Долгий путь к Северному морю
Словакия, Польша, Германия, Северная Голландия
Август 2017

 

День семнадцатый. …Ни в одном другом кемпинге нам не спалось так хорошо, как в амстердамском. Наверное, можно было бы объяснить это тем, что пошел семнадцатый день путешествия, мы адаптировались, привыкли к кочевой жизни и особым условиям сна… Но, думаю, дело совсем не в этом. В воздухе по вечерам висел такой плотный запах травы, что мы засыпали, как младенцы, крепко спали всю ночь и просыпались утром свежими и отдохнувшими…

… Утром Маше было уже получше, но все равно она еще чувствовала слабость. На сегодня мы запланировали довольно длинную велопрогулку. Решили, что поедем сами, а Маша останется в кемпинге и отдохнет. Было очень жаль ехать без Маши, но ей нужно было восстановить силы.

…Погода снова была на нашей стороне. Нам определенно везло! Но в рюкзак мы все же положили дождевики, потому как уезжали на весь день. Сварили кофе, позавтракали овсянкой (нужно было запастись энергией), закинули в рюкзак какую-то еду для перекуса, набрали воды и выдвинулись из кемпинга. Сегодня нас ждала прогулка по пасторальной сельской Голландии, сырный городок Эдам и остров Маркен…

…Наш кемпинг стоит на берегу большого канала. Поднимаемся на мост. Такой простор вокруг! Вот здесь хочется рассказать о маленьком наблюдении. Для того чтобы с велосипедом было легко подняться на мост, вдоль ступенек проложены специальные удобные рейки. Но у меня привычка возить велосипед слева от себя, а рейки расположены справа. Когда я подошла к подъему на мост, и поняла это несоответствие, мне нужно было обойти велосипед сзади, чтобы он оказался справа. В таких случаях, когда ты бросаешь руль, велосипед обычно начинает заваливаться. Мимо проходил голландец. Он сразу понял мою проблему и придержал велосипед за руль, пока я перестраивалась. Вот как же приятна такая простая помощь постороннего человека! Как это всякий раз радует и одновременно удивляет. Ведь людям зачастую очень просто помочь ближнему, им это ничего не стоит — ни денег, ни сил, ни времени. Но, почему-то, так редко эту помощь оказывают у нас и так часто — у них. И это одна из причин, по которой, при всей любви к своей земле, так тяжело возвращаться…

 

 

 

 

…Пока я фотографировала канал, к мосту приблизилась яхточка, и участок моста стал подниматься. Мы многократно попадали на подобную процедуру и вынуждены были какое-то время ждать. Но это совершенно не раздражало. Наоборот, было даже интересно. Тем более что мосты разводятся на короткое время — примерно, как постоять у железнодорожного переезда.

 

 

 

…Выехав из города, покатили по плоским голландским дорожкам в сторону Эдама. Через поля, луга и крошечные деревеньки, мимо коров, овечек, каналов, домиков… Если существует где-то рай для велосипедистов, то определенно это он и есть. Практически в любую точку Нидерландов можно легко добраться по велодорожке — настолько здесь все продумано! Существуют даже специальные карты велодорожек по регионам. Но мы ими не пользовались, нам было достаточно навигатора и тех стоек с картами, которые есть практически на каждой развилке.

 

 

 

 

 

 

 

 

Периодически попадаются крошечные деревеньки, внутри которых нет отдельной выделенной велодорожки. В таких местах скорость для машин ограничивается 30км/ч. Даже если ты едешь просто по дороге, вероятность несчастного случая практически сведена к нулю. Потому что скоростной режим никто не нарушит!

 

…Вокруг такие чудесные домики, что хочется плакать от зашкаливающего умиления. Но большинство из них не попадает в кадр — ну невозможно же тормозить каждый 50 метров…

 

 

 

Наверное, ни для кого не секрет, что голландцы — очень закаленная нация. Они одеваются очень легко даже в холодную погоду, и так же легко одевают детей. Мне это страшно импонирует, потому что сама за зиму надеваю шапку всего пару раз, когда столбик термометра опускается ну уж слишком низко. Выезжая с утра из кемпинга, мы надели флисовые кофты, потому как было довольно прохладно. Но глядя на голландских велосипедистов, едущих сплошь в футболках и шортах, мы и себе разделись. И, оказалось, что так ехать очень даже комфортно…

 

 

 

 

 

…Кроме привычных для нас уток и лебедей, на лугах встречается масса других водоплавающих птиц.

 

…Мне хочется тормозить с фотоаппаратом у каждой птички и коровки, но так мы не доедем до Эдама и к вечеру. Приходится обуздывать свои порывы. Но вот здесь, возле этой милоты, я не могла не остановиться…

 

 

 

 

…А вот здесь держат не только обычных гусей, а и краснозобых казарок.

 

…Проехали через симпатичную деревушку Брук-ин-Ватерланд (Broek in Waterland). Она точно заслуживает того, чтобы немного по ней покататься. Но у нас на сегодня планировался довольно большой километраж, нужно было ехать чуть быстрее.

 

 

 

…В одной из деревенек по пути сделали небольшую передышку — очень уж понравилось место у воды. Ну как же, все-таки, живется в таких домиках, в тихой уютной деревушке, с практически собственным разводным мостом? Более умиротворяющий пейзаж сложно себе представить…

 

 

 

 

…Тут же заметили классную штуку, в которой велосипедисты могут пополнить запасы питьевой воды. Нажимаешь на кнопочку — и вода льется в бутылку. Ну как же здесь все продумано, даже до таких вот мелочей!

 

 

…А еще вот такая занятная штука — указатели… на воде. Для лодок.

 

Этот регион, по которому мы в тот день катались, называется Waterland. Точнее, это не регион, а община, включающая в себя Брук-ин-Ватерланд, Монниккендам, остров Маркен и еще несколько городков. Наверное, именно это и есть настоящая Голландия. И я очень рада, что нам удалось исследовать эти места на велосипедах…

 

 

…Потому что если бы мы ехали на машине, мы почти наверняка е заметили бы вот такие милые мини-магазины. Стоит такой столик среди чиста поля и вокруг на сотни метров — ни души. Там может быть все, что угодно: овощи, баночки с вареньем, декоративные кабачки, какой-нибудь хенд мейд… И ценник лежит рядышком. И копилочка стоит. Просто возьми, если что-то нужно, и оставь денежку. Такие штуки трогают до глубины души. И ты понимаешь, что у нас такое просто невозможно… Возле одного прилавка мы зависли на какое-то время, перебирая милые безделушки…

 

…Едем дальше, к Монникендаму, по берегу залива Гаувзе (Gouwzee). Нет, никогда еще мы не встречали такой приятной велодорожки. Ехать настолько легко, что, кажется, педали вращаются сами. И вообще, это лучшая велопрогулка в моей жизни…

 

 

 

 

 

…В Монникендаме сделали небольшой привал. Мы страшенно боялись оставлять велосипеды, так как начитались всяких страшилок. Но решили, что Монникендам все же не Амстердам, а потому привязали велосипеды на одной из улочек и пошли чуть-чуть прогуляться…

 

 

…Ну что за чудо, эти голландские городки! Какое удовольствие просто бродить по ним!

 

 

 

     

 

 

 

 

     

 

Мы сделали перерыв на кофе, а потом погуляли еще немножко…

 

 

 

     

 

 

…И покатили в сторону Эдама, завернув по пути на одну из сырных ферм.

 

 

…И снова пасторальные картинки с коровками, зеленой травой и мельницами. Голландская классика…

 

 

…А возле одного домика я просто «подвисла». Почему-то именно он произвел на меня самое неизгладимое впечатление. Я никогда не стремилась жить в частном доме, не было у меня такого острого желания. Но сидя на прохладной влажной траве, я отчетливо поняла, что хотела бы такой же. Впервые в жизни. Можно даже поменьше. Но чтобы с собственным каналом, зеленой лужайкой, цветами, петухом на крыше, огромными окнами и всем этим уютным ландшафтным декором. Пусть это будет теперь одной из моих многочисленных «мечт». Нечего, что несбыточных…

 

 

 

Наконец, мы добрались до Эдама, известного на весь мир благодаря одноименному сыру. Зная, что «дам» переводится с фламандского, как «дамба», несложно догадаться, что Эдам — это «дамба на реке Э». Да-да, вот такое вот смешное название у реки. Фермеры и рыбаки основали здесь поселение в далеком XII веке. К XVII столетию городок расцвел, благодаря судостроительной верфи. Кроме того, он был одним из главных торговых городов Голландии.

 

 

Эдам несказанно хорош и своей аутентичной архитектурой, и приятной, почти без туристов, пустотой улиц. Катим в сторону центра.

 

 

 

 

 

…Силы наши уже немножко поизрасходовались, поэтому решаем перекусить. У нас была с собой какая-то еда, но Дима хочет селедку. Ищем ее везде и не находим. Спрашиваем про селедку у продавца в одном из магазинчиков. Он отвечает, что в Эдаме мы селедки не найдем, есть она только в Волендаме. Но тут мы замечаем, что все туристы на лавочках жуют какие-то огромные бутерброды с сыром. Все правильно, в Эдаме нужно есть сыр! С XIV по XVIII век эдам был самым популярным сыром в мире. Сыр особо ценился в далеких колониях и во время морских путешествий, потому что он с течением времени вызревает, но не портится.

Конечно, нам тоже захотелось попробовать настоящего эдама. Мы зашли в один из магазинчиков и взяли по бутерброду с огромным куском сыра и прошутто, а так же оливки в дивном сладком соусе на развес. Усевшись на лавочку, мы съели все это с преогромным удовольствием. А потом пристегнули велосипеды и немного прошлись по окрестностям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Но пора было ехать дальше. Катим в сторону Волендама вдоль канала с домиками. Чудесные домики! И возле каждого — своя лодка или катер…

 

 

 

 

 

…В Волендаме, по пути к пристани, мы все-таки отыскали селедку и не смогли отказать себе в удовольствии ее съесть. Здесь она была не в булочке, как в Алкмаре, а просто порезанная кусочками.

 

…Волендам мне не понравился. Точнее, сам Волндам хорош, но атмосфера там в пик туристического сезона как-то не очень. Людей на набережной ТЬМА. Тяжело куда-либо протиснуться, особенно с велосипедом. После тихих умиротворяющих Эдама и Монникендама Волендам нас как-то совсем не зацепил. Желания там погулять, пройтись по набережной у нас вообще не возникло. Слишком много суеты. А тут как раз посадка на паром началась. Так что мы купили поскорее билеты, завезли велосипеды, уселись поудобнее и стали готовиться к отплытию.

 

 

 

 

…Паром отчалил и взял курс на остров Маркен, который, после строительства дамбы, превратился в полуостров.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проплыли мимо какого-то островка, похоже, искусственного. Встретили возвращающийся с острова паром…

 

 

 

 

 

А вот и Маркен показался…

 

 

 

Давным-давно Маркен был частью суши. Но в XIII веке его отделило от материка наводнение. Несколько веком остров находился практически в изоляции. Поэтому здесь сложилась своя, обособленная культура: особый диалект, обычаи, одежда. В 1957 году остров соединили с материковой частью дамбой, и он превратился в полуостров. Хотя деревушка Маркен и считается рыбацкой, в данный момент остров живет в основном за счет туристов.

 

 

 

 

 

 

Причалили, забрали велосипеды и сошли на берег. Здесь очень мило. И людей гораздо меньше, чем в Волендаме. Отчасти Маркен — это тоже музей голландского быта. Но при этом, все эти дома настоящие и жилые.

 

 

…Замечаем, что народ кучкуется возле прилавка. Здесь пекут и продают маленькие голландские оладушки пофферчьес (poffertjes) с самыми разными добавками: с сахарной пудрой, нутеллой, клубникой… Решили взять порцию для Маши, чтобы чуть-чуть подсластить ее не слишком удачный день.

 

 

…Едем кататься по деревеньке. При этом чувствуем себя уже почти голландцами…

 

 

 

 

 

 

…Время давно перевалило за полдень, а нам еще возвращаться. Но на острове Маркен есть место, которое притягивает меня, как магнит. Маяк! Он находится на противоположной стороне острова. До маяка ехать около 4 км и потом примерно столько же возвращаться до начала дамбы. Но кататься по Голландии настолько легко, что крюк в лишние 8 км меня нисколько не смущает. И мы едем. Как же чудесно было лететь по гладкой дороге среди бескрайних зеленых лугов. Такую изумрудную траву еще поискать!

 

 

 

 

 

А вот и маяк показался…

 

 

…Последний рывок — и мы у цели.

 

 

…Думаю, добираются сюда только велосипедисты и те, кто приезжает на остров машиной. Хотя машин мы там мало видели. Как хорошо, что мы все-таки сюда доехали. И маяк красивый, и место приятное. Люди отдыхают и на скамейках, и просто на траве, купаются…

 

 

     

 

 

 

 

 

 

 

 

Я не могу остановиться и перестать фотографировать маяк. Ну как остановишься, когда даже погода как по заказу: немного приглушенное солнце и живописные облака. Заберите у меня кто-нибудь фотоаппарат! )))

 

 

 

Ну и мы на фоне маяка, конечно. Счастливые до безобразия…

 

Ну, все, пора возвращаться. Как же жаль покидать это замечательное место! Но дорога назад тоже будет приятной. А как иначе, когда катишь по узкой дорожке, а с двух сторон от тебя пенится вода… И простор необъятный, и ветер. И ветряки-великаны…

 

 

 

И снова бесконечной чередой потянулись луга, домики, коровки… Едем практически без остановок.

 

 

 

 

 

 

 

На лугу встретили целое стадо диких гусей…

 

 

А это — один из многочисленных прекрасных кемпингов прямо у воды…

 

Постоянно встречаем огромное количество велосипедистов. Люди едут большими организованными группами и налегке, и с багажом — видно, что путешествуют уже не один день. Попадаются семьи с детьми и без, с велобаулами, всевозможными прицепами. Теперь я загадала себе еще одну мечту: не просто снова приехать в Нидерланды, а вернуться, чтобы отправиться в настоящий велопоход, объехать на велосипеде всю страну. Здесь это легко…

 

 

…Обратная дорога выдалась немного однообразной. И Дима под конец заскучал. А мне нравилось — настолько комфортно и легко было ехать. И те 65 км, которые мы сегодня накрутили, совершенно не ощущались…

 

 

 

 

 

 

 

…Вернулись в кемпинг около семи вечера, привязали «коней» к «коновязи», сходили в душ, приготовили ужин. Маша чувствовала себя уже хорошо. Особенно она повеселела, когда увидела оладушки с нутеллой.

Я даже не знаю, как передать вам ощущение, когда сидишь в шезлонге у палатки с бокалом вина, а вечерняя прохлада все сильнее окутывает тебя. Но надевать что-то теплое совершенно не хочется. А позади — насыщенный впечатлениями и приключениями день. И по телу разливается приятная усталость от здоровой нагрузки и сухого вина. И так хочется, чтобы этот вечер не заканчивался. Не так быстро, пожалуйста… Дай еще хоть чуть-чуть тобою насладиться…

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *