Море и каньоны:
смешать, но не взбалтывать. Август 2020

 

 

…Мне давно хотелось побывать в Вилково. И непременно увидеть дельту Дуная. Дунай вообще для нас стал весьма символической рекой. Мы много раз встречались с ним во время путешествий в разных странах и городах. Я очень хочу побывать у истока Дуная. Река берет свое начало в Черном лесу — горном массиве Шварцвальд в Германии. А раз уж выпала возможность увидеть место, где Дунай впадает в море, глупо было ею не воспользоваться…

Решили ехать в Вилково своим ходом, а там воспользоваться услугами местной турфирмы «Пеликан Тур». Стали с ними созваниваться за пару дней, чтобы договориться об экскурсии. На сайте все было красиво написано: пешеходная и лодочная экскурсии по Вилково, поездка в дельту Дуная, обед с ухой и местным вином Новак на острове у староверов… По факту оказалось, что этого всего нет, это только для групп от 15 человек. А для меньшей компании могут предложить часовую лодочную экскурсию по Вилково и поездку в дельту и обратно. Все занимает около пяти часов. Ну, ладно, соглашаемся, других вариантов все равно нет. Договорились, что приедем к 11 утра. Прикинули, что ехать нам чуть больше 100 километров. Даже с учетом плохой дороги — это два часа. Но выехали с запасом — около восьми утра.

Катя и Антон остались в лагере с Никитой. Маша с Сережей тоже остались, сказав, что лучше побудут лишний день на море. Ну ладно, поехали двумя машинами. Мы взяли к себе Наташу с Олегом, а Миша в свою машину Тимофея.

Но едва мы отъехали немного от Лебедевки, мы поняли, что «попали». Экскурсии в Вилково возят, в основном, из Одессы. А это совсем по другой дороге. Из Лебедевки же дорога не плохая, нет. Это худшая дорога, которую я видела в своей жизни. Это ад! Раздолбанный асфальт, разваленный до такой степени, что местами переходит в грунтовку. Ямы — прощай колеса. И мы тащимся по этому ужасу со скоростью 10 км/ч, понимая, что с таким темпом мы не то, что в 11 не будем в Вилково, а и к часу дня вряд ли…

Наблюдая за машинами с местными номерами, замечаем, что они все едут по полевкам — грунтовым дорогам через поля параллельно основной дороге. Следуем их примеру. Ехать там, конечно, чуть проще. Но есть одна беда: нужно четко знать, где на полевку съехать и где вернуться на дорогу, потому что полевка, например, заканчивается, или ее преграждает поваленное дерево, или не проезжаемая лужа. Так в одном месте мы ехали-ехали, а навстречу нам машина, и водитель машет — разворачивайтесь назад, там озеро впереди на дороге, не проехать. Развернулись, а возвращаться-то к подъему на дорогу далеко. И подъемы-съезды эти местами весьма неприятные, даже где-то опасные.

Мы и возвращались, и объезжали, и из машины выходили, чтобы где-нибудь не сесть в грязь. И поначалу даже расстроились. А потом расслабились и как-то стало полегче. Даже весело. Постепенно по рельефу дороги и съездам на полевки начинаешь понимать, где и куда лучше переехать — и дело пошло скорее. Мы потом обратно в три раза быстрее доехали — просто асами стали. Даже какой-то азарт появился, словно это ралли по бездорожью…

В общем, несчастные 50 километров от Тузлы до Татарбунаров мы ехали почти три часа. Дальше дорога пошла получше. А когда въехали в Дунайский биосферный заповедник, так и вовсе стала отличной. Мы позвонили в турфирму, сказали, что мы едем, опаздываем и чтобы нас ждали.

Еще какое-то время попетляли по Вилково. Как-то я думала, что село все стоит на воде. Примерно, как нидерландский Гитхорн. Но нет, бОльшая его часть на суше — село, как село, с обычными дорогами. Вот так и рушатся легенды…

Нашли «Пеликан Тур». Оплатили экскурсию. Нам дали пятнадцать минут передохнуть и купить воды и еды в дорогу. В магазинчике, в основном, пиво и закуски к нему. Ну и всякое печенье по баснословным ценам. Мы не ожидали, что так выйдет с дорогой. Думали по пути заехать в супермаркет и купить какой-то еды на обед и разных вкусняшек детям в дорогу. Но уже совсем не успевали. Пришлось довольствоваться тем, что было в магазине, рассчитанном на туристов. И место вроде симпатичное, но этот магазин и этот наш особый сервис задрать цены до небес на ровном месте как-то немного подпортили настроение.

…Наконец мы уселись в лодку. Лодка большая, просторная, по центру стол, над головой — навес. В общем, довольно удобно. Экскурсия по Вилково заключалась в том, что наш «капитан» повозил нас с полчаса по каналам. В моем понимании экскурсия подразумевает какой-то рассказ. Тем более что места невероятно интересные. Интересна история, быт, занятия местных жителей. Но оказалось, что мы просто взяли лодку в аренду на ближайшие четыре часа. И это не включает в себя никакого рассказа. С таким же успехом мы могли просто приехать в Вилково, договориться прямо на месте о поездке с любым из многочисленных лодочников, и это было бы и интереснее и, вероятно, дешевле. Пришлось задавать нашему сопровождающему вопросы, чтобы узнать хоть что-то…

Итак, Вилково. Город был основан в 1746 году староверами-липованами. Староверы или старообрядцы — это религиозные течения, отвергающие церковную реформу 1651—1660-х годов, которую предприняли патриарх Никоном и царь Алексей Михайлович. Противники реформы предавались анафеме как еретики. Поэтому они вынуждены были бежать и скрываться в отдаленных уголках. Одно из старообрядческих течений — липоване — переселились в тогдашнее Молдавское княжество и будущую Буковину. Молдавское княжество существовало на территории современной Молдовы, части современной Румынии и Украины. Сейчас бОльшая часть липован проживает в Румынии. Есть они и в Молдове, и в Украине, конечно. В частности в Вилково. Кстати, первое название Вилково — Липованское.

Все это я узнала, увы, не от нашего «шкипера». Но это не так уж и важно, когда находишься в таком необычном месте, как Вилково. Куда важнее увидеть все это вживую. А информацию можно и прочитать…

Вилково часто называют «Украинской Венецией» или «Дунайской Венецией». Я уже как-то говорила, что не люблю подобные сравнения. Вилково — не Венеция. Вилково — самобытное и ни на что не похожее место. Правда, каналы здесь действительно есть. Их называют ёрики. Они прорыты вдоль улиц. Из-за того, что местность часто затапливалась, поселенцы были вынуждены укреплять берега. Грунт брали здесь же, прокапывая вокруг своих участков каналы-ёрики. Каналы служили и способом осушения территории (здесь было бы логичнее сравнить Вилково не с Венецией, а с голландским Гитхорном), и дорогами, и границей между земельными участками. Так образовалось около 150 маленьких островов. Интересно, что 300 лет назад город стоял около самого моря. Но за прошедшие столетия море отодвинулось на 18 километров.

Позже сюда же стали переселяться беглые запорожские и донские казаки. Запорожцы селились обособленно, не смешиваясь со староверами. Это разделение сохранилось и сейчас: там, где ерики и мостики, живут липованцы, а на «твердой земле» — потомки запорожских казаков.

Современное название Вилково происходит оттого, что Дунай здесь образует многочисленные «вилки» — раздваивается. До 1960 года лодка здесь была основным средством передвижения. Но в настоящее время многие ёрики обмелели, а некоторые полностью засыпаны. Так что для лодочных прогулок остается совсем небольшая, самая старая часть городка…

Основное дерево здесь — ива. Это оттого, что его корневая система хорошо укрепляет берега от осыпания. Вообще, когда плывешь по каналам, создается ощущение, что ты на какой-нибудь Амазонке — каналы местами довольно узкие, по берегам густые заросли, вода насыщенного зеленого цвета…

Тротуары здесь своеобразные. Это деревянные мостики в 2-3 доски, называемые «мостками». Местные шутят, что «пьяный вилковчанин шатается не вправо-влево, а вперёд-назад»…

По берегам каналов стоят домики. Впечатление двоякое: есть домики ухоженные, есть не очень. У каждого дома свой деревянный причал и лодка. Не покидает ощущение, что местным жителям живется не сладко. Не смотря на рыбную реку и обилие туристов. С работой в Вилково не густо. Бывшие рыбные предприятия давно не работают. Каждый промышляет, чем может. Летом — туристы, виноделие, мед, рыбалка, зимой — сбор тростника.

Тростник — один из главных местных промыслов. Его срезают, сушат, пакуют особым образом и отправляют на экспорт в Нидерланды и Германию. Стоит такое сырье очень дорого. Но, думаю, и сбор его — не самое легкое занятие. В Нидерландах весьма популярны тростниковые крыши. Так сложилось исторически. Они прочны, практичны и экологичны. В Гитхорне мы даже видели, как кладут такую крышу. В Вилково, как в Голландии, тоже есть дома под тростниковыми крышами…

В каналах замечаем купающихся детей. Довольно маленьких, без взрослых. Понимаю, что эти дети выросли на воде и плавать умеют едва ли не с рождения. И, в общем, как по мне, такое летнее времяпрепровождение лучше, чем сидение в городе с планшетом. Но все равно как-то тревожно. Особенно учитывая снующие по узким каналам моторки…

В Вилково у детей тоже есть свой бизнес. В летнее время они плавают к морю и привозят корзины ракушек. Ими посыпают участки вокруг домов — благодаря этому не образуется грязь.

…Покидаем Вилково и выплываем из каналов в Дунай. Здесь граница между Украиной и Румынией проходит посередине реки. И на другом берегу уже Румыния…

Теперь все, что нас окружает, это Дунайский биосферный заповедник. Он является частью охраняемого ЮНЕСКО биосферного резервата «Дельта Дуная». Дельта Дуная — вторая по величине речная дельта в Европе (после дельты Волги). Интересно, что бОльшая ее часть (83%) находится на территории Румынии и лишь 17% — в Украине. А по карте и не скажешь…

Дунай — удивительная река! Она берет начало в центре Европы, пересекает континент с Запада на Восток и протекает по территории десяти (!) стран. Пока плывем, вспоминаем с Тимой, что мы с ним уже видели Дунай в сербском городе Нови Сад. Ну, а я сама встречалась с ним много-много раз. Имя реке дали кельты, населявшие ее берега в первой половине первого тысячелетия до нашей эры. Они нарекли ее Danuvius, что означает «быстрая вода». Течение на многих участках Дуная и правда довольно стремительное. А насколько эта река бывает грозной, мы смогли убедиться, попав в австрийскую долину Вахау через неделю после ужасающего наводнения 2013 года…

Официально началом Дуная считаются восточные склоны горного массива Шварцвальд, где в окрестностях города Донауэшинген на высоте 678 метров над уровнем моря сливаются два горных ручья — Брег и Бригах. Расстояние от нулевой отметки до этой точки составляет 2845 километров.

При впадении в Черное море Дунай разветвляется на три гирла (рукава), которые дробятся на более мелкие рукава и протоки. В результате образуется дельта с уникальной флорой и фауной. В дунайских плавнях обитает более 200 видов птиц. Одни птицы живут здесь постоянно, другие прилетают на зимовку, третьи — отдыхают во время перелетов. Во время водной прогулки мы встречали разных уток, белых лебедей и множество цапель. Но мне невероятно хотелось увидеть пеликанов. Никогда я еще не встречала пеликанов в естественной среде…

Места здесь необычные и интересные, но виды довольно однообразные. А дорога не близкая: до Нулевого километра плыть около двух часов. Мы вышли из Дуная в один из рукавов, впадающих в море. В конце концов, Тимофей задремал под мерный шум мотора, мы же продолжали с надеждой высматривать в плавнях пеликанов…

И вот… И вот мы их увидели! А-а-а-а!!! Моему восторгу нет предела. Красивенные. Жаль только, что довольно далеко. А ближе подплыть нельзя — в заповеднике не разрешается сходить с определенных маршрутов, чтобы не пугать птиц. Ну и других птиц тоже много, особенно белых цапель…

А вот и Нулевой километр! Удивительно, но Дунай — единственная река Европы, измерение которой ведется в обратном направлении: не по течению, а против него. И хотя исток реки — в немецких горах, начало ее измерения ведется от устья. По одной из версий, Нулевой знак находится на румынской стороне, на молу города Сулины. Но молодые энтузиасты Дунайского биосферного заповедника поставили знак, обозначающий другую версию места, где Дунай впадает в Черное море — Нулевой километр. Находится он на острове Анкудинов. Именно к нему мы и подплываем…

…Причалили к берегу. У нас есть полчаса на прогулку.

Ну и вот оно, место, где мне давно хотелось побывать! Теперь мне еще к истоку Дуная очень нужно…

…Пошли немного прогуляться вдоль моря. Места здесь пустынные. А когда уплыли все туристы и остались только мы, стало просто волшебно!

Прощальные фотографии…

Что ж, пора в обратный путь…

Устоявшееся словосочетание «голубой Дунай» имеет мало общего с действительностью. Говорят, что прозрачны только его альпийские притоки. А так, Дунай — самая мутная среди крупных рек Европы. Частицы илистых грунтов образуют взвесь, придавая воде желтовато-коричневый и иногда зеленоватый цвет. В этом мы много раз убеждались, глядя на Дунай в Австрии, Сербии, Венгрии, Румынии, Болгарии…

Обратно доплываем немножко быстрее. По пути заворачиваем к одному из домов на воде, чтобы продегустировать вино. Вина — еще одна местная особенность. На островах в старой части Вилково местные жители держат огороды, на которых выращивают клубнику и виноград. Удобрением служит речной ил. И удобрение это знатное! Ил берут прямо из каналов. Тем более что, их нужно постоянно чистить, иначе они мельчают. Виноград сорта «Новак», растущий на иле и воде, уникальный. Нигде в другой местности он расти не может. Из него делают домашнее вино «Новак». Вино это довольно крепкое, и нам не очень понравилось. А вот вино из ежевики — очень классное. Вот его и взяли с собой…

…Вот мы и вернулись обратно в Вилково. Немного уставшие от качки и постоянного ветра и дико голодные. Хотели заказать рыбный обед в «Пеликан Туре», у них на причале есть свое кафе. Но нас предупредили, что заказ нужно будет ждать не меньше часа. Это нас совсем не устраивало: дело шло к вечеру, а нам крайне важно было доехать до Тузл засветло, чтобы не убить машины на той дивной дороге…

Решили поискать другие кафе. Должны же они быть в таком туристическом месте! Но, как оказалось, с кафе в Вилково не густо. И это было очень странно: мы объехали несколько мест по карте, но кафе или не работали, или их не было вовсе. Решили заехать в супермаркет на выезде из города и купить хоть чего-то поесть: мальчишки уже щелкали зубами. И, о чудо, в супермаркете оказалось кафе Burger Land. Бургеры и остальная еда были так себе, но мы так проголодались, что были рады и этому…

Назад доехали достаточно быстро, лихо съезжая на полевки и выезжая обратно на дорогу почти безошибочно. А по пути спидометр выдал нам кругленькую цифру пробега — 200 тысяч…

Возле нашего озера были на закате. Самое красивое время. Не смогли не остановиться на чуть-чуть…

…В лагере были около девяти вечера. День получился насыщенным. И места красивые. Уверена, в Вилково было бы здорово зависнуть дней на пять, пожить на каком-нибудь безлюдном островке. Чтобы река, лодка, рыбалка, тишина и полное единение с природой. Вот только добираться туда очень уж далеко. И тяжело. Но теперь мне очень захотелось побывать в дельте Дуная на румынской стороне. Что ж, когда-нибудь побываю. Не вижу никаких препятствий для этого…

 

            © Юлия Каспарова. 2020

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *