500 км велоприключений
Северная Польша.
Май 2019

 

 

Сегодня в первой половине дня гуляем по Эльблонгу. Ногами, без велосипедов. До завтрака прошлись чуть-чуть по кемпингу. Хорошее место, стоит прямо на реке Эльблонг, зеленая территория с детской площадкой. Можно остановиться как в домиках, так и со своей палаткой — отличный вариант для тех, кому хочется быть поближе к природе и при этом жить в пешей доступности до центра города…

Позавтракали овсянкой и бутербродами, договорились с хозяином кемпинга оставить велосипеды до обеда, да и потопали вдоль речушки к центру города…

Река Эдьблонг является частью Эльблонгского канала. Он соединяет Илавское поозерье с Вислинским заливом на Балтике. Идея соединить озёра (всего их насчитывается около 9000) с Вислинским заливом возникла у немцев (а мы помним, что эта территория стала польской только в 1945 году) очень давно. Вся проблема состояла в том, что на относительно коротком участке — 9,6 км — перепад высоты составлял около 99,5 м, и шлюзы строить было невозможно. Проект был разработан в 1825 году, но реализовывать его начали только в 1848: понижали уровень озер, рыли насыпи, строили шлюзы. Работы закончились только в 1860 году. Во время Второй мировой воны канал был разрушен, но его быстро восстановили. И уже в 1947 году по нему прошел первый туристический пароход.

Но я об этом канале узнала позже, уже дома. У него есть интересная особенность. На том самом небольшом участке с перепадом высот более ста метров выстроена система из пяти судоподъёмников, которые перевозят суда посуху на специальных платформах. По сути это — наклонные лифты, где платформы движутся по наклонной железной дороге с канатной тягой. Судоподъёмники до сих пор приводятся в действие оригинальными гидравлическими механизмами, сохранившимися со времён постройки канала. Было бы интересно прокатиться на кораблике по каналу. Видно, придется еще раз приехать в эти места — много здесь для меня осталось «за кадром»…

История Эльблонга похожа на историю многих городов Северной Польши. Эльблонг был основан крестоносцами в 1237 году, а уже в 1246 году получил по Любекскому праву статус города. После тевтонцев город какое-то время был прусским, а с 1466 года, после Тринадцатилетней войны, вошел в состав Польши. Но с 1772 года эта местность снова становится немецкой: сначала в составе Прусского королевства, затем Германской империи и, наконец, Третьего Рейха. После окончания Второй мировой войны, город вошел в состав Польши.

Эльблонг — далеко не самый туристический город. Но, это то место, куда я вам настоятельно рекомендую съездить погулять на полдня из Гданьска, если найдется время. Эльблонг очень хорош, и здесь есть, где погулять и что посмотреть…

Одно из интересных местечек — Костельная тропа. Это самая узкая городская улица, которая в старые времена соединяла два крупнейших собора города — собор святого Николая и Доминиканский собор. Улица имеет около 60 метров в длину и на ночь с обеих сторон закрывается чугунными воротами с замком. Здесь все, как мне нравится: мрачно, атмосферно, средневеково…

…Как и в Гданьске, здесь много крылечек с коваными перилами и красивых входных дверей. Да и архитектура очень похожа на гданьскую…

И хотя все это — реконструкция (Эльблонг, как и Гданьск, был сильно разрушен во время войны), все равно каменицы смотрятся симпатично…

Произошел с нами на улицах Эльблонга один мимолетный эпизод, который, тем не менее, очень врезался в память, как пример внимательного и уважительного отношения поляков (да и большинства европейцев) к другим людям. Дима стоял на крылечке одного из домов, а я — фотографировал его, стоя на другой стороне улицы. По дороге между нами проезжала машина. И вдруг она остановилась. И стоит. И только когда я опустила фотоаппарат, водитель поехал дальше. Вы можете себе представить: водитель остановился, чтобы не испортить мне кадр!

А вот у этого граффити на доме весьма интересная история. На что похоже? На звуковую амплитуду? Ну, так это она и есть. Это — запись высказываний жителей старого города по самым разным темам от нейтрально-бытовых до «политически некорректных». Этот своего рода аудиомурал был создан во время эльблонгского конгресса культуры, который проводился в рамках проекта «Пробуждение перед концом света».

Одна из главных достопримечательностей Эльблонга — кафедральный костел Святого Николая. Идем к нему.

Костел — чудесный образец кирпичной готики, да еще и построен был в XIII веке! Во время войны был серьезно поврежден и отреставрирован только к 1965 году. Но отреставрирован, как и все исторические здания в Польше, с душой. Это сразу ощущается и снаружи, и внутри. А еще собор знаменит тем, что является одной из самых высоких церквей Польши — высота башни 97 метров!

Заходим внутрь. У собора красивенный портал, столько деталей… Как же я люблю готику!

Внутри собор тоже не разочаровал: атмосфера здесь удивительная. Около получаса не могли уйти — хотелось просто бродить между колонн и витражей в тишине и одиночестве. А потом посидеть тихонько на лавке, слушая гулкие шаги немногочисленных посетителей…

У собора есть приятный бонус — смотровая площадка на башне. Нас очень удивило, что на башню можно подняться совершенно бесплатно. Много мы исходили самых разных башен и колоколен в Польше, но с таким столкнулись впервые. Правда, из-за высоты башни, подниматься туда одновременно можно лишь ограниченному количеству людей. На наше счастье, мы в тот момент были единственными посетителями.

…Подъем долгий, по крутой винтовой лестнице, которая местами помещена внутрь железной конструкции. И он не прост, особенно на еле гнущихся, утомленных велосипедом ногах…

По пути можно купить открытку с собором и поставить на нее печать, подтверждающую, что мы побывали на башне. Хорошая идея для развития туризма, особенно, если бы такие печати ставили везде в подобных местах. Можно было бы коллекционировать открытки с печатями, особенно, детям такое интересно…

Сверху особенно хорошо видно, что в старом городе много новостроя. Но все строится в едином стиле, поэтому, как по мне, смотрится очень симпатично…

Башня такая высокая, что можно рассмотреть не только город, а и пригород с бесконечными рапсовыми полями…

Река Эльблонг весьма живописна…

Эти красные крыши просто сводят меня с ума…

Спускаемся вниз и понимаем, что проголодались. Пришло время кофе и вкусняшек. Нашли симпатичное кафе, которое оказалось не из дешевых. Но как не побаловать себя?

После кафе заглянули в центр туристической информации, чтобы распечатать посадочные талоны. Их, конечно, можно было бы показать и на телефоне. Но мы добавляли спортивный багаж к билету перед самым вылетом, и побоялись, что посадочный с телефона может не корректно сработать. Когда летишь с велосипедами впервые, перестраховываешься на каждом шагу…

Центр находится в здании Ратуши. Сюда можно и просто так заглянуть — в ратушах всегда можно отыскать что-то интересное…

Здесь стоит специальный компьютер, которым можно без проблем воспользоваться в своих целях. Но, на нашу беду, у него постоянно возникали проблемы с подключением к принтеру. Сотрудники центра были очень любезны, всячески стараясь решить проблему. В конце концов, я переслала посадочные талоны на почту девушки из информационного центра, и она распечатала их для нас на своем принтере.

Все, теперь мы полностью подготовлены к полету. Идем гулять дальше…

Торговые (ярмарочные) ворота на улице Старый рынок — историческая достопримечательность времен Тевтонского ордена. Они появились здесь в 1309 году, как элемент городской системы фортификации. Восстановлены ворота были в 2006 году. Часы на башне — современная копия исторических часов.

