Как мы по GreenVelo катались.
Польша.
Май 2018

 

…Наверное, в прошлой жизни я была бродягой. Или каким-нибудь пилигримом. Иначе чем объяснить эту непреодолимую тягу к новым впечатлениям, эту невозможность долго сидеть на одном месте? И ладно, если бы хотелось просто путешествовать. А то всякий раз тянет ввязаться в какую-нибудь авантюру, придумать что-то такое, что позволит выйти за рамки привычных ощущений…

…Так вышло и на этот раз. Промозглым ноябрьским вечером я бродила по страничкам велосипедных фотоотчетов в поисках интересных вариантов велосипедного отдыха на майские. В прошлом году мы покатались немного с друзьями по Полтавщине, и такой активный формат проведения майских праздников нам очень понравился. Решили повторить. Я рассматривала Черкасскую и Черниговскую области. Посмотреть там есть что, и природа красивая, но вот дороги… Из-за отвратительных дорог Дима категорически отказался ехать в Чернигов с велосипедами на фаркопе, насчет Черкасс думал. Ну и вот, в один прекрасный момент, мне на глаза попался рассказ о Восточном велосипедном маршруте Green Velo. Не удивительно, что раньше я ничего о нем не слышала — маршрут совсем новый. Поляки проложили его при содействии Евросоюза, чтобы оживить за счет туристов депрессивную восточную Польшу. На данный момент Green Velo протянулся на 2000 км с севера Польши, от городка Эльблонг, через всю восточную Польшу до Перемышля и дальше по Подкарпатскому воеводству. И, как я поняла, продолжает развиваться. Отыскала официальный сайт веломаршрута, почитала информацию, поглядела фотографии, нашла еще парочку отчетов украинцев, которые уже покатались там в 2017 году и поняла, что это именно то, что нам нужно! Безопасная, недорогая и близкая страна, хорошие велодорожки, отличное транспортное сообщение, красивая природа, вкусная еда и пиво, провинциальные городки и сельская пастораль — что еще нужно для того, чтобы активно отдохнуть и выветрить из головы бытовые проблемы?

Осталось дело за малым — разработать маршрут, продумать логистику и… уговорить Диму )))

…К моему удивлению, Дима почти сразу загорелся этой идеей. Ну, тут все зависит от того, как подать. К моменту презентации я уже прорисовала в голове и на бумаге все основные детали путешествия, учитывая стоимость билетов на поезда по всему маршруту, расписание, количество дней, возможность перевозки велосипедов и т.п. Все выходило достаточно логично и очень бюджетно. По грубым подсчетам, мы укладывались в сумму в 170-200е на человека за восемь дней. В целом, так и вышло: потратили на двоих около 400е. Ели бы брали палатку, вышло бы гораздо дешевле, потому что основная часть расходов легла на отели и апартаменты. Но формат многодневного велопохода был для нас в новинку, поэтому решили на первый раз останавливаться в гостиницах. Маша ехать с нами отказалась, хотя и очень хотела. Но в преддверии ЗНО она решила, что расслабиться все равно не сможет и лучше потратит это время на подготовку к экзаменам.

В общих чертах маршрут выглядел так. Доезжаем из Харькова в Киев львовским поездом, который прибывает в 4 утра. Он подходил нам по всем параметрам: и временем прибытия, и наличием плацкартного вагона, потому что перевозить велосипеды можно только там. В 6 утра садимся на Интерсити Киев-Перемышль, который прибывает на место в 12-25. Дальше пересаживаемся на Интерсити до Люблина, и ближе к вечеру мы на месте. Следующий день просто отдыхаем и гуляем по городу. Затем на поезде переезжаем в Замость, там тоже гуляем день, и на следующее утро выезжаем в четырехдневный велопоход от Замости до Перемышля. Ночуем в Перемышле, на следующий день гуляем по городу и в 15-45 уезжаем на поезде Перемышль-Киев. Выходило все довольно гладенько: за неделю мы успевали и в удовольствие покататься на велах по приятной дороге, и посмотреть три польских городка, в которых я давно хотела побывать. Вариант с машиной мы тоже рассматривали. Но почти сразу его отвергли по двум причинам: из-за необходимости где-то оставлять машину не получалось красиво выстроить маршрут, плюс не хотелось застрять на границе на сутки. А покататься на польских поездах было даже интересно, к тому же, это хороший новый опыт.

Затем мы стали искать попутчиков, потому что в компании и веселее, и спокойнее. Предложили поехать нашему другу Эдику, с которым катались на майские в прошлом году. Он был за, но не хотел оставлять дома не «велосипедную» жену Иру. Тогда я предложила такой вариант: мы, Эдик, Ира и их дочь Катя едем в Люблин, гуляем там все вместе, а потом отправляем Иру и Катю в Краков, а сами продолжаем задуманное путешествие. После некоторых раздумий, этот вариант всех устроил. Еще к нам присоединился коллега мужа Андрей. Команда была сформирована, жилье в Люблине, Замости и Перемышле на всех забронировано, оставалось ждать времени, когда можно будет покупать билеты…

…И вот тут, вот тут, началось самое интересное. Я-то думала, что самое главное — это купить билеты на поезд Киев-Перемышль и обратно. Поэтому, едва открыли предварительную продажу, взяла шесть билетов туда и четыре обратно (Катя и Ира обратно добирались сами). Причем, обязательно в первый вагон. Именно там, в начале вагона, есть большое свободное место, предназначенное для инвалидных колясок. И туда удобно ставить велосипеды. После этого я расслабилась и «прощелкала» начало продажи билетов на местные поезда. И когда, спустя несколько дней, я собралась брать билеты на поезд до Киева, оказалось, что билетов на него уже нет. Точнее, осталось всего несколько свободных люксов. А другие поезда нам не подходили. Я не учла, что в пятницу 27 апреля, в преддверии длинных выходных, вся страна решит куда-то ехать. К тому же, Киев и Львов — весьма популярные направления. Ситуация была почти патовой. Отменять поездку не хотелось, должен был быть какой-то выход. И он оказался довольно прост. На пятницу билетов не было. Но они были на субботу! И если сдвинуть начало путешествия на день вперед, то тогда у нас все получалось! Правда, для этого нужно было сдать и взять по новой билеты до Польши и обратно, и перебронировать на новые даты все жилье… Оказалось, что вариант выезда в субботу всех даже больше устраивает. Потом мы и сами не раз порадовались такому стечению обстоятельств. Потому что иметь возможность спокойно собраться куда лучше, чем нестись на вокзал в пятницу после рабочего дня.

Со сдачей и покупкой билетов проблем не возникло. С жильем пришлось повозиться. Просто поменять даты не получилось — все было уже занято. Это было обидно. Потому что бронировала я сильно заранее, варианты были отличные и приятные по цене. Пришлось подбирать новые варианты. Они нашлись, конечно. И тоже, в общем-то, довольно неплохие.

Следующим этапом была покупка билетов на польские поезда. Решили взять их он-лайн, чтобы не тратить время на месте. Да и вдруг перед самым поездом билетов уже не будет? Откуда нам знать? И вот тут, вот тут, стало еще интереснее…

Захожу на сайт польских Интерсити, вбиваю маршрут Перемышль — Люблин и нужную дату, и… А поезда нет! Иду на «Подорожник», делаю все то же самое, и получается, что доехать мы сможем только тремя поездами с двумя пересадками! Ну, или автобусом. Но с велосипедами, понятное дело, это не вариант… Я не могу понять, что за ерунда! Ведь был же прямой поезд! Начинаю перечитывать информацию на сайтах польских железных дорог и оказывается, что с марта по июнь у них проходит масштабный ремонт, и на многих участках железнодорожного сообщения просто-напросто нет. Поэтому-то поезда и идут в объезд с кучей пересадок. Причем, с сообщением Люблин — Замость такая же картина… Некоторое время я пребывала в расстроенных чувствах. Вроде, заварила кашу, людей втянула, теперь такие неудобства с доездом… Потом успокоилась: ну, кто ж знал! Ну, пересадки, ну, бывает… Зато по времени мы практически ничего не теряем, а по деньгам, как это не парадоксально, даже выигрываем.

Опущу рассказ о том, как я подбирала самый оптимальный маршрут, где нас гарантированно пустят с велосипедами, как списывалась с автобусными компаниями в надежде, что можно будет доехать автобусом, как разбиралась в особенностях устройства польских поездов и правилах перевозки в них габаритного груза в виде упакованных велосипедов… В конце концов, я купила билеты на «смычку» из трех поездов из Перемышля в Люблин, и из двух — из Люблина в Замость. Все, теперь можно было расслабиться…

Но не тут-то было! Недели за три до поездки Ира и Катя забастовали. Они не хотели ехать с такими сложностями и пересадками. Я предложила им вариант ехать автобусом, заселяться в квартиру в Люблине и ждать нас. Ну, а мы уже поедем с велосипедами, как планировали. Но тут нарисовался еще один интересный момент. Оказалось, что если билет на поезд брался на несколько человек и оформлялся на одно лицо, то сдать часть билетов невозможно. Можно поменять даты, внести еще какие-то незначительные изменения, а вот изменить количество человек в билете нельзя. Можно только сдать весь билет с потерей части стоимости и купить заново. Не стану подробно рассказывать о том, как я переписывалась с железнодорожной компанией в попытке сдать часть билетов, как сдавала билеты и брала заново, как в процессе транзакции произошла ошибка и деньги с карты ушли, а билеты не появились, как я разруливала сложившуюся ситуацию… В процессе я даже пару раз пожалела, что взялась все это организовывать, и даже мысленно пообещала себе больше такого не делать. Хотя, прекрасно понимала, что вряд ли сдержу обещание…

Наконец, все ненужные билеты были сданы, нужные куплены, оставалось только дождаться времени старта…

Но тут… (драматическая пауза, барабанная дробь) на одном из форумов я прочитала, что Интерсити Киев-Перемышль довольно часто опаздывает из-за того, что польские пограничники не успевают проверить документы. Точнее, поезд-то приходит вовремя, но пока не закончится проверка документов, из него никого не выпускают. А у нас стыковка всего 40 минут. И нужно переходить на другую платформу через подземный переход. В толпе людей. С упакованными тяжелыми велосипедами и велорюкзаками. И вот даже так бывало, что, сидя в поезде, люди видели, как уходит Интерсити на Краков в 13-05. А нам как раз на нем ехать до Пшеворска, где у нас первая пересадка. Я почти запаниковала, потому что, если мы не успеем на этот поезд, вся дальнейшая поездка рушится. Других вариантов добраться в Люблин нет. Наши люди в Польше присоветовали в случае опоздания обратиться к начальнику поезда, показать билеты, объяснить ситуацию. Говорят, что часты случаи, когда информацию передают машинисту следующего поезда, и он ждет опаздывающих пассажиров. В конце концов, я успокоилась, решив, что раз уж мы преодолели столько сложностей на пути к цели, то дальше все должно быть как по маслу. Собственно, так оно и было…

Наконец, настал день «х». Заранее были пошиты под заказ велочехлы, багажники и велорюкзаки у нас были и раньше. Никогда еще я не брала с собою в путешествие так мало вещей )))) На вокзал нас отвозил машиной зять, поэтому велосипеды упаковали еще дома: сняли передние колеса, руль и педали.

 

Баффи была печальна. Потому что за свою еще совсем короткую собачью жизнь уже четвертый раз провожала нас в дорогу и понимала, что значит вся эта суета. Увы, Баффи с собою не берем…

 

…Встретились с друзьями на вокзале. Раскидали велосипеды на третьи полки. Настроение отличное…

 

…Немного поспали и в 4 утра с копейками были в Киеве. И первым делом — по стаканчику кофе из «Арома кавы»…

 

 

В Интерсити тоже загрузились без проблем. Было очень хорошо, что мы подошли к вагону первыми. Потому что, кроме нас, в него загрузилось еще несколько человек с велосипедами. А вагон не резиновый…

 

Уселись, расслабились, поехали… Кто спал, кто читал, кто слушал музыку… Хороший поезд! Быстрый. Даже не успели заскучать, как проскочили Львов. А там уже и граница рядом.

 

Сначала по поезду проходят наши пограничники и таможенники с собачкой. Потом подсаживаются поляки и процедура повторяется. На удивление, контроль занимает совсем немного времени. Польские таможенники спросили, чьи велосипеды и где чей багаж, попросили открыть один рюкзак, а когда увидели велорюкзаки, то и вовсе махнули рукой — не нужно… Пограничники же вообще не задали ни одного вопроса! Просто проштамповали паспорта — и все! Это было непривычно. По опыту автомобильных путешествий, поляки обычно очень придирчивы к вещам и подтверждению цели поездки. Вот и еще одно преимущество поезда…

…Вопреки моим опасениям, поезд пришел вовремя, и на перрон нас выпустили без задержек. И это нас немного расслабило. Вместо того чтобы первыми выйти в тамбур, мы стали всех пропускать. В результате вышли из вагона последними. А поезд этот приходит на такую отдельную платформу, которая отгорожена от остального вокзала сеткой. И в сетке — калитка. И вот все пассажиры с поезда (а поезд не маленький и пассажиров очень много!) устремляются в это «узкое горлышко» — калитку. В результате, мы потеряли минут 15 только на перроне, пытаясь выйти в эту калитку. Потом еще какое-то время не могли найти нашу следующую платформу. Потом пока перенесли вещи. То есть, если бы поезд опоздал минут на 15-20, у нас был бы реальный шанс не успеть на следующий…

Но все закончилось хорошо: мы обосновались в Интерсити, который идет на Краков, Вроцлав и Познань, предварительно распрощавшись до вечера с Катей и Ирой. И даже успели сделать несколько фотографий на перроне…

 

 

Польские поезда — чудо, как хороши! В Интерсити, например, есть специальные места и крепления для велосипедов, о чем наши велосипедисты могут только мечтать… Кто ездил с велосипедами в наших пригородных электричках, тот поймет… Но нам крепления были не нужны. Мы просто поставили наши упакованные велы к стеночке. Кстати, если вы везете велосипед в разобранном виде, за него нужно платить. В Интерсити — 9 злотых, в региональных поездах — 7. Велосипеды в чехлах провозятся бесплатно!

 

Минут через 50 приехали в Пшеворск. Здесь у нас была совсем короткая пересадка, всего 17 минут. Поэтому, пришлось чуть понервничать и попотеть, перетягивая наши баулы на нужную платформу. Следующий поезд уже не Интерсити, а региональный. По правилам, перевозить велосипеды в нем можно только в первом тамбуре первого вагона и в последнем последнего. Садимся в первый вагон. Внутри довольно просторно. Да и пассажиров, кроме нас, почти нет.

 

 

Кстати, на региональные поезда вполне можно билеты заранее не покупать. Эти поезда — аналог наших электричек (ну, да, ну да, до наших, конечно, далеко…). Билеты там без мест, и их можно покупать прямо в поезде у кондуктора. Насколько отличается при этом цена и отличается ли — вот этого не знаю…

Доехали до станции Сталёва Воля. Здесь нам ждать следующего поезда полтора часа. Значит, у нас есть немножко времени на быструю пробежку по близлежащим улицам. Вокзал совершенно пустынный. Только мы, да девушка, тоже ожидающая поезд на Люблин.

 

 

 

 

 

 

Сталёва Воля — довольно большой город с населением в 65 тыс. человек. Но в районе вокзала, да в воскресный день он показался нам пустынным, сонным и ужасно провинциальным. Хотя и очень милым.

 

 

Но история этого города удивительна! Его строительство было начато в 1937 году и должно было разрешить целый ряд проблем — залечить экономические раны страны, сократить уровень безработицы, свести на нет последствия великой депрессии. Первая сосна, предназначенная для строительства города, была торжественно срублена в 1937 году. Два года спустя, президент Ингатий Мосцицкий уже открывал Южные Цеха — один из самых больших и самых современных в Европе металлургических комплексов. «Стальная воля народа на возрождение в современности!» — этот девиз, продекламированный на торжественном открытии цеха, дал название будущему городу — Сталева Воля. Название было принято с энтузиазмом и вскоре стало синонимом развития и усовершенствования. Настоящее польское Эльдорадо, воплощение европейской мечты. В бедных, преимущественно аграрных районах, вдруг появляется промышленный гигант, с кучей свободной недвижимости, школами, стадионами, парками, кинотеатрами и железной дорогой. Кроме всего прочего, город был полностью спроектирован и построен в стиле польского арт-деко. Вот только немецкая оккупация и последующее развитие социалистического направления в архитектуре привело к тому, что стилистика арт-деко была забыта…

Но все это я узнала уже потом, по приезду домой. А в тот момент мы просто шли по улицам и не знали, в какой необыкновенный город занесла нас судьба и ремонт польских дорог. Повсюду цвела и пахла сирень, и если мы уезжали из весны, то в Польше нас накрыло настоящее лето: было ощутимо жарко.

 

Мы дошли до костела, шпиль которого виден почти от вокзала. Он называется Церковь Богоматери Шкаплерной. Впечатляющее строение, но, к сожалению, был закрыт.

 

 

Назад возвращались по другой улочке. Ужасно хотелось выпить по чашке кофе в местной цукерне, но времени на это, увы, не было. Зато можно было прихватить с собой любимого пива Варка, что мы и сделали. И хотя наш правильный Эдик бухтел, что пить пиво в общественном месте не комильфо, мы все-таки выпили с наслаждением бутылку, сидя на лавочке на совершенно пустынном перроне в городе со странным названием Сталёва Воля по пути в славный город Люблин…

 

 

 

 

 

…А потом подали наш поезд. На другую платформу. До которой нужно было бежать в обход. И это был как бы даже и не совсем поезд. А рельсовый автобус. Но я же уже хорошо изучила польский транспорт и знала, что, не смотря на кажущийся маленький размер, внутри места достаточно. В том числе и для велосипедов.

 

Дима оставил меня с велосипедом и велорюкзаками, а сам побежал с другим велосипедом и остальными ребятами к поезду. В этот момент на перрон вышла работница вокзала и сказала, что, мол, не переживайте, он пару минут постоит, успеете. Вот тут меня переклинило: всего пару минут! Пока Дима оставит велосипед у поезда и вернется за мной и остальными вещами, поезд просто-напросто уедет. Тогда я еще не знала, что польские поезда, в отличие от наших, никуда не уезжают! Они будут ждать столько, сколько нужно, чтобы все пассажиры успели сесть. Я с перепугу схватила велосипед и два тяжеленных велорюкзака, не считая еще рюкзака за спиной, и потащила все это к поезду через пути, по более короткому маршруту. И дотащила. Все были в шоке, и я сама от себя тоже…

Эти рельсовые автобусы — классная штука!

 

 

Усевшись в последний поезд, мы окончательно расслабились: все, везде успели, через 2,5 часа будем в Люблине, и на этом наша эпопея с дорогой закончится. Но не тут-то было. Примерно через час я поняла, что дико хочу спать. Я положила на соседнее сидение рюкзак, устроилась поудобнее и уже почти заснула, когда услышала слова проводника «застепча коммуникация автобусова». Ну, тут весь сон у меня, как рукой сняло: «А роверы?» А роверы, говорит, в багажный отсек. Видимо, с тех пор, как я брала билеты, поляки разобрали еще часть железнодорожного полотна, и доехать поездом до Люблина стало вообще невозможно. Мы и еще несколько одиноких пассажиров выбрались из поезда и поплелись к ожидающему нас автобусу. Мало нам сегодня было поездов! Проводник потопал вместе с нами, четко следя за тем, чтобы не забыть кого-нибудь из пассажиров. Мы запихнули свои несчастные велосипеды в багажное отделение автобуса и забрались в салон. Теперь можно было делать ставки: доедем ли мы так до самого Люблина или нас снова пересадят на поезд. Дима верил в первое, я склонялась ко второму. Ну что делать, поехали…

 

…По пути мы несколько раз съезжали с трассы и ехали к маленьким вокзалам в крошечных населенных пунктах, где еще совсем недавно ходил поезд, а теперь добраться можно было только с помощью таких вот автобусов, забирали людей и вновь выезжали на трассу. И в который раз поражались удивтельно-продуманной польской транспортной системе, которая заботится о пассажирах и всячески компенсирует любые неудобства, связанные с ремонтом… По сути, расписание для них не поменялось. Просто часть пути они преодолевают не на поезде, а на автобусе…

…До Люблина оставалось всего 10 км, и Дима уже радовался, что выиграл спор. Но при очередном съезде с трассы нас таки привезли к действующей станции и снова пересадили на рельсовый автобус. Причем, та часть багажного отделения автобуса, где лежал мой велосипед, заклинила, ее долго не могли открыть. Но поезд и пассажиры терпеливо ждали, когда же мы, наконец, достанем и дотащим свои вещи. От беготни по платформам и бесконечной череды переездов мы страшенно вымотались. Но эта эпическая дорога нас чертовски веселила. Вот уж точно будет, что вспомнить!

…В конце концов, в восьмом часу, четко по расписанию, мы прибыли в Люблин. Вытащили вещи на перрон и там же стали собирать велосипеды. Было это не так быстро, как хотелось бы. Ехать от вокзала до квартиры не далеко — километра два всего. Но слева заходила огромная грозовая туча. Ехать по незнакомому городу в темноте и под дождем очень не хотелось. Поэтому мы торопились.

 

Сориентировавшись по карте, мы покатили друг за дружкой через какой-то парк, потом по улицам и около восьми вечера уже стояли на улице Краковское Предместье под балконом наших апартаментов. Правда, для пущей радости, поляки решили разобрать не только железную дорогу, а еще и всю брусчатку на центральной пешеходной улице Люблина. Из-за ремонта ходьба по ней, особенно с гружеными велосипедами, превратилась в какой-то адский квест.

 

Ира и Катя к тому времени благополучно созвонились с хозяйкой и забрали у нее ключи (польскую симку для таких звонков и интернета мы покупали заранее). Квартира оказалась довольно большой, но немного бестолковой. Зато месторасположение у нее было прекрасным — до Краковских ворот, с которых начинается старый город, буквально 200 м.

 

Мы помылись, переоделись и отправились поискать что-то на ужин. Но едва вышли на улицу — пошел дождь. И не просто дождь, а ДОЖДЬ, с громом и молнией. Мы зашли в ближайшую к нам кебабную, в какой-то бар, потом в кафе, но согласия между участниками поиска ужина не наблюдалось. Кто-то хотел кебаб, кто-то не хотел его категорически, кому-то нужно было выпить пива, кому-то вина, а кому-то всенепременно кофе с пирожным. Прошатавшись под дождем минут 20, мы поняли, что отыскать сегодня место для ужина, которое удовлетворит всех, не получится. Все слишком устали от дороги, и потому немного капризничали. Компромиссом стала покупка в ближайшем магазинчике пива, вина и сыра. Вот этим мы и ужинали. А так же доедали то, что брали в дорогу…

… Утром с Димой и Андреем отправились добывать еду на завтрак. По воскресеньям крупные супермаркеты в Польше обычно не работают. Зато работают маленькие, вроде «Жабки» (Zabka). Ближайшая Жабка была от нас метрах в 700 в противоположную сторону от старого города.

…Было еще достаточно рано, но рабочие под окнами уже вовсю занимались дорогой. Не смотря на воскресенье.

 

Если бы не это безобразие, вид с балкончика был бы очень даже ничего…

 

Вышли на современную Литовскую площадь. Там симпатичный сквер с деревьями и фонтанами…

 

 

 

 

Специальная техника снует туда-сюда, чистит, моет, убирает…

 

В Люблине куда ни глянь — везде встретишь козлика. Этот символ города изображен и на гербе, и на канализационных люках…

 

Венчает Новую ратушу…

 

Стоит по городу в виде фонтанов и памятников…

 

 

И даже скамейки в сквере в виде козликов…

 

 

Почему же именно козел с виноградной лозой стал символом города? Причем, таким узнаваемым, что Люблин иногда даже называют Козьим Градом? Давным-давно, в ХІV веке горожане пришли к выводу, что их поселение достаточно развито и обустроено, чтобы получить статус города. С большими трудностями, потратив немало денег, горожане добились аудиенции короля в Кракове. Они стали рассказывать королю невероятные истории о жизни города. Одной из них было повествование о том, как после нападения татар в городе осталась в живых только группа детей, спрятавшихся в овраге. С ними была коза, которая выкормила их. Дети выросли и живут теперь в Люблине. А сам город быстро развивается и строится, и давно вырос из рамок простого селения. Королю понравилась история, и он дал Люблину городские права. Оставалось только выбрать герб. Король посоветовал, чтобы на гербе была коза и виноградник, как символ богатства города. Идея была принята с восторгом, но у делегации уже не осталось денег, чтобы заказать герб у профессионального мастера-геральдиста. Зато нашелся художник, большой любитель выпивки, взявшийся выполнить заказ за небольшие деньги. Только на по дороге домой люблинцы развернули они сверток с гербом. А там… Вместо козы и прекрасного виноградника, они увидели старого лохматого козла, пожирающего виноград. Возвращаться в Краков было уже поздно…

…Купив в Жабке необходимые продукты, мы повернули обратно. На площади уже заработали фонтаны, и она стала еще симпатичнее…

 

 

…Дома я быстро приготовила завтрак на всех, мы поели, собрались и отправились знакомиться с городом.

 

Жить в апартаментах в старом городе куда интереснее, чем в гостинице. Все-таки, это место со своей историей, где по соседству с тобой живут не туристы, а обычные жители города.

 

Всегда интересно замечать вокруг какие-то непривычные мелочи из повседневной жизни горожан. Вот, например, обычный почтовый ящик. Обычный, да необычный. Видите — внизу есть отдельный ящик для возврата писем, которые случайно попали не по адресу?

 

 

Андрей — тоже большой любитель неожиданных мелочей. Поэтому фотографирует все подряд похлеще китайского туриста…

 

…Пробираться по Краковскому Предместью непросто! Ремонт обещают закончить к началу июня. Но это ведь хорошо, когда деньги вкладываются в благоустройство родного города…

 

По пути фотографируемся с козлом-фонтанчиком.

 

…Старый город находится за Краковскими воротами, через которые в средневековье въезжали в город со стороны Кракова. К ним приводит улица Краковское Предместье. Сейчас внутри находится музей истории Люблина. И информационный центр рядышком. Мы заглянули в него и разжились картой Люблина и шикарной, подробнейшей ламинированной картой Green Velo для Люблинского воеводства.

 

 

…У входа в старый город нас поманил запах лукового пирога — цибуляжа. Это — традиционная люблинская выпечка. Цибуляж в Люблин привезли евреи, которые во времена Казимира Великого начали заселять эти земли. Аппетитные коржи не залеживались на полках еврейских пекарен, они очень понравились люблинчанам, которые подсмотрели процесс выпечки и сами стали выпекать цибуляж как люблинский корж. И хотя мы довольно плотно позавтракали, все же купили парочку пирогов.

 

 

Старый город в Люблине очень приятный и яркий. Правда, Рыночную площадь несколько портят снующие машины, нарушающие средневековую идиллию. Но тут ничего не поделаешь: это мы, туристы, праздно шатаемся, а людям работать нужно…

 

 

Люблин — очень древний город, получивший городской закон в виде Магдебургского права еще в далеком 1317 году! Ну, мы же помним историю про козла ))) А самое известное историческое событие, связанное с городом, — Люблинская уния. Именно благодаря заключению в Люблине соглашения между Королевством Польским и Великим княжеством Литовским образовалось государство Речь Посполитая. Произошло это в 1569 году.

 

 

 

 

Вокруг Рыночной площади высятся старинные камяницы, раскрашенные в пастельные тона. Причем, не все задания отреставрированы. Есть такие особняки, хозяева которых и сами не ремонтируют строения, потому что не хватает средств, и другим не разрешают. Но именно это делает город не рафинировано-лубочным, как это нередко бывает, а живым и настоящим…

 

 

 

 

 

Особая «фишка» Люблина — старые черно-белые портреты в окнах многих домов. Эти люди жили здесь когда-то. Оригиналы снимков были найдены в этих же домах, когда разбирали старые вещи. Такая память о прошлом и уважение к нему придает городу удивительную атмосферу.

 

 

На Рыночной площади расположился известный ресторан еврейской кухни Мандрагора. Мы даже подумывали здесь поужинать. Но, в конце концов, отправились ужинать в другое место. Здесь, наверное, неплохо. Но ценник выше среднего.

 

 

 

Гуляем дальше. Прошли мимо Тринитарской башни — самого высокого сооружения Старого города. Заглянули в кафедральный собор.

 

 

 

 

 

…Потом всем захотелось кофе. Еще вчера мы присмотрели рядом с нашей квартирой цукерню, где были в наличии кремовки. А кремовка — это мое самое любимое польское пирожное. Решили идти туда, благо тут все в шаговой доступности.

…Кафе оформлено в старом стиле, на стенах — черно-белые портреты, тяжелые шторы на окнах и скатерти на столах. В целом, довольно уютно. Но вот кремовка здесь оказалась не очень вкусной. Так что осталось ощущение неудовлетворенности и желание съесть кремовку где-нибудь еще …

 

 

 

А потом снова пошли в старый город…

 

 

 

…В монастыре доминиканцев полным ходом идет реставрация, базилика святого Станислова пахнет краской, а молодые ребята с кисточками покрывают золотом фигурки на стенах и колоннах. Некоторые ученые считают, что именно в Доминиканском монастыре была подписана Люблинская уния. А вовсе не в Люблинском замке.

 

 

 

 

 

Следующее интересное место — Фарная площадь. Вокруг — симпатичные камяницы, в центре — живописные развалины. На этом месте стоял костел Святого Архангела Михаила. В XIX веке костел разобрали, так как он уже не вмещал всех прихожан, и построили новый на новом месте. Но в какой-то момент руководство города решило, что руины привлекают посетителей, и живописно разбросало современные стройматериалы в форме фундамента. Теперь камни лишь отдаленно напоминают основание того костела…

 

 

 

 

…Дальше топаем к Люблинскому замку на холме.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

За воротами — все, что должно быть в каждом уважающем себя замке: внутренний дворик с колодцем, часовня, круглая башня-донжон.

 

 

 

Кстати, замковая часовня Святой Троицы уникальна сочетанием византийской росписи с готической архитектурой. Говорят, внутри прекрасные, хорошо сохранившиеся фрески. А журнал «National Geographic» даже включил замковую часовню в число семи чудес Польши. Вот только часовня на реставрации и попасть туда можно только со специальной экскурсией. А подняться на башню вполне можно. Что мы, конечно, и сделали…

 

Поглядеть на город с высоты всегда приятно. Интересно находить места, в которых ты уже побывал, и искать улочки, на которых еще не был…

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

И одна из немногих фотографий, на которой наша команда вместе…

 

…Спустившись с башни, мы вновь вернулись в Старый город, пройдя через городские ворота. Из-за того, что они расположены между Старым городом и еврейским кварталом, их называют еще и Еврейскими воротами.

 

 

 

Не спеша идем по Гродской улице, любуясь ее уютными домиками и стильными барами. В одном из этих баров мы планировали сегодня поужинать. По информации из разных источников, особенно хороши здесь были два бара: «Ceska pivnica» и «Swiety Michal Pub». В конце концов, мы остановились на Святом Михаиле. Все же в Польше нужно пить польское пиво, а не чешское…

 

 

 

Если у каждого города есть свой цвет, то цвет Люблина — охра. И хотя здесь немало ярких фасадов и пятен, основная цветовая гамма все-таки именно желто-оранжево-коричневая… Так мне показалось…

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

…День выдался настолько жарким, что трудно было поверить: на улице всего лишь конец апреля. Самое время съесть по мороженому. И мы снова отправились на Краковское Предместье в Bosko, где по отзывам продают самое вкусное в Люблине мороженое. Здесь всегда стоит очередь, в любое время дня. Мы тоже постояли в очереди минут 15 и стали обладателями огромных порций, есть которые отправились в ближайший сквер. Я взяла себе ягодный шербет и соленую карамель. Мороженое оказалось действительно очень вкусным! Мы так наелись, что решили сегодня обойтись без обеда…

 

 

 

 

Немного передохнув в тени, отправляемся на прогулку в другую сторону от Старого города, чтобы увидеть современный Люблин…

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В чудесном сквере возле Литовской площади мы подвисли возле фонтанов. Детвора так весело бегала по воде, что мы, недолго думая, последовали их примеру. Какое же это было невероятное удовольствие — опустить усталые ноги в холодную воду и подставить стопы под вырывающиеся снизу струйки воды…

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Спросите меня, чем мне больше всего запомнился Люблин? И я отвечу: фонтанами! Потому что такой безудержной детской радости, как тогда, я уже давно не испытывала…

 

Я намочила джинсы до самых колен, и совершенно по этому поводу не переживала. Я была счастливой и свободной, свободной и счастливой…

Немного обсохнув, пошли гулять дальше.

 

 

 

 

 

На нашем пути возник бар, обустроенный просто на улице, в одном из двориков. Пиво и напитки там были не самыми дешевыми, но очень уж жарким выдался день, а атмосферный дворик манил своими тенистыми диванчиками, сложенными из обычных палет. И в подобных случаях тебе практически все равно, сколько будет стоит твое пиво. Потому что траты забудутся, а ощущения, которые ты получил, останутся. Семь злотых? Десять? Какая разница, если ты до сих пор помнишь прохладный вкус того пива и то балдежное удовольствие, с которым ты его пил…

 

 

 

 

…Андрей немного посетовал на то, что мы так бездарно тратим время, находясь всего один день в таком хорошем городе. На что мы возразили, что такие приятные мгновения — это тоже составляющая этого прекрасного города и всего путешествия в целом. Причем, может быть, одна из лучших составляющих. Ведь город нужно попробовать и на вкус тоже. После чего Андрей уселся с нами и следующие полчаса мы провели в увлекательной дискуссии о свободе и несвободе…

…Потом мы ненадолго разделились: Катя отправилась домой немного поработать удаленно, Андрей на велосипеде уехал в Майданек, который находится недалеко от Люблина, а мы с Ирой и Эдиком пошли еще немного побродить по Старому городу. В Майданек ехать желания не было — обладая выраженной эмпатией, я слишком сильно пропускаю такие вещи через себя и потом долго восстанавливаю душевное равновесие…

…Побродили еще немного по мощеным улочкам, полюбовались городом в лучах закатного солнца, посидели на развалинах Фарной площади. Хороший город и хороший день…

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

А завершили мы его в пабе «Swiety Michal» за прекрасным ужином и отличным местным пивом. Место просто замечательное!

 

 

 

             © Юлия Каспарова. 2018

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *