500 км велоприключений
Северная Польша.
Май 2019
…Каждый день начинался и заканчивался одним и тем же: мы смотрели прогноз погоды. Впрочем, на протяжении дня мы тоже его смотрели. Неоднократно. Как будто от этого он вдруг устыдится, извинится и поменяется… Но погода в начале мая оказалась на редкость бесстыдная. В это утро, например, телефон рисовала температуру +8 и дождь целый день. Дождя пока не было, но и о вчерашней теплой Варшаве ничто не напоминало: по небу неслись низкие рваные облака, а воздух был сырой и холодный. Но делать нечего — нужно собираться и ехать. Впрочем, не помню, чтобы в то утро мы были слишком уж расстроены: душа так истосковалась по приключениям, что ехать было в кайф при любой погоде.
Но это нам с погодой еще повезло. По центральной Польше пронесся какой-то холодный фронт с дождями и заморозками, а потом пошел дальше, на Западную Украину, где вообще выпал снег… Север же он зацепил только краем. Поэтому, нас ожидало несколько не самых приятных, с точки зрения погоды, дней, но все же не таких плохих, как могло бы…
…Самое тяжелое с утра было вылезти из душевой кабинки в совершенно промерзшее помещение душевой. В комнатах мы за ночь чуть-чуть «надышали», здесь же было, как в холодильнике. Хорошо, что Дима где-то «наколядовал» мне фен. А то долго бы я сушилась…
Ладно, выпили растворимый кофе, позавтракали бутербродами с разными намазками и колбасками, собрались…
…Велосипедный маршрут Green Velo условно поделен на двенадцать «велосипедных царств». В этот раз нам предстоит проехать четыре из них. И первое называется «Земля Сувалки и Августовская пуща». Августовская пуща — это довольно плоская местность, покрытая густыми лесами. На ее территории создано немало заповедников для защиты природных сообществ животных и растений. Главные достопримечательности здесь — город Августов, шлюз Августовского канала и река Черная Ханча, которая считается одной из самых чистых рек Польши. Ну что ж, едем все это смотреть…
…Первым делом катим к вчерашнему вокзалу. Нужно же посмотреть место, с которого начинается наше путешествие… Здание вокзала совсем крошечное и обклеено историческими фотографиями, рассказывающими о польских драгунах.
…Движение по маршруту началось весело: мы поехали не в ту сторону. Хорошо хоть, что не успели отъехать слишком далеко. Развернулись, покатили обратно. Дорога волшебная: отличная асфальтированная велодорожка между трассой и лесом…
Августов стоит на реке Нетта. Это известный курортный город, его даже называют летней столицей Подляского воеводства: дремучие леса, каналы, сеть велодорожек дарят массу возможностей для активного отдыха. Исторически эти земли долго пустовали. Но в середине XVI века леса Августовской пущи стали частью королевских владений. В 1557 году король Сигизмунд Август подарил населенному пункту городские права. Так и появился Августов и его «королевское» имя.
В Августове все «заточено» под водные виды спорта. И даже проходят международные соревнования прыжков на водных лыжах. А еще здесь устраиваются чемпионаты Польши по плаванию «на чем попало». Вот это, наверное, достойное зрелище!
…А мы доехали до реки и покатили дальше, в сторону центра города. Погода настолько мрачная, что фотографии нормальными никак не получаются…
…Городок небольшой, простой и довольно милый. Как, впрочем, все маленькие курортные польские городки.
…Девушка с розой на лавочке. Кто она? Кого ждет? Своего возлюбленного? Но рядом с ней, наверное, все садятся и садятся не те…
Приехали на рыночную площадь Сигизмунда Августа, того самого польского короля, чье имя носит город. Здесь и памятник ему стоит…
Планировка Рыночной площади относится к XVI веку, хотя дома здесь, конечно, более «молодые» — XIX и XX века.
Изначально мы не собирались здесь долго задерживаться. На сегодня у нас был намечен достаточно большой отрезок пути. Но на площади заметили представительство мобильного оператора Plus и решили купить польскую симку: может понадобиться связь с хозяевами жилья, да и лишний Интернет в дороге не помешает. Лучше бы мы этого не делали… Покупка польского мобильного пакета оказалась длительным делом. Это заняло в общей сложности минут 40! Потом мы завернули в центр туристической информации — как же не разжиться картами! Затем заметили хороший супермаркет на площади и решили купить продукты на обед и ужин — не факт, что по пути потом будет магазин… Прошло еще минут 40… В результате, когда мы уезжали с Рыночной площади, было уже почти 12 дня. А мы еще и ехать-то толком не начали…
Меня это несколько напрягало: путь предстоял не близкий, этак можно и не успеть доехать до запланированного места ночевки… А тут еще небо почернело, как перед концом света. Было похоже, что сейчас польет не по-детски… Мнения разделились: Дима и Андрей предлагали остаться в городе и переждать дождь где-нибудь под навесом. Я же настаивала на том, чтобы ехать. Дождь может и не пойти, а время мы снова потеряем. Проблемы нужно решать по мере их поступления… Так что поехали. Но сначала еще завернули в базилику Святейшего Сердца Иисуса.
Этот неороманский костел был построен в 1906-1911 годах. Во время войны он сильно пострадал, но позже был восстановлен. В 2001 году храм получил статус малой базилики.
…Мы оставили велы у собора, чтобы зайти внутрь. Тут же к нам подошла старушка и сказала, чтобы мы как следует их пристегивали, потому что «роверы крадна». Решили послушаться и пристегнуть, хоть и собирались заглянуть в собор всего на минутку.
Поглядели собор и, наконец, покатили по маршруту. Сегодня большая часть нашего пути проходит вдоль Августовского канала. А это — не просто канал, а исторический канал, памятник гидротехнического зодчества, охраняемый ЮНЕСКО. Канал является судоходным, проходит как по территории Польши, так и Беларуси и соединяет реки Вислу и Неман. Его общая длина 101 км.
Едва мы выехали на набережную, пошел дождь. Здрасте, приехали… Стали, вытащили легкие дождевики, надели, поехали. Дождь закончился. Но снимать дождевики как-то не хотелось. Поднялся довольно сильный ветер, и они хоть как-то от него защищали…
Но, не смотря на не слишком приятную погоду, езда доставляла мне невероятное удовольствие. Дорога была почти везде ровной с отличным покрытием, воздух — бодряще-свежим, сырым, наполненным острыми лесными запахами. С двух сторон — красивенный лес. И живописно петляющий канал. И в голове — никакой работы, а только обрывки восторженно-счастливых мыслей…
…По этой дивной дороге пролетели, наверное, километров 20 и не почувствовали. Потом маршрут увел нас от трассы в лес…
…Уже очень хотелось есть, но MOR (место обслуживания велосипедистов) все никак не попадался. Если бы не ветер и периодически срывающийся дождь, можно было бы устроиться где-нибудь на травке у канала. Наконец, мы заметили недалеко от дороги большую территорию, оборудованную деревянными беседками.
Место называлось Ogród edukacyjny «Las bliżej nas» — образовательный парк, рассказывающий о жизни леса. Такое чудесное место, где можно и семейный пикник устроить, и познакомиться поближе с лесными тайнами…
…Стащила вот одну фоточку у Андрея. Это — «Отель для насекомых». Другими словами, домики, где могут жить самые разные лесные комахи. Говорят, в Европе сейчас это очень популярная тема. И у нас тоже появляются такие в национальных парках. Чудеса…
…Мы облюбовали одну из беседок и сели обедать.
…Поели, погуляли немного по парку и поехали дальше. Очень хотелось выпить кофе, но, как назло, на пути практически не было крупных населенных пунктов. А в крошечных деревнях, конечно, искать кафе было бесперспективно. Ближайшим местом, где имелся шанс отыскать кафе, была деревенька Пласка (Plaska). Мы исколесили ее вдоль и поперек, пока, наконец, нашли кафе над озером. Кофе придал нам сил…
Покатили дальше…
«…Вода, вода, кругом вода» — это про Августов и окрестности. Здесь не только канал, а и множество озер.
…Возле озера Панево сделали пятиминутный привал. Красивое озеро, вокруг — тихо, пасмурно и совершенно безлюдно. Покой…
Едем дальше…
…В тот день мы встречали довольно много вело-путешественников: поляков, немцев, россиян. Россиян было особенно много. Им-то сюда ехать совсем близко из Калининграда. В одном месте мы уже проскочили поворот, когда я заметила, как оттуда выехала целая группа велосипедистов. Наверное, там есть что-то интересное. А иначе, зачем бы они съезжали с маршрута? Свернули и мы с дороги в лес. Чуть-чуть проехали и оказались возле шлюза на канале. Августовский канал соединяет семь естественных озер и одиннадцать рек гидротехническими сооружениями со шлюзами и плотинами, включающими служебные сооружения, дороги и мосты.
Проект постройки канала возник в начале XIX века. Причины были политико-экономические. В 1821 году Пруссия в одностороннем порядке ввела запретительные таможенные пошлины на транзит польских и литовских товаров через свою территорию, практически заблокировав торговцам доступ к морю. Появилась острая необходимость транспортного коридора в обход прусской территории из центра Польского царства (в составе Российской Империи) к российским портам в Курляндии. Идея проекта принадлежала князю Франциску Друцкому-Любецкому. Во второй половине 1823 года, группа военных геодезистов провела необходимые промеры на территории будущего канала, а уже к концу 1824 года проект канала был готов. После утверждения проекта императором Александром I, начались строительные работы, которые окончились 1839 году.
По ходу канала расположено 18 шлюзов (14 на польской стороне и четыре на беларусской). Тот, к которому мы попали почти случайно, называется Paniewo Lock. «Замок» Паниево — девятый шлюз на Августовском канале. Он был построен в 1826-1828 годах.
Чем больше разница в уровне воды, тем более сложным должен быть механизм шлюзования. В Панево перепад составляет около 6 метров, поэтому шлюз здесь сложный — двухкамерный…
Сейчас канал используется, как живописный туристический водный маршрут — здесь организовываются сплавы на байдарках и каяках. Интересно, что Августовский канал — единственное место в Европе, где границу Евросоюза можно пересечь по воде на байдарке. Для этого в 2005 году на канале был открыт международный пункт пропуска через границу только для путешественников на лодках и байдарках «Лесная-Рудовка».
Вообще, в Августов можно совершенно спокойно приезжать в отпуск недели на две. Чем не вариант бюджетного и насыщенного отдыха в заповедных местах? Вокруг множество вело- и пешеходных маршрутов, сплавы и другие водные виды спорта. Жилье недорогое (помимо гостевых домов и отелей масса кемпингов), питание — тоже…
…Едем дальше, добираемся до села Микашувка. Ну, половину сегодняшней дороги одолели…
Здесь нам встречается еще один шлюз — «Микашувка», построенный в 1828 году.
Кроме шлюза, в Микашувке есть еще одна достопримечательность — деревянный костел Марии Магдалены. Очень необычный собор, жаль, что стоял в лесах.
Внутри собор тоже весьма необычен: росписи на деревянном потолке, приятные глазу цвета, оленьи рога на стенах. И запах внутри — такой, старинный, как в бабушкином деревенском доме в далеком детстве. Заходишь — и, кажется, переносишься назад лет на 100. Очень мне это место запало в душу. Хорошо там было…
У собора — большой стенд, рассказывающий об Августовской облаве — трагических событиях лета 1945 года, когда советские войска вместе со СМЕРШем устроили военную операцию против польских антикоммунистов-подпольщиков.
Но нам пора ехать дальше. Вот уже и Вигры на указателях появились…
…В тот момент мы еще не знали, что ждет нас впереди. А потом, где-то на окраине поселка, мы встретили пару ребят-велосипедистов, которые ехали из Сувалок в Августов, т.е. нам навстречу. Разговорились. Стали расспрашивать о дороге. Девушка схватилась за голову: впереди — пять километров песка, ехать невозможно, только идти…
Только песка нам сегодня еще не хватало для полного счастья… И не объедешь никак. Так что если вдруг будете путешествовать по Грин Вело, готовьтесь: сразу за Микашувкой и до урочища Подлипки вас ждет пять незабываемых километров испытаний…
…Андрей еще умудрялся как-то потихоньку ехать, мы же побарахтавшись немного, плюнули на это дело, да и пошли пешком. Пять километров! По песку! С гружеными велосипедами!
Лес вокруг, конечно, был сказочный. И там не было ветра, который уже порядком нас измучил. Так что был и плюс — хоть согрелись.
…Добрели до очередного МORа с названием урочище Подлипки. Это, оказывается, мы по урочищу топали, а не просто так по лесу. Посидели, отдышались. Да уж… Но дальше уже начинается нормальная дорога. И мы безмерно рады. Как мало, оказывается, нужно человеку для счастья…
…А вот и река Черная Ханча — одна из самых чистых рек Польши. Какие же красивые здесь места…
На распутье. А, может, в Вильнюс?
…Погода испортилась окончательно: ближе к вечеру сильно похолодало, а встречный ветер просто сбивал с ног. Вот правда: катишь с горки и все равно вынужден крутить педали — такой сильный ветер! Заехали на заправку за водой. Купили еще и колу. Обычно, мы ее не пьем. Но иногда кола очень помогает взбодриться, а мне сейчас это нужно…
…И снова дорога: реки, мостики, лебеди, домики мелькают, как в калейдоскопе. Еще один участок преодолен…
…Снова сделали привал, спрятавшись от ветра под крышу автобусной остановки. Съели по яблоку. Силы реально на исходе. До запланированного места ночевки еще километров 18. Доехали бы, куда б делись. Но погода настолько испортилась, что решили не заниматься самоистязанием. Едем еще километров 7-10 до мало-мальски крупного села Миколаево и ищем жилье там…
…Последние километры еду на «автопилоте», ветер шумит в ушах и бьет в лицо, заставляя втягивать голову в плечи. А прогноз погоды говорит, что самый холодный день еще впереди…
…Вот и Миколаево! Замечаем вывеску гостевого дома, заворачиваем узнать о ночлеге.
…Хозяин, приятный толстячок Гжегош, сначала было хотел нам отказать — нас мало, всего на одну ночь, а гостевой дом у него на большую компанию плюс там холодно (чтобы дом нагрелся, нужно было бы заранее включать отопление). Но потом согласился, за что ему большое спасибо: уже очень хотелось спрятаться от ветра хоть куда-то. Дом оказался действительно большой, двухэтажный, со всеми удобствами. И обошлось нам это в 120 злотых за троих (примерно 280 гр. с человека).
Во дворе пасется пони, а вокруг — просторы…
Затащили велосипеды на веранду, разгрузили их, вошли в дом… На спидометре — 85 км дневного пробега. Не хило так, особенно учитывая песок и погоду…
Если бы знать заранее, что у нас сегодня будет такое отличное место ночевки, с полноценной кухней, можно было бы купить спагетти и приготовить шикарную пасту карбонаре. Но о магазине можно было забыть. Беда в том, что у нас осталось мало хлеба — как-то я не рассчитала аппетит людей, активно крутящих весь день педали по пересеченной местности. И хлеб, закупленный на два дня, слопали почти весь за обедом. Но пан Гжегош принес нам десяток домашних яиц, за которые категорически отказался брать деньги. И пообещал завтра с утра привезти хлеба. Это было просто супер! Хотели сделать яичницу, но среди массы самой разной посуды почему-то не нашлось сковородки. Снова идти к хозяину за сковородкой нам было уже как-то неловко, поэтому яйца сварили. У нас еще были овощи, копченая голонка, сыр, паштет и остатки хлеба. Так что, с голоду не умерли…
…Вода в бойлере нагрелась быстро и была восхитительно-горячая. Потом – удобная постель и теплое одеяло, и мысли о том, что человеку, для того, чтобы научиться ценить такие вот маленькие радости, нужно добавить в жизнь какого-то драйва. 85 км на велосипеде и чуть-чуть экстремальной погоды — и вот ты уже безмерно счастлив от того, что у тебя просто есть крыша над головой…
…А ночью я проснулась от звуков ливня по крыше. Дождь все лил, и лил, и лил. А я не могла уснуть и думала о том, как же завтра мы будем ехать по такой погоде? Но потом усталость взяла верх над тревогой, и я уснула…
© Юлия Каспарова. 2019