Балканский калейдоскоп
Путешествие по «не европейской» Европе
Сербия, Северная Македония, Албания, Греция
Июль 2019

…Это летнее путешествие выдалось на редкость ярким. Из-за удивительной красоты мест, где мы побывали. Из-за особой ауры умиротворения, которая все время нас окружала. Из-за того, что удалось осуществить почти все задуманное. Из-за прекрасных людей, встреченных на пути. Из-за чудесной погоды, которая, хоть иногда и проливалась дождями, но все же была к нам благосклонна. И еще из-за того, что действительность превзошла все ожидания. А это классно! Гораздо хуже, когда наоборот…

…Когда я придумывала, куда бы нам поехать этим летом, у меня было два основных направления: юг и север, Албания и Норвегия. Я хотела в Норвегию, семья — в Албанию, аргументируя это тем, что мы давно не были на хорошем море. Это правда, на хорошем море мы не были с 2015 года. Но мне все-таки не хотелось жары. Хотелось прохлады и фьордов. К тому же, перечитав массу отчетов по Албании, пересмотрев множество фотографий, я не смогла влюбиться по ним в эту страну. То ли отчеты мне не те попадались, то ли не те фотографии, то ли люди, в большинстве своем, склонны замечать вокруг лишь негатив и его транслировать — трудно сказать… Но факт оставался фактом: мне не очень хотелось в Албанию, хотя умом я понимала, что страна должна быть и красивая, и интересная.

Решающим, как это часто и бывает, стал случай. Прогуливаясь по Книжному Арсеналу в Киеве я подошла к стенду «Феєрії мандрів». На стенде был сам Игорь Захарченко, который презентовал книгу про Албанию. «Что ж,— подумала я,— очень кстати. Возьму, почитаю». Игорь подписал для меня книгу («Жизнь одна — живи!»), а потом и говорит, что, мол, у них же еще одна новинка есть, о Норвегии. Ну, как такое может быть, чтобы вышли в издательстве всего две новые книги и обе именно о тех странах, куда я подумываю поехать? Но, к сожалению, книги о Норвегии уже не было в наличии — все продали. И я подумала: это — знак ))) Албания, так Албания! К тому же, и бюджет выйдет значительно скромнее, и предварительных расходов меньше — для Норвегии пришлось бы покупать теплые спальники, пересматривать одежду и обувь…В этот раз мы брали с собой шестилетнего внука. В Норвегии он мог бы заскучать, да и ходить на большие расстояния вряд ли смог бы. А если не пойти к Языку Тролля и ему подобным местам, то зачем тогда вообще ехать в Норвегию? В общем, подумали, что Тиме на море будет лучше…

Почти сразу я решила, что конечным пунктом поездки будет Ксамил — о нем было больше всего хороших отзывов. Добираться туда было бы проще всего через Грецию. Но мы хотели посмотреть Македонию и побыть еще немного в полюбившейся Сербии, поэтому маршрут вырисовался через Венгрию, Сербию и Македонию. А обратно уже можно и через Грецию, захватив Метеоры и Олимп, в сторону которых мы давно поглядывали.

Изначально я хотела побыть пару дней в Будапеште. Но потом Будапешт, уже в который раз, был из маршрута вычеркнут. В последнее время большие туристические города в разгар сезона стали меня напрягать. Побывав в некоторых местах в межсезонье, я пришла к выводу, что это гораздо приятнее жары, толп туристов и завышенных цен. А летом лучше отдать предпочтение природе. Так у нас и получилось в этот раз: городов в путешествии было совсем мало, зато оказалось много гор, озер и моря.

Сначала я думала заночевать по пути в каком-нибудь маленьком венгерском городке и заодно по нему погулять. В Венгрии мы много раз были исключительно транзитом, хотелось познакомиться с ней чуть поближе. Выбирала между Дебреценом и Сегедом, но по фотографиям они оба меня не сильно впечатлили. Сербская Суботица нравилась куда больше. Да и цена на жилье в Сегеде была в два раза выше, чем в Суботице. Был еще вариант задержаться на денек в Мишкольце. Там находятся известные купальни, расположенные в пещере. Я даже жилье там забронировала. Но потом семья стала фукать, что купальни — это не интересно, это скучно и все такое прочее. Пришлось снова перекраивать маршрут. В конце концов, я остановилась на Суботице — побыть лишний денек в милой Сербии все были не против…

Еще при планировании возникла у меня дилемма. Мы целенаправленно хотели избежать севера Албании, не ехать в Тирану и Дуррес, чтобы не портить впечатления от страны. Но на севере был Шкодер — весьма аутентичное место. И еще каньон Комани. И деревушка Сэс в Северных Албанских Альпах. Еще совсем недавно попутешествовать по озеру Комани до Вальбоны можно было лишь на раздолбанном пароме, переделанном из… старого автобуса. Но недавно там все изменилось. Теперь до Вальбоны ходят новые паромы, на которых можно не только прогуляться по озеру, а еще и перевезти машину. Очень хотелось сделать так: доплыть по каньону до Вальбоны, любуясь потрясающе красивым южным фьордом (хотя, конечно, термин «фьорд» применим только к Норвегии, но все-таки…), подняться в деревушку Сэс, зависнуть там на несколько дней и походить радиально по Албанским Альпам. Горы в тех краях сказочно хороши… Но тогда нужно было пожертвовать Македонией. Иначе маршрут совсем не складывался — нужно было делать очень большой и неоправданный крюк. Подумали-подумали, да и решили оставить север Албании на другой раз. Хотя, расставаться с мечтой было жаль: очень уж меня «зацепило» и Комани, и Сэс. Но это же здОрово, когда остается какая-то недосказанность и места, где еще предстоит, и, главное, хочется,побывать! Так ведь?

Чтобы больше не грузить уважаемых читателей подробностями планирования, перейду к путешествию. А если по ходу рассказа буду вспоминать какие-то «полезности», обязательно о них напишу. Итак…

Ах, да! Еще обозначу бюджет. За время путешествия (22 дня) мы проехали 6000 км, потратив на четверых на бензин 580е, на жилье 400е, на оплату дорог 60е, на еду, достопримечательности и всякие мелочи — около 500е. Итого —1600 е за все.

Ну вот, а теперь поехали…

День первый. Выехали 6 июля около 5 утра под моросящий дождь. Но это ничего, мы почти всегда в дождь уезжаем…

Тимофей ночевал у нас, но все равно пришлось заезжать по пути к Кате — она забыла положить ему теплые вещи. В шесть были за городом, и покатили по уже привычной трассе в сторону Львова.

…С Тимой мы путешествуем уже не впервые, правда, так далеко и надолго еще не ездили. Я уверена, что приучать ребенка к путешествиям важно с самого раннего возраста. И речь не о «турциях» и «египтах», где все сводится лишь к простому развлечению: еда, анимация, горки (хотя, конечно, и они могут быть, почему нет). Речь о путешествиях, в которых есть элементы познания, развития, изучения особенностей страны, расширения кругозора, простого созерцания. Многие уверены, что ребенку-дошкольнику не интересны города и музеи. А я уверена, что начинать нужно именно в дошкольном возрасте, показывать, постепенно приучать, заражать своим собственным восторгом, передавать свои знания. Иначе любознательность и потребность познавать мир может так и не сформироваться. Так что мы стараемся, по возможности, брать Тимофея с собой, чтобы в его жизни было что-то еще, помимо анимации в турецких отелях… Впрочем, его родители тоже стараются. Просто у них не всегда хватает на это терпения ))))

Кофе на заправке — что-то в этом есть романтически-щемящее. А впереди еще — целое большое приключение…

…Киев проехали на удивление быстро. Не смотря на ремонт моста и тянучки то тут, то там. За Киевом пообедали в уже традиционном месте домашними припасами.

…Дорога бежит легко, облака плывут по небу белыми хлопьями. За окном мелькают привычные пейзажи. Это сколько же раз мы уже здесь проезжали? И будничные дела потихоньку тают в череде километров, кажутся далекими и неважными.

Тимофей канючит, чтобы ему дали планшет. Но у нас твердая договоренность: по двадцать минут игры утром и вечером и один мультик в день. Если весь день предстоит дорога — поиграть можно больше. Если же день у нас активный, обходимся без планшета. Несколько дней потребовалось на адаптацию ко всем правилам, которые были введены на время путешествия. Тима «прощупывал» границы, определял, как далеко можно зайти. Но быстро понял, что правила не нарушаются. И с этого момента все пошло, как по маслу…

…И все было просто замечательно до того момента, как где-то на подъездах ко Львову мы стали замечать новый шум, идущий из-под машины. Причем, с каждым километром он усиливался. Было похоже, что это глушитель… За Львовом отыскали придорожную эстакаду, загнали туда машинку. Глушитель полностью прогорел и держался на честном слове. Было странно, что автомастер, который диагностировал машину перед поездкой (а мы всегда это делаем), не заметил проблемы. Маловероятно, что это произошло за 1000 км дороги…

…Это просто дежавю какое-то. Что-то похожее уже было с нами. И тоже проблема всплыла аккурат перед границей, но еще на нашей стороне. Как будто нам давался всякий раз шанс устранить проблему малой кровью и дальше путешествовать со спокойной душой. Особой проблемы с ремонтом возникнуть не должно было. Но завтра — воскресенье, святое для закарпатцев. Есть большая доля вероятности, что мы просто не найдем работающую автомастерскую. Второй момент: заваривать глушитель было бессмысленно, его нужно было менять. А попробуй еще найди нужную модель!

Мы как-то даже особо не расстроились. Имея большой опыт путешествий, понимаешь, что всякие неприятности — это просто неизбежные мелочи жизни. И расстраиваться из-за этого совершенно бессмысленно. Нужно действовать. Действовать спокойно и разумно, а не тратить время на стенания. Одно было жаль: весь четко спланированный маршрут начинал рассыпаться, как карточный домик. И это одна из причин, почему в длительных путешествиях мне больше нравятся кемпинги: тебе не нужно заранее ничего бронировать, ты абсолютно свободен в передвижениях. А когда на ближайшую неделю у тебя забронированы ночевки, да еще и всякий раз в новом месте, любой сбой в дороге может нарушить всею эту стройную цепочку. Ладно, с этим потом разберемся. А пока я лихорадочно вспоминаю, кто у нас есть знакомый на Закарпатье, кто сможет нам помочь. Ну, а Дима рулит в сторону перевала. И грохот стоит такой, что люди шарахаются…

И тут я вспоминаю про Олега Вишневого! Мы знакомы с ним сто лет, не один год вместе ходили и колесили по Крыму в составе детско-родительских групп. Правда, кажется, что это было в другой жизни. Сейчас Олег организовывает путешествия по Карпатам и Турции. И должен быть где-то в Закарпатье. Если, конечно, не в Турции. Мы не виделись сто лет…

Звоню Олегу, объясняю ситуацию. Он связывается с несколькими знакомыми мастерами. Но, как я и предполагала, ремонтироваться в воскресенье — дохлый номер. Я, говорит, сейчас в Сусково, приезжайте, есть гостиница, есть свободные номера, завтра накормлю завтраком, утро вечера мудренее и все такое… Мы не планировали ночевать в Закарпатье, хотели остановиться перед перевалом или в районе Стрыя. Но, раз такое дело, решили ехать. И что это за неведомое Cусково такое? А за окном уже плотные такие сумерки…

…В полной темноте переваливаем через Карпаты. Серпантин, бешеные фуры, которые несутся на скорости, подпирают тебя сзади, светят фарами, а потом обгоняют на каком-нибудь крутом вираже. Ненормальные… Хорошо, что хоть дорогу здесь подлатали…

В Сусково приехали около десяти вечера. Олег нас уже ждал. Расцеловались. Отвел нас в отель, вручил пакет — термос с чаем и большая булка с маком. Договорились, что завтра с утра мы придем к нему на завтрак — он снимает дом поблизости, завтра встречает новую группу. Есть совсем не хотелось, а вот чай оказался кстати. Расположились, перекусили.

… Нужно было что-то решать с бронью жилья на завтра. У меня была забронирована квартира в Суботице. Туда мы, при любом раскладе, уже не попадем. Нужно было ее попытаться отменить без штрафа. Позвонили по WhatsApp хозяйке, объяснили ситуацию, попросили не брать оплату. Сербы — милейшие люди. Очень душевно поговорили и, конечно же, отменили все без штрафов. Дальше у нас был Нови Сад. С ним решили не дергаться пока, поглядеть, как все пойдет…

День второй. Всю ночь по крыше лупил дождь. Проснулась я рано, выглянула в окно — все затянуто низкими серыми тучами. Эх, жаль, а я-то думала напроситься на прогулку к водопаду: Олег встречает утром группу и в качестве разминки планировал прогулку по окрестным горам. Но, похоже, прогулка не состоится…

Дождь кончился. Мы собрались и потопали к Олегу. А это Сусково — очень даже ничего. Чистенько, аккуратно. Эх, давно мы в Карпатах не были… Однозначно не худшее место, чтобы чинить машину. Даже подумалось: нужно по пути в Европу зависать где-нибудь здесь на пару дней, приходить в себя после рабочего напряжения, релаксировать и заряжаться энергией, а потом уже двигать дальше. Очень уж мощные энергии бьют здесь ключом, проверено неоднократно…

Только вышли — снова припустил дождь. Да еще какой! Спрятались под крышей остановки переждать немного.

…Под моросящими каплями добежали до Олега. Хорошо было бы поговорить подольше, о прошлом, настоящем и будущем, повспоминать любимый Крым. Но Олег спешил на вокзал. Не смотря на это, я все равно была ужасно рада, что увиделись. Часто неприятные обстоятельства дарят нам какую-нибудь восхитительную компенсацию за неудобства. И ты даже начинаешь думать, что предложенная альтернатива очень даже ничего…

…Позавтракали, поболтали немного, распрощались. Олег советовал ехать в Ужгород (в Мукачево вообще маловероятно что-то найти), расслабиться до понедельника, погулять, может, на термальные источники съездить. Но нас это не очень устраивало. Потому что тогда мы пролетим и с Нови Садом. За полдня мы никак не успеем пройти границу с Венгрией (не известно еще, сколько простоим), а потом пролететь всю Венгрию и половину Сербии до Нови Сад. В общем, решили для начала ехать в Ужгород на авторынок и попытаться все-таки решить проблему сегодня. Хотя на удачный исход не особо надеялись.

По пути несколько раз позвонили в разные автомастерские, отыскав телефоны на придорожных баннерах. Везде нас вежливо «послали» до понедельника.

Нам не очень удобно было ехать в Ужгород. Завтра все равно пришлось бы возвращаться в Мукачево — погранпереход с Венгрией там. Но в Ужгороде был авторынок и, хвала небесам, в воскресенье он работал. Скажите, какая вероятность, что на маленьком авторынке в Закарпатье будет не просто точка, торгующая глушителями, а там еще и отыщется глушитель именно на нашу машину? Небольшая вероятность, честно сказать. Но глушитель таки нашелся! Мало того, Дима, обладая завидным упорством и не желанием мириться с очевидными обстоятельствами, нашел таки мастера (конечно же не закарпатца, а мужчину из Никополя), который согласился поменять нам глушитель. И обошлось это все с работой всего в 1300 гр. А вы говорите, что чудес не бывает…

Пока Дима занимался ремонтом, нам не было резона терять время впустую. Мне очень нравится Ужгород, мы уже бывали здесь, и в прошлый раз основательно посмотрели город. Но вот в музей народного быта не попали. Теперь был шанс это исправить. Тем более, я подумала, что Тима подобный музей должен заинтересовать. Дима отвез нас в город, и мы потопали в сторону замка и музея…

…Но по пути не смогли устоять перед запахом кофе из дверей одной из кофеен. Вообще, Ужгород — очень кофейный город! Сами ужгородцы считают свой город кофейной столицей Украины. Традиция кофепития здесь древняя, распространенная и уважаемая. Местные жители шутят, что «кофе по-закарпатски» — это не так способ его приготовления, как способность каждого ужгородца целый день его пить. А нам, чтобы выпить кофе, особого приглашения не нужно. Мы и сами под стать ужгородцам…

Мода на кофе всегда бытовала в Ужгороде среди представителей интеллигенции, коей старый город славился. И вообще напиток на территории Украины впервые появился именно на Закарпатье. Историки говорят, что впервые с кофе познакомили закарпатцев турки. Было это еще во времена Венгерского королевства. Постепенно потребление кофе стало синонимом богатства и роскоши, поэтом пить кофе на Закарпатье первыми начали члены знатных семей. А в деревнях с кофе познакомились лишь в начале 60-х годов прошлого века. И называли его здесь по-особому — кавиль.

Это слово, «кавиль», я раньше ни разу не слышала. Поэтому, увидев название кафе, мы с Машей, пока ждали заказ, полезли в гугл. И оказалось, что на Закарпатье кофе очень часто так называют — кавиль. Вообще, вокруг кофейной темы здесь крутится масса шуток и анекдотов. На вопрос «Что будете: кофе или чай?» 70% закарпатцев отвечают «кофе», 30% говорят: «Спасибо, не буду, я уже сегодня пять кавиль выпил»…

Мы с Машей выпили по кофе, Тимыч — какао, съели сырник, и пошли гулять дальше. В замок заходить не планировали, просто прошлись мимо. Тима он очень впечатлил — замков он еще не видел. А тут еще меч в камне…

У стен замка расположился музей под открытым небом. Я представляла, что он здесь совсем небольшой. Оказалось, что музей очень даже внушительных размеров!

Мы купили билеты и пошли бродить по украинскому селу, хотя в реальной жизни такого не существовало — все домики собраны из разных уголков Закарпатья. Я вообще очень люблю скансены. Они дают возможность познакомиться с особенностями народного быта той или иной местности, делают это наглядно и «не занудно». Ты просто гуляешь по милому парку и параллельно узнаешь что-то новое. Особенно хороши такие штуки с детьми. Тимофей был в восторге, я даже не ожидала. Он крайне активный парень, желающий везде залезть и все пощупать. А тут, как раз, можно было и побегать, и в домики позаглядывать, и многое потрогать руками…

Музей был открыт в 1970 году. А до этого сюда стали свозить деревянные постройки со всех уголков Закарпатья. Они датируются концом XVIII – началом XIX века. Здесь есть дома горцев — бойков и гуцулов, есть постройки лемков, и даже венгров и румын, которых немало живет в Закарпатье.

Как и в любом уважающем себя селе, здесь есть корчма. Такое заведение было настоящим бедствием для жителей села. Корчмари продавали спиртное в долг под высокие проценты, а в залог брали скот, землю и даже дома. Бывало, что пристрастие к спиртному приводило крестьян к полному разорению. Сейчас это место не выглядит таким уж зловещим — дом как дом…

Водяная мельница из села Колочава внешне похожа на обычную хату. В ней было два помещения. Одно — производственное, в другом иногда ночевал и жил сам мельник. Рассматриваем механизм с Тимой, рассказываю ему, как в старину мололи зерно.

Гуляем дальше, приглядываемся к разным интересным мелочам…

Вокруг много разной живности: курочки, овечки, козочки. Маша с Тимом прилипли к козлятам и долго не могли от них отлипнуть…

Внутри домиков масса всевозможных предметов, о которых Тима, конечно, даже не слышал никогда. Рассматриваем все это: прялка, ткацкий станок, стиральная доска, музыкальные инструменты…

Гуцульский дом, а, точнее, целое подворье — гражда. Здесь и жилой дом, и всевозможные хозяйственные постройки: хлев, кладовая, хранилище дров. Все это обнесено высоким забором с входными воротами. Такие дома были у зажиточных крестьян.

Очень приятный музей, все эти домики под соломенными крышами, эти плетни и мальвы, эти стога сена навевают умиротворение. Людей не много, среди них довольно часто встречаются иностранцы…

Пока гуляли по музею, Дима закончил с ремонтом и присоединился к нам. Даже не верилось, что все так быстро и достаточно легко завершилось. Нам, как всегда, везет…

…Конечно, есть здесь и церковь. И не просто церковь, а памятник деревянной архитектуры из села Шелестово 1777 года постройки, один из лучших образцов храмного строительства на Закарпатье. Причем, это не только музей, а и действующий храм. Говорят, особенно много людей здесь собирается по праздникам…

…Внутри собор интересный и атмосферный, со старинным иконостасом, резным орнаментом, иконами 17-18 веков. Люблю такие камерные старые церквушки, они не оставляют равнодушным, и у меня нередко вызывают ощущение мурашек на коже… Такие есть на Закарпатье. Таких много мы видели и в Польше…

…Мы уже порядком подустали и проголодались, особенно Тима. Он не приучен много ходить, как в свое время Катя и Маша. И я вообще переживала, как он будет выдерживать наши продолжительные прогулки. Но все было в целом неплохо. Его, главное, кормить почаще — тогда недовольства становится куда меньше ))))

Бросаем последний взгляд на домики и идем к выходу…

Идем по каменным улочкам к машине, которую Дима оставил где-то здесь…

Еще утром я забронировала хостел недалеко от центра. Можно было бы поехать в хостел, помыться, переодеться и уже потом пойти в город и где-нибудь поужинать. Но Тима стонал, что он умирает с голоду. Решили поискать по карте какую-нибудь столовую в центре. Нашли парочку, пошли сначала к одной, потом к другой, но они оказались закрытыми — воскресенье же… Кружили, кружили, и попали на главную пешеходную улицу Корзо.

А там — мой любимый ужгородский памятник фонарщику. Установили его в 2010 году. Прототипом стал Николай Деревянко, которого местные жители называли не иначе как «дядя Коля». У него была редкая и интересная профессия — фонарщик. Долгие годы, два раза в день, в 9 часов вечера и час ночи, он обходил все улицы в центре города и зажигал фонари, а потом гасил их. Позже он стал зажигать еще и световую рекламу. Это был редкой доброты человек. И те коренные ужгородцы, которые его помнят, рассказывают, что дядя Коля закончил филфак, всегда ходил а с авоськой, где были бутылка белого столового вина (не Портвейна, не Солнцедара, не Білого Міцного, а именно хорошего сухого), 1-2 номера «Иностранной литературы», пара книг. Он был странноват и невероятно начитан. За это его называли «ходячей энциклопедией». Он действительно был символом. Даже не столько Ужгорода, а настоящей интеллигенции, которой теперь, увы, почти не осталось… Просто удивительно, какие интересные истории и необыкновенные люди порой стоят за неприметными бронзовыми памятниками…

В конце концов, окончательно устав от жары (а было не то, чтобы очень жарко, но как-то слишком уж парко и душно), решили все-таки ехать в хостел, перекусить там бутербродами, передохнуть немножко и ближе к вечеру погулять и поужинать. Вернулись к машине, сели, поехали. Хостел оказался довольно приличный. Душ, правда, оставлял желать лучшего. Но зато была мини-кухонька с микроволнокой и чайником и чистая комната. И машину можно было поставить во дворе.

Тима попрыгал немного по кроватям (эти двухъярусные кровати в хостелах приводили его в неописуемый восторг) и уснул. Мы помылись, выпили кофе, повалялись немного и стали собираться на прогулку. Чувствовали себя немного подуставшими от жары, переживаний и плохого сна накануне поездки (полночи под окном орала чья-то сигнализация). Но валяться дома тоже было как-то глупо: Ужгород слишком хорош для этого…

Посидели немного в небольшом скверике. Крайне коммуникабельный Тима тут же нашел себе приятеля…

Этот сквер называется альпинарий и ему почти две сотни лет. Здесь есть и небольшая искусственная горка, и каскад, и озерцо, и даже растут альпийские травы, туи, самшит. А кто эти люди, которые сидят здесь на лавке? Это Адальберт Эрдели и Иосиф Бокшай, известные художники, основатели закарпатской школы живописи.

Напротив сквера замечаем граффити весьма характерного стиля. Ну, конечно, это наш харьковский художник Гамлет в Ужгороде отметился! Его философские рисунки ни с чем не спутаешь. У меня есть целая коллекция фотографий его харьковских граффити — очень люблю их…

Потопали в сторону Корзо. Тима завис у витрины «Майстерні карамелі», а мы пытаемся отыскать кафе для ужина…

Ходили-бродили и нашли бар «Кактус». Возможно, оформление бара с закарпатской кухней в мексиканском стиле может показаться странным, но нам там все понравилось: и оформление, и официанты, и еда, и цены.

Я взяла себе бограч, Дима — гуляш, дети — что-то более традиционное, вроде куриного филе с картошкой, плюс корзинка хлеба, плюс соки, плюс два пива, плюс три кофе и — вуаля — всего 400 гривень за все на четверых! Не, в Харькове таких цен точно нет…

Пока мы кушали, полил невероятный дождь. И невероятный — это не фигура речи. Я такого дождя давно не видела. Как будто там водопад наверху включили: в считанные минуты улица заполнилась водой, люди бежали в ней по щиколотку. Водосточные трубы, казалось, разорвет от потоков. А мы даже без зонта. Ну ладно, сидим. Добежим потом как-нибудь. Сидеть пришлось долго, пока дождь из ливня перешел в умеренно-моросящий. Постепенно и вода с тротуаров немного сошла. Выбрались на улицу…

…На перилах на набережной реки Уж сидел грустный и мокрый Джон Лорд, основатель Deep Purple. Таких крошечных скульптур в Ужгороде много. Можно устраивать целый квест по их поиску. Как поиск гномиков во Вроцлаве. Ужгородские миниатюры оригинальные и смешные. Здесь есть и крошечная Эйфелева башня, и кубик Рубика, и Энди Уорхол, и даже свой, ужгородский, писающий мальчик. Все-таки Ужгород — потрясающий город…

…Я бы с превеликим удовольствием погуляла бы еще по Ужгороду. Но семья запросилась домой. Все и в самом деле устали. К тому же, дождь не прекращался. Мы так и шли под ним до самого хостела, и промокли насквозь. И замерзли. А когда пришли — он снова полил, как из ведра. В общем, хорошо, что не стали гулять дальше. Все улеглись смотреть фильм на ноутбуке. Я тоже пыталась смотреть, но отчего-то все-время засыпала. Сначала еще как-то боролась со сном. Потом окончательно потеряла нить повествования. И перестала бороться. И уснула…