500 км велоприключений
Северная Польша.
Май 2019

 

 

О, счастье! Сегодня первый более-менее теплый день за всю неделю. Правда, и наш велопоход подходит к концу…

 

 

Погода и место такие приятные, что даже уезжать не хочется. А хочется просто сидеть на солнышке и лениво щурить глаза, словно кошка. Но нужно собираться в дорогу. По плану у нас сегодня неутомительный пробег. По крайней мере, по километражу. К вечеру мы будем в Эльблонге, а завтра уедем на поезде в Гданьск, переночуем там и на следующий день улетим домой…

 

…Собрались и не спеша покатили к центру Фромборка. Сегодняшний день обещает быть мегаприятным…

Велодорожка идет вдоль трассы под горку. Я разогналась, качу и вдруг понимаю, что у меня что-то не то с велосипедом. Ощущение, как будто цепь слетела, но явно что-то другое. Зову Диму, который уехал вперед, он оборачивается и тут же начинает махать мне руками и кричать: «Стой! Стой!» Останавливаюсь… Колесо несет восьмеркой, оно вот-вот отлетит…

Перевернули велик, стали снимать колесо… Задняя ось… Она просто разломилась пополам…

 

 

 

 

Мы немножко в шоке: поломка, которой в принципе быть не могло, но она случилась. И что теперь делать? Найти где-то подходящую ось — анреал, тем более в такой глуши. Добраться до Эльблонга на транспорте, оставшись без последнего кусочка ГринВело, крайне сложно, потому что поезда на этом участке не ходят, а автобусы — только небольшие, куда с великами не впихнешься… Самым простым вариантом казалось купить новое колесо в сборке, но где его купишь — вокруг нет веломагазинов…

По опыту наших многолетних путешествий, я была уверена, что выход найдется — он находился всегда! Но было страшно обидно, прямо до слез! Так не повезло в последний день! Я осталась с разобранным великом и вещами, а Дима с Андреем покатили обратно в кемпинг, чтобы пообщаться с администратором. На ГринВело есть отели и кемпинги, которые являются официальными партнерами веломаршрута, и там есть масса инвентаря и запчастей для ремонта. Наш кемпинг был как раз из таких.

 

Вернулись они минут через 40. Запчастей была целая коробка, но, конечно же, ничего подходящего для нас там не нашлось. Администратор потратил кучу времени, выписывая для нас адреса веломагазинов в Эльблонге и других крупных городах. Потому что во Фромборке не было совсем ничего… Потом долго обзванивал каких-то людей и, в конце концов, нашел мастера в Бранево, у которого была мастерская в гараже и который согласился попробовать нам помочь… Огромнейшее спасибо ему за это! Мы кое-как добрались до центральной площади Фромборка, и я там осталась с вещами и велосипедами. А Дима с Андреем, забрав колесо, поехали автобусом назад в Бранево…

 

 

 

…Мне не хотелось оставлять вещи без присмотра, поэтому я старалась не уходить далеко. Сначала обошла площадь по периметру, разглядывая, что тут есть…

 

 

 

 

 

 

Потом, заметила Бедронку и решила, что если на 10 минут туда зайду, ничего с вещами не случится. Зашла, набрала всякой еды, потом села на лавку и стала есть, размышляя о том, что посидеть пару часов на маленькой площади под замком Фромборк рядом с Коперником, слопать на лавке салат из Бедронки, запивая его йогуртом под шум фонтанчика, и уже никуда не спешить — тоже, в общем-то, неплохо. Иногда жизнь заставляет замедлиться, и в этом есть какой-то неведомый нам смысл…

…Конечно же, у нас все получилось! На самом деле, это было сродни чуду. Мастер из гаража (который находится прямо рядом со вчерашним монастырем катаринок) подобрал подходящую ось взамен старой, поставил ее на место и собрал колесо. И взял за это какие-то совершенно смешные деньги.

 

 

Ура! Мы снова на колесах! Правда, потеряли много времени. Но именно сегодня эта потеря была не настолько критична, как в любой другой день. Изначально мы планировали часа четыре посвятить осмотру Фромборка, а потом уже ехать дальше. Что ж, придется время на Фромборк сократить до минимума…

 

…Первым делом мы отправились к водонапорной башне. Она была построена в XVI веке и оборудована гидравлической машиной, которая снабжала весь город питьевой водой вплоть до XIX века. Но нас больше интересовала не ее история, а современная смотровая площадка наверху…

 

 

На первом этаже расположилось небольшое кафе и сувенирный магазинчик.

 

 

 

 

 

Вместе с билетами нам дали еще и классный бинокль, чтобы можно было как следует рассмотреть окрестности…

Внутри башня красиво отреставрирована: каменная кладка, лестничные пролеты, оригинальные светильники, картины, посвященные городу и Копернику, фотографии старинных усадеб, расположенных в окрестностях Фромборка. Поднимаешься, рассматриваешь всю эту красоту, и подъем не кажется особо утомительным…

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Виды сверху просто завораживают. На замковый комплекс и памятник Копернику…

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На костел Святого Николая с деревянной колокольней… В 1945 году он был разрушен и восстановлен после войны. Внутрь собора сейчас попасть нельзя…

 

 

 

… На костел Святого Войцеха, построенного в 1857 году, и дорогу, по которой нам предстоит скоро катить в сторону Эльблонга…

 

 

 

 

…На симпатичную городскую застройку.

 

 

 

 

 

 

 

 

…И, конечно же, на Вислинский залив, набережную и мол! Только ради одного этого вида стоит взобраться на башню. Особенно классно, когда у тебя есть хороший бинокль!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

…Наверху дует довольно сильный ветер, и мы немного замерзли. Не смотря на это, спускаться не хотелось, хоть и времени в обрез. Но делать нечего, нужно идти…

 

 

 

 

…Народ проголодался. Кроме меня. Я же подъела немного, пока Дима с Андреем спасали мой велосипед. Но решили не терять время на кафе — уже давно было пора выбираться на маршрут. Перекусим где-нибудь по пути своими припасами. А вот на замок хоть одним глазком взглянуть хотелось…

 

 

 

 

…Фромборк расположился на берегу Вислинского залива и был основан в 1310 году. Именно сюда «переехала» Варминская епархия из Бранево и в 1329-1388 годах построила на высоком холме кафедральный собор Успения Пресвятой Девы Марии и Святого Андрея и окружила его крепостными стенами. «А почему перед замком стоит памятник Копернику?» — возможно, спросите вы. Потому что Николай Коперник жил во Фромборке с 1510 по 1543 год, проводил исследования и написал свою работу «О вращении небесных сфер». Именно поэтому Фромборк часто называют «городом Коперника»…

В 1945 году город был разрушен на 80%. Но позже многие ценные памятники старины восстановили. А реставрация замка идет и по сей день…

 

За стеной все устроено так же, как и во многих средневековых крепостях: башни, галереи на стене, осадный колодец…

 

 

 

 

 

 

 

На территории замка находится планетарий и музей Коперника, а в кафедральном соборе можно послушать один из самых лучших органов Польши. Здесь же есть еще одна смотровая площадка — в башне Радзивиллов. Так что Фромборк точно заслуживает посещения — здесь есть, на что посмотреть. Но у нас, увы, на всю эту красоту уже нет времени. Топаем обратно к велосипедам…

 

Выехали из Фромборка и попали… в пробку. Попасть в пробку на велосипеде кажется нонсенсом. Но тут мы как-то умудрились. За городом ведется масштабный ремонт дороги, и движение здесь поочередное. Довольно долго стоим на светофорах, ожидая разрешения двигаться вперед. При этом собираем за собой целую вереницу машин. И когда загорается зеленый, мы вынуждены сначала пропустить машины, а потом уже ехать сами. Иначе машины так и будут тащиться за нами следом, не обгоняя…

 

 

 

По пути заметили место для отдыха и остановились пообедать…

 

 

А потом начались сплошные подъемы, да еще какие! Это мы заехали в ландшафтный парк Эльблонгская возвышенность. Основные его особенности — лестные ландшафты и морские пейзажи, создаваемы лагуной. Ну и чертовы горки, конечно…

 

 

Картинки вокруг вполне себе милые…

 

 

 

 

…Когда я планировала маршрут, я отыскала одно занятное место на Вислинском заливе, называемое Святой Камень. Место это находится немного в стороне, на берегу залива, и чтобы попасть туда, нужно сделать крюк с маршрута. И, хотя мы были ограничены во времени, решили туда все же завернуть. Кто же знал, что для этого придется сбросить в высоту добрых 150, а то и больше метров. А потом ведь придется подниматься обратно… Но, когда мы понеслись вниз по крутой извилистой лесной тропинке, думать об этом было уже поздно…

 

 

…Прямо из леса выскочили на песчаный берег Вислинского залива. Ну, здравствуй, Балтика!

 

 

 

 

А вот и Святой Камень!

 

 

…С приходом христианства в Польшу (а окрестил Речь Посполитую Мешко I в 966 году), языческий культ никуда не исчез. И до сих пор на территории Польши осталось множество объектов старинного «поганского» культа. Один такой объект — Святой Камень — как раз и находится недалеко от городка Толькмицко. Это большой валун, лежащий в воде в 30-ти метрах от берега. В древние времена пруссы-язычники использовали его как капище и приносили здесь жертвы своему божеству Курке (богу рыбаков).

Вокруг камня существует немало легенд. Говорят, он таит в себе невероятную позитивную энергетику, исцеляет болезни, а вода, собранная у камня, обладает антисептическими свойствами. Если честно, я ничего такого не почувствовала. Но, тем не менее, место приятное. Захотелось здесь просто чуть-чуть посидеть на песке…

 

 

 

 

 

 

 

 

 

… Обычно велосипедисты любят затаскивать на этот камень велосипеды и так фотографироваться. Но мы решили этого не делать: нам еще наверх выбираться, нечего тратить силы на ерунду…

По карте вдоль самого моря проходила старая заброшенная железная дорога. Можно было попробовать поехать вдоль нее и потом, дальше, выбраться на нашу трассу без подъема, потому что там, дальше, местность становится более ровной. Ладно, попробуем…

 

Дорогу мы нашли, но ехать по ней было тяжело, а местами и невозможно: все вокруг сильно заросло травой и кустами. И деваться нам было уже некуда: тропинок в лес отсюда не было…

 

 

И вот такое было тоже, да… И хотя Андрей радовался, как малое дитя, что, мол, вот он, настоящий велопоход, меня ситуация не сильно бодрила…

 

 

В каком-то месте снова вышли к заливу, полюбоваться и отдышаться. Красота невероятная! Эх, лежать бы сейчас на песке, жевать травинку, слушать плеск волн и глядеть в бездонное небо. Ну, кой черт занес меня на эти галеры?!!

 

 

 

 

 

Наконец, после нескольких километров мучений, мы выбрались из леса на нормальную дорогу…

 

Дальше дорога стала весьма приятной и более-менее ровной…

 

 

 

…Докрутили до городка Толькмицко. Городок хоть и маленький, но старинный. Основали его рыцари Тевтонского ордена в 1299 году. Вообще, Толькмицко — портовый город над Вислинским заливом. Но здешнего порта мы не видели. Лишь прокатились немножко по старому центру.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На Рыночной площади — готический костел апостола Иакова XV в. Внутрь попасть не удалось — собор был закрыт…

 

 

 

 

Немного покрутились по городку, нашли кафе, чтобы чуть передохнуть и выпить кофе с какой-нибудь вкусняхой, да и поехали дальше…

 

По пути к Кадынам встречаем огромное количество конюшен и конно-спортивных комплексов. Да и вообще все здесь выглядит симпатично. Курортная местность сразу ощущается…

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кадыны известны тем, что с 1898 года ими владел германский император Вильгельм II. Именно с этого времени начался расцвет деревеньки. Был построен ансамбль дворцовых зданий, конюшни, хозяйственные здания, школа и костел. Все это спроектировали берлинские архитекторы и возвели из красного кирпича в едином стиле. Большинство этих старых построек сохранилось до наших дней…

Сначала мы проехали мимо дворца…

 

 

 

 

Дальше пошли те самые конюшни и постройки из красного кирпича, в которых сейчас расположился отель. Очень красивое и нарядное место…

 

 

 

 

 

 

 

Конюшни действуют и по сей день…

 

 

 

 

 

 

При Вильгельме II в Кадынах была открыта керамическая мануфактура, производящая известную кадынскую майолику.

 

Погуляли еще немного…

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В Кадынах есть еще одно интересное место: заповедник Кадынский Лес. А там — один из самых старых и толстых дубов Польши, монастырь францисканцев, часовня и деревянная смотровая вышка, с которой открывается вид на Вислинский залив. Но солнышко неумолимо катилось к горизонту, а нам сегодня нужно проехать еще больше двадцати километров. Поэтому, Кадынский Лес мы не увидели. Зато увидели огромный песчаный пляж, куда, конечно же, мы не смогли не заехать…

 

 

 

 

В заливе плавают лебеди. Красота невероятная!

 

 

 

Вислинский залив, который является, по сути, лагуной Балтийского моря, имеет площадь 838 кв. км. Из них 328 относятся к Польше. От моря залив отделяет Вислинская коса. Интересно, что еще во времена Коперника коса не была непрерывной. Здесь располагалась группа островков, позволяющих выйти в открытое море… Сейчас же единственный морской путь проходит через Балтийский пролив в российской части лагуны.

 

 

 

 

Вислинский залив очень мелкий. Средняя глубина составляет всего 2,7 метра, а максимальная — пять метров. Из-за этого, водный транспорт ходит по заливу по определенным и углубленным судоходным путям. И то только корабли с осадкой до 2,5 метров. Вода в лагуне солоноватая, но не такая соленая, как в море. Поэтому здесь может жить как пресноводная, так и морская рыба.

 

 

 

 

И пусть солнце клонится к закату… Пусть у нас есть все шансы ехать по Эльблонгу в темноте… Но не устроить себе хотя бы небольшой релакс в таком дивном месте невозможно. И мы зависли минут на 40. А хотелось, конечно, гораздо на дольше… Не могу объяснить, почему всякий раз меня так притягивают северные моря. И, вроде, особых пейзажей вокруг нет, и вода не лазурного, а грязно-серого цвета, и холодные они даже летом… Но есть в северных морях какая-то особая мощь, необъяснимая энергетика, которая заряжает, словно магический пауэрбанк…

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Что ж, пора катить дальше. Солнце вряд ли согласится нас ждать…

 

… Какое-то время едем вдоль залива, по дороге из бетонных плит. И это — весьма приятный кусочек маршрута…

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дальше дорога уходит от моря и выводит нас к старой знакомой железной дороге. Кстати, в путеводителе по Грин Вело написано, что от Кадынов по этой железке ходят дрезины, на которых можно добраться аж до Святого камня. Интересно, как дрезины преодолевают завалы из деревьев?

 

 

 

 

 

 

 

Перед Эльблонгом — снова горки. Дима слазит с велосипеда даже при совсем небольших — колени болят все сильнее…

 

Вот, наконец, и Эльблонг! Въезжаем в город. Решаем, что Дима поедет прямо в кемпинг, а мы с Андреем завернем в супермаркет за продуктами. Но, конечно, сразу мы в супермаркет не поехали, а еще поколесили немного по городу — интересно же! В результате, к кемпингу подъехали уже в плотных сумерках…

 

Кемпинг в Эльблонге называется незамысловато: Camping nr 61. И это очень хороший кемпинг за небольшие деньги. Домик на троих обошелся нам всего в 100 злотых. Просторная комната, веранда, чайник, холодильник и посуда, чистые санузлы, кухня и небольшой комплимент в виде вафельных батончиков. Мелочи, а приятно…

 

 

 

Что ж, основная часть похода окончена. Осталось погулять по Эльблонгу и Гданьску и благополучно улететь домой. Но об этом я расскажу в следующей, последней части…

 

          © Юлия Каспарова. 2019

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *