500 км велоприключений
Северная Польша.
Май 2019

 

 

Утро — солнечное! Ура! И, хотя на небе легкая облачность, нас это вполне устраивает. Но солнце обманчиво: кажется, что за окном тепло-тепло, а там — холодно-холодно… Причем, совершенно не понятно, как одеваться: погода переменчива и совсем не похожа на майскую, а больше тянет на конец марта… Но нам уже главное, чтобы не дождь — вот какие мы стали сговорчивые к третьему дню…

 

 

…Позавтракали, собрались, поехали. Наш путь лежит по велосипедному царству Северные Мазуры. Вообще, основная часть Мазурских озер находится в стороне от маршрута. Грин Вело цепляет только край этой озерной страны, проходя через курортный город Венгожево, где у нас запланирована ночевка. По скромным подсчетам, наш сегодняшний километраж должен перевалить за 80 км. А, как показывает практика, к планируемой цифре обязательно добавится еще 10-15 «лишних» километров. И срезать-то особо нечего — маршрут идет ровненько, и практически нет никаких ответвлений. А тут еще путеводитель гласит: «Начиная с окрестностей села Бане-Мазурске, к востоку, начинаются Горбатые Мазуры, именуемые также Дикими Мазурами. На участке от Венгожева до границы с Подляским воеводством сумма подъемов и спусков составляет около километра, что представляет собой, как говорят велосипедисты, приличный «удар по ногам». Так что позаботьтесь о хорошей форме, оснащении и не забудьте про большую дозу хорошего настроения». Ну, хорошего настроения у нас с избытком, но подъемы что-то все равно не сильно бодрят… Причем, начинаются они прямо от порога отеля. Но дорога такая красивая, что ума можно лишиться. И, пока еще утро, пока есть силы, подъемы особо не напрягают…

 

 

 

 

 

 

 

 

На пути встретили парочку указателей на еще несколько старых виадуков. По описаниям они не такие внушительные, как в Станчиках, но, вероятно, тоже интересные. Но у нас, увы, нет возможности к ним съездить — каждый находится километрах в пяти от основного маршрута…

…Грин Вело уводит с трассы в поля. У нас есть выбор: докрутить участок до Голдапа по трассе, где, конечно, тоже есть подъемы и спуски, но зато хорошее покрытие, или же ехать по Грин Вело параллельно трассе в полях, где холмы, да еще и непонятно какая грунтовка. Я настаиваю на Грин Вело: хотя трасса здесь и спокойная, мне все же кажется более приятным ехать от нее в стороне. После небольших споров, сворачиваем в поля…

…И вот тут я, конечно, была не права. Я поняла это уже минут через десять. Подъемы крутые и бесконечные, дорога — как стиральная доска, ветер сносит. А тут еще вокруг такие драматические тучи образовались, что я взвыла первая: давайте выбираться обратно на дорогу…

 

 

 

 

 

 

…Нашли на карте съезд возле села Дубенинки и выбрались на трассу. Но сначала завернули к костелу, который виден издалека — такой он большущий!

Вообще, все следующие дни красные кирпичные готические костелы, да и прочая кирпичная архитектура стали главной фишкой дороги. Их в этой части Польши не просто много, а очень много. Вот поразительно: стоит на пути небольшое село, пара десятков домов, и над всем этим возвышается немецкий старый костел невероятных размеров! Да, именно немецкая готика характерна для архитектуры Северной Польши. Это и понятно: с 1871 по 1945 годы Восточная Пруссия (а ныне территория Польши, Литвы и России) входила в состав Германской империи, а до этого времени была в составе Прусского герцогства, а затем — Прусского королевства…

 

Неоготический костел св. Анджея Бобола был построен в начале XX века. Во времена Пруссии он был протестантским, сейчас же принадлежит римско-католической церкви.

 

 

 

 

 

Больше всего в этих соборах поражают колокольни. И часы на них…

 

 

…Ну что ж, едем дальше. Теперь уже по трассе. Нам сегодня еще ехать и ехать. Трасса здесь приятная: машин почти нет, вокруг — поля, леса, озера и небольшие деревеньки. По полям ходят аисты и… журавли. Это и понятно: местность здесь болотистая — север же…

 

 

 

 

 

 

…Дорожные знаки на польском вселят: сначала думали, что это обозначает «Осторожно, собаки». Ну, деревня же, может, выбегают на дорогу. Оказалось, что piesi — это «пешеходы».

 

…Бывает, в дороге встречаются такие случайные места, которые «цепляют» иной раз сильнее «звездных» достопримечательностей. И, вроде времени мало, и ехать нужно, а вот зависнешь — и уходить не хочется. Встретили и мы в тот день такое место. Разве можно проехать мимо?

