Балканский калейдоскоп
или
Путешествие по «не европейской» Европе
Сербия, Северная Македония, Албания, Греция
Июль 2019

 

 

День третий. Проснулись очень рано, еще до рассвета. Это и хорошо — чем раньше выедем, тем больше шансов хоть немножко успеть погулять по Нови-Саду. Изначально в планах на Нови-Сад получался почти целый день. Но из-за задержки в пути нам сегодня придется проехать двойную норму расстояния.

…Предрассветные крыши Ужгорода и безлюдная улица, которые видны из окна нашей комнаты, настраивают на умиротворенный лад. Настроение пречудесное! Пока Дима и Маша собирают вещи, готовлю на завтрак горячие бутерброды с сыром и кофе.

 

 

 

 

 

Завтракаем, относим вещи в машину, усаживаемся, поехали… Небо облачное. Но это ничего — будет не жарко в дороге. Катим обратно, в сторону Мукачево, а потом на Берегово. Внутри просто вибрирует все от предвкушения дороги и новых мест. И остановок на заправках «на кавиль» — а как же без этого?

 

Перед границей залили полный бак. В Венгрии бензин не особо дорогой (около 1,15 е за литр), но наш все же дешевле. Хватит проехать почти всю Венгрию, а там — снова полный бак, потому как в Сербии бензин значительно дороже — 1,27 евро.

Наша сегодняшняя дорога будет выглядеть следующим образом. Мы умышленно решили не ехать через Будапешт. Хотя, не смотря на лишние 100 км, эта дорога и лучше, и проще, и быстрее — автобан. Но она невероятно скучна. С автобана совершенно невозможно хоть немножко поглядеть на Венгрию. А мы это страшно любим — ехать по второстепенным дорогам и рассматривать в окошко местный колорит.

 

…На венгерской границе простояли три с половиной часа. Не так уж и критично, бывало и хуже, но все равно безумно жаль времени. Причем, машин впереди было совсем не много, но слишком уж медленно все это двигалось. Спасибо, хоть не стали все вещи из багажника вытаскивать… А у нас-то еще столько границ впереди (все наши страны, кроме Венгрии и Греции не в Шенгенской зоне и везде есть границы). Не хотелось бы каждый раз столько стоять…

Прямо на границе можно купить венгерскую виньетку по безналу (3500 форинтов или примерно 350 гр), что очень удобно сделать, пока стоишь в очереди. Не нужно будет потом тратить время и заезжать за ней на заправку.

Наконец, все формальности пройдены, мы свободны! И понеслись километры венгерских дорог, и вывески на совершенно непонятном языке…

В какой-то момент мы пожалели, что связались с дорогой через Дебрецен. Местами дорога не очень, почти везде узкая и, что самое обидное, никакого особого колорита-то и нет. Возможно, другая часть Венгрии интереснее, но эта — довольно унылая. Даже глазу зацепиться не за что. Из крутого — переходы над трассой для животных. В Польше много таких подземных переходов. Здесь же они надземные, причем покрытые растительностью.

 

Остановились перекусить и выпить кофе в каком-то придорожном кафе. Кофе был хороший, а гамбургеры совершенно не съедобные. И страшно дорогие. Что-то Венгрия никак не хочет показываться нам привлекательной…

 

В городках и деревнях огромное количество аистов. Так много их мы видели, наверное, только в Румынии. Хотя и в Польше (особенно Северной), и в наших Карпатах аисты тоже часто встречаются…

 

 

 

 

Честно сказать, когда Венгрия закончилась, мы вздохнули с облегчением. Утомила она нас. На погранпереходе с Сербией машин было не много, границу прошли минут за 40. И покатили по Сербии, которая так полюбилась нам с прошлого путешествия по Балканам. Виньетки в Сербии нет, но есть участки платной дороги. Стоит это совсем небольших денег.

С сожалением проехали мимо Суботицы. Что ж, может когда-нибудь еще побываем… По пути связались с хозяйкой квартиры, обозначили примерное время приезда. Уже в Нови-Сад заехали в небольшой супермаркет, купили продукты. Цены невысокие. Даже с учетом того, что в подобных магазинчиках они всегда выше, чем в крупных супермаркетах. Набрали всяких вкусняшек типа турецкого лукума. На Балканах очень вкусный лукум, его часто здесь подают к кофе — старая турецкая традиция.

Квартиру нашли с помощью навигатора, встретились с хозяйкой — очень милая. И квартирка симпатичная: гостиная-студия и отдельная маленькая спальня. Все необходимое есть, даже стиралка. Это было кстати — забросили туда вещи, которые накопились за три дня путешествия. Въезд во двор закрывают автоматические ворота — сразу загнали туда машину. И обошлось нам это все в 25е.

 

 

…Я быстро приготовила ужин, мы поели, выпили кофе с лукумом и отправились на прогулку по городу.

Итак, Нови-Сад. Это второй по величине город Сербии, столица автономного края Сербии Воеводина и, как утверждают многие, самый красивый город страны. Когда-то здесь были римляне, в средние века — хозяйничала Османская империя, позже город входил в состав Австро-Венгрии. Так что архитектурно Нови-Сад представляет собой типичный австро-венгерский город. Здесь проживают люди самых разных национальностей: сербы, венгры, хорваты, словаки, румыны, русины и другие. Кроме того, Нови-Сад многоконфессиональный город: православие здесь преобладает, но, тем не менее, на главной площади города возвышается католический собор…

…Вышли на улицу. Квартира находится в тихом старом районе недалеко от центра.

 

 

 

Соборов вокруг действительно много…

 

 

…Не спеша идем в сторону центральной площади Свободы.

 

 

 

 

 

 

Вышли на площадь Свободы. Ну, очень красиво! И очень людно, не смотря на то, что сегодня понедельник. Нови-Сад пользуется большой популярностью у туристов из Западной и Центральной Европы. Да и местные жители, как мне показалось, не прочь прогуляться по центральным пешеходным улицам и посидеть в одной из уютных кафешек…

 

 

 

 

 

Главная площадь города появилась одновременно с его основанием. Но, конечно, с тех пор она не однократно меняла свой облик. Сейчас площадь украшает Ратуша 1895 года (точная копия ратуши в австрийском Граце) и старинные дома, которые тоже датируются концом XIX века. В центре — памятник Святозару Милетичу. Он был не только политическим деятелем, а и градоначальником Нови-Сад.

 

 

Очень красив католический собор Девы Марии, мы просто залюбовались. Жаль, был закрыт. Высота колокольни — 72 метра, построен в неоготическом стиле в 1894 году. Особенно хороша цветная черепица на крыше. Не помню, чтобы где-то еще такое встречала…

 

 

 

 

 

…Мы не планировали менять валюту на динары: завтра мы будем уже в Македнонии, а на заправках и в магазинах без проблем принимают карты. Но Тимофей увидел электро-машинки и запросился покататься. Нашли обменку, поменяли 10 долларов. Хватило и на машинки, и на мороженое, и на бутылку холодной фанты…

 

…Погуляли еще немного вокруг площади, позаглядывали на сувениры, почитали смешные вывески на сербском языке. Сербский язык, в целом, довольно понятный. Мы это еще в прошлый раз заметили…

 

 

 

 

В целом, складывалось весьма приятное впечатление от города. Но уже почти стемнело, а мы еще хотели прогуляться на набережную Дуная…

 

 

 

Топаем к Дунаю. Встретился по пути «салон лепоты»…

 

А вот и Дунай: мосты, кораблики, набережная с пешеходной зоной и велодорожкой… Обожаю города, которым повезло стоять на больших реках, особенно таких, как Дунай. Мы встречались в поездках с Дунаем несчетной количество раз в разных городах и странах. Он стал нам, как хороший друг. И я всякий раз мысленно здороваюсь с ним, говоря про себя: «Ой, вот мой любимый Дунай!» А он, может быть, тоже смотрит на меня, плещет ласково волной и думает: «Ой, вот моя любимая Юля…»

 

 

 

 

Чудесная идея — кинотеатр на воде. У причала стоит кораблик, где на экране показывают фильм. На берегу же устроен зрительный зал. Рядышком — бар. Отличное развлечение для летнего вечера. К тому же, у воды, наверное, не так ощущается эта липкая тяжелая жара…

 

 

 

Любуемся на реку с Варадинского моста. Мосту этому по жизни сильно не везло: он трижды был взорван. Первый раз при отступлении сербской армии в 1941 году, второй — уже немцами в 1944. Третий же раз мост был разрушен в результате натовских бомбардировок в 1999…

 

 

Красиво… И, как часто бывает в подобные моменты, накрывает ощущение нереальности происходящего. Этому способствует не только необычность нового места, а еще и недосып и усталость после длительной дороги… Ну, и еще бутылочка местного яблочного сидра…

 

 

 

 

На другом берегу Дуная красиво подсвечивается огромная Петроварадинская крепость. Очень впечатляюще смотрится. Решили, что завтра с утра туда поднимемся. А пока — любуемся и фотографируем. И, как всегда, с рук. А в багажнике сиротливо валяется штатив. Всегда беру его с собой. И почти всегда к вечеру мне становится лень его носить. Хотя даже не в этом дело. Вечерняя съемка предполагает наличие времени. Нужно выбрать место, все установить, сделать один кадр, второй, третий, с разными выдержками, потом выбрать другое место, сделать один кадр… И кто же согласится все это терпеть и меня ждать? Нет, настоящий фотограф суров и одинок! А я так — по вечернему городу погулять вышла…

 

 

 

 

 

…А вот это неожиданно: перед въездом на мост Нови-Сад заканчивается. На другой стороне, там, где крепость, — это уже не Нови-Сад, а городок Петроварадин. Ну, да ладно, завтра пойдем на разведку…

 

…На обратном пути заглянули еще в Дунайский парк. Симпатичный такой парк, с озерцом, аллеями, фонтанчиком. Посидели немного на лавке под фонарем, но были совершенно заедены комарами. А потому решили, что хватит на сегодня прогулок, пора домой.

 

 

 

Дома развесили достиравшееся белье, выпили чай и улеглись спать…

День четвертый. С самого утра ничего особо интересного не было: встали, приготовили завтрак, поели, выпили кто кофе с лукумом, кто какао, собрались. Ключи мы должны были оставить в почтовом ящике. Но когда грузили вещи в машину, мимо пробегала хозяйка, так что отдали ключи ей. В планах на сегодня — подъехать поближе к Петроварадинской крепости, погулять там и катить в Скопье, где у нас запланирована следующая ночевка. Изначально я хотела еще заехать по пути в укрепленный монастырь Манасия, который по фотографиям очень интересно выглядел. Но потом решили, что лучше чуть дольше погулять по Скопье — тоже ведь город интересный…

Ну, поехали. Где возле крепости паркова, мы не очень представляли, а потому забрались почти на самый верх, к воротам. Парковаться там особо было негде, но мы как-то приткнулись. Запрещающих знаков вроде не было. Возле ворот возилась бригада строителей. Заметив, что мы паркуемся, а места для этого катастрофически мало, один из робочих оставил свою работу и побежал помогать нам. Припарковались, он говорит, что мол, не страшно, пусть стоит, проблем не будет. Сербы — они во всем такие: душевные и отзывчивые…

Потопали в крепость…

 

 

 

Петроварадинская крепость была построена Австро-Венгрией для обороны империи от турок в 1692 году. Именно потому крепость называли «венгерским Гибралтаром» — по ней проходила граница между христианским и исламским миром. Хотя задолго до империи Габсбургов здесь правили римляне, затем византийцы, потом крепость захватили турки и продержались здесь 150 лет. А уже после ее отвоевали австрийцы и заложили новую крепость, самую современную по тем временам…

Возле Петроварадинской крепости появился город Петроварадин, где жили, в основном, венгры.

Вход в крепость бесплатный. И она очень внушительных размеров. И все здесь, как я люблю: древние камни, покрытые мхом, отполированные тысячами ног ступени, мощные стены…

 

 

 

 

Здесь нет никакого музея, главная достопримечательность — собственно, сама крепость. И чудесные виды с ее стен на Дунай, Нови-Сад и Петроварадин…

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Башня с часами — один из символов крепости. Если присмотреться, у башни есть одна особенность — минутная стрелка на часах слегка короче часовой.

 

 

…Провели в крепости около часа: все стояли и любовались видами. И уходить не хотелось.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заглянули в небольшую галерею с репродукциями картин сербского художника, изображающими улочки старого города.

 

 

 

 

 

Бросаем последний взгляд на Дунай —и вниз, к машине…

           © Юлия Каспарова. 2019

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *