Как мы по GreenVelo катались.
Польша.
Май 2018

… Следующим утром мы снова отправлялись в дорогу. Нет-нет, пока еще не по Green Velo. Пока снова на поезде в милый городок Замосць. В прежних путешествиях мы проезжали мимо Замосця несколько раз, но заглянуть в него никак не получалось. А очень хотелось. Потому что городок этот довольно примечательный. Он был основан в 1580 году по задумке Яна Замойского, великого гетмана и канцлера Речи Посполитой. Замосць построен в стиле итальянской эпохи Возрождения по проекту архитектора из Падуи Бернардо Морандо. Поэтому город иногда называют «Северной Падуей». Маршрут Green Velo проходит недалеко от Замосця. Поэтому, было логично туда заглянуть, а уже потом выбраться на маршрут. У нас были билеты на поезд на 9 утра. По традиции, с пересадкой…

…Встали довольно рано, чтобы успеть спокойно собраться. Ира и Катя не спешили — их автобус на Краков отправлялся позже. Приготовили завтрак, пожарив яичницу с картошкой фри (картошку и большой кусок лукового пирога забрали вчера из кафе, потому что съесть все это просто уже не смогли), позавтракали, распрощались с Катей и Ирой, пожелав друг другу хорошей дороги, и покатили велосипеды вниз со второго этажа на улицу…

…И — знакомой дорогой до вокзала, по Краковскому Предместью, мимо козлика-фонтана, а потом через парк… На вокзал приехали с запасом. Велосипеды в этот раз собирать было не нужно — на них были куплены дополнительные билеты. Поэтому у нас еще было время выпить кофе и купить магнит с Люблином…

Кроме нас, в вагон набилось еще невероятное количество велосипедистов. В преддверии длинных выходных (в Польше, как оказалось, тоже празднуют Первое мая — маевку, а 3 мая — День Конституции) все решили ехать в Замосць. И половина из них — с велосипедами. Так что поезд превратился в «рукавичку». Бедный проводник пытался разместить все велосипеды. Нам пришлось снять со своих велорюкзаки и развернуть рули, чтобы высвободить хоть немного дополнительного места.

Как я уже говорила, ехать нам предстояло с одной пересадкой. Но станция пересадки — Завада — находилась в 10 км от Замости, и на пересадку отводилось всего 11 минут. Поэтому мы сразу решили, что если не будет дождя, то на втором поезде не поедем, а до Замости доберемся на велосипедах. Заодно и разомнемся немного. Я даже хотела взять билеты только до Завады, но ситуация была парадоксальной: цена билета на связку из двух поездов оказалась ниже, чем на один первый поезд.

…Наш, забитый под завязку, поезд опаздывал, опаздывал минут на 15. Было понятно, что на второй поезд мы в любом случае не успеваем. Так что вариантов не оставалось. Каково же было наше удивление, когда приехав на станцию пересадки, мы увидели, что наш следующий поезд никуда не уехал. ОН ЖДЕТ! Все пассажиры перегрузились из одного поезда в другой, а мы остались на перроне настраивать велосипеды. У нас несколько раз уточнили, точно ли мы не хотим поехать дальше. И только после этого поезд (точнее, рельсовый автобус), закрыл двери и отъехал от перрона. И тут на перрон из нашего первого поезда выскочил проводник с кучей каких-то сумок и пакетов. Увидев отъезжающий поезд, он разразился гневной тирадой, из которой мы поняли только одно слово — курва. Оказывается, он тоже собирался ехать. Работник станции тут же передал что-то по рации, и поезд остановился метрах в 200 от перрона. Проводник побежал его догонять, в конце перрона упал, растеряв свои пакеты, поднялся, побежал снова. Нам было жаль его, но ситуация казалась настолько комичной, что мы потихоньку хихикали…

…Наконец, поезд уехал, и мы остались на крошечной станции совершенно одни. Сориентировавшись по карте, сели на велосипеды и не спеша покатили в сторону Замости.

…Дорога шла, в основном, по трассе. Но ехать было легко. Польские водители относятся к велосипедистам крайне бережно. Мы в этом убедились еще в прошлом году, когда катались по Польше вдоль Дунайца. Поэтому, даже когда едешь по трассе, чувствуешь себя в абсолютной безопасности!

…И вот тут нам в первый раз встретились рапсовые поля. Точнее, мы наблюдали их весь день, пока добирались поездами до Люблина. Но, одно дело, смотреть на них из окошка поезда, и совсем другое — катить на веле среди всего этого желтого безумия! Мы потом еще много видели рапсовых полей, бесконечно много, но так и не перестали восхищаться…

…Проехали мимо зоопарка. Очередь просто огромная! Но тут Андрей заметил жирафов и поехал их фотографировать. Мы же остались ждать его в тенечке.

…Заселение в апартаменты у нас было после 14-00, а в Замосць мы приехали часов в 12 дня. Решили немного покататься по городу. Сначала — в крепость, которая выдержала в свое время не одну осаду (Богдана Хмельницкого в 1648 году и войск шведского короля Карла Х в 1656 году). Крепость имеет практически первозданный средневековый вид.

…Дима поехал на разведку — можно ли заехать внутрь на велосипедах. А фотографы, пользуясь случаем, схватились за фотоаппараты…

…Оказалось, весь старый город находится внутри Замойской крепости. Ну, это и понятно, ведь и город, и фортификационные сооружения строились вместе. В крепость мы въехали через Щебжешинские ворота (1603г.). Ну, в городке Щебжешин мы еще побываем. Кстати, есть и другие ворота — Люблинские и Львовские. И все они были с подъемными мостами…

Внутри мы слазим с велосипедов — вокруг довольно много людей. Первое, что сразу бросается в глаза — красивый Кафедральный собор Воскресения Христова (1598 г.). Идем к нему…

Внутрь заходим «двумя партиями» — оставлять велосипеды с вещами без присмотра не хочется.

Рядом с собором — памятник Яну Замойскому, основателю города.

А на колокольню можно подняться, чем мы, конечно же, и воспользовались…

Оказывается, до Рыночой площади — рукой подать! Вообще, старый город в Замости очень компактный, ограниченный крепостной стеной. С колокольни собора он выглядит потрясающе!

Спустились вниз, еще немного полюбовались окрестностями…

…Ехать в старый город на велосипедах было не слишком рационально. В какой-нибудь другой день — без проблем. Но не сегодня, 1 мая. Народу вокруг было — не протолкнуться. Поэтому решили немного покататься по парку, там же где-нибудь на травке перекусить, и уже потом созваниваться с хозяйкой апартаментов.

Городской парк в Замости — ну очень красивый! С прудами, каналами, утками, мостиками, клумбами, газонами, свисающими над водой ветками деревьев… Я даже не ожидала, что Замосць — настолько уютный и приятный город. Часто так бывает, что старые районы городов плохо вписываются в современный дизайн новых построек. Но Замосць очень органично смотрится, удачно сочетая в себе средневековое очарование и современный комфорт. Причем, одно другому не мешает. Видно, что этому здесь уделялось очень большое внимание, все обустраивалось с умом и огромной любовью к людям и своей культуре…

При въезде в парк мы заметили большую клумбу с тюльпанами. Ну, что твой Кёкенхоф, только совсем крошечный. Все фотографы тут же схватились за фотоаппараты. И только Дима, который ни разу не фотограф (причем, тюльпаны тоже особо не входят в сферу его интересов), покатил дальше…

Когда каждый из тюльпанов был досконально сфотографирован со всех сторон, оказалось, что Дима потерялся. Мы покрутились немного по аллейкам, потом решили разделиться и встретиться у одного из мостиков. Катить вдоль каналов по тенистым аллейкам среди цветущих каштанов было невероятно приятно… Все-таки начало мая — лучшее время для велопоходов…

В конце концов, Дима нашелся. Мы отыскали местечко в тени у воды, разложили наши нехитрые припасы в виде творожной намазки, сыра, паштета, хлеба и помидоров на траве и устроили небольшой пикник… И почему я так особенно люблю именно такие моменты в путешествиях?

После обеда мы созвонились с хозяйкой Агнешкой, договорившись, встретиться у ее дома примерно через 15 минут. Жилые кварталы находятся прямо за парком, ехать совсем близко…

Агнешка оказалась невероятно милой, квартира в пятиэтажном доме на первом этаже — вообще превзошла все ожидания. Велосипеды мы оставили в подвале (под домом целый лабиринт ходов, и у каждой квартиры есть свой собственный закрывающийся сарайчик), так что о них можно было не беспокоиться. Расположились, помылись, переоделись и были готовы идти гулять по городу…

…От нашего дома до Старого города — минут 10 ходу. Через парк, мимо крепостной стены — и вот мы уже попадаем на улочки, камни которых за сотни лет повидали немало…

Рыночная площадь Замостя — пожалуй, самая красивая из всех, что мне доводилось видеть. Она квадратная и довольно большая (100х100м). Вокруг — 2-3 этажные цветные каменицы 16-17 веков с галереями. А главное ее украшение — ратуша в стиле барокко с 52-метровым шпилем и огромной парадной лестницей.

В самых красивых домах на северной стороне Рынка жили богатые армянские купцы. Этот квартал так и назывался — Армянский. Фасады домов поражают обилием всевозможных деталей…

На восточной стороне — дома попроще…

На площади полным ходом идет празднование маевки: в центре установлена большая сцена, где очень громко играет рок-группа, по периметру — палатки с разной снедью. Все это несколько нарушает гармонию…

Конечно, нам нужно было попробовать что-то из местных вкусняшек. Взяли жареный гуральский сыр (мы такой уже пробовали в Закопане) и зеленое пиво, которое варит частная пивоварня в Билгорае.

…Немного побродили по боковым улочкам, заглянули в магазин хэнд мэйд, чтобы купить что-нибудь на память.

…Красивые фасады — это здорово. А вот что за ними? Заглянули в пару внутренних двориков…

…Едва заселившись в квартиру, мы решили, что ужинать будем дома. Очень уж уютным оказалось наше жилье. Купим вина и сыра, приготовим пасту — и замечательно все это съедим и выпьем, сэкономив кучу денег. Но в праздничный день магазины закрывались рано. Найти продуктовый магазин в центре нам не удалось, поэтому, чтобы не остаться без ужина, решили сбегать в присмотренную заранее «Жабку», а потом продолжить прогулку. Андрея отправили на экскурсию внутрь бастионов (очень уж хотел), а сами пошли в магазин, съев по пути по мороженому.

Купив все необходимое, потопали обратно в Старый город. Замойская крепость смотрится очень внушительно! Даже просто прогулка по ее периметру занимает довольно много времени. Особенно живописны Новые Люблинские ворота. В этот раз входим в город через них.

Внутри брамы — место сбора одежды для нуждающихся…

…Место встречи — Рыночная площадь у Ратуши. Туда пришли мы с рюкзаком еды. Туда пришел и Андрей, совершенно замерзший после часа прогулок внутри холодных и темных каменных подземелий.

Ратуша — место свадебных фотосессий…

Идем гулять дальше…

Рядом с Рыночной площадью — совсем крошечная площадь Водная. Здесь людей еще больше! Во-первых, в жаркий день приятно побегать среди струек фонтанчиков-сюрпризов. А, во-вторых, на площади идет представление уличных фокусников. Посмотрели немного и мы…

…Вышли за пределы Старого города. Я уже говорила, что стены и бастионы крепости выглядят очень живописными. Особенно на закате. Да на фоне яркой майской зелени… Гулять здесь приятно…

С высокого горбатого мостика открывается красивая панорама крепости и окрестностей. И знакомая невеста тоже здесь!

Время движется к закату, нужно возвращаться. Хочется лечь спать не поздно — завтра первый день велопохода, и силы понадобятся. Не спеша идем в обратную сторону. Но другой дорогой. Проходим мимо костела святого Николая…

По атмосферным вечерним улочкам…

Мимо бастионов и Люблинских ворот…

Мимо собора святой Катерины…

Через цветущий, ухоженный парк…

И вот мы дома…

…Дома порезали камамбер, открыли вино, и, пока готовилась паста, наслаждались всем этим под щебет певчих птиц из открытого окна в теплых вечерних сумерках. Удивительно: в Польше, для того, чтобы слушать пение соловья, не нужно уезжать за город. Соловьи пели всю ночь просто здесь, под окнами городской многоэтажки. Я мягко проваливалась в сон под это умиротворяющее щебетание, а перед глазами желтые рапсовые поля сменялись разноцветными фасадами камениц. Словно я, как в детстве, заглядывала в крохотную дырочку волшебного мозаичного калейдоскопа…