 

 

 

 

 

 

 

… В какой-то момент Грин Вело соединяется с нашей трассой, и мы снова катим по маршруту. В селе Гальвеце на холме виднеется дворец XIX века…

 

 

 

…Замечаем справа стенды и указатель на озеро и природный резерват, в лес уходит грунтовка. Решили съездить, поглядеть, что там… Оказалось — симпатичное озеро, мостки, небольшая смотровая вышка. Прогулялись, чуть-чуть передохнули. Солнышко начинает пригревать, так что можно хотя бы снять плотную куртку. В теплой велофутболке и жилетке мне комфортно…

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

…Катим дальше, к городу Голдап.

 

 

 

 

 

Вот и он. И его основные достопримечательности. Только треть сегодняшнего пути проехали, а времени уже — о-го-го…

 

Город со странным названием Голдап был основан в середине XVI века, но стабильно развиваться начал лишь в XIX, когда стал административным центром повята. Откуда такое название? Вероятно, по названию реки — Голдапа. А у реки почему такое имя? Это слово древнепрусского происхождения (как и большинство топонимов в этой местности), «гальдо» на древнепрусском — долина, «апа» — река. Получается «голдапа» — река, текущая в долине.

В настоящее время Голдап — это туристический центр, который пользуется популярностью и летом, и зимой. Зимой здесь катаются на лыжах и санках — на склоне Голдапской горы построен горнолыжный спуск и саночная трасса, есть кресельные подъемники. Летом гуляют и катаются на велосипедах по Роминтенской пуще, отдыхают на берегу озера Голдап и в санаторно-курортном комплексе… Говорят, что в Голдапе солнце светит в середине лета на 1 час и 45 минут дольше, чем в Закопане, и это тоже привлекает сюда туристов.

Главная достопримечательность Голдапа — старая водонапорная башня 1905 года. В 2009 году ее отреставрировали и превратили в смотровую площадку. Первым делом едем к ней…

 

 

 

 

 

Наверх понимает лифт. Сказать по правде, это было очень кстати: ноги уже потихоньку начинали протестовать…

 

Высота башни — 46 м. Не так, чтобы очень уж много — но виды сверху открываются приятные…

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конструкция смотровой площадки очень интересная! Выходя из лифта, ты попадаешь на верхний этаж, где расположилось кафе.

 

Затем ты выходишь на круговую смотровую площадку, с которой можешь забраться еще выше — по пристроенной сбоку металлической лестнице с «дырчатыми» ступеньками. Конструкция впечатляет, особенно, когда наверху свирепствует ветер… Жаль только, что погода снова стала портиться…

 

 

 

 

 

 

 

А вот вниз лучше спуститься не на лифте, а пешком: башня внутри — это музей, где собрано множество старых вещей… Причем все это не за стеклом, а в свободном доступе. Можно даже руками потрогать…

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вот здесь на фотографии видна лесенка на смотровую площадку…

 

После башни заехали в центр, на Рыночную площадь. Здесь очень симпатично: домики, мостики, фонтанчики…

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

У супермаркета на площади полно машин с российскими номерами. И вообще в этих краях россиян много — в Голдапе находится погранпереход.

Время — давно обеденное. Решаем поесть в Голдапе, потому что потом, до самого Венгожево, крупных населенных пунктов уже не будет. Покрутились по центру, и нашли кебабную в подвальчике, где было много местных. А наличие местных — верный признак того, что место хорошее. Так и оказалось: наелись, еще и с собой часть забрали, так как съесть все было просто невозможно…

 

 

…Поели, покрутились вокруг закрытого костела, посокрушались, глядя на черные тучи, да и покатили на выезд из города. Хоть черные тучи, хоть не черные, а ехать надо. Причем, еще километров 60…

 

 

 

 

 

…А дальше Грин Вело преподнес нам подарок: за Голдапом начинается просто потрясающая велотрасса, проложенная по старой железнодорожной насыпи. Рельсы там давно разобрали, а дорога осталась. Причем, как известно, железнодорожные пути всегда прокладывают ровно, угол наклона допускается совсем незначительный. И велодорожка, соответственно, получилась тоже практически прямая.

 

 

…Какая же чудесная это была дорога! Правда, вокруг нас продолжали ходить драматические тучи (это выражение — «драматические тучи» — стало почти мемом всего путешествия: они постоянно нас преследовали), и было видно, что где-нибудь на горизонте из тучи льет дождь. И было понятно, что этот дождь в любой момент мог прийти и к нам. Но мы же все время двигались, и тучи никак за нами не поспевали…

 

 

 

 

 

Несколько раз дорогу пересекали старые мосты. В одном месте это было особенно кстати — мы переждали под мостом непродолжительный дождик…

 

 

 

 

 

Вокруг — ни населенных пунктов, ни людей, ни машин, только аисты ходят по болотам. Вдоль дорожки — одуванчики и дурманящие запахи цветущих деревьев. И так — 40 километров! Если бы не эта дорожка, мы бы, наверное, не доехали в тот день до Венгожево. А так — катили и тихо радовались…

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ну, иногда люди все же встречались…

 

 

…В одном месте съехали с дороги, чтобы завернуть в Бани Мазурские — небольшой населенный пункт по пути. Что-то нам там срочно понадобилось в магазине — уже и не вспомню, что. А здесь оказался красивый старинный костел святого Антония, основанный в 1566-1574 годах…

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

…Покатили дальше. Велодорожки здесь, конечно, неплохие, но сплошные подъемы — ноги уже просто не выдерживают. А у Димы все сильнее болят колени, что очень меня тревожит. Так что катим среди рапсовых полей и ищем возможность снова вернуться на Грин Вело…

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наконец выезд находится — и нам становится полегче…

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

…Остановились передохнуть на МОРе, съели по злаковому батончику. Времени — около шести. А ехать нам еще километров десять до Венгожево, а от Венгожево — еще около семи до кемпинга. А завтра — снова возвращаться в Венгожево. Почему так получалось? Когда я подбирала жилье, я старалась, чтобы располагалось оно в живописных местах. В идеале — у озера. Я ведь как себе все представляла, вспоминая прошлый май? Теплый солнечный вечер, закат у озера и все такое… Кто ж знал, что вместо этого будет +8, пронизывающий ветер, рваные тучи и срывающийся дождь? И тут уже не до озера. Поэтому, ехать к нему, в кемпинг, где будет, скорее всего, не отапливаемый домик, было глупо. К тому же, мы очень устали. И лишние семь километров были как-то не в кайф. В самом Венгожево жилье стоило дорого. Я в общем-то потому там ничего и не нашла — цены были заоблачные. А нашла кемпинг на озере Мамры. Но делать было нечего — решили ехать в сторону Венгожева и искать жилье по пути.

 

 

…Отъехали от МОРа пару километров, и Андрей заметил, что забыл шлем. Положил его на стол, пока мы отдыхали, и благополучно уехал без него. Андрей покатил назад, а мы чуть замедлились и договорились, что будем ждать его у поворота на Венгожево.

…А лес уже наполнился ночными звуками: ухают совы в чаще, поскрипывают деревья, вскрикивают и хлопают крыльями журавли на болотах, заливаются соловьи в зарослях. Вот впереди замелькали тени — это журавли перелетают над дорогой. И вроде бы еще не поздно, но из-за пасмурной погоды кажется, что уже глубокий вечер. И мы катим через этот сумрачный лес, наполненный болотными запахами и ночными звуками, и ощущаем легкий холодок страха и восторг одновременно…

 

 

 

 

 

 

 

 

…Доехали до Венгожево, еще минут десять подождали Андрея. Нужно было что-то решать с жильем. Венгожево оказался не таким уж и маленьким городом. Мы-то думали, что здесь будут сплошь частные дома, где непременно найдется какое-то жилье. А дома здесь были многоквартирные, хоть и небольшие. Поехали по улицам, понимая, что вот так, с ходу, мы здесь ничего не найдем. Стали искать на карте какие-то отели, так и прикатили в самый центр, к каналу и тевтонскому замку…

 

 

 

…Место, конечно, очень красивое, но нам не до любования: половина восьмого, сумерки, холодно и моросящий дождь. Я остаюсь с велосипедами, Дима с Андреем уходят на поиски жилья — на набережной есть несколько гостиниц. Я понимаю, что это бесперспективно — цены здесь будут нереальные. Но в глубине души надеюсь на чудо. Конечно, мест в отелях полно, но стоит это по 200-250 злотых с носа. Платить такие деньги нам кажется неразумным. Я было уже совсем разуверилась в своем везении, потому как мы почти решили ехать в кемпинг: прицепим фары, да и покатим. Как-нибудь доберемся. Где 90 км, там и 97… И мы поехали. Но, свернув за отель, и проехав буквально 50 метров, увидели двухэтажные дома и табличку о том, что сдается квартира. И она действительно сдавалась. И была двухкомнатной. С кухней и горячей водой. И стоила 150 злотых на троих. Ну вот, можно расслабиться — на сегодня приключения закончились. И мы расслабились. Выпив на троих какие-то четыре несчастные банки пива, мы, уставшие неимоверно, так расслабились, что еще часа два сидели на кухне и вели какие-то бесконечные разговоры «за жизнь», о чем-то спорили, но я уже совершенно не помню, о чем…

И да, все-таки нам везет. Везет, не смотря ни на что…

 

          © Юлия Каспарова. 2019

 

 
 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *