Путешествие в рождественскую сказку
Германия
Декабрь 2014
Побывать в рождественской Европе нам хотелось давно. И так как в этом году длительное летнее путешествие по массе самых разных причин не планировалось, еще весной мы стали задумываться об осуществлении давней мечты. Все складывалось удачно: самолеты Визэйр летают в Дортмунд, а оттуда совсем близко до Вупперталя — городка, где живет семья моей двоюродной сестры. Так что можно было совместить сразу несколько приятных вещей: погостить у родственников, погулять по рождественским ярмаркам и немножко посмотреть Германию, в которой мы до этого бывали только проездом. Билеты на самолет взяли еще в начале мая, обошлись они достаточно бюджетно. Было немного страшновато снова связываться с Визэйром после того, как они сорвали намеченную на майские поездку в Грузию, отменив рейсы за 10 дней до вылета. Да и ситуация в стране не слишком располагала к путешествиям. Но решили все же рискнуть. Ну, отменят, так отменят. Альтернативы-то особо не было: лететь другой авиакомпанией выходило дорого, а ехать машиной всего на 10 дней да еще и зимой — нерационально…
Чтобы не напрягать лишний раз родственников, решили подавать доки на обычную туристическую визу. Но в этот раз очень хотелось получить уже наконец «мульт». А то в следующем году опять тратить лишнее время, деньги и нервы. Собрали весь необходимый пакет документов по списку с сайта, забронировали отель в Дортмунде, написали примерный план пребывания в Германии, добавив, что в августе следующего года планируем автомобильное путешествие по Баварской альпийской дороге. Ну, это чтобы хоть как-то оправдать необходимость получения годового мультишенгена. Но в визовом центре нам порекомендовали все же ехать по приглашению от родственников. Так шанс получить «мульт» гораздо выше. Пришлось перезаписываться на подачу документов на неделю позже, и просить сестру Катю прислать нам по факсу письмо-приглашение. Это возымело должный эффект, и в наших паспортах появились первые мультишенгенские визы.
…Вылет из Жулян выходил немного неудобным — в 6 утра. Ехать в Киев вечерним «интерсити» и торчать полночи на вокзале, да еще и зимой — сомнительное удовольствие. После некоторых поисков, обнаружили поезд Харьков-Львов, который приходит в Киев в 4 утра. С одной стороны, это было достаточно удобно: и поспал немного, и как раз успел к самолету. С другой, довольно рискованно: а вдруг поезд опоздает? Поехали заранее на вокзал, пообщались с проводниками. Говорят, что поезд никогда не опаздывал больше, чем на 10 минут. Решили рискнуть…
…Но вот как-то так повелось от путешествия к путешествию (кто следит за моими рассказами — знает), что не бывает у нас в дороге все 100% гладко. И ладно бы только семейные поездки. А то ведь и командировки с моим участием доставляют окружающим массу острых ощущений (про ту итальянскую командировку я тоже как-нибудь расскажу, времени все не хватает). Я даже стала подумывать, что дело во мне и моем неуемном желании приключений. Ну, чтобы было что вспомнить… Так это или нет, но по дороге в аэропорт произошло вот что. Ехать от вокзала до аэропорта Жуляны недалеко. Но и времени у нас впритык. Поезд не опоздал, такси мы вызвали на подъездах к Киеву, одним словом, все складывается удачно. Вышли из здания вокзала, отыскали свое такси, сели, проехали 10 метров и… стали. Р-р-р-рык, р-р-р-рык… Не заводится. Водила говорит: «Бензин закончился!» Елки, ну так не бывает! Ну, не может в такси бензин закончиться! Это какой-то сюрреализм… Водила куда-то звонит, вызывает для нас другую машину и еще кого-то, чтобы дотянул его до заправки… На улице крепкий мороз, часы неумолимо тикают, мы мерзнем и нервничаем. Когда уже пошли договариваться с «левыми» водилами, хотя цена у них в 5 раз выше, приехала наша машина. Дальше уже ехали без приключений. К счастью, очередь на сдачу багажа была небольшая. Мы ее быстренько прошли и до паспортного контроля даже успели перекусить и выпить кофе… И порассматривать какую-то дикую выставку внутри терминала…
…Дальше все стандартно: взлет-посадка. За исключением того, что в самолете не кормили и не поили. Но это и понятно — лоукост все-таки. В аэропорту Дортмунда нас встретил муж сестры, Дима, и мы без происшествий добрались до Вупперталя. В аэропорту заметили нестандартную рекламу, поинтересовались у Димы, что с этими людьми такое? Он пояснил, что в Германии есть такое выражение «прыгать до потолка», т.е. прилагать очень большие усилия для достижения чего-либо. Так вот, благодаря этой компании (аренда машин вроде), вам уже не нужно «прыгать до потолка», потому что услуги стоят недорого. В общем, как-то так, креативненько…
…Дорога петляет среди гор и длин. Горы здесь невысокие, но это не мешает им «цеплять» облака. Небо серое и низкое, влажность настолько большая, что капельки воды буквально висят в воздухе. Дима говорит, что такая погода зимой — обычное дело. Снег выпадает редко. Температура крутится вокруг 0 градусов. А если опускается до -5, то по ощущениям уже очень холодно. Это из-за повышенной влажности. Солнце и летом не балует, а зимой и вовсе выглядывает крайне редко. То-то я удивилась, что в отчетах и гугловских картинках практически отсутствуют фотографии солнечного Кельна…
…Наверное, первое, что бросается в глаза — это отсутствие высоких домов. Многоэтажек в нашем понимании здесь просто нет. Городки тянутся один за другим, практически без промежутков. Основная застройка — частные дома, коттеджи. Многоквартирные дома, конечно, тоже есть. Но их не особо много, а в высоту они редко бывают больше 3-5 этажей. Теперь понятно, как немцы могут иметь по несколько машин на семью и при этом почти не страдать от пробок и отсутствия места на парковках.
Не смотря на то, что стоит декабрь и температура едва больше 2-3 градусов, то тут, то там зеленеют газоны, пестреют клумбы, оживляют пейзаж вечнозеленые растения и, что удивительно, некоторые деревья даже цветут. Да, другая здесь зима. Очень на Крым похоже, на Южный берег…
…В Вуппертале сначала заехали в булочную за свежей выпечкой, а потом уже домой. Сестра Катя сегодня работает, дети в школе. Сначала Дима устроил нам экскурсию по дому. Везде, в каждом уголке, уже чувствуется приближение рождества… Потом мы немного передохнули, выпили кофе и, вместе с Димой, отправились прогуляться по городу.
…Семья сестры живет не в центре Вупперталя, а в более спокойном, отдаленном районе. До центра можно добраться на автобусе минут за 15-20. Дима повез нас на машине и устроил небольшую экскурсию по городу.
Вупперталь — город молодой, ему нет еще и 100 лет. Но эта молодость относительна. Он образовался в результате слияния семи городков, которые, конечно, имеют свою очень давнюю историю. К сожалению, в городе сохранилось не так много исторических построек. Он сильно пострадал в 1943 году от бомбардировок союзных войск.
Погодка сегодня мрачноватая… Но, не смотря на это, городок выглядит очень милым. Да и настроение у нас преотличное. Еще бы: впереди 8 прекрасных отпускных дней!
У Вупперталя есть свой символ — пингвины! Почему именно пингвины, не знаю. Ответа на этот вопрос пока не нашлось. Но эти весьма своеобразные пингвины стоят по всему городу и раскрашены по-разному, в зависимости от того, что они рекламируют. Сразу вспомнились расписные белградские коровки…
Первым пунктом прогулки выбрали катание на уникальном городском транспорте — швебебане. Это нечто, похожее на трамвай, только рельсы у него не снизу, а сверху (точнее, один рельс) и движется этот трамвай по воздуху. По пути к ближайшей станции прошли мимо ратуши. Ее называют ратуша в Эльберфельде. Собственно, раньше здесь был центр городка Эльберфельд, и ратуша выполняла свою основную функцию — была местом городского управления. Но после образования Вупперталя, главной выбрали ратушу городка Бармена. А в эльберфельдской ратуше осталось всего несколько административных отделов. Перед ратушей — фонтан Нептуна. Вот интересно, почему Нептун — самый распространенный персонаж для фонтанов? Где мы только с ним не встречались: В Гданьске, Болонье, Флоренции, Риме… Теперь вот и в Вуппертале…
На площади перед ратушей и в прилегающих к ней улочках развернулась большая ярмарка. По пути немножко позаглядывали на сувениры…
…На стенах зданий примостились необычные часы с колоколами. А вот эти, электронные, показывают население земли на данный момент. Цифры каждую секунду меняются…
…А вот, наконец, и остановка швебебана. Монорельсовая дорога была запущена в 1901 году, и за все время ее существования случилась всего одна серьезная авария. Одним словом, это действительно классный транспорт: экологичный, безопасный и… веселый. Подвесная дорога проходит над речушкой Вуппер. От нее, собственно, и получил название город. Вупперталь — «долина реки Вуппер».
Подняться на подвесную платформу можно по лестнице или на лифте. К слову сказать, в Германии лифты оборудованы и на всех станциях метро. Что весьма облегчает передвижение по городу инвалидам и мамам с колясками. Конечно, воспользоваться лифтом может и обычный смертный. Билет покупается в автомате, а потом компостируется в вагоне. Но стоит поездка в швебебане (как и в любом другом транспорте Германии) весьма недешево — 2,5 евро.
…Уселись в монорельс и прилипли к окнам. Нет, занятный все-таки транспорт. Плывешь, слегка покачиваясь, над землей, разглядываешь все вокруг. Вупперталь — промышленный город. Здесь сосредоточена масса фабрик и заводов мировых производителей. Байер, например. Большинство промышленных и офисных зданий, эти горы бетона и стекла, напрочь лишены штор и жалюзи. И проплывая мимо них, можно наблюдать, как работают люди в каждой комнате. Такой себе гигантский муравейник. А местами вагончик движется почти вплотную к окошкам магазинов и жилых домов. Интересно, как там живется людям в этих домах? Грохочущий монорельс их не раздражает?
С этим монорельсом связана одна забавная история. В июле 50-го года в Вупперталь приехал передвижной цирк. В качестве рекламы, директор цирка решил прокатить на швебебане слоненка Туффи. От вспышек репортеров у слона началась паника. Он проломил стену вагончика и вывалился наружу, упав с 12-ти метровой высоты. К счастью, внизу была река Вуппер, и Туффи не пострадал.
Доехав до конечной станции, решили немного прогуляться в обратном направлении, а потом снова воспользоваться подвесной дорогой и вернуться в центр. Возле книжного магазинчика обнаружился автомат по производству сувениров. Бросаешь в автомат 1 евро и 5 евроцентов, крутишь ручку и на выходе получаешь сувенир-чеканку с падающим Туффи из своего же пятицентовика.
…Вернулись в центр, еще чуть-чуть побродили по ярмарке. А там уже во всю колбаски жарят, глювайн течет рекой. И хотя времени всего около часа дня, кажется, что сегодняшний день бесконечен. Ведь для нас он начался в три часа ночи. Да и очень нелегко осознать реальность происходящего. Вот только-только были в Украине. И уже — раз — и в Германии! Дома нас ждет сестра Катя с обедом. Но мы не можем устоять перед соблазном съесть колбаску и выпить по кружке глювайна. Поэтому подходим к одной из многочисленных палаток с рождественскими напитками.
Глювайн — глинтвейн по-немецки. Это самый востребованный напиток на рождественских ярмарках. За дополнительный евро-полтора в глювайн могут добавить крепкого спиртного: рома, виски, коньяка. Мы потом везде брали с собой флягу и подливали себе ром по вкусу, что приводило к заметной экономии. Кроме глювайна, можно попробовать яичный пунш и другие горячие напитки. А Машка облюбовала для себя безалкогольный вишневый пунш и какао. Интересно, что покупая глювайн, ты оставляешь 2 евро залога за чашку. И можешь ходить с этой чашкой хоть по всему городу. А потом вернуть и забрать свои деньги. Или не вернуть, оставив на память. Мы так и сделали, привезя домой 4 чашки со всех ярмарок, на которых побывали.
…Из всего многообразия товаров на рождественских ярмарках (а фотографий на эту тему будет еще много), нас больше всего поразили шоколадные инструменты, болты-гайки и прочие слесарные «штучки». Впервые мы увидели их в Вуппертале. Посмотрите сами, это просто невероятно! Невозможно поверить, что все это шоколад! Стоят такие вкусняшки недешево. Но ведь есть, за что деньги отдать. Шедевры!
Снова проходя мимо ратуши, решили в нее заглянуть. Подумалось, что, может, удастся подняться на самый верх, чтобы поглядеть на город. В ратуше обнаружился невероятный лифт. Открытые кабинки с достаточно большой скоростью, не останавливаясь, постоянно курсируют вверх-вниз по кругу. То есть в лифт нужно буквально запрыгивать и выпрыгивать на ходу. Судя по виду, лифт очень старый. Причем, можно не выходить из кабинки и кататься бесконечно. Сначала было немного страшновато, ездит лифт действительно быстро и зевать некогда. Потом мы так развеселились, что «зависли» в ратуше минут на 20, запрыгивая и выпрыгивая из кабинок на разных этажах, катаясь сразу по трое, и пугая друг друга. Получили массу положительных эмоций!
…Но пора уже было двигать домой, там нас ждала к обеду Катя и мальчишки Славик и Даня. На обед был прекрасный гусь с немецкими картофельными клецками. А вечерком мы еще выбрались в боулинг, попили там пива и сыграли пару партий. Назад возвращались пешком по совершенно пустому городку, любуясь на празднично украшенные домики и вдыхая холодный влажный воздух. Правда, все это сейчас вспоминается, как в тумане. Все-таки тот день для нас начался в 3 утра…
© Юлия Каспарова. 2015