Возле башни стоит симпатичная бронзовая статуя мальчика-пекаря — Пекарчика. Он — герой местной легенды. Однажды ученик пекаря Вальдемар Грабовецки встал рано утром, чтобы вынуть из печи свежий хлеб. Вдруг он увидел, что к городу приближаются враги — тевтонские рыцари. Юноша перерубил лопатой канаты, удерживающие городские ворота. Ворота закрылись, преградив врагам путь. И город был спасен. Нос у бронзового Вальдемара натерт до блеска тысячами рук. Говорят, это приносит счастье…

В башне торговых ворот тоже есть смотровая площадка. И тоже бесплатная. Подниматься туда, конечно, попроще, чем на башню собора. Дима сначала было не хотел идти, но мы с Андреем его уговорили )))

Виды сверху открываются другие, но тоже интересные. Домики Эльблонга кажутся отсюда какими-то игрушечными. Или декорациями к фильму…

В башне тоже есть центр туристической информации, правда, он был закрыт.

Хороший город, а нам пора возвращаться в кемпинг, забирать велосипеды и двигать в сторону вокзала… Но перед этим еще чуть-чуть прошлись по улочкам…

…Забрали вещи и поехали на вокзал. Перед поездом на Гданьск неплохо бы где-то пообедать. На спидометре 510 км. За сеголня-завтра еще немного накрутим…

Но пообедать нам так и не удалось. Никакой готовой еды не нашли, а ждать, пока что-то приготовят, у нас уже не было времени. Ладно, потерпим до Гданьска, ехать недолго — минут 40…

Поезд идет через Мальборк. Классное место, классный замок, были там когда-то. Но в этот раз уже не успеваем туда завернуть…

…Без приключений доехали до Гданьска, выбрались на перрон, поели в KFC на вокзале, и покатили под моросящим дождем искать наш хостел.

Хостел оказался так себе, но для велопохода сойдет. Зато близко от старого города, с отдельной комнатой и недорогой…

Быстренько переодеваемся, оставляем вещи и идем гулять по городу. На улице по-прежнему моросит дождь и все обложено низкими серыми тучами. Но как не погулять по чудесному Гданьску!

Хостел находится напротив собора Святой Троицы. В этом костеле мы ни разу не были, хотя в Гданьске уже третий раз. Вот сколько ни приезжай, а все равно отыщется масса интересных мест, где еще не был…

Костел Святой Троицы строился монахами-францисканцами в 1420-1514 гг. Позже он перешел в распоряжение протестантам. Здесь была основана грамматическая школа, которая позднее стала знаменитой Академической гимназией. Эта школа на протяжении веков обучала интеллектуальную и политическую элиту Гданьска до 1817 года. Именно в этом костеле появилась первая в Гданьске библиотека. А в 1945 г. разрушенное во время войны здание снова перешло к католикам.

Внутри собора установлена занятная механическая шопка. Достаточно бросить в отверстие монетку, как тут же начнется кукольное шествие под рождественскую музыку.

Рядом с костелом находится наполовину деревянный дом XVII века с галереями.

Идем на улицу Длуга. Андрей в Гданьске раньше не был, хочется успеть обойти с ним до темноты хотя бы самые красивые места. Дождь льет, фотографировать крайне неудобно. Но Гданьск прекрасен в любую погоду…

Покупаем вафли с клубникой, шоколадом и сливками. И это так вкусно, что ум можно отъесть…

…Выходим на набережную Мотлавы. Из-за пасмурной погоды и дождя она кажется серой. Но будь сейчас солнышко, все вокруг преобразилось бы самым волшебным образом…

Перешли по мосту на Амбарный остров. На улице Stągiewna нашли млечный бар с одноименным названием. Заглянули: довольно стильно, как для млечного бара. Цены не самые низкие, но, судя по очереди из местных, которые покупали еду в судочки для дома, кормят здесь вкусно. Мы после вафель еще не успели проголодаться, поэтому пошли дальше…

Улица заканчивается готической брамой Стонгевна — воротами, сохранившимися с XVI века. Две приземистые башни — остатки городских укреплений — разной толщины и высоты соединены между собой арочным перекрытием, превращающим их в ворота.

Пошли гулять по набережной, рассматривая ее с разных ракурсов. Как же я люблю все эти гданьские каменицы, ворота, мосты, кораблики. Никакой погодой их не испортить. И хотя мы уже изрядно промокли, а уходить все равно не хочется, и прогулка доставляет огромное удовольствие…

Вот такое здесь, оказывается, есть водное такси. Раньше мы этих лодок не видели. Наверное, потому что оба раза были в не сезон — поздней осенью и зимой…

…Через Хлебные ворота возвращаемся в Старый город. Дальше гуляем по улицам, таким знакомым и уже не раз виденным. Но из-за обилия уличных кафе, которых, конечно же, не было зимой, все здесь выглядит иначе. И сколько не ходи по одним и тем же местам, все равно всякий раз будешь замечать все новые и новые детали…

Вышли к Королевской часовне и фонтану Четырех Кварталов. Это одно из самых моих любимых мест в городе. Но, что интересно, действующим этот фонтан мы видим впервые. Раньше только львами любовались. Но с фонтаном, конечно, все еще круче!

Гданьск — такой город, который красив в любое время года, и в любое время суток, и при любой погоде. Весна добавляет ему красок, лето — яркости, осень — дождей, делающих город приятно-мрачным, зима — загадочных туманов… Ранним утром солнце заливает своими радостными лучами разноцветные каменицы, днем так приятно посидеть в одном из многочисленных уличных кафе. А вечером… Вечером, когда зажигаются желтые фонари, Гданьск превращается в совершенно-волшебный. Улицы темнеют и пустеют, в окошках трепещет теплый уютный свет, а каменные водостоки кажутся неведомыми чудовищами. И все вокруг становится похоже на городок из игрушечных домиков, которые продают на рождественских ярмарках. Игрушечные каменицы, игрушечные соборы… И такое тебя охватывает тягуче-щемящее наслаждение от всей этой милоты, что понимаешь: ради этого чувства ты приедешь сюда снова… И еще не раз…

…Завтракали на кухне хостела, общаясь там с удивительно-интересными людьми: ребятами из Николаевского морского колледжа, приехавшими в Гданьск на стажировку, и двумя подругами из Баку, влюбленными в Гданьск и живущими здесь уже месяц. Вот за что люблю хостелы, так это за хорошую компанию…

Но рассиживаться особо некогда. Нам нужно не только докатить до аэропорта, а это около 15 километров, а еще и полностью разобрать велосипеды и тщательно их упаковать, чтобы на выходе не получить сплошное расстройство…

Что ж, едем. Невероятно радует, что дождь закончился еще ночью и не капает на голову…

По пути заехали в хозяйственный супермаркет, набрали разного упаковочного материала: пленку, бумажный и обычный скотч, «пупырчатый» целлофан. Там же и перекусили в KFC…

Последний рывок — и мы в аэропорту…

Дальше началась эпопея по упаковке велосипедов. Нужно было не только полностью разобрать велы, закрыть все уязвимые места упаковкой, а еще и упаковать с ними вместе в чехлы велорюкзаки, шлемы и другие вещи. Это оказалось настолько не быстро, что мы едва успели закончить незадолго до конца регистрации на рейс. Хотя приехали в аэропорт часа за четыре до вылета… Понервничали немного, но все закончилось хорошо…

Что ж, наше путешествие подошло к концу. Оно было непростым, очень насыщенным и невероятно интересным. Я до сих пор вспоминаю о нем с легкой грустью и щемящим желанием отправиться снова в эти или другие прекрасные места, чтобы обследовать их с колес велосипеда. В этом году по понятным причинам сорвался велопоход по Австрии. Но все еще будет, все вернется. И путешествия тоже. Ведь в мире осталось еще так много волшебных неизученных уголков…

          © Юлия Каспарова. 2020

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *