторических мечетей. Наверное, дело в том, что вход в мечеть не так просто найти, он затерялся между закоулков и прилавков базара. Причем, сверху-то купол виден, а вот отыскать вход — тот еще квест. Но сегодня базар закрыт, и это облегчает нам задачу…

Мечеть Рустем-Паши была возведена уже хорошо известным нам архитектором Синаном в 1561 году. А за четыре года до этого именно он построил мечеть Сулеймание. Построена она в честь зятя великого султана Сулеймана Первого. По одной из версий, Рустем Паша женился на прекрасной Михримах — дочери султана и его любимой жены Роксоланы. Как и в любой мечете, здесь вы не найдете изображений людей и животных, а на полу лежит мягкий ковер. Но у этого храма есть одна особенность — его стены украшены изникскими изразцам с геометрическим и цветочным орнаментом. Керамика города Изник начиная с XV века повсеместно использовалась для оформления мечетей и дворцов. И это просто потрясающе! Даже Тима был так впечатлен, что без конца все фотографировал…

Голубые узоры, голубой купол, голубой ковер — все очень органично и приятно глазу…

В мечете было невероятно тихо. Это и понятно — мы одни, да и на улице полная тишина. Но, говорят, что здесь тихо всегда, не смотря на раскинувшийся вокруг мечети «блошиный рынок». Из-за того, что мечеть стоит немного на возвышенности, шум городских улиц до нее не долетает. Так ли это, сказать трудно. Но в тот день атмосфера здесь была умиротворяющая, как и во всем городе. А так как мы уже изрядно находились, посидеть спокойно в этой тишине было очень кстати. Больше всего в этой поездке мечети полюбили мальчишки. Они тут же укладывались на ковер, и призвать их к порядку было совершенно невозможно…

…Возле этой мечети я совершенно случайно встретила свою виртуальную знакомую Таню Кочневу. Я знала, что она находится в Турции с группой туристов. Но чтобы встретиться именно в Стамбуле и именно здесь, у затерянной в закоулках базара мечети Рустема Паши? Какова была вероятность этой встречи? Нет, сегодня определенно необычный день…

После мечети идем смотреть тюльпаны. Для меня тюльпаны вообще были главной целью этого визита в Стамбул. Каждый год в апреле в городе проходит фестиваль тюльпанов. Многие считают столицей тюльпанов Амстердам. Но, на самом деле, настоящая тюльпановая столица — это Стамбул! Тюльпаны издавна были символом Турции и любимым цветком султанов. Впервые разводить тюльпаны и собирать коллекции разных видов начали в Стамбуле еще в XV веке. Даже название цветка имеет турецкое происхождение: «tülbend» — название ткани для тюрбанов. Тюльпан назвали так за внешнее сходство с турецким головным убором…

Но в этом году из-за карантина фестиваль отменили. Поговаривали, что их вообще не будут высаживать. Но такого не случилось. Тюльпаны в парках высадили, просто не было официального фестиваля. Самым красивым тюльпановым парком считается Эмирган. И сначала я планировала туда ехать. Но в этот раз мы были в Стамбуле всего день, а Эмирган находится достаточно далеко от центра. Было бы не разумно тратить на дорогу так много драгоценного времени. Поэтому, решили идти в парк Гюльхане, до которого рукой подать.

Но сначала нужно было выпить кофе. Вот просто необходимо! Мы так его хотели, что нашли по пути не просто кофейню, а еще и кофейню, где можно было пить кофе за столиком. На первом этаже мы набрали всяческих турецких сладостей, заказали кофе и пошли в зал на второй этаж. Кофе был отличным, сладости — еще лучше. Так что получили море удовольствия…

Ну вот, а теперь идем в парк Гюльхане к тюльпанам. По пути мальчишки запросили мороженое. Остановились возле одного из мороженщиков. И тут перед нами разыграли целое акробатическое представление. Раньше я такое видела только в видеороликах. Это было очень смешно. Тима минут пять не мог получить свой рожок с мороженым, потому что от него ускользал то сам рожок, то мороженое, а то и все вместе…

Вот и вход в парк. Людей не много, но есть.

Во времена Османской империи парк был территорией султанского дворца, и только султан и придворные могли гулять по нему. В переводе с турецкого, «Гюльхане» — это «дом роз». Когда-то здесь действительно было множество клумб с розами. Но теперь главный цветок парка, конечно же, тюльпан…

Все разбрелись кто куда с фотоаппаратами и телефонами. Но тут ведь не только эстетическое удовольствие от всего этого получаешь. Какие там запахи! Кроме тюльпанов, в парке и другие цветы высажены. И они невероятно пахнут, особенно гиацинты! Жаль только, что солнышка совеем не было. С солнышком все это тюльпановое безумие смотрелось бы еще волшебней…

И от видов, и от запахов, и от переполняющей тебя радости начинает кружиться голова. Я фотографирую цветы и думаю о том, что сегодняшний день у нас сложился, как нельзя лучше. Мы попали во все те места, куда планировали, мы вкусно поели и выпили замечательный кофе, мы получили массу положительных эмоций, не смотря на комендантский час и не самую лучшую погоду. Нам определенно везет! Еще не раз и не два в мою голову будут приходить подобные мысли. Потому что все это путешествие выглядело, как большущая белая полоса сплошного везения и удачного стечения обстоятельств…

И я рада, что в Стамбуле все по-прежнему. Не смотря на всяческие карантины и локдауны. Кошек по-прежнему много, собаки огромны и вальяжны, Босфор завораживает, мечети очаровывают, кофе ароматен, гранатовый фреш освежает, балык экмек все так же божественно вкусен, а улочки атмосферны…

А что еще было удивительного в парке, так это гнезда на высоченных платанах… цапель. В моем представлении, цапля — птица, которая живет у воды, в реке, озере, болоте, ест лягушек и там же строит гнезда. В Амстердаме, правда, цапля вполне себе городская птица, примерно, как у нас вороны. Но чтобы на платане! Я глазам не могла поверить…

В парке пробыли часа полтора. Хотя он не слишком большой, но ведь невозможно было оторваться…

Дальше идем к площади Султанахмет. Быть в Стамбуле — и не заглянуть в Айя-Софию? Не могу сказать, что для меня это место является суперважным. Я спокойно и без трепета отношусь к святыням. Но мне нравится почти непереносимое ощущение древности, которое я чувствую там, нравятся все эти мозаики, и колонны, и витражи. К тому же, было интересно поглядеть на Айя-Софию в качестве мечети, а не музея…

Сейчас вход в Святую Софию бесплатный и без очереди. Как и в любой мечети, снимаем при входе обувь…

Конечно, вид у храма стал совершенно другим. Ковер и люстры меняют все до неузнаваемости. Хорошо это или плохо? Я не хочу давать событию какую-либо оценку…

Зато теперь здесь можно посидеть…

…Возле Айя-Софии тоже цветут тюльпаны…

Заглянули еще в Голубую мечеть. Надеялись, что, может, открыли хотя бы ее часть. Но нет, она по-прежнему на реставрации…

Внутри, если заглянуть в небольшие щели обшивки, закрывающей купол и внутреннее убранство мечети, можно заметить голубые проблески. Как же там должно быть красиво… Походили чуть-чуть внутри, потрогали колонну, поддерживающую купол. Какая же она огромная!

Ну вот, обязательная программа на сегодня нами выполнена. Осталось только поужинать в ресторанчике с террасой. Для ужина я выбрала ресторан Roof Mezze 360. Он понравился мне отличными отзывами, умеренными ценами и шикарными видами с террасы на Босфор. Идти до него не далеко, поэтому мы выбираем более длинную дорогу, чтобы еще чуть-чуть пройтись стамбульскими улочками…

Дошли до ресторана, и вот тут нас ждал «облом». Он был закрыт на ремонт на две недели. Предугадать такое было сложно. Запасного варианта у меня не было. Точнее, варианты были, но ресторанчики находились довольно далеко. Поэтому пошли бродить по окрестностям в поисках места, где можно было бы поужинать. Нашли симпатичную с виду кебабную с хорошими ценами и обширным меню. Еда была довольно вкусная, но обслуживание оставляло желать лучшего. То Жене вместо сибаса принесли скумбрию, то картофель фри нам посчитали два раза, потому что Тима сначала ел его за нашим столиком, а потом плавно перекочевал за столик к своему другу Тимофею. Ну и еще куча всяких мелких недоразумений. Официант извинялся, говорил, что это все рамадан, и из-за голода у него плохо работает голова. Мы ему, конечно, сочувствовали. Наверное, и в самом деле не просто обслуживать каждый день туристов, оставаясь целый день голодным. Но, тем не менее, обслуживания все-таки хотелось нормального.

В конце концов, мы покончили с ужином и не спеша пошли на причал Эминёню. Там у нас произошла небольшая неразбериха. Когда мы подошли, паром уже стоял и почти собирался отчаливать. Очень хотелось на него успеть. Все, кроме нас, прошли через турникет. И тут оказалось, что мы где-то потеряли одну из трех Истамбулкарт. Дима провел по карте Тимофея и затолкал вместе со всеми на паром. Но второй раз по этой же карте пройти было нельзя: одна карта – один HES-код – один человек. А на второй карте не осталось денег. Мы побежали к автомату, стали пополнять карту, а паром уже ждет только нас. В конце концов, нас спросили у турникета, есть ли у нас HES-код и пропустили просто так, без оплаты. Вот уж золотые люди! Потом на пароме оказалось, что мы потеряли и вторую карту — забыли ее возле автомата, когда бежали на паром. Хорошо хоть, что в этом путешествии карты нам больше не понадобятся…