Путешествия с детьми

 

 

Путешествия с детьми — тема невероятно интересная и вдохновляющая! Могу сказать, что я на ней «собаку съела». Потому что мы практически всегда и везде брали детей с собой с годовалого возраста, а сейчас при каждом удобном случае ездим со старшим внуком. В позапрошлом году мы наездили с ним 7000 км по Балканам и поднялись на Олимп. В прошлом — две недели путешествовали с палатками по Украине. В середине апреля этого года будем 10 дней кататься по Турции, а летом, надеюсь, отправимся в Боснию и Герцеговину. Ну и в небольшой велопоход его пора взять — дорос…

Я сторонник того, что начинать показывать ребенку мир (пусть это даже всего лишь соседний город) важно как можно раньше. Почему? Причин много. Прежде всего, путешествия — один из лучших способов стимулировать и развивать любознательность малыша. А любознательность — главный двигатель познания. Если вы считаете, что ребенка лет до 8-10 имеет смысл брать только в отель с анимацией и аквапарком, а в экскурсионные туры ездите без него, потому что, по вашему мнению, «ему не интересно», есть большая доля вероятности, что ему и после 8 это не будет интересно. Любознательность — это тоже своего рода «мышца», которая без тренировки будет вялой и скучной. Чем раньше начнем приучать малыша получать удовольствие не только от планшета и аквапарка, тем больше шанс вырастить активную, интересующуюся, любознательную личность!

Второй момент: путешествия расширяют кругозор. Конечно при условии, что вы в поездках будете рассказывать ребенку о том, что видите вокруг. Для этого не обязательно быть искусствоведом, архитектором или историком. Рассказывайте то, что знаете. Даже это будет отлично! Этого будет достаточно, чтобы заинтересовать ребенка, научить обращать внимание на детали. А потом всегда можно почитать подходящую книгу, энциклопедию или поискать информацию в Интернете.

Еще я бы сказала, что путешествия расширяют горизонты, дают понять, что мир — это не только привычная комната и песочница во дворе. Существуют еще поля и леса, горы и моря, реки и озера, другие города и люди…И люди эти живут иначе, и разговаривают на разных языках… Некоторые специалисты в области детской психологии утверждают, что если ребенок до пяти лет не увидит разные ландшафты, отличные от того, что он видит каждый день дома, этот пробел потом уже невозможно будет восполнить. Я не знаю точно, так ли это, но интуитивно понимаю, что доля правды в таком мнении есть.

Что еще? Путешествие — это всегда приключение. А дети приключения ох как любят! Поездки с близкими взрослыми сделают их жизнь более радостной и полной. И, наконец, семейное путешествие — отличный способ укрепить семью, побыть всем вместе, пообщаться, создать общие традиции и воспоминания. То, что пережито вместе, сближает сильнее всего. Именно так и формируются счастливые детские воспоминания, которые будут для взрослого уже человека путеводным лучиком и поддержкой в сложных жизненных ситуациях.

Понятно, что путешествовать без ребенка и с ним — вещи разные. Понятно, что время от времени можно рвануть куда-то без детей. Но пусть путешествия с родителями все же будут у малыша как можно чаще. И не обязательно дальние. Выезд на день в лес или познавательная прогулка по своему городу — тоже путешествие!

И, если позволите, я расскажу вам о том, как же превратить путешествие с ребенком в увлекательное приключение. Это не сложно, но потребует от вас определенной активности. Уж поверьте — оно того стоит!

Итак, путешествие с детьми — советы из моего почти тридцатилетнего опыта.

Ориентируемся на интересы ребенка. Это не значит, что нужно посещать исключительно парки развлечений. Это, как раз, не лучшая практика. Развлечения хороши и важны, но, приучая малыша получать удовольствия от жизни только такими примитивными способами, мы сослужим ему плохую службу. Со временем простые человеческие радости перестанут быть для него радостями. Поэтому, речь о том, чтобы найти в городах такие места, где ребенку будет интересно: занимательные музеи, парки, скверы, фонтаны, памятники, видовые площадки, какие-то холмы, куда можно забраться и т.п.

Что может быть интересно детям в путешествиях?

— Всевозможные природные объекты: горы, скалы, реки, озера, пещеры, каньоны, ущелья, водопады, леса, парки.
— Замки и крепости. Особенно руины, где можно немножко полазить.
— Подземелья, катакомбы, бункеры.
— Необычные памятники. Памятники национальным героям ребенка вряд ли заинтересуют, а вот всякие интересные фигурки — вполне (например, памятник галушкам в Полтаве или памятник фонарщику в Ужгороде, или гномы во Вроцлаве).
— Смотровые площадки.
— Маяки. Это не только красиво, а и романтично…
— Музеи под открытым небом — скансены и другие музеи народного быта.
— Музеи игрушек, космоса, воды, природы, оружия, автомобилей, шоколада и т.п.
— Всяческие мастерские карамели, шоколада, пряников, керамики, особенно с мастер-классами.
— Художественные музеи при условии, что родители проведут свою собственную экскурсию, рассказывая ребенку о картинах, художниках и стилях. И для этого необязательно быть искусствоведом. Расскажите, например, что такое натюрморт, пейзаж, портрет и поищите в галерее картины, которые можно так назвать. О том, как и зачем ходить с малышом в художественные музеи, я подробно рассказывала здесь.
— Интерактивные фонтаны.
— Планетарии.
— Зоопарки, аквариумы, реабилитационные центры для диких животных, заповедники, национальные парки, конезаводы.

Тренируем выносливость заранее. Приучайте ребенка больше ходить в повседневной жизни. Это сослужит вам хорошую службу во время путешествий. Одно важное наблюдение: чаще всего детская усталость — эквивалент скуки. Если ребенок после совсем небольшой прогулки говорит, что устал, вероятнее всего, ему просто скучно. И это не потому, что вокруг нет ничего интересного. Скорее всего, мы просто не сделали ничего для того, чтобы его заинтересовать.

Перекус превыше всего! Всегда имейте при себе «перекус» — дети обожают устраивать пикники во время путешествий. Это можно делать как на природе, так и в уютном уголке города. Пробуйте национальные блюда разных регионов (а потом приготовьте что-то подобное с ребенком дома!). Практически в каждом городе можно отыскать тематическое кафе, которое заинтересует маленького путешественника и интерьером, и вкусняшками.

Даешь мотивацию! Для ребенка важна мотивация. Идете ли вы в мини-поход по парку, поднимаетесь ли на вершину горы, придумайте убедительную причину это сделать («никто из твоих друзей не поднимался на вершину, это круто!») Пообещайте малышу приз за восхождение и, конечно, выполните свое обещание.

Тематические прогулки. Если с местом, куда вы едете, связан какой-то фильм или мультфильм, доступный ребенку по возрасту, обязательно посмотрите его перед поездкой. Если есть подходящая книга — прочитайте ее. Такой комплексный подход поможет ребенку глубже окунуться в историю и культуру. Например, в поездку по Балканам (включая Грецию) мы брали с собой книгу древнегреческих мифов и планшет с мультиками по мотивам мифов (а их существует довольно много!) Так что когда Тимофей поднимался с нами на Олимп, он имел полное представление, что это за гора такая и знал имена всех героев и их подвиги. Да, в общем, Тима и сам был героем: 2800 метров — нешуточная высота для шестилетнего мальчишки… Или вот еще пример. Не так давно Тиму сразил наповал старый советский фильм о Дартаньяне и трех мушкетерах. Причем, фильм так ему понравился, что парень несколько раз его пересматривал и пел песни. А где этот фильм снимался? Правильно, во Львове и Львовской области. Так что теперь, если поехать с Тимофеем во Львов, поиск мест съемок фильма станет для него увлекательным квестом… Если ехать в Краков, как не посмотреть польский авантюрный фильм «Ва-банк 3» о похищении «Дамы с горностаем», чтобы настроиться на вибрации этого места? А стамбульская цистерна Базилика будет восприниматься совершенно по-новому после «Инферно» (но это, конечно, уже для ребятишек постарше)…

Кстати, о квестах. Их можно придумать для ребенка едва ли не в любом городе. Некоторые места как будто специально для этого предназначены. Например, Вроцлав с его гномами, Гданьск с фигурками львов, Ужгород с бронзовыми миниатюрами. В Сумах, например, можно «собрать» коллекцию арт-муралов, в Харькове поискать рисунки художника Гамлета, в Таллине сфотографировать как можно больше старинных дверей, а в Чернигове — резных деревянных окон. Везде, в каждом городе есть своя изюминка. В Ужгороде, например, мы с Тимой соревновались, кто заметит больше кованых калиток, оград и решеток — Ужгород славится своей ковкой.

Геокэшинг. Продолжая тему квестов, нельзя не вспомнить о поиске тайников. В общем-то, это и есть геокэшинг. Примерно, как поиск бутылки со 100 долларами в «Орел и решка». Смысл в том, что на тематических сайтах (например, здесь) есть описание и координаты мест как в Украине, так и за границей, где спрятан «клад». Множество людей во всем мире играют в эту увлекательную игру. Как правило, тайники располагаются в местах с интересными достопримечательностями. Отыскав «клад», можно забрать оттуда любой предмет, который понравится и положить на его место что-то свое, для следующих игроков. Это может быть что угодно: от игрушки и до монетки. Так вот, можно заранее собрать координаты тайников в тех местах, где вы планируете побывать с ребенком, и во время путешествия их поискать. Только представьте, какое захватывающее приключение может получиться!

Высоко сижу! Поднимайтесь с ребенком на разные возвышения, если это возможно: башни ратуш, колокольни, крепостные стены, водонапорные башни, маяки, смотровые вышки. Это всегда интересно! Причем, ребенку интересен не только вид сверху, а и сам подъем.

Чудо-транспорт. Если в городе есть какой-то необычный транспорт, непременно покатайтесь на нем с ребенком. Это интересно и познавательно. Что это может быть? Паром, вапаретто, швебебан, фуникулер, канатная дорога, горный подъемник, туристические поезда…

Сам себе экскурсовод. Во время прогулок по городу рассказывайте ребенку все, что знаете сами, обращайте его внимание на разные детали: старинную дверь, кованую ограду, дверную ручку, элементы архитектуры и т.п. А потом поменяйтесь с малышом ролями. Теперь не вы его экскурсовод, а он — ваш. Пусть внимательно смотрит по сторонам и обращает ваше внимание на разные интересные детали вокруг. Что это может быть? Удивительные здания и памятники, красивый узор или лепка на доме, мозаичные панно, причудливое дерево, необычная скамейка, яркая клумба, смешная рекламная вывеска, странное название магазина, флюгер, резной забор, ажурные ворота… Это весьма захватывающая игра, которая наверняка даст вам возможность увидеть знакомые места в совершенно новом свете. Ведь детская точка зрения так отличается от взрослой! Для ребенка же это не только развитие наблюдательности, а и тренировка важного навыка — замечать красоту в самых простых, обыденных вещах. Такой навык — неотъемлемая составляющая умения радоваться жизни.

Соборы и монастыри. Не проходите мимо храмов думая, что детям это не интересно. Заходите с ребенком в соборы даже если считаете себя неверующим человеком. Потому что соборы, особенно старинные, это и произведение искусства, и особая аура. По возможности познакомьте ребенка с соборами разных конфессий. Пусть с раннего детства знает, что существуют разные религии и учится толерантности. К тому же, весьма интересно понаблюдать, чем отличаются, например, православные, католические и протестантские соборы. А мечети — и вовсе нечто другое, иная культура, обычаи, архитектура! Детвору завораживают горящие в соборах свечи. Пусть ребенок тоже зажжет свечу, посмотрит на огонек, подумает о сокровенных желаниях, пожелает здоровья близким…

Давай играть! Для прогулок по городу используйте различные игры, которые не только помогут ребенку не заскучать, а и будут чудесным развивающим занятием. Например, читайте вместе с малышом названия улиц, по которым проходите. И старайтесь объяснить ребенку смысл этих названий. Если не получается — не беда. Можно придумать свою собственную историю о том, почему улица получила такое имя. Еще можно придумывать разные смешные названия для тех зданий, которые попадаются вам на пути. Может, дома похожи на каких-нибудь животных? Например, многоэтажный дом можно назвать «жирафом», длинную низкую постройку «таксой», а вон то неуклюжее строение странной формы — «динозавром». Впрочем, тема игр в путешествиях настолько обширна, что ей стоит посвятить отдельный рассказ…

Дайте ребенку фотоаппарат! Можно, конечно, и телефон. Но лучше все же фотоаппарат. Наверняка у вас (или у кого-то из родственников) валяется без дела цифровая «мыльница». Научите ребенка ею пользоваться, и пусть снимает все, что покажется ему интересным. Во-первых, это поможет ему не заскучать, а, во-вторых, превратит прогулку в своего рода экспедицию за интересностями, научит ребенка быть вдумчивым наблюдателем. Предложите ему снимать серии, это еще интереснее. Например, «Коты Киева», «Собаки Стамбула», «Дворики Одессы», «Скульптура Умани», «Керамика Опошни», «Тюльпаны Кропивницкого», да мало ли что еще… Главное, чтобы тема съемки ребенку была интересна. А потом устройте дома тематическую фотовыставку своего юного путешественника и фотографа!

Еще хорошая идея взять с собой в путешествие бинокль или подзорную трубу…

Путевые заметки. Для ребятишек, которые уже умеют писать, может быть интересно вести дневник путешествия. Для этого понадобится красивый блокнот в плотном переплете, маркеры, цветные ручки, карандаши, клей, стикеры и т.п. В блокнот можно записывать наблюдения и впечатления, делать иллюстрации своих приключений, вклеивать открытки с достопримечательностями и вырезки из рекламных буклетов, вкладывать билетики из музеев и на транспорт и еще какие-то эмоциональные мелочи: фантик от вкусной конфеты или лепесток розы. Можно украсить все это наклейками, а уже дома дополнить фотографиями. Получится чудесная памятная книга о путешествии, которую вы не раз будете с удовольствием пересматривать всей семьей!

 

             © Юлия Каспарова. 2021

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *