В поисках земских школ
Полтавщина, август 2023

 

 

…Более ста лет назад, в начале XX века, было принято решение об обязательном начальном образовании. С этой целью планировалось создание в селах школ, деньги на строительство которых выделило Министерство народного просвещения. Реализация же данной программы была возложена на земства — органы местного самоуправления. Полтавская губерния (а, если быть точнее, Лохвицкий уезд) стала одной из первых, где развернулось строительство школ.

В 1909 году Лохвицкая земская управа заказала украинскому архитектору и этнографу Опанасу Сластиону разработать восемь типовых проектов школ в украинском стиле. На тот момент уже имеющиеся школы были невзрачными, казенными строениями. Сластион же подошел к работе творчески. Уже тогда в среде украинских архитекторов появилась идея создать собственный архитектурный стиль на основе народного. Так появился украинский архитектурный модерн — УАМ. И именно Сластион сформулировал шесть основных признаков украинской архитектуры, среди которых шестиугольные трапециевидные окна и четырехскатные крыши. Вот в этом новом стиле и были спроектированы его школы…

Всего школ по проектам Сластиона было утверждено около 100. Большинство — в Полтавской области. Есть еще в Сумской и Черниговской. Тогда вся эта территория относилась к Лохвицкому земству. Точную цифру, сколько школ было построено, я не знаю. Но сохранилось их на сегодняшний день, если верить источникам, около 50.

…Информация о земских школах случайно попалась мне на глаза года четыре назад. И тогда же засела в голове мысль отправиться в мини-экспедицию на поиски этих школ. Пока от них еще хоть что-то осталось. Причем, поехать на велосипеде, составив маршрут таким образом, чтобы зацепить часть из них. Потом был карантин, и с поездками не очень складывалось. Потом война…

…Есть такая известная фраза о том, что мы путешествуем, чтобы сменить не место, а мысли. Этим летом у меня возникла, в связи с определенными обстоятельствами, именно такая необходимость — отвлечься, сменить мысли. Хотя бы на время. По опыту знаю, что лучше всего это удается в велопоходе с хорошей нагрузкой. И вот тут я снова вспомнила о школах Сластиона. Полтавская область сейчас — самое безопасное место для велопокатушек из относительно близких к нам. Решено — едем на поиски земских школ!

Изначально мы с Димой хотели ехать вдвоем. Я придумала такую логистику: в пятницу в 7 утра садимся с велосипедами в Интерсити (обязательно в первый вагон, там достаточно места для велосипедов), в 10 утра мы в Миргороде, оттуда стартуем в велопоход на 180 километров с двумя ночевками в палатках, и к вечеру воскресенья приезжаем в Лубны. Там садимся на Интерсити и в 20-00 мы в Харькове. Выходило все довольно складно. И я взяла билеты.

Но потом мы пригласили поехать вместе с нами друзей — Лену, Сашу и их шестнадцатилетнего сына Льва. Лева смог бы ехать с нами на велосипеде, а Саша и Лена — на машине. А на ночевку мы бы собирались все вместе. В результате, у нас снова получалась «машина сопровождения» и можно было не тащить на себе палатку, спальники и прочие объемные вещи. В конечном итоге вышло так: мы сдали билеты и поехали на нашей машине, как самой вместительной. В салоне нас был пять человек и французский бульдог Гера, два велосипеда на фаркопе, еще один – частично разобранный в багажнике. Там же вещи и снаряжение для пяти человек.

Стартовали в пятницу 18 августа рано утром. Наш путь лежит в Миргород…

Доехали без приключений. Правда, когда свернули с киевской трассы на Миргород, дорога там оказалась местами ужасная. По раздолбанному асфальту тяжело ехать с велосипедами на фаркопе. Но ничего, потихоньку, не спеша добрались…

Припарковались недалеко от Миргородской лужи. Вы не подумайте, я не издеваюсь над миргородским прудом. Миргородская лужа — это официальное название. Придумал его Гоголь в повести «Как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» («Прекрасная лужа!») Но мы не сразу пошли смотреть эту знаменитую лужу, а сначала заглянули в кафе неподалеку. Внутрь нас с собакой не пустили, и даже не разрешили сесть за столик на улице. Это немного раздосадовало — в Харькове многие кафе «догфрендли». Может, в Миргороде тоже такие есть, просто нам не повезло. Пришлось лакомиться кофе «ту гоу» и чизкейком на лавке…

Потом пошли поглядеть на «прекрасную лужу». Симпатичный пруд, окруженный старыми ивами, с домиками для птиц, утками, лебедями и канадскими гусями…

Вокруг пруда расположились гоголевские персонажи. Они появились здесь в 2009 году…

     

     

Было бы приятно и интересно погулять по Миргороду, сходить в парк санатория, попить миргородской воды из бювета, но мы и так уже выбивались из графика. Времени было около 11, начиналась жара. А нам еще собирать велосипеды и ехать до места ночевки километров 70. Ладно, Саша с Леной за нас погуляют, им торопиться некуда. Но перед выездом заглянули еще на минутку в Успенский собор, он находится прямо у пруда. Красивый собор, и лучи света внутри — все, как я люблю…

     

Вернулись к машине, еще около получаса провозились с велосипедами — пока собрали, настроили, навесили всякие сумки и рюкзаки. Выдвинулись уже почти в полдень. Вот выбрали ж мы для похода едва ли не самые жаркие дни за все лето: прогноз обещал, что с каждым днем будет все жарче, и жарче, до 37… Сегодня — +34.

Едем по Миргороду, здесь даже местами есть велодорожка…

Выехали за город. Пока едется легко — ветерок обдувает на скорости, поэтому жара не сильно ощущается. Дорога почти везде ровная, по асфальту без машин, среди полей…

Первая точка нашего маршрута — село Хомутец. Это около 15 километров от Миргорода. В Хомутце сохранилась усадьба Муравьевых-Апостолов, построенная в конце XVIII – начале XIX века в стиле классицизма.

Мы подъехали ко въезду в парк при усадьбе, нас тормознул дядечка-охранник:

— Куди розігналися?
— Та хочемо садибу подивитися.
— Ну, залишайте велосипеди та йдіть пішки…
— А можна ми пішки, а велосипеди з собою?
— Ай, та ладно, їдьте вже!

Ну, ми й поїхали. По аллейке густого парка, такого заросшего, что он уже больше походил на лес. А вот и усадьба…

Зрелище печальное… Видно, насколько хороша была усадьба в былые времена. Очень красивая архитектура, но здание заброшено и полуразрушено…

Сначала имение принадлежало семье выдающихся украинских военных — Апостолов, которые позже соединили свои судьбы с семьей Муравьевых. Поэтому их потомки начали использовать двойную фамилию. В начале XIX века особняк находился во владении историка, писателя и дипломата Ивана Муравьева-Апостола (потомка украинского гетмана Даниила Апостола). Именно по его приказу был перестроен дворец и перепланирован парк. Сейчас парк занимает 77 гектаров площади. В нем растут более чем двухсотлетние деревья. Но парк, как и усадьба, показался нам довольно заброшенным.

Усадьбу в Хомутце часто называют усадьбой декабристов. Дело в том, что сыновья Ивана Муравьева-Апостола Сергей, Матвей и Ипполит действительно были декабристами. Двое из них (Сергей и Ипполит) погибли в борьбе против царского режима. В советское время в усадьбе был техникум, потом исторический музей. Сейчас же здание находится в аварийном состоянии и не используется.

     

Мы осторожно пробрались за забор и немного побродили вокруг усадьбы. Говорят, что пару раз в Хомутец приезжали потомки Муравьевых-Апостолов из-за границы. Они собирались восстанавливать усадьбу, но так и не сделали этого. Жаль…

А нам пора ехать дальше. Становится уже не просто жарко, а очень жарко. Но деваться некуда, нужно ехать. Катим сначала по трассе, потом сворачиваем на грунтовку в поля. На карте здесь обозначено урочище. Места и впрямь красивые…

Встречаются довольно сложные участки дороги — с колеей, грязью, гравием, заросшими тропинками. И это было бы не страшно, если бы не такое пекло. Вроде бы совершаешь привычные телодвижения, а устаешь на порядок больше. И без конца пьешь. И еще хочется. Наверное, литров по пять на человека выпили за день…

Мы не можем спокойно проезжать мимо сельских магазинов — без конца тормозим и покупаем там то холодную воду, то колу. Но этого хватает ненадолго…

В каком-то селе нашли симпатичный сквер, уселись там на лавке и пообедали. У нас с собой был паштет, сыр, хлеб и овощи. Я, правда, ничего есть не стала. Понимала, что это не правильно, нужно было где-то брать энергию. Но от жары просто в горло ничего не лезло…

Перекусили и покатили дальше. Появились подъемы. Но не слишком крутые и затяжные. Помню, что я ехала и просила Вселенную только об одном: чтобы место ночевки было хорошим. И чтобы можно было искупаться в реке. Потому что мы были совершенно мокрыми от пота и притрушенные пылью полевых дорог.

Когда мы планировали маршрут, с местами ночевок оказалось сложно. Вроде и рек в тех краях много, но все мало-мальски пригодные для купания пляжи оказывались для нас неудобными. Ночевать мы планировали в селе Бодаква. Там же, кстати, должна была быть и первая земская школа. Возле Бодаквы протекает река Сула, и, судя по карте, там были места и для купания, и для палаток. Но это на карте. А как на самом деле — кто знает. Может, эта Сула вообще там мелкая и заросшая… Так что я ехала и просила: пусть место будет классным, пусть будет классным…

…Часам к шести или чуть позже докатили до Бодаквы. По пути сделали привал минут на 15, чтобы спрятаться в тень и выпить по стакану кофе и холодного кваса возле какого-то сельского магазинчика. Жара что-то никак не спадала…

Село Бодаква стоит на левом берегу реки Сула в месте впадения в нее реки Бодаква. Сула в этом месте извилистая и образует старицы — участки старого русла. Здесь находится одна из земских школ, первая на нашем пути. Оказалось, что искать эти школы — тот еще квест. Точные координаты найти не для всех школ удалось, адреса есть, но на карте во многих селах нет подомовки. И даже координаты не всегда верны. Некоторые школы стоят на дороге и их сразу видно. Другие же затеряны в деревьях и застроены домами вокруг. И, что удивительно, нередко даже местные не знают об их существовании.

Ну, школу в Бодакве мы нашли довольно быстро, она стоит вдоль дороги, правда, на дальней окраине села.

Школа в Бодакве мне очень понравилась. Одна из самых интересных. Вот этот вот залом крыши — одна из примет украинского модерна, выделенная Сластионом. Школ с подобными крышами сохранилось всего пять.

Проекты школ Сластиона делились на четыре группы: одно-, двух-, трех- и четырехкомпонентные. В зависимости от количества классов. Школа в Бодакве — двухкомпонентная, т.е. на два класса. Она довольно ухоженная и используется в настоящее время как административное здание. В лучах низкого вечернего солнца белые кирпичные узоры смотрятся просто сказочно. Кстати, вот этот вот узор, похожий на вышиванку, тоже характерен для стиля УАМ. На разных школах он реализован по-разному…

Только я стала делать фотографии, ко мне подъехал дядечка на велосипеде и начал спрашивать, что я фотографирую и зачем. Я объяснила, что хочу сделать несколько фотографий на память исторического здания старой школы. Он не стал возражать и поехал дальше. Такая бдительность местных вполне понятна и даже радует. Такое время…

Пока мы топтались у школы, подъехал наш «кадик» с Леной, Сашей и бульдожкой Герой. Мы еще немного полюбовались школой уже все вместе и поехали искать место для стоянки — солнце уже клонилось к закату…

С помощью местных мы отыскали и реку Сулу, и пляж за селом. Ох, что же это было за место! Вселенная услышала мои молитвы, не иначе. Чистейшая река, песчаный пляж, уютная ровная полянка как раз для двух палаток и почти полное отсутствие комаров. Люди, правда, были. Но немного, и на закате все разъехались… Еще из удобств — мусорные баки и туалет. И на удивление чистый берег…

Первым делом пошли купаться. После такого жаркого дня и 75 километров по бездорожью это лучшее, что может быть! Раньше в Суле мне не доводилось купаться. Не то, чтобы я коллекционировала реки, но очень люблю воду и плаваю при малейшей возможности. Вода оказалась чистой, приятно освежающей. Выходить на берег не хотелось, но дело шло к сумеркам, нужно было ставить палатки и готовить ужин. У меня обычно так в велопоходах: в течение дня есть совсем не хочется, но как только вечером искупаюсь и немного отдохну, аппетит просыпается волчий…

Разбили лагерь и стали готовить ужин. Конечно, в обычный велопоход мы не берем стол со стульями. Но если с машиной, то почему бы и нет? Я собиралась на ужин готовить пасту с тушенкой и песто. Это у нас уже стало традиционным блюдом в велопоходах наряду с журеком, стараюсь всякий раз их приготовить. Но у Лены были три банки каш с мясом от «Сто пудов». Гречневая, рисовая и пшеничная. И мы решили не заморачиваться с варкой макарон, а просто разогреть эти каши на сковородке. Они оказались вполне съедобными. Даже вкусными. И одной банки спокойно хватает на двоих, чтобы наесться. И, конечно, запили все это сухим вином, охлажденным в речке…

…Спала я плохо. Дима забыл надувные коврики, а на карематах было жестковато. Плюс у меня всю ночь ноги сводило судорогами. То голень, то бедро, то одну ногу, то вторую. Судороги у меня начались еще во время езды, к вечеру. Приходилось даже пару раз останавливаться минут на десять и садиться на землю в попытке расслабить мышцы. Может, слишком много солей ушло с потом. Может, в жару нужно дополнительно пить электролиты. Но такого у меня еще никогда не было.

Ночью я специально вылезла из палатки, чтобы посмотреть звезды. Ох, сколько же их было! Вдали от засветки, без луны, в полной темноте был четко виден и Млечный путь, и созвездия, и быстрые вспышки метеоров. И все это нависало низким и бездонным августовским куполом. Сколько раз видела эту ночную магию, никогда не перестану восхищаться…

Я еще с вечера решила, что встану смотреть и фотографировать восход, а потом купаться. Если бы спала, то и проспала бы его, наверное. А так все равно ворочалась, поэтому выбралась из палатки на рассвете.

Для меня время восхода солнца и вечер после заката — самые любимые времена суток на природе. Особенно у реки или на море. На рассвете самое лучшее освещение, и кадры иногда получаются фантастические. Особенно, когда над водой плывет легкий туман…

     

А купаться утром — это вообще кайф неописуемый. Когда вода теплее воздуха. Когда на берегу, кроме тебя, больше никого. И река, отдохнувшая за ночь от купальщиков, восхитительно-чистая. И отражает лучи просыпающегося солнца…

Потом солнце поднялось выше, все проснулись и стаи ходить туда-сюда. Но все равно красиво. Как же красиво!

На завтрак — овсянка и кофе. Потом сбор лагеря. У нас сегодня довольно большой километраж, и прогноз обещает какое-то адское пекло в 37 градусов. Так что выдвигаться лучше пораньше…

Что ж, катим дальше в поисках приключений и земских школ…

Совсем недалеко от Бодаквы расположена наша следующая точка — село Песочки. В субботнее утро здесь совершенно пустынно. На околицах села завязли в песке, метров 200 дорога была не очень. Ну, на то оно и Песочки…

Школу нашли почти сразу. Она тоже двухкомпонентная, т.е. в ней было две классные комнаты.

Красивое здание с заломом на крыше и узорами на стенах. Но вот эти пластиковые окна — совершеннейшее уродство. Бывшая школа вроде арендуется какими-то предпринимателям, которые не стали церемониться с сохранением ее аутентичности.

     

     

А вот в селе Пески школу пришлось поискать. Село довольно большое, точных координат строения у нас не было. Был как раз яблочный спас, местные жители нарядные и с корзинками возвращались из церкви. Так что проблем с подсказками у нас не было. Сказали, что школа находится на выезде из села за кладбищем… А церковь здесь, кстати, тоже интересная…

Сначала нашли современную школу с красивенной мозаикой. Особо не фотографировала, чтобы не нарываться на лишние вопросы. Кстати, я в эту поездку вообще мало фотографировала. В первую очередь потому, что многие, попадающие в кадр объекты, казались мне не то, чтобы стратегическими, но не слишком уместными для фотографирования во время войны. Маслобойки, элеваторы, какие-то сеьхозпредприятия…

Старая школа в Песках находится не за кладбищем, а практически на нем. Лева удивился, зачем, мол, строить школы возле кладбищ. Да она, вероятно, раньше была совсем не у кладбища. Просто оно так разрослось за сто лет…

И тут уже другая крайность — эта школа совершенно заброшена. И она погибает…

Но какой же здесь орнамент на стенах! Словно вышиванка белая на белом. Школа в Песках входит в тройку самых красивых школ Лохвицкого земства по красоте и богатству кирпичного орнамента.

Бросаем последний взгляд на школу и катим дальше. Жара уже стоит такая, что ноги совершенно отказываются крутить педали. Но если ехать быстро — потоки воздуха хоть чуть-чуть обдувают. Если же стал — все, хана… Я обычно не езжу без шлема, но тут снимаю — невозможно в нем…

По пути заезжаем в какой-то сельский магазин выпить холодного кваса. Во время велопокатушек я просто обожаю эти магазинчики: они одновременно играют роль и магазина, и кафе. Там можно выпить кофе, купить разливной квас или лимонад, съесть какую-нибудь вкусняшку и перекинуться парой слов с продавщицей. Рядом часто бывают деревянные беседки, где можно передохнуть в тени. Вот тут как раз нам попался именно такой магазин. Отдохнули немного, купили колбасы кормящей собачке — очень уж жалко ее стало…

Отдохнули, едем дальше. Наш путь лежит через Заводское. Это не село — город. Прокатились немного по городу, по улицам, заехали на жд-станцию. Я уже много раз упоминала, что стараемся заезжать на вокзалы в маленьких городах, есть в них какая-то особая романтика. Не фотографировала, конечно…

У меня не было сведений, что в Заводском есть школа. Поэтому мы и не искали, просто ехали по трассе. И тут среди деревьев мелькнули знакомые шестиугольные окна. Подъехали ближе — ну да, она. Эта школа расположена в бывшем селе Брыси (сейчас часть Заводского). Потому я ее и не смогла заранее для себя отметить — на карте это село не обозначено.

Двухкомпонентная школа в Брысях была построена в 1913 году. Очень красивая и стильная. Выглядит не очень ухоженной, но, по крайней мере, без пластиковых окон. Сейчас здесь расположена сельская библиотека. На двери объявление, что все сотрудники до сентября в отпуске. А так было бы интересно заглянуть…

Следующая школа в Млынах. Пекло такое, что, если честно, уже немного не до школ. Но заезжаем, конечно. Школа, безусловно, хороша. Видно, что за зданием ухаживают.

Согласно проекту, вот здесь, где вход, должна быть башенка. Не могу сказать, построили ли школу без башни изначально, или перестроили позже. Но с башней было бы еще лучше.

И стены белые, и узор хорош, и окна сохранились…

От Млинов до Лохвицы нам нужно проехать кусочек по трассе. Немного, всего пять километров. Я надеваю шлем, начинаю ехать и в какой-то момент понимаю, что если сейчас не остановлюсь и не уйду в тень, могу просто потерять сознание. Полуденная жара, раскаленный асфальт, проносящиеся рядом машины, а тут еще и затяжной подъем. Мне кажется, что вода, которую я пью, не доходит до клеток, а тут же превращается в пот. Жажда просто неутолимая…

Мы свернули в лесок, я завалилась в траву в тенечке и минут 10 просто лежала. Думаю, еще чуть-чуть — и был бы тепловой удар. Потом поехали дальше, но шлем я больше не надевала. Решили найти в Лохвице кафе для обеда и устроить там под кондиционером длительный отдых.

По дороге от Млынов к Лохвице мы, по плану, должны были еще заехать в Гаевщину. Там сохранилась симпатичная школа, и был краеведческий музей. Но для этого нужно было проехать пять километров от трассы к Гаевщине, и потом эти же пять километров проехать обратно до трассы. Потому что других дорог там нет. Решили не ехать. Пусть автомобилисты едут. И Лена с Сашей поехали. Посмотрели школу, а музей оказался закрыт — суббота и воскресенье там выходной. Ну, все правильно, нечего туристам в выходные дни по музеям шастать…

Лохвица — небольшой, но милый город. И очень старый к тому же. Впервые в исторических источниках упоминался в 1320 году. Стоит на реке Лохвица (правый приток Сулы). Мы по нему покатались немного, но, к сожалению, у меня нет ни одной фотографии. Просто не было сил фотографировать. Нашли офигенный парк — густой, ухоженный, с дорожками, беседками. Чудо просто, а не парк! Передохнули там немного. Думали, пообедать ли прямо там, в парке на лавке (у нас было с собой, чем перекусить) или же поискать кафе. Решили искать кафе, потому что хотелось прохлады. Нашли одно на гугле с хорошими отзывами, поехали его искать, нашли, а оно оказалось закрытым. Тогда стали спрашивать у местных, и они нам посоветовали СпортБар. Позвонили Саше с Леной, скинули им локацию, и все там встретились. Оставили велы на улице, а сами погрузились в божественную прохладу кондиционеров.

Место понравилось. Все назаказывали себе еды, мне же совсем есть не хотелось. Но нужно было что-то съесть. Взяла себе теплый салат с курицей. На фото выглядит не очень, но оказалось вкусно.

Просидели в кафе час, не меньше. Поели, выпили кофе. Пора выдвигаться, сегодня нужно проехать еще около 40 километров…

…От Лохвицы до села Риги около шести километров. Едем туда искать школу. После отдыха и еды ехать стало чуть легче…

Школа в Ригах считается едва ли не самой красивой из всех земский школ Сластиона. Она была построена в 1912 году и была рассчитана на один класс, т.е. была однокомпонентной.

Школа эта чудо, как хороша: аккуратненькая, ухоженная, с чудесной кирпичной «вышиванкой». Сейчас в здании располагается дом культуры.

Дальше мы планировали посмотреть школу в селе Яблоновка, но решили не заезжать — нужно было делать крюк, а мы подустали. И жара никак не спадала. Вроде, дело к вечеру, должно стать полегче, а нет — 35 и все тут..

Дальше 30 километров дороги ничего особого не происходило. Крутили максимально быстро, время шло к вечеру. А я, как и вчера, просила Вселенную о хорошем месте для ночевки. И с хорошим пляжем. С ночевкой вопрос оставался открытым. Когда я планировала маршрут, нужно было разбить все расстояние на три адекватных участка. И если с первой ночевкой все было более-менее понятно, со вторым местом у меня никак не срасталось. Получалось, что ночевать нужно было в Чернухах. Но там не было по карте никакой воды: ни реки, ни пруда. Ехать куда-то дальше — выходил очень большой дневной пробег. По жаре и по бездорожью было бы тяжеловато. А разбивать лагерь просто где-нибудь в посадке совсем не хотелось. Я перешерстила весь Инет в поисках информации о каких-нибудь отелях или базах отдыха поблизости — безрезультатно. А ведь Чернухи — место исторической. В Чернухах родился Сковорода, здесь сохранился дом его родителей и создан музей. Но, увы, переночевать туристам хоть диким, хоть организованным негде. В конце концов, я обратилась в музей Сковороды с вопросом о местах диких ночевок в окрестностях для туристов, которые очень хотят побывать в таком историческом месте. И мне ответили, что в паре километров на север от Чернух есть урочище Лейбино. И там хороший пруд, и можно поставить палатки. Более конкретно объяснить мне не смогли, но сказали, что все местные этот пруд знают. Ни на одной карте мы не нашли ни урочища, ни пруда. Интернет тоже об этом месте ничегошеньки не знал. Тогда решили довериться местным жителям и понадеяться на свое везение. А что нам оставалось?

В Чернухи приехали уставшие, как черти, когда солнце уже клонилось к закату. Стали спрашивать у местных об урочище Лейбино. Кто-то о нем не слышал, кто-то знал, но не мог вразумительно объяснить, куда ехать. Мы покрутились по поселку (а он не маленький), доехали до центра, там снова стали спрашивать. В конце концов, докрутили уже почти до выезда из Чернух. И там ребята нам сказали примерно следующее: «А, пруд… Это вам туда, на гору, километров шесть». Я чуть не взвыла. Силы были на исходе. На спидометре уже 80. А тут еще на гору переться шесть километров… Но делать нечего, поехали…

Это урочище и в самом деле не найти, если не знаешь дорогу. Она ведет через поля, и, в какую сторону не глянь — ни пруда, ни урочища. Хорошо, что в этих бескрайних полях изредка встречались люди на машинах и велосипедах: одни ехали с пляжа, другие, напротив, на пляж. Благодаря их подсказкам мы, в конце концов, и добрались. В какой-то момент ты взбираешься еще выше на холм, и вдруг перед тобой открывается вид на красивенный яр. А где-то внизу блестит в закатных лучах солнца озеро…

Спустились к озеру. А людей и машин там — не протолкнуться. Палатки пока ставить негде, нужно ждать, пока все разъедутся. А палатки у нас с собой все равно нет. И сменной одежды нет — все в машине. И не можем Саше с Леной локацию скинуть, потому как и 3G тоже нет…

В конце концов, удалось с ними созвониться. Дима подробно рассказал, как ехать. Но этого, видимо, было недостаточно — Лена с Сашей заблудились в полях. Мы их ждали, ждали, потом решили искупаться. Хорошо, что с собой были купальники и походное полотенце из микрофибры. Как-то переоделись, как-то окунулись — я от усталости совсем туго соображала. Ждем дальше. А друзей все нет. Лева поехал искать родителей. В общем, приехала наша машинка с вещами уже в девятом часу.

Народ наконец-то стал разъезжаться, и мы смогли найти место под палатки и начать ставить лагерь. Заканчивали уже в темноте. Поглядели прогноз и решили завтра все вместе ехать машиной. Мы совсем укатались по жаре. А назавтра прогноз говорил, что будет еще жарче (до +39) и абсолютно безоблачно. Ехать 60 километров на велах показалось нам мазохизмом…

На ужин сварили картошку с тушенкой, нарезали овощей, колбасы. К тому времени над прудом наконец-то воцарилась тишина. Ужинали, пили вино, разговаривали, смеялись, смотрели на звезды… Хорошо…

…На следующее утро закат я проспала. Сказалась предыдущая бессонная ночь. Но мы и не планировали вставать рано — спешить нам было некуда.

Искупалась, взяла фотоаппарат, пошла немного пофотографировать. Место, конечно, не такое красивое, как вчера. Но тоже ничего. Особенно яр…

…Собирались мы в то утро не спеша. И без конца купались, потому что в девять утра пекло было уже невыносимое. В конце концов, загрузили в машину все вещи и велосипеды. И сами загрузились. Мысленно прощаюсь с гостеприимным урочищем Лейбино, хотя оно и стоило нам лишних пяти километров по тяжелой дороге…

…Мне очень хотелось попасть в музей Сковороды, но он был закрыт. Воскресенье — выходной. Ну вот… Тогда поехали искать школу в Чернухах. Задача оказалась не из простых. Школу так застроили вокруг домами, что ее совершенно не видно со стороны. Мужчины остались в машине. На поиски отправились только самые выносливые — мы с Леной. Нашли…

Школа в Чернухах трехкомпонентная, вероятно, самая большая из тех, что мы видели. Красивая и довольно ухоженная. Сейчас здесь располагается станция юннатов и дом детского творчества.

     

     

В Чернухах есть еще одно историческое здание в стиле украинского модерна по проекту Сластиона — дом земского лекаря. Нашли и его…

В моем веломаршруте было еще три земские школы: в Харсиках, Кызливке и Хитцах. Можно было бы, конечно, покататься по ним на машине, но мы подустали от жары. А еще ведь домой добираться. В общем, из трех сел заехали только в Кызливку по пути. И не зря! Кызливская школа мне больше всего понравилась. Из всех, что мы видели. Может, она и не в лучшем состоянии, но вот эта деревянная башня меня просто очаровала…

     

Невероятно атмосферное строение. Расставаться с ним не хотелось, даже не смотря на жару…

     

     

     

На сегодня в планах у нас оставался еще Мгарский монастырь недалеко от Лубнов. Едем туда…

Мгарский мужской монастырь был основан в 1619 году. Не стану пересказывать вам его историю, лучше расскажу о наших впечатлениях. Территория красивая и ухоженная — зеленая, тенистая, лавочки, фруктовые деревья, ходят павлины и аисты…

     

Есть птичник с хищными птицами и воронами.

Сохранились остатки старых исторических монашеских келий. Сейчас же монахи живут в аккуратных новых строениях.

Спасо-Преображенский собор был построен в 1692 году по образцу Троицкого собора в Чернигове на средства гетманов Самойловича и Мазепы. Стиль — украинское барокко.

     

     

     

Красивый собор. И снаружи, и внутри. Особенно иконостас поразил — очень необычный. Жаль только, что УПЦ Московского патриархата…

     

     

И колокольня красивая, старая…

     

Мы немного погуляли по монастырю, а потом спрятались от жары в магазинчик с кондиционером. Там продают разные монастырские продукты — квас, сыр, тушенку, смалец, травяные чаи. Выпили кофе, перекусили, напились холодного кваса и снова выбрались на жаркую улицу. Там в самом деле было пекло — 39. Не садиться сегодня на велосипеды было чертовски правильным решением…

Вот, пожалуй, и все, что я хотела рассказать вам о нашей маленькой экспедиции по знакомству с украинским архитектурным модерном. Сбылась еще она моя маленькая мечта. Но, как же хочется, чтобы сбылась и большая. Такая же, как и у всех нас…

Домой доехали без приключений…

            © Юлия Каспарова. 2023

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *