500 км велоприключений
Северная Польша.
Май 2019
…Это был очень холодный день. А еще — очень солнечный, ветреный, насыщенный и невероятно яркий. Яркий и по количеству увиденных мест, и по краскам — солнце так освещало и подсвечивало поля, луга и соборы, что они казались совершенно волшебными. Весь день мы балдели от красной кирпичной готики, и весь день боролись с ветром — холодным, северо-западным, встречным. Хорошо, что дневной пробег был не таким большим, как вчера…
…Но начался этот день совершенно не с солнца. В Венгожево было пасмурно и серо. Хотя виды из окна, если не учитывать погоду, были вполне приятными…
Позавтракали, собрались, забрали велики из гаража под домом. На улице действительно очень холодно — пальцы примерзают к рулю. И хочется сказать: это вам не май месяц! Обидно только, что таки май…
…Первым делом — чуть-чуть прокатиться по Венгожево, поглядеть на яхты и канал. Венгожево — важный туристический центр на Северных Мазурах. Здесь есть большой яхтенный порт, соединяющийся с озером Мамры (тем самым, где мы должны были ночевать в кемпинге) рекой Венгорапой и Венгожевским каналом.
Здесь можно взять яхту на прокат и кататься по каналам и озерам. Безусловно, очень приятное развлечение, но стоит, конечно, денег.
…Места здесь красивые. Когда-нибудь непременно приедем сюда отдохнуть на озерах. Было бы время, можно было бы покататься по Мазурам, доехать до Гижицко — центра Мазурских озер. Но, как говорил Козьма Прутков, «нельзя объять необъятное». Мы в этот раз и так целых десять дней выделили на путешествие…
…Проехались вдоль канала. Место чуть-чуть напомнило мне Берлин: там мы тоже катили вдоль канала, а вокруг стояли дачные домики…
Объехали причал и кусочек канала и снова вернулись к тому месту, откуда стартовали, и где вчера вечером горевала я вместе с велосипедами под дождем, — к Тевтонскому замку. Хотя замок с виду особо не примечателен, и даже не скажешь сразу, что это — замок, у него очень богатая и интересная история. Замок был построен в 1398 г. маршалом Тевтонского ордена Вернером фон Теттингеном. Готическое здание расположилось на речном острове, в устье реки Венгорапы при впадении в озеро Мамры. В последующие годы замок несколько раз менял владельцев, и в 1525 г. стал резиденцией княжеского старосты. В 1656 г. замок разрушили татарские войска, состоявшие в союзе с Польшей. Он был восстановлен в стиле барокко, из-за чего потерял предыдущее военное значение.
С 1752 г. власти использовали замок для нужд судов. Во время кампании Наполеона, здесь находился лазарет. В 1835 г. замок сгорел, а спустя десять лет был восстановлен. При этом было изменено как само здание, так и внутренний интерьер — замок превратился в суд и тюрьму. В 1945 году здание сожгла Красная Армия. В 80-х годах ХХ века, на основе средневековых стен, его реконструировали, предназначая на библиотеку и резиденцию городских властей. С 2000 г. объект находится в частном владении…
До Второй мировой войны городок Венгожево был частью Пруссии и назывался Ангербург. Главное напоминание об этом — старая готическая церковь Святых Петра и Павла, построенная в 1605-1611 годах. Понятно, что в старые времена церковь была евангелической. Сейчас же принадлежит римо-католикам. Едем к ней.
…Красивый костел, особенно башня с часами. Прихожане собирались к началу службы, поэтому не стали мешать: заглянули внутрь на минутку, походили вокруг, да и поехали дальше. Кстати, в этом соборе находится самый старый орган в воеводстве…
…На пути попалась нам еще одна церковь. На этот раз — украинская греко-католическая. Такие места всегда приятно встречать вдали от дома. Заглянули, конечно. И даже побеседовали немного с приятной тетенькой из украинской диаспоры: отчего-то все ужасно удивляются, когда узнают, что мы из Украины. Украинцев на Грин Вело мы и в самом деле не встретили на разу…
…Завернули на исторический вокзал Венгожево. Здесь расположился железнодорожный музей и, как говорит путеводитель, отсюда отправляются туристические поезда в Герлож и Кентшин.
Ужасно люблю вокзалы маленьких провинциальных городков. Потому что они настоящие, трогательно-искренние, наполненные живой энергией человеческих судеб. Сколько, наверное, самых разных историй начиналось и заканчивалось на этом вокзале: историй грустных, веселых, трагических… Сколько людей испытывали здесь самые разные эмоции: от всеобъемлющего счастья до всепоглощающего горя… Такие места, отчего-то, заставляют сердце биться чаще…
…Катим дальше. Местность по-прежнему сильно холмистая. Зато тучи стали потихоньку рассеиваться, и периодически выглядывает солнце. Правда, теплее от этого не становится. А вот веселее — однозначно…
В одном месте дорога подходит вплотную к озеру Мамры (а озеро, нужно отметить, очень большое). Подъехали поглядеть. Вода — чистейшая! И вообще место очень живописное…
Едем дальше… Дорога очень приятная…
На пути — историческая плотина в селе Лесьнево. Идея соединения Великих Мазурских озер с портом в Кенигсберге появилась еще в XVIII веке. Однако ни один из многочисленных проектов не был воплощен в жизнь. Строительные работы над возведением канала с озера Мамры начались в 1911 году и велись до 1942 года. Но они так и не были завершены. Канал начинается в деревне Пшистань. Его длина — 50,4 километра (из Пшистани до бывшего Аллебурга, а ныне — поселка Дружба Калининградской области). На канале планировали построить 10 шлюзов. В Лесьнево находится два самых впечатляющих из них — верхний и нижний. Перепад уровня воды верхнего шлюза составляет 17 метров. Похожим по размеру должен был стать и нижний шлюз, но он был построен только частично.
В нескольких сотнях метров от дамбы, заканчивающейся перед верхним шлюзом, находится огромный затвор, который должен был предохранять долину от затопления в случае аварии. Сначала мы думали оставить велы и идти к затвору пешком по берегу канала. Потом решили ехать — пешком было бы долго, да и тучи снова стали сгущаться, в любой момент мог пойти дождь…
По влажной и довольно грязной после дождей лесной тропинке катим к верхнему шлюзу. Строение впечатляет! Сейчас здесь находится музей, какой-то подземный бункер, всякие туристические развлекушки вроде веревочного парка и тарзанки. Но остатки свастики и немецкого орла на бетонной конструкции позволяют не потерять связь с историей…
Следующее интересное место на нашем пути — деревня Сроково. Ну, это сейчас Сроково — деревня. А в старые времена это был город.
У Срокова статус города появился еще в далеком 1405 году. О том, что здесь был город, напоминает Рыночная площадь, ратуша и амбар. Во время войны городская застройка была сильно разрушена, поэтому в 1945 году Сроково утратило статус города.
Как же мне понравилась ратуша в Сроково! И вообще вся рыночная площадь — небольшая и уютная. Я даже не ожидала здесь такую красоту увидеть. А еще эти тучи драматические вокруг! )))
Рядом с рыночной площадью — большой костел Святого Креста. Тоже весьма симпатичный. Конечно, готический, немецкий, из красного кирпича.
Свое нынешнее название Сроково получило в 1950 году в честь Станислава Сроковского. Немецкое же название села было Dryfort. Когда часть Восточной Пруссии стала польской, многие населенные пункты были переименованы. И вот Станислав Сроковский как раз этим и занимался. Он был выдающимся географом, исследователем Восточной Пруссии, консулом Республики Польша в Кенигсберге и после Второй мировой войны возглавил Комиссию по установлению наименований местностей.
В Сроково есть и еще один собор. Точнее, часовенка. Изначально она принадлежала католикам и была поострена в 1937 году из гранитных камней. Но после 1945 года, когда религиозная структура населения изменилась, произошел своего рода «обмен храмами»: собор на Рыночной площади стал католическим, а каменная церковь досталась протестантам.
Дальше наш путь лежит в Барцяны, которые тоже до 1945 года были городом, а теперь — село. Дорога струится через луга и поля, по открытой местности. И вот тут подумалось: а было бы сейчас +30? Умерли бы, пока доехали. А так: и солнце есть, и ехать не жарко. Вот если бы только ветер кто-нибудь выключил…
А вот это — не рапс. Это — одуванчики! Однозначно в этом году весна поздняя — в прошлом мы одуванчиков не видели, они уже отцвели…
В полях встречаются крошечные часовенки, сделанные из самых разных материалов. Просто целую фото-коллекцию можно собирать. Эта вот — в стволе дерева…
Сочетание солнца и облаков делает пейзажи вокруг какими-то особенно яркими и позитивными. Особенно, когда к сине-зелено-желтым краскам природы добавляются и другие, рукотворные…
Казалось бы: бесконечные луга вокруг, которые могут, в конце концов, надоесть. Но нет! Потому что все время замечаешь какие-то интересные детали. То «динозавр» у дороги притаится, то домик на дереве…
Вот и Барцяны, почти приехали. В дотевтонский период город был главным центром прусского племени бартов, а затем стал важным административным центром Тевтонского ордена. Самые древние постройки здесь — готический орденский замок XIV века и готический костел Непорочного Сердца Пресвятой Девы Марии. Едем к замку…
Давным-давно этот огромный замок (его длина около 50 м!) служил защитой от часто случавшихся здесь нападений литовских племен. На протяжении веков он многократно перестраивался. В 1990 году его начали реставрировать, но работы так и не были завершены. В настоящий момент замок заброшен и ищет новых владельцев. Может, нужен кому?
…Побродили вокруг. Жаль, никак нельзя пробраться внутрь — все окна и двери тщательно заколочены. А было бы интересно…
…Было бы классно перекусить на ступеньках у замка — очень уж место атмосферное. Но было очень некомфортно из-за ветра, нужно было искать какое-то более укромное место. Поехали на МОР, который находится в центре Барцян. Там не было сильно теплее, но хотя бы можно было укрыться от ветра. Достали всякие припасы — хлеб, творожный сыр, колбасу, паштет, ветчину — и пообедали…
…Старинный костел в Барцянах не менее атмосферный, чем замок. Внутри он достаточно скромный (хотя алтарь датируется 1643 годом, а орган — 1750), а вот снаружи — очень впечатлил! Особенно, вот эта вот кирпично-каменная кладка.
Едем дальше…
Следующее интересное село на нашем пути — Дрогоше. Его история уходит корнями в далекий 1370 год. Трудно представить, что здесь было в те далекие времена, но сейчас — очень милое и уютное местечко…
Церковь в Дрогоше невероятно старая. Она была построена в 1363 году. Конечно, с тех пор она несколько раз достраивалась и перестраивалась. Но я нигде не нашла информации, что собор пострадал во время войны. Так что это точно не новодел… Жаль, не удалось попасть внутрь.
А теперь — самый большой дворец на Вармии и Мазурах. Он принадлежал роду Дёнхоф, а после смерти последней владелицы этой линии перешел в собственность рода Штольберг-Вернигероде. Он был королевским дворцом, одним из трех, в которых мог останавливаться король Пруссии…
Дворец построен в стиле барокко в 1710–1714 годах и в данный момент находится в частных владениях. Вход на территорию воспрещен, так что поглядели на дворец только через забор. Жаль, что внутрь нет экскурсий. Дворец очень неплохо сохранился, было бы интересно поглядеть поближе…
…А нам пора ехать дальше. Прощай, Дрогоше, прощай, гмина Барцяны…
На пути следующая гмина — Корше.
По пути — еще один внушительный кирпичный костел. В каком-то совершенно крошечном поселке Parys. Какой же он сегодня по счету? Просто невероятно…
А дальше — снова волшебные рапсовые поля, ветряки, облака и солнце, которое начинает потихоньку клониться к закату…
В небольшом городке Корше главные достопримечательности сосредоточены в районе вокзала. Почему так? «Золотым веком» для города стала вторая половина XIX века. В силу того, что Корше расположен в самом центре Восточной Пруссии, именно здесь, в месте пересечения двух железнодорожных магистралей: Берлин – Истенбург (ныне Черняховск) и Кенигсберг – Одесса, был построен крупный железнодорожный узел. В это же время был возведен большой вокзал и обширный технический комплекс с паровозным депо. Благодаря этому, во второй половине XIX века начался период динамического развития города. Но в настоящее время, в силу послевоенных политических изменений, железнодорожный узел в Корше потерял свое значение. Но кое-какие исторические постройки здесь все же остались…
Вот, например, две старинные водонапорные башни конца XIX-начала XX века. На сегодняшний день в Польше сохранилось только три такие конструкции…
Поехали чуть-чуть прокатиться по улицам Корше. Во-первых, хотели глянуть на местный костел, во-вторых, надеялись отыскать работающий магазин: было воскресенье, а по воскресеньям с магазинами в Польше туго…
Костел довольно симпатичный.
А потом и магазин нашли. Хотели взять там овсяную кашу в пакетиках мгновенного приготовления. Долго объясняли продавщице, что мы от нее хотим. А она все никак не понимала. Получалось, что мы задерживаем всю очередь. Но никто не раздражался, а, напротив, все пытались нас понять вместе с продавщицей. И, в конце концов, поняли. Но такой каши не оказалось. Пришлось обойтись вермишелью быстрого приготовления. И еще какой-то едой, печеньем и бутылкой сухого вина на вечер…
До места ночевки ехать осталось уже совсем немного — километров 15. И на пути — еще один костел. Он не был указан в путеводителе по Грин Вело. Мы просто ехали по дороге и в малюсеньком селе Сточно на него наткнулись.
Старое прусское название этого места — Leunenburg. Строительство церкви началось в 1326 году. Она носила оборонительный характер и была окружена рвом, который до наших дней не сохранился. Как и большинство здешних соборов, церковь принадлежала евангелической общине. После Второй мировой войны она стала католической.
Это потрясающий собор! Гигантская колокольня, старинная кирпичная кладка, витражи… Очень жаль, что собор был закрыт — энергетика у него мощная, это даже снаружи чувствовалось. Он нас просто заворожил… Рядом — очень старое кладбище…
А эти двери — это же портал в прошлое…
Это место еще запомнилось детьми. Когда мы подъезжали к собору, рядом играли дети: мальчик лет шести и девочка лет десяти. Вместе с компанией ребятишек они гоняли на велосипедах. Детвора стала приставать к нам с вопросами, откуда мы, а потом желать нам «широкой дороги». В Польше именно так нам все и говорили, прощаясь: «Широкой дороги!» Когда же мы катили от собора, эти же дети стали играть с нами, преграждая со смехом дорогу и утверждая, что они полиция и им нужно показать пропуск. Мы не решились угостить их конфетами или печеньем — не были уверены, что здесь такое принято. Но было очень смешно, и мы смеялись вместе с ними. Одним словом, хорошее место, светлое…
Еще немного — и мы докатили до Семпополя. Чуть-чуть не доезжая до города, у нас был забронирован гостевой дом.
…Нас ждали. Нам были очень рады. И это было страшно приятно. В нашем распоряжении оказался целый двухэтажный дом с большой гостиной, кухней и камином. Территория приятная и ухоженная — небольшой пруд, беседка, цветы. Хозяйка была очень удивлена, узнав, что мы из Украины. У нее часто останавливаются велосипедисты, путешествующие по Грин Вело (территория используется и как кемпинг — можно поставить палатку) и оставляют записи в книге гостей. Но украинцев не было ни разу.
А еще у хозяйки работал парень из Львовской области, он очень хотел с нами пообщаться, сказал, что зайдет попозже. Предлагал растопить для нас камин в беседке, чтобы можно было вечером там посидеть. Но мы были уставшими, решили, что вряд ли долго высидим…
Купили у хозяйки десяток яиц. Она принесла нам оливкового масла, и мы приготовили волшебную яичницу с колбасками и помидорами. Поужинали, выпили вина. Чудесный день и чудесное его окончание!
Чуть позже пришел Мирослав, и мы еще довольно долго разговаривали обо всем подряд, но больше сравнивали жизнь в Польше и в Украине…
© Юлия Каспарова. 